Программа кружка "Личность.Карьера.Успех"
рабочая программа (9 класс) на тему

Закора Валентина Викторовна

Программа обучения в кружке «Личность. Карьера. Успех» ориентирована на развитие у ребенка социально значимого комплекса важных навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющему продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_kruzhok.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Утверждена решением педсовета

протокол № 1 от 30.08.13 г.

Директор МАОУ СОШ № 4 г. Курганинска

___________________ О.В. Чаушник

Личность. Карьера. Успех

программа кружка по обществознанию

авторская программа

Возрастное предназначение: учащиеся 8-11 классов

Срок реализации: в течение учебного года

Автор: Закора В.В.

Название города:  г.Курганинск Краснодарского края

Год разработки программы: 2011 г.

Личность. Карьера. Успех

Пояснительная записка

Программа обучения в кружке «Личность. Карьера. Успех» ориентирована на развитие у ребенка социально значимого комплекса важных навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющему продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Цель

- расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;

- развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Задачи

- научить  учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям;

- способствовать  развитию желания  работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны;

-формировать культуру самопознания, самовоспитания, саморазвития.

         Кружок «Личность. Карьера. Успех» создан для того, чтобы помочь учащимся 9-11 классов осознать необходимость личного  выбора из нескольких вариантов поступков или поведения в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.

  Программа кружка рассчитана таким образом, чтобы у школьников была возможность сформировать первичные умения анализировать любую социальную  ситуацию и способствовать познанию своего характера, своих достоинств. Эти навыки дадут возможность адекватно оценивать себя, свои способности и потенциал в будущем. Они также являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

Развитие навыков работы с информацией  позволит учащимся  свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации, объективно анализировать и систематизировать информацию любого вида. Владение навыками решения проблемных ситуаций позволят грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению, как сложных жизненных проблем, так и производственных ситуаций.  Развитие креативности   будет способствовать нестандартно решать различные задачи в любом виде деятельности.

Каждая тема состоит из  5 занятий. Формы занятий разнообразны. В конце каждого занятия учащиеся получают творческие задания. Ребята учатся обсуждать, искать пути активного преодоления препятствий. На каждом последующем занятии происходит анализ выполнения творческих заданий.

 

Содержание

Тема 1        Человек и общество

Занятие 1     Личность. Карьера. Успех.

 Философия успеха. Что такое успех? Вводное занятие.  

                           

Занятие 2       Кто я? Какой я? 

 Характер и темперамент  человека.

Эмоции и чувства. Черты характера.

Занятие 3       Познай себя сам. 

Что такое самопознание.  

Чем познание себя   отличается от других объектов.  

Самооценка. «Я – концепция»

                           

Занятие 4        Жизненные ценности в свободном обществе.  Мировоззрение, убеждение, вера.

Что такое мораль. Добро и зло.

Занятие 5       Взаимодействие и взаимозависимость в  коллективе

Отношения в коллективе. Ценности коллектива.      Психологический климат.  Лидерство в коллективе.  

             

Литература к теме 1

1.Рувинский Л.И. Как воспитать волю и характер.- М.: Просвещение, 2006

2. Кочетов А.И. Мастерство самовоспитания.- Минск, 2002

3.Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 2010

4. Янушкявичюс Р. Основы нравственности. - Просвещение, 2005

5. Гинзбург М.Р. Путь к себе. – М.: Педагогика, 1991

6.Человек и общество. Современный мир. - М.: Просвещение, 2004 

Тема 2                   Учимся строить отношения

Занятие 1          Общение

Виды, способы и формы общения. Взаимоотношения  со взрослыми. Родители  и дети. Учителя и учащиеся.   

     

Занятие 2         Конфликт и компромисс

Как справляться с напряжением, тревогой, беспокойством.

Занятие 3        Коллективный и индивидуальный выбор    

 Общество сверстников в школе и вне её.  Юношеская субкультура. Кто мои друзья. 

   

Занятие 4         Противостояние давлению

 Права человека.  Право выше власти.

Занятие 5        Здоровый образ жизни

Учимся ценить и беречь время.  Занятия спортом. Вредные привычки.

Литература к теме 2

1.Мелибруда Е.Я.   Я-Ты-Мы. Психологические  возможности улучшения общения.- М.: Прогресс,1996

2.Добрович А. Общение: Наука и искусство.- М.: Яуза, 1996

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.- М.: Прогресс, 1993

4. Альтушер В.Б. Вредные привычки – угроза здоровью.- М.: Знание, 1989

5. Бодалёв А.А. Личность и общение.- М.: Пед.  Академия, 1995

Тема 3                    Гражданская позиция

Занятие 1             Политика. Политическая активность

Политика как искусство. Концепция гражданского общества.

