"Детский театральный коллектив как объединение по интересам"
статья по теме

Пальцева Марина Юрьевна

В статье говорится о значении и функциях детского театрального творчества, его игровой основе, а также об особенностях организации детского театрального объединения и развитии личности в нем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский театральный коллектив

как объединение по интересам

        Современная театральная педагогическая концепция полностью основана на коллективном характере воспитания личности. Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков. Эффективность воспитания в коллективе определена его уникальной возможностью использовать все инструменты педагогического воздействия на человека при одновременном отражении этого влияния на весь коллектив. Вне коллектива становится невозможным тот уровень развития личности, который определяется совместным трудом, общением. Психологи установили, что существуют различия в протекании психических процессов у человека в условиях индивидуальной и совместной деятельности. Взаимный контроль и обмен информацией, появление новой вариантности, то есть обсуждения, не позволяют затухать процессу мышления. Даже молчаливое присутствие группы заставляет человека действовать более интенсивно и дисциплинированно. Естественная потребность подростка в обретении заинтересованного дружеского сообщества и в идентифицировании себя с ним находит поддержку в коллективной природе театрального творчества. Как правило, деятельность участника театрального коллектива намного шире только актерской деятельности. Она проявляется непосредственно в строительстве своего «театрального дома», в выборе драматургического материала для постановки, в разработке репертуарной линии коллектива, в воплощении авторского и режиссерского замысла, в создании не только своей роли, но и всего спектакля в процессе репетиций и показа его зрителям. Все эти стороны деятельности участников коллектива тесно взаимосвязаны, педагогически ориентированы и должны быть соответственно организованы.

       Собираясь вместе для постановки спектакля, ребята ставят перед собой такие задачи, которые заведомо не могут быть реализованы в одиночку. Их решение предполагает коллективные, согласованные действия. Общее увлечение процессом творчества воодушевляет, объединяет и цементирует коллектив.

       Процесс создания спектакля и роли выступает как средство развития, включения в  активную художественную деятельность и, как правило, изменяет человека. По мнению В.Л. Дранкова, в процессе изучения и освоения драматургического материала развиваются общие способности, в процессе его воплощения в сценической форме – специальные. Воспитанник приобретает навыки в изготовлении фонограмм, партитуры света, в подборе и изготовлении реквизита, костюмов, в оформлении спектакля.

       Спектакль – способ реализации личных интересов участников. В показе его зрителям эти интересы находят предметное воплощение. И в то же время спектакль – коллективное создание, направленное на конкретную и социально значимую цель. Таким образом, в процессе художественной деятельности происходит интеграция личного и коллективного, личного и общественного.

   Каковы же особенности детского театрального коллектива как художественного объединения?

