Кружок "Истоки"
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Поплавская Наталья Геннадьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Истоки» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции ее гуманизации: максимального учета потребностей региона, личностных интересов и направленности личности учащихся при условии сохранения единого образовательного пространства. Рабочая программа составлена на основе рабочей образовательной программы факультативного курса «История Донского казачества» учителя истории Сидоровой Т.А.Она отвечает регионально-территориальному спросу на содержание образования, удовлетворяющее интерес к историческим корням и духовной культуре родного края. Предлагаемый факультативный курс решает основные задачи исторического образования в областях: 1. Удовлетворения интереса учащихся в области истории своего края. 2. Более глубокого изучения истории России через изучение истории казачества и его традиций. 3. Характеристики наиболее важных проблем возрождения казачества, его культуры и самобытности. 4. Развития исторического мышления обучающихся. 5.Воспитания современного исторического сознания, расширения кругозора, формирования мировоззрения детей. Программа факультативного курса «Истоки» предназначена для учащихся 6 классов в объеме 2 часа в неделю. Программа факультативного курса «Истоки» конкретизирует содержание требований регионального компонента государственного стандарта по истории для основной школы, дает распределение часов по разделам курса и устанавливает последовательность изучения тем и разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, планируемые результаты обучения при прохождении курса «Истоки», основное содержание рабочей программы с распределением часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем, работы над проектами, информационно-методическое обеспечение. К программе прилагается календарно-тематическое планирование. Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути развития донского казачества в рамках общего развития России, судьбах населяющих донской край народов, основных событиях и крупнейших деятелях донского казачества. Отбор материала осуществлен с учетом потребности в воспитании чувства патриотизма и гражданских качеств обучающихся. Этот курс призван содействовать формированию личностного отношения к истории донского казачества как части российского общества. Распределение материала построено таким образом, чтобы стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории казачества и истории своей Родины. 1.1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА КОМПЕТЕНЦИИ Общеучебные 1. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) 2. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. 3. Формировать умения и навыки публичных выступлений, самостоятельного поиска информации, анализировать различные источники. 4. Формировать коммуникативные навыки: умение работать в группе, вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения. 5. Широкое использование мультимедийных ресурсов, компьютерных технологий, средств сети Интернет для получения, обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов работы. Региональные 1. Освоение знаний по истории и проблематике донского казачества от его возникновения по сегодняшний день. 2. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения исторических знаний с использованием различных источников информации, прежде всего компьютерных. 3. Развитие практических умений по сбору материала, его обработке в ходе работы над проектом «Родная сердцу казачья сторона». ЗАДАЧИ КУРСА: • дать обучающимся целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа; • сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися традициями казачества; • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона; • пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи; • развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале; • развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории казачества; • создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры; • формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и события прошлого и настоящего. Ожидаемые результаты:  расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае;  обогащение личного опыта общения детей;  ориентация на общечеловеческие ценности;  уважительное отношение к истории и культуре родного края. Календарно –тематическое планирование № Наименование раздела Количество часов Сроки 1 С чего начинается Родина? 5 15.09-29.09 2 Символы Ростовской области. 4 02.10-13.10 3 Жизнь и творчество М. А. Шолохова. 5 16.10-30.10 4 Казаки –люди вольные. 17 03.11-22.12 5 Казачий фольклор. 19 25.12-16.03 6 Казачьи и русские национальные игры. 10 19.03-20.04 7 История культуры и основы православия. 9 23.04-28.05 Условия реализации программы. Учебная программа по курсу реализуется через разные формы работы: увлекательные и интересные экскурсии, организации совместных мероприятий, поездок, экскурсий, встреч, бесед, рассказов. В программу включены аудиторные занятия и экскурсионные поездки. В процессе освоения программы происходит углубление знакомства с историей родного края. Оно перерастает у учащихся в первые попытки самостоятельной исследовательской познавательной и в то же время творческой деятельности. Перечень учебно-методического обеспечения. 1. Андрианов В.И., Терещенко А.Г. Памятники Дона. Ростов-на-Дону, 1981. 2. Астапенко М.П. История Дона и донского казачества. Издательство БАРО-ПРЕСС, 2005. 3. Астапенко М.П. Край Донской казачий. Ростов-на-Дону, 1994. 4. Астапенко М.П. Краткое пособие по истории Донского края. Ростов-на-Дону, 1995. 5. Астапенко М.П. Остается вечно монументом. Ростов: Книжное издательство, 1983. 6. Астапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994. 7. Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI в.: Учебник для 5-6 класса. Ростов-на-Дону, 2006. 8. Волошинова Л. Легенды Танаиса и Меотиды. Ростов-на-Дону, 1997. 9. Гегузин И.М. Страницы ростовской летописи. Ростов-на-Дону, 1983. 10. Горшков С.И. Овчаренко И.В.. Донской гвардейский. Ростов-на-Дону, 1985. 11. Гурвич С.С. Они были на Дону. Ростов: Книжное издательство, 1981. 12. Данцев А.А. Великие сыны Дона. Ростов-на-Дону, 1985. 13. Демешина Е.И., Хмелевский К.Л. История Донского края. Ростов: Книжное издательство, 1983. 14. Донские страницы. Сборник. Ростов: Книжное издательство, 1983. 15. История казачества Дона. Учебное пособие для 5-6 классов средней школы. Ростов-на-Дону, 1993. Список рекомендуемой литературы 1. Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. Калининград, 1995. 2. Бреэре И. Казаки. М., 1992. 3. Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 1995., т. 1 – 3. 4. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. М., 1997. 5. Воскобойников Г.Л. Казачество в русско-японской войне (1904 – 1905 гг.). Научная библиотека РГУ. Ростов-на –Дону, 1995. 6. Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. М., 1994. 7. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). М., 1995. 8. Гордеев А.А. История казаков. М., 1991 – 1992, т. 1 – 4. 9. Гордеев А.А. История казачества. М., 2007. 10. Игнатьев Б.Б. Развитие системы управления казачьих войск России в конце XIX – начале XX вв. М., 1997. 11. Казачество. Энциклопедия/под. ред. А.П.Федотова. М., 2003. 12. Когитин В.В. Русские люди Волжского понизовья. (Материальная и духовная культура астраханских казаков). Волгоград, 1993. 13. Мамонов В.Ф. История казачества России. Екатеринбург – Челябинск, 1995. 14. Никитин Н.И. Служилые люди в Западной Сибири XVII в. Новосибирск, 1980. . 15. Худобородов А.Л. Вдали от Родины: российское казачество в эмиграции. Челябинск, 1997. 16. Якаев С.Н. Одиссея казачьих регалий. Краснодар, 1992. 17. Гордеев А.А. “История казачества” М. Вече 2006 18. Журнал “Родина” Казаки. Спецвыпуск. 5-2004 г. 19. “Казачество – щит Отечества” М. Издат. дом. ТОНЧЦ,2005 г. 20. Леонтьева Г.А. “Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров” М. П. 1991 г. 21. Савельев Е.П., Фоменко А.Т. “Древняя история казачества” М. Вече 2004. 22. Степанченко В.И., “Казачьему роду нет переводу”. С- П. 2001 г 23. Степанченко В.И. “Боевое искусство. Крепость духа и тела в истории казачества и российских единоборств” ж-л “Ямальский меридиан” 6-2006 г. Сайты: 24. www.fstanitsa. ru 25. zaimka.ru.kazaki 26. www.cossackweb.com