Занятие 2           Закон как регулятор поведения в обществе

Соблюдение закона – основа жизни общества. Закон – юридический документ. Возраст, юридические права и обязанности.       

Занятие 3             Формы политического участия         

Организация и проведение выборов.  Основные избирательные системы. Права избирателей

Занятие 4             СМИ   в современном мире

 Влияние СМИ на  формирование мировоззрения личности. Как научиться критически относиться к   сообщениям СМИ.

Занятие 5                  Политическая культура

  Слагаемые политической культуры. Религия и политическая культура.  

Литература к теме 3

  1. Лосев С.А. На службе правды, мира и прогресса..//ТАСС сообщает.-М.:Политиздат,1988.-С.3-23
  2. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII – XX вв.-М.:Владос,1997
  3. Яковлев И.Г. Предвыборная борьба и СМИ //Власть,-2002-№2.- С.49-53
  4. Никитин А.Ф. Права человека. Учебное пособие длч средней школы.- М., 2006

Тема 4                   Самовоспитание личности  

         

Занятие 1                 Жизненные интересы и пути их реализации 

Как выявить интересы и склонности. Анкета интересов.

Занятие 2                Развитие  памяти, внимания

Виды памяти. Запоминания и условия его эффективности. Индивидуальные особенности памяти.

Занятие 3                 Способности

Понятие  о способностях. Виды способностей. Условия развития способностей.          

Занятие 4                 Творчество в моей жизни 

Художественные интересы и восприятие   искусства. Творчество и способности.

Занятие 5                 Развитие навыков работы с информацией

Анализ текста. Поиск информации в Интернете.  Работа с каталогами

Литература к теме 4

1.Щадриков В.Д. Деятельность и способности.- М.: Логос, 1994

2. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1982

3.Гадасина А.В. Плоды запретов.- М.: Просвещение, 1991

4. Дубровина И.В. Мы живём среди людей.- Просвещение, 1997

5. Дерекаева Н.И. Учимся жить в современном мире.- М.: Вако, 2004

6. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию – М.: Просвещение, 1991 –С.38

Тема 5        Семья и окружающий мир

                 

Занятие 1                Я и моя семья.

 Воспоминания детства.  

 Родословная. Семейные праздники

Занятие 2               Учимся обсуждать семейные проблемы 

Правила  ведения дискуссии.

Занятие 3               Этикет

 Правила поведения в различных  жизненных ситуациях.

Занятие 4          Деловое общение.

Общественные мероприятия. Вы  и сослуживцы.

 Служебный телефон. Приёмные и канцелярия

                         

Занятие 5            Одежда как символ общественного положения            

 Стиль в одежде. Мода и одежда.

  Мода и собственный стиль. Одежда и профессия

                               

Литература к теме 5

1.Алехина И.В. Имидж  и этикет делового человека.- М.: Вако, 2006

2.Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений.- М.: Просвещение, 2001

3.Что вы знаете о других  /Сост. Степанов С.С.- М.: Логос, 2004

4. Сухомлинский В.А. О воспитании /Любое издание/

5. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи.- М.: Прогресс, 1993    

Тема 6                Мои профессиональные намерения

             

Занятие 1             Требование профессии к личности.

 Отношение к труду и выбор профессии.

 Классификация профессий. Человек- техника. Человек- Человек.

 Человек- природа.  Человек - знаковая система.

 

Занятие 2              Интересы и выбор профессии

Формирование  теоретических представлений  о характере будущей профессии. Типы профессий и темперамент.

Занятие 3              Выбор и моделирование профессий.

Профессиональная ориентация, самоопределение. Знакомство с  востребованными профессиями на рынке труда.

Занятие 4              Составляем резюме

Методика составления резюме, самопрезентаций.

Занятие 5             Они достигли успеха в профессии

Биографии знаменитых людей.

Литература к теме 6

1. Климов Е. А.  Как выбирать профессию : Кн. для учащихся – М.: Просвещение,   1984 – 160 стр.

2. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию – М.: Просвещение, 1991 – 144с.

3.Профориентация старшеклассников: сборник учебно-методических материалов – Волгоград, 2005 – 120 стр.

4. Савченко М. Ю.Профориентация Личностное развитие. М.: ВАКО, 2005

Тема 7         Итоговые занятия

Занятие 1        Дискуссия