  1. Самодеятельный коллектив основан на добровольных началах. Все его участники связаны только взаимным интересом к театральному творчеству, потребностью в общении, совместной работе. Ведущей целью выступает стремление к реализации своего творческого потенциала, самовыражению, нравственно-эстетическому духовному развитию, приобщению к искусству. Эти цели могут могут быть названы общими задачами коллектива, ибо подчинены главной педагогической цели – воспитанию личности.
  2. Участие в работе театрального коллектива не является главной деятельностью школьника, поэтому, как бы ни был высок уровень мастерства отдельных участников, их деятельность остается более значимой для ни самих, нежели для потребителей. В детском творческом объединении задача удовлетворения художественно-эстетических запросов решается, в основном, в отношении самих его членов.
  3. Общедоступность творческого коллектива. Это – единственная организация, где любой ребенок получает возможность реализации своей потребности в художественной деятельности вне зависимости от уровня образования и способностей.
  4. Самодеятельный театральный коллектив не регламентирован законодательными актами. В нем нет иных рычагов, кроме педагогических. Его участник не несет ответственности ни за дисциплину, ни за качество своего труда, и обеспечить высокий уровень его участия можно только на основе взаимной заинтересованности, тонкого, психологически точного отношения к личности.
  5. Детский театральный коллектив представляет собой объединение, где синтезированы основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, коммуникативная и художественно-творческая. Он является одновременно и учебно-воспитательным и художественно-практическим. Кроме того, он коллектив и рекреационный, так как участие в нем есть форма отдыха и развлечений воспитанников. Следовательно, это коллектив многоцелевой, многофункциональный.
  6. Важной чертой детского театрального коллектива является и динамизм его состава и деятельности. Если учебные коллективы (классы) имеют четкие сроки существования, стабильный состав, то здесь он может периодически меняться. Его обновляемость заложена в самой природе и условиях досуговой деятельности. Редкий коллектив на протяжении длительного времени выдерживает единую структуру учебной, образовательной, предметной деятельности. В одни периоды основное внимание уделяется обучению, в другие – работе над произведениями и т.д.
  7. Важной особенностью детского театрального коллектива является разнообразие возрастного и социального состава, что усложняет управление им и обуславливает необходимость постоянного внимания к подвижности интересов участников.
  8. Чувство товарищества, уважение в той высокой степени, какое может обеспечить управляемость, развиваются только в очень сплоченном, развитом коллективе.
  9. В условиях самодеятельного творчества специфична и роль руководителя детского театрального коллектива. Ведь он несет всю полноту ответственности за коллектив, нередко жизненно связан с ним. Он осуществляет всю многофункциональную деятельность в нем. И в этом смысле его нагрузка более тяжела, нежели у школьного педагога, общающегося с учениками в сравнительно узкой области.

Из перечисленных выше особенностей можно вывести тот круг функций, которые детское театральное творчество способно наиболее эффективно реализовать:

  • гносеологическую (своеобразно познавать действительность);
  • аксиологическую (своеобразно ее оценивать);
  • пропагандистскую (распространять различные общественные идеи);
  • гедонистическую (вызывать душевный подъем, особое наслаждение);
  • суггестивную (внушать определенный строй эмоций и мыслей);
  • просветительскую (выступать своеобразным «учебником жизни»);
  • эвристическую (активизировать и развивать творческие потенции личности);
  • коммуникативную (выступать в роли особого языка, своеобразного средства общения).

       Театр нужен школе как «кафедра идей добра и разума», но не только. Он нужен как праздник в детской жизни, как путь увлекательного, живого исполнительского творчества. Еще более четырехсот лет назад Я.А. Коменский настаивал на введении в учебных заведениях театральных представлений, видя в них «эффективное средство для изгнания душевной вялости и возбуждения живости». А Марк Розовский утверждает, что школьный театр – это «трамплин для прыжка в будущее, в неведомое».     Устойчивый интерес детей и подростков к театральному творчеству многие деятели искусства, известные педагоги, психологи видят в единой основе театра и игры, что дает возможность воспитанникам легко входить в этот жанр.

З.Я. Корогодский: «Театр близок детству... там увлеченность, воображение, изобретательность, энтузиазм – игра!»

Е.Ю. Сазонов: «Игра – одна из самых универсальных потребностей детей. В известном смысле все остальные потребности – в познании, в приобретении необходимых навыков, общении и т.д. – ребенок приобретает через игру; играя, познает мир. Свободно чувствуя себя в стихии игры, дети становятся смелыми, способными проявить наблюдательность, ум, чувство юмора».

В.Г. Велединский: «Игра – универсальное средство самореализации и активизации для любого возраста. Чувство творца и чувство праздника – две струны, которые обязательно должны звучать в душе участника театрального коллектива, чтобы обеспечить единство художественной деятельности и воспитания».

Имитация, ролевое поведение, свободная импровизация, эмоциональная выразительность, знаковая природа – все эти качества характерны и для игры, и для актерской деятельности.

