Методическая разработка "Начальное техническое творчество как метод семейного воспитания детей"
методическая разработка на тему

Вершкова Елена Ивановна

В  данной методической разработке показывается, как организовать интересный и развивающий досуг, организовать предметную деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы учить его чувствовать радость познания мира через созидание, а не через разрушение. Разработка адресована родителям, воспитателям, педагогам г ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vershkova_metodich_razrab.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е. Вершкова

Начальное техническое творчество как метод семейного воспитания детей

Детская жизнь – это труд познания мира. Познание лучше всего происходит через деятельность. Чтобы познать «ЭТО», надо с «ЭТИМ» что-то сделать. Как любят ломать свои игрушки самые активные маленькие исследователи! Ломать, чтобы познать, чтобы увидеть, что там внутри. Все мы любим то, что знаем, понимаем, то, во что вложили часть души. Но дети подрастают, и важно дать им в предметной деятельности почувствовать радость познания мира через созидание, а не через разрушение. Через созидание окружающего мира—предметного мира, через созидание социума—своих отношений с людьми, с близкими, и самое главное, через созидание самого себя как человека – творца.

Цель данной методической разработки – помочь родителям, воспитателям, педагогам организовать интересный и развивающий досуг ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Психологи утверждают, что 6-12 лет сенситивный возраст для «делания руками», развития интереса к прикладному и техническому творчеству. На занятиях по начальному техническому творчеству дети учатся именно этому – создавать игрушки, поделки, сувениры из самого простого и доступного для них материала – бумаги. Учатся заполнять свой досуг полезной и интересной деятельностью, учатся общению со сверстниками в новой для себя обстановке, учатся уважать себя как человека – творца, человека – созидателя.

Если Вы зайдете к нам на занятие, то сможете побывать вместе с нашими ребятами и на планете «Куб», и на планете «Цилиндр», и на других «планетах», фантастических жителей которых придумали сами ребята. А работа детей младшего возраста  «Пальчиковый театр» на городской выставке получила диплом второй степени. Это особая работа, о которой хочется рассказать подробней.

Идея пальчикового театра не нова. Просто мы решили, что героев театра вполне можно сделать не из традиционных папье-маше или ткани, но и из нашей любимой бумаги. Тем более что можно было использовать симпатичные обрезки цветной ксероксной бумаги, имевшиеся у нас в избытке. Но после того, как появились первые герои, стало ясно, что «пальчиковый театр» - это не тема одного, двух занятий. Это отдельная педагогическая технология. Здесь заложены богатейшие возможности для педагога. Приведем только один пример. Как трудно детям выразить свои чувства и мысли, если надо, предположим, поздравить  товарища с днем рождения. С такой ситуацией встречаются и педагоги и родители. Но как все становится просто и интересно, если надо говорить не от себя, а от того симпатичного зайчика или лягушонка, которого ребенок надел на пальчик.

Кроме всех других плюсов этого метода он обладает еще одним достоинством: он приобщает детей к самостоятельному творчеству. Так, за счет приобщения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к самостоятельной работе с цветной бумагой, этот метод может быть использован учителями начальной школы на уроках труда и во внеклассном общении, воспитателями групп продленного дня, а также родителями, ищущими, как интересно и с пользой провести свой досуг с детьми.

Суть методики составляет комплексный подход к детскому творчеству. Не просто дать детям очередную новую игрушку или забаву, а предложить им самим, своими руками подготовить себе  занятие, которое может быть востребовано в любой момент по самым разным поводам. Ведь ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР - это замечательное занятие для детей любого возраста, которое объединяет в себе и увлекательную игру, и возможность заняться развитием детских способностей. Ни для кого не секрет, что они - эти способности, напрямую зависят от развитости моторики пальцев ребенка. Для того чтобы «оживить» персонаж сказки, надо активно работать руками. А если попросить ребенка сыграть сказку за двоих, да еще одной рукой, тогда работать будут все пальцы, даже безымянный и мизинчик. А это, оказывается, наиболее ценно для того, например, чтобы ребенок писал грамотно.

