"Как учить читать"
методическая разработка на тему

Кузина Татьяна Михайловна

Данные методические рекомендации предназначены как для педагогов ДО, так и родителей, детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_uchit_chitat.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Кузина Т.М., методист, педагог дополнительного образования творческого объединения «Лицей АБВГДейка» отдела гуманитарного образования ЦВР «Академический»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений

«Обучение дошкольников чтению»

    «Чтение – это окошко,

через которое дети

 видят и познают мир

и самих себя»  

В.А. Сухомлинский

        Ребёнок учиться читать…Это целый период развития маленького человека. В какие сроки и с какими результатами пройдёт он эти свои первые шаги? Педагоги дополнительного образования и воспитатели дошкольных учреждений немало сил и подлинного мастерства отдают этому благородному делу, ведь через умение читать происходит поистине самопознание ребёнком окружающего мира и его действительности.        В раннем дошкольном возрасте дети без особого труда могут усвоить буквы русского алфавита и складывать их в простые слоги, если педагогами и воспитателями правильно организован образовательный процесс, включающий в себя игру и практическую деятельность, значительно повышающих умственную работоспособность и вызывающих положительные эмоции у детей, сохраняя на длительное время живость реакции и развитие детского воображения.

С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая трудную задачу усвоения букв русского алфавита.

Учитывая особенности раннего дошкольного возраста, были созданы методические рекомендации для проведения занятий с детьми  3,5-4 лет. Ознакомившись с ними, вы получите полезные советы по обучению и закреплению букв русского алфавита, учитывая физиологические и психические особенности детей раннего дошкольного возраста.

        Методические рекомендации включают:

  • обучающие игры для детей 3.5-4 лет;
  • методику усвоения и закрепления букв русского алфавита, основанную на игровой деятельности раннего дошкольного возраста;
  • лексический материал, включающий однозначные и многозначные слова, расширяющие объём словарного запаса детей: загадки, скороговорки, пословицы, считалки, детские потешки, короткие стихотворные фразы;
  • рекомендуемый наглядный дидактический материал: разрезные картинки с буквами из «Азбуки», набор предметных картинок с изображением животных, насекомых, растений, предметов бытовой техники и быта, касса букв русского алфавита, детские игрушки, карточки игры «Лото», наборное полотно «Поезд», макет цветной пирамиды, электронные презентации к играм;
  • рекомендуемый дидактический материал игры;
  • правила обучающих игр;
  • примечания, освещающие различную специфику дидактического игрового упражнения (правильное произношение изолированных звуков; чёткое выделение с помощью просодических компонентов речи (голоса, интонации, тембра) соответствующих звуков, необходимых для фонетического (звукового) и фонематического (слухового) анализа и синтеза в простых и сложных словах, предложениях, стихотворных фразах, небольших фрагментах текстов);
  • правило детской считалочки.

В эти рекомендации вошли: игры, игровые упражнения со звуками, различный наглядный дидактический и лексический материал, способствующий более лёгкому, без особого труда, усвоению малышами букв русского алфавита.

В играх со звуками уделяется серьёзное внимание развитию детского артикуляторного аппарата, фонематического слуха, слухового восприятия, внимания и памяти.

Игровые упражнения на развитие фонематического слуха включают: умение слушать, различать звуки, из которых состоят отдельные слова, собранные в рифмованные фразы; умению отличать одни речевые звуки от других сначала в изолированной позиции, потом в словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворных фразах и фрагментах текста.

Рекомендуя игры, направленные на различение звуков, мы учитывали особенности раннего дошкольного возраста детей. Так как дети в этом возрасте пока ещё не осознают звуковое и слоговое строение слова, поэтому они пока и не умеют производить полный анализ слова: ведь в жизни встречаться с этим им не приходилось. Вместе с тем в недалёком будущем изучение звуковой структуры слова в школе потребует от ребёнка уже сформированного восприятия звучащей речи, развитого слухового внимания и фонематического слуха, знаний о звуковом строении слова. Овладеть этим не просто, поэтому важно прийти на помощь ребёнку ещё в раннем дошкольном возрасте, постепенно подготовить его к предстоящей работе, воспитать у него чуткость к звучащему слову, дать первоначальные представления о слове, его звуковой и слоговой структуре.

Используя материал методических рекомендаций в педагогической практике, педагоги и воспитатели смогут решать такие задачи, как: активизация логического мышления детей, процесс формирования одного из главных видов деятельности в раннем дошкольном возрасте -  игры, которая в дальнейшем станет базой начального школьного обучения.

Дидактические игры .

«Узнай, кто какие звуки издаёт?»

Дидактический материал игры: набор картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз (Можно подобрать другие картинки.); касса пройденных букв или картинки с буквами из «Азбуки»; электронная презентация с картинками и буквами; наборное полотно; доска.

Правило игры: педагог или воспитатель показывает картинку, вешает на доску, дети называют изображённый на ней предмет. Детям задаётся вопрос: « Как жужжит жук?»; « Как шипит змея?»; « Как звенит пила?» и т. п. Дети озвучивают изображённый на картинке или экране предмет одним звуком и, по очереди, выбирают карточку с нужной буквой из кассы букв или картинку с буквой из «Азбуки» и вешают на доску под картинку. На экране возникает изображение нужной картинки с буквой.

«Чей голосок?»

Дидактический материал игры: касса пройденных букв или картинки с буквами из «Азбуки», электронная презентация с картинками и буквами; наборное полотно.

Правило игры: педагог или воспитатель произносит один звук, а дети должны угадать, чей это голосок и выбрать карточку из наборного полотна с нужной буквой из кассы букв или картинку с буквой из «Азбуки». На экране возникает изображение нужной картинки с буквой.