       Театральное творчество и игру сближает и их самоценный бескорыстный характер.  Игра не приводит к созданию предметов потребления, материальных благ. Стимул игры находится в ней самой, ее смысл – свободное проявление жизненной активности человека, доставляющей ему радость.

       Именно разнообразие игровых форм способствует поддержанию устойчивого интереса к театральному творчеству. Вот что говорят сами воспитанники.

  • «Театральные занятия помогают мне чувствовать радость и грусть, выражать их в движениях и мимике. Театр – моя жизнь и игра».
  • «Мне нравится придумывать истории о предметах, сочинять про них загадки, стихи, а потом самой пробовать стать этим предметом».
  • «Театр для меня значит многое. Это воплощение неживого и ненастоящего в живое и настоящее. Это всегда большой всплеск эмоций! Театр – важная вещь, он может научить легче общаться с людьми».
  • «Мне нравится участвовать в комедиях, потому что там всегда смешно, а о смехе говорят, что он продлевает жизнь».
  • «Без нашего театра в жизни было бы очень скучно. Он приносит радость, учит нас быть умнее и не делать ошибок».
  • «Первая встреча с театром в гимназии вызвала у меня большие чувства: радость, удивление, интерес и хорошее настроение».
  • «Уроки театра дали мне не обычные знания, а потрясающие, фантастически интересные знания! Раньше этого не чувствовал».
  • «Здесь можно очутиться в любой загадочной стране, стать прекрасной царевной или бабой Ягой. С помощью игры можно проявить много разных чувств: нежность, гордость, любовь, ненависть».
  • «Наш театр – это окно в новый мир: интересный, смешной и сказочный».

       В процессе развития личности постоянно изменяются ее интересы. Одни из них выходят на первый план, другие отступают, меняется структура интересов, например, участник театрального коллектива может стремиться расширить свою деятельность в нем: не только играть роли в спектаклях, но и быть художником, гримером, осветителем. Может меняться отношение и к самой роли, становясь более творческим. Понятно, что деятельность таких более развитых участников станет глубже, активнее, стабильнее. Это и позволяет говорить о том, что развитие личности в детском театральном объединении есть развитие его интересов.

Список литературы

  1. Генкин П.Д. Роль интереса в развитии коллектива художественной

     самодеятельности. – СПб.: ВПШК, 1989.

  1. Программа по созданию условий для воспитания школьников в Санкт-Петербурге. - http://www.gou515.spb.ru/files/Programma_Vospitaniya.pdf
  2. Театральная самодеятельность: вопросы организационной и воспитательной работы (сост. В. Г. Велединский. – Л.: ВПШК, 1990г.
  3. Художественная педагогика в любительском творчестве: Сборник научных трудов/сост. Велединский В.Г. – СПб: СПбГУП, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для проведения занятий по теме "Воображение" в детской театральной студии

Рекомендации основаны на 20летнем опыте. В приложениях - план-конспект Открытого занятия, а также некоторые упражнения...

Открытое занятие по актерскому вокалу в детском театральном коллективе

План-конспект открытого занятия по актерскому вокалу в средней группе Образцового детского театра....

Критерии отбора детей в детский хореографический коллектив.

Правильно определить способности и возможности детей для успешного обучения их хореографии непросто. Руководитель должен увидеть в каждом ребенке потенциального танцовщика, строя свой прогноз по факту...

"Детское объединение по интересам как способ интеграции общего и дополнительного образования в условиях информационно-образовательной среды"

Целью работы является рассмотрение вопроса интеграции общего и дополнительного образования в сельской школе в современной информационно-образовательной среде....

Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении

Педагогом детского театра накоплен некоторый опыт по формированию команды единомышленников, по созданию сплоченного коллектива в театральной студии. Кратко изложены формы работы, которые традиционно и...

Работа педагога по формированию коллектива в детском театральном объединении

В статье кратко изложены некоторые формы работы педагога дополнительного образования по формированию сплоченного коллектива, единой команды игроков в  театральном коллективе Дома детского творчес...