План-конспект открытого занятия «Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента»
план-конспект по теме

Зайцева Ирина Александровна 73

Народные промыслы сохранились в разных уголках Подмосковья. На занятиях объединения "Край родной" по теме: "Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента" обучающиеся узнают, как создают мастера свои произведения, познакомятся с приемами росписи и сами попробуют создать нарядные узоры по мотивам цветочного орнамента Павловопосадских мастеров. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие: «Введение в дополнительную образовательную программу Краеведение «Край родной»

Тема: «Деревянные наличники»

Организационный этап. Знакомство. (8 минут).

Дети заходят в кабинет и рассаживаются на стулья. Имена детей написаны на карточках и прикреплены на грудь.

Педагог. Приветствие. Ребята, здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Ирина Александровна, я работаю в доме творчества.

Знакомство. Игра: “Назови свое имя”.

Педагог. На занятие к вам я пришла не одна. Со мной пришел вот этот сказочный герой. Кто догадался кто это? Вы узнали его?

Обучающиеся. Это домовенок Кузя.

Педагог. Правильно. Вы, наверное, все знакомы с этим сказочным героем, а он с Вами нет.

Обучающиеся. Знакомятся, педагог с каждым ребенком знакомиться, подавая руку игрушки, ребята называют свое имя.

По окончании знакомства кукла остается на столе педагога.

Педагог. Вот мы и познакомились!

Ребята, я не случайно пришла к вам в гости с домовенком. Домовенок - это хозяин и покровитель дома. А родной край, в котором мы с вами живет можно назвать домом.

Внимание на экран.

Педагог. И вот такой предмет “Краеведение” изучает родной край - наш дом.

Природу: растительный и животный мир (звери, птицы, насекомые и т д). Культуру, традиции родного края”. Но для этого недостаточно одного только чтения книг. Ребята, а как вы думаете, как же можно изучать родной край?

Обучающиеся. Прогулки на природе, экскурсии в музеи, творческие работы.

Педагог. Молодцы! Давайте сейчас посмотрим, что вы можете узнать и чему научиться, занимаясь в нашем объединении? (презентация)

На занятиях по краеведению мы с ребятами:

- совершаем прогулки на природу, собираем природный материал и оформляем гербарии;

- посещаем значимые места нашего поселка;

- посещаем экскурсии в музеях;

- участвуем в мероприятиях посвящённым памятным датам;

- участвуем в мастер-классах;

- выполняем творческие работы в различных техниках:

- коллажи на разные темы;

- рисуем по темам занятия (например: выполняем эскиз по мотивам народной вышивки);

- эскиз народного костюма;

- работы из спичек (по теме убранство дома);

- работы из природных материалов;

- и другие творческие работы;

- участвуем в конкурсах нашего дома творчества.

Педагог. Ребята, вы познакомились с работой объединения краеведение “Край родной”, а теперь мы с вами отправимся в путешествие в «прошлое».

Когда-то наши предки украшали свои дома резьбой из дерева. Особенно были нарядны наличники окон. И сегодня мы поговорим именно о наличниках.

Наличники, служили декоративным оформлением окна.

Дом смотрел на мир окнами-очами.  

Наличники выглядели как драгоценная оправа.

- Давайте внимательно посмотрим на наличник.

Наши предки украшали свои изделия простейшими орнаментами.

- Из чего состоит узор наличника?

Круг изображал солнце. 

Круг с ромбом внутри, ромбы прямоугольники и ряды с небольшими отверстиями – землю. Волнистая горизонтальная линия – воду.

Так же в резьбе угадывается растительный орнамент и изображение птиц и животных.

- Итак, наличник украшен резьбой. С помощью, каких инструментов мастеру удается сделать такой рисунок? Попробуйте отгадать загадки нашего домовенка Кузи.

Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска.
(Пила)

Что за слово, угадай,
Части в нем — загадки:
Первая часть—нота «до»,
Вторая часть –игра «лото».
Целое встретится у столяра.
(Долото)

Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работе.
(Топор)

Нужны наличники для защиты окна от сквозняков. Они закрывают щель между стеной и окном. Резные узорчатые доски наличников оберегали, их переносили со старых домов на новые дома. А создавая новые, наличники следовали традиционным образам и формам. Так сохранялись народные традиции.  