На этапе создания персонажей театра, героев любимых сказок или абстрактных героев ролевых игр, дети учатся аккуратности, точности, усидчивости, развивают воображение и вкус, эмоционально переживая рождение каждого персонажа. На следующем этапе - этапе игры в театр могут решаться самые разные задачи воспитания и обучения:

  • для воспитателей групп продленного дня это может быть задача сплочения группы, заполнения досуга детей полезной деятельностью,
  • для учителя начальной школы - задача обучения навыкам общения, умению высказать свою мысль и выслушать другого,
  • для родителей это может быть возможность дать ребенку высказаться, «спрятавшись за маску» своего героя после какого-либо конфликта, пережив ситуацию заново в ролевой игре.
  • для всех, кто хочет развивать детское воображение -  это возможность включить в традиционную сказку «лишний» персонаж или придать знакомому персонажу неожиданные черты характера (например, простодушная лиса или свирепый заяц), что  может стать замечательным способом оживления детской фантазии.

 И еще один совет. Не старайтесь создавать определенные декорации для каждой сказки или ролевой игры. Это уже долгий и трудоемкий процесс. Здесь пусть поможет детское воображение и «теремком» или просто домиком может стать пустая коробка или перевернутый стул. Тогда весь Ваш театр будет необычайно компактным, в небольшой коробочке могут уместиться десятки самых разных театральных героев.

Приведем пример обыгрывания популярного персонажа многих детских сказок - зайчика. Для создания персонажа нам потребуется цветная бумага (очень хороша двусторонняя ксероксная, но можно покрасить белую в нужный цвет), клей ПВА, карандаш, кусочек прозрачной пленки или кальки  и ножницы. Можно воспользоваться фломастерами, если не захочется выполнять изображение мордочки в технике аппликации.

Конечно, все зайчики сделаны будут по одному шаблону. Но какие же они все разные! Есть грустные и веселые, есть взрослые и зайчата, есть мальчики и девочки. Предложите маленькому автору рассказать о характере и настроении  своего героя. Следующий раз ребенок задумается об этом уже в процессе создания или даже проектирования.

Кто-то уже закончил работу, кто-то еще доклеивает детали. Пусть те, кто справился с работой, разыграют сценку встречи и знакомства двух  зайчиков. Не надо просить сразу  сыграть сказку. Для ребенка это достаточно сложное задание. Пусть дети просто поздороваются и попрощаются, не повторяя друг друга. «Здравствуйте» - «Добрый день», «До свидания» - «Всего хорошего». К сожалению, многие в наше время не слышат таких простых слов ни дома, ни в школе. Пусть пока они не станут произносить их при встречах со сверстниками, но в подсознании на будущее они останутся. А это уже немало для воспитания настоящего петербуржца.

А  теперь усложним задачу. Договоримся, что зайчика надо надеть не на указательный, а на безымянный пальчик и сделать простую «гимнастику» под «раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». Когда героев прибавится, можно надевать сразу двоих на пальцы одной руки, стараясь не задействовать большой палец, и делать такую «гимнастику» в противофазе. На первых порах это будет достаточно сложно, но это преодоление сложности и развивает.

Но вот мы наигрались с зайчиками и теперь хотим сыграть сказку «Теремок». Нам понадобятся еще мышка, лягушка, лисичка, волк и медведь. Образцы именно этих персонажей мы  даем в приложении. При внимательном их рассмотрении понятно, что все они делаются по одному шаблону. Меняется только форма ушек, лапок,  хвоста, и аппликация «мордочки». Дети из группы объединения «Начальное техническое творчество» смогли «изобрести» множество персонажей от пчелки до слона и крокодила.

Дерзайте! Придумывайте свои сказки, придумывайте своих героев! Учите их двигаться, говорить, общаться, и Ваши дети будут заняты самой разносторонней и очень полезной деятельностью. В наше время дефицита семейного общения, дефицита ИГРЫ пальчиковый театр может стать хорошим методом семейного воспитания, объединяющим и детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Стили и методы семейного воспитания".

В данной разработке рассматривается роль семьи в становлении личности ребенка, раскрывается влияние родительско-детских отношений на этот процесс,  даётся характеристика наиболее распростра...

методы семейного воспитания

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.Целью семейного воспитания является формирование таких качеств л...

Стили и методы семейного воспитания

Доклад на родительском собрании...

Детское техническое творчество. Развитие творческих способностей у детей

Детское техническое творчество - важная составляющая общеобразовательного процессо в современном образовании.Как сделать техническое творчество интересным....

Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время экономические и социальные программы государства направлены на всестороннее восстановление и развитие духовных ценностей семьи, укрепление её материальной основы.Семейное воспитание ...

Методическая разработка «Семейное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Воспитанники интернатного учреждения, которые провели большую часть своей жизни в детском доме, мечтают поскорее покинуть его стены, мечтают о самостоятельной жизни, о создании своих собственных очаго...