«Новогодние флажки»

Дидактический материал игры: разноцветные флажки, на обороте которых написаны изученные буквы; шнур для нанизывания флажков; электронная презентация с картинками и буквами; стол.

Правило игры: Флажки с буквами раскладываются на столе. Каждый ребёнок берёт по одному флажку и называет две буквы, если  буквы названы верно: на экране возникают изображения нужных картинок с буквами. Воспитанник нанизывает флажок на шнур. Если буквы названы неверно: флажок откладывается в сторону. Игра заканчивается, когда на шнур повешены будут все флажки.

Примечание: количество флажков зависит от количества изученных букв, буквы на флажках могут повторяться.

«Вертолина»

Дидактический материал игры: касса пройденных букв или картинки с буквами из «Азбуки»; электронная презентация с картинками и буквами; волчок со стрелкой; стол.

Правило игры: пройденные буквы или картинки с буквами из «Азбуки» раскладываются на столе по кругу  обратной стороной, в центр круга ставится волчок. Дети  по очереди раскручивают волчок. На какой карточке останавливается стрелка, та карточка  открывается и называется, если буква названа верно: на экране возникает изображение нужных картинок с буквами. Если буква названа неверно: карточка кладётся обратной стороной в  круг. Игра продолжается до тех пор, пока не будут раскрыты все карточки с буквами.

«Угадай, какой звук?»

Дидактический материал игры: касса пройденных букв или картинки с буквами из «Азбуки»; электронная презентация с картинками и буквами; карточки с короткими стихотворениями, в которых часто повторяется один и тот же звук; наборное полотно;

Правило игры: на наборное полотно выставляются карточки с буквами или картинки с буквами из «Азбуки». Педагог или воспитатель читает стихотворение. Дети называют звук, который чаще всего слышат и выбирают, по очереди, карточку с нужной  буквой. Если буква названа верно: на экране возникает изображение нужных картинок с буквами.

Примечание: при произнесении стихотворения рекомендуется выделять голосом и интонацией повторяющийся звук.

Лексический материал:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Звук – с)

Зоиного зайку зовут Зазнайкой. (Звук  - з)

Ученик учил уроки – у него в чернилах щёки. (Звуки – ч, у)

Мороза моржи не страшатся: моржи на морозе резвятся. ( Звуки – р, м)

Про пёстрых птиц поёт петух: про перья пышные, про пух. ( Звук – п)

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга -  ни шага. ( Звук – г)

Белый снег, белый мел, белый заяц - тоже бел. ( Звук – б)

Скажи потише: «Шесть мышат», - и сразу мыши зашуршат. (Звук – ш)

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. ( Звук - щ)

Кот копеек накопил: кошке козочку купил. ( Звук – к)

«Считалочка»

Дидактический материал игры: касса пройденных букв или картинки с буквами из «Азбуки»; детские игрушки; цветные фломастеры; карточки с детскими потешками, считалками, скороговорками; стол; электронная презентация с картинками и буквами.

Правило игры: игрушки на столе рассаживают в один ряд или по кругу, напротив каждой игрушки кладут по 1-2 карточки с изученными буквами, с оборотной стороны. (Количество карточек зависит от количества детей.) Сначала педагог или воспитатель на примере одной считалки объясняет и показывает, как правильно считаться. (Слова в считалочке делятся интонационно по слогам – на каждую карточку попадает один слог.) Дети выбирают по одному цветному фломастеру и, по очереди, повторяя слова считалочки за педагогом или воспитателем, указывают фломастером на карточки. На какой карточке останавливается считалочка, та карточка открывается и произносится соответствующий звук. Если буква названа верно:  на экране возникает изображение нужных картинок с буквами. Если буква названа неверно: карточка кладётся обратной стороной на место, перед игрушкой. Игра продолжается до тех пор, пока не будут раскрыты все карточки с буквами.

Примечание: рекомендуем детям произносить вслух по 1-2 слова в одной строчке  считалочки. Педагог или воспитатель следит за чётким проговариванием слогов детьми и их «шагами» фломастерами по карточкам.

Лексический материал (считалочки):

Сон, сон – пересон,

Сели в лодку пять персон:

Сом, севрюга, три селёдки –

Вылезайте все из лодки!

Постарел усатый сом,

Поселился под мостом.

И с крючков у рыбаков

Он таскает червяков.

Сом хитёр, а ты умён –

Выходи из круга вон!

Кашку кушали из чашки –

Не доели ложку кашки.

В этой чашке, в ложке кашки,

Утонули две букашки.

Шепчет кошке петушок:

 - Видишь пышный гребешок?

Шепчет кошка петушку:

 - Шаг шагнёшь – и  откушу!

Один, два, три, четыре, пять –

Будем мы слова считать:

Зайка, зонтик, ваза, змей –

Сосчитай-ка их скорей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся читать с Гарри Потером

Цель данной работы - предложить один из эффективных путей по развитию и активизации  коммуникативных умений уч-ся. В Приложении к данной работе я предлагаю  материал для работы по одно...

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

Учимся читать на английском языке

О приёмах обучению чтению на английском языке...

Презентация "Учимся читать по- немецки!"

Для разнообразия и облегчения работы над техникой чтения  можно использовать рифмовки, которые помогают детям быстро и легко усвоить основные правила чтения. В результате скучная работа по механи...

Урок 36-37_Учимся читать

Урок 36-37_Учимся читать к УМК Биболетова...

Урок 38-39_Учимся читать

Урок 38-39_Учимся читать...

Урок 40-41_Учимся читать

Урок 40-41_Учимся читать...