Ребята, посмотрите, наш Кузя загрустил. Окна его домика не украшены наличниками. Давайте раскрасим наличники для домовенка. Мы с вами будем делать свои наличники, на бумаге. Используя карандаши и фломастеры. И пусть они будут такими, какими вы их придумаете сами.

Ребята, нам нужно с помощью карандашей и фломастеров раскрасить наличники и украсить ими фасад домика домовенка.  

Техника безопасности.

Педагог. Ребята помните, что мы должны аккуратно работать с карандашами и фломастерами, не размахивать ими. По окончанию работы все принадлежности положить на место. Убрать свое рабочее место.  

Текущий инструктаж.

Сейчас я вам раздам раскраски (приложение №1), фломастеры, карандаши. И вы можете приступать к заданию.

Обучающиеся раскрашивают изображения наличников (приложение №2), и наклеивают на цветной картон.

Педагог помогает учащимся, если у них возникли затруднения.

Педагог. Какие интересные и разные у нас получились наличники. И какой красивый фасад дома стал у дома нашего домовенка.

Завершающий этап. Подведение итогов занятия (8 мин.)

Подведение итогов занятия.

Педагог. А вы помните, что такое фасад дома?

Обучающиеся демонстрируют свою работу, объясняют смысл слов (фасад, наличники, резьба.) Дети задают вопросы, педагог помогает, направляет беседу, в ходе которой выявляется результат, поддерживается инициатива ребят узнавать что-то новое и их стремление к творчеству.

Педагог. Вот и закончилось наше путешествие. Мы многое смогли узнать и многому научиться. Молодцы ребята!

Педагог. Ребята! Завершить наше занятие я предлагаю следующим образом. Давайте скажем вместе друг другу: “Спасибо за приятное занятие!”.

Педагог.  А мы с “домовенком Кузей” хотим подарить вам небольшие сувениры на память о  встречи! (открытки с изображением наличников)



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Объединение «Край родной»

Педагог дополнительного образования Зайцева Ирина Александровна

группа №3 второго года обучения

возраст детей 8-9 лет - 12 человек

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 «Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки.

Искусство цветочного орнамента»

Дата проведения: 30 ноября 2015 года.

Место проведения: МУДО «Дворец  детского (юношеского) творчества»

Цель занятия:  Продолжать знакомить с творчеством павловопосадских мастеров, с искусством создания цветочного орнамента.

Задачи:

-продолжить знакомство с традиционными народными художественными промыслами Подмосковья;

-расширять представления обучающихся о городе Павловский Посад, о труде мастеров Павловопосадской платочной мануфактуре.

-формировать интерес к искусству оформления павловских платков и шалей;

-учить наносить изображение с помощью поролоновых печатей на картон;

-развить пространственное и образное мышление, память, воображение;

-воспитывать любовь к традиционным народным художественным промыслам.

Методы работы:

- объяснительно-иллюстративный;

- словесный;

- наглядный;

- практический. 

Современные педагогические технологии, используемые на занятии:

- педагогика сотрудничества;

- здоровьесберегающие технология;

- игровые технологии;                                                                                                                 - информационно-коммуникативные.

Оборудование:

- столы, стулья, магнитная доска, маркеры;

- цветной картон голубого цвета размером 25х25см;

- гуашевые краски;

- поролоновые печати;

- палитра;

- стаканчики с водой;

- салфетки.

Наглядные пособия:

-презентация «Павловопосадская платочная мануфактура»;

-дидактический материал «Познаем окружающий мир. Народные промыслы» автор-составитель Т. Куликовская;

-павловские платки и шали;

-иллюстрации с изображением павловского платка;

-рисунок педагога с изображением павловского платка;

-карта Подмосковья.

Уровень подготовки детей, их заинтересованность в работе.

На занятие «Край родной» обучающиеся второго года обучения. По теме «Народные промыслы Подмосковья. Текстильный край» в 2015 году проведено три занятия: «Распространение текстильного производства на востоке Подмосковья - Павловский Посад», «Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки». Обучающиеся узнали, что такое художественный промысел, какие художественные промыслы есть на территории Подмосковья. В кабинете «Край родной» на стенде представлен дидактический материал по теме «Народные промыслы Подмосковья». Ребята заинтересованы и увлечены изучением народных промыслов и традиционными способами их изготовления.

Ход занятия

1этап. Организационный. 2 мин.

Приветствие.

Представление педагога – ФИО, представление группы – название объединения, год обучения, возраст детей, представление гостей.

Тема и цель занятия.

2 этап. Вводная часть. 8 мин.

Правила техники безопасности.

Повторение пройденного материала. Вопросы по теме:

- «Что такое художественный промысел?»;

- «Назовите, какие художественные промыслы на территории Подмосковья вы знаете?»

- «Почему много лет художественные народные промыслы живут и не угасают?»

-«В каких изделиях народного декоративного искусства применяются цветочные композиции?»

3 этап. Основная часть. 30 мин.

Объяснение нового материала 20 мин.

   При помощи презентации «Павловопосадская платочная мануфактура», наглядного дидактического материала «Познаем окружающий мир. Народные промыслы», платков и шалей педагог рассказывает:

- когда и как начали создаваться павловские платки и шали;

- этапы работы мастеров-набойщиков;

- объяснение и показ педагогом практической работы для обучающихся.

Практическая работа 10 мин.

Обучающиеся наносят с помощью поролоновых печатей на картон изображение павловского платка. По необходимости, оказывается индивидуальная помощь.

4 этап. Заключительный. 5 мин.

Просмотр выполненных работ. Подведение итогов.

Вопросы:

- «От какого села получил название город Павловский Посад?»

- «Что означает слово «посад»?»

- «Покажите на карте Московской области город Павловский Посад»

- «Как называются набойные доски, с помощью которых раньше наносили рисунок на полотно?»

- «Назови характерный мотив рисунка павловских платков и шалей?

Уборка рабочих мест.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павлово-Посадская платочная мануфактура. Народные художественные промыслы России.

Слайд 2

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. Расположился город н а живописном правом берегу реки Клязьмы , по дороге к Нижнему Новгороду. Как платок, ты раскинулся, Павлов Посад. В палисадниках мальвы и розы, Все в ромашках луга и реки синева, А над Клязьмой кусты и берёзы. Здесь создали платки, и все краски земли Мастера положили на шали. И известны всем в мире цветные платки, А похожих отыщешь едва ли. Н.Снегина

Слайд 3

Умельцы из окрестных сёл спешили на Павловский базар. Павлово становилось торговым центром, местом, где из небольших крестьянских ремесел вырастало ткацкое производство. Старинное село Павлово славилось умелыми ткачами. Здесь ткали из шелка , из шерсти. Процветала торговля.

Слайд 4

В 1844 году Павлово и прилегающие деревни получили «звание» посада, то есть городского поселения торгово-промышленного характера. В это время здесь было уже 9 шелковых и 3 бумаготкацкие фабрики.

Слайд 5

В 1795 году крестьянин Иван Лабзин в селе Павлово открыл фабрику по выпуску шелковых платков. В середине 19 века его правнук Яков Иванович Лабзин и Василий Иванович Грязнов начали производство шерстяных платков с красочным набивным рисунком. В 1853 году ими был основан «Торговый дом», который торговал по всей России и за рубежом»

Слайд 6

Для платков выбирали самую тонкую овечью шерсть, из которой ткачи изготовляли различные виды полотна. Для печати рисунка применялись ручные шаблоны – цветки (из дерева) и манеры (из металла). Характерный мотив в рисунках павловских платков – растительный орнамент. Это розы, полевые цветы: маки, васильки, ромашки…

Слайд 7

По мере развития техники, с появлением печатной машины с рельефным рисунком, ручная набивка постепенно вытесняется. В наше время, конечно, платков ручной набивки вырабатывается немного, но и современные павловские платки делают с учетом старых традиций.

Слайд 8

В городе Павловский Посад есть «Музей истории русского платка и шали», где хранятся замечательные образцы народного декоративно-прикладного искусства ручной набивки, которые сделали мастера прошлого. Трудно указать музей народных промыслов России, где не было бы павловских шалей и платков.

Слайд 9

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила педагог Зайцева Ирина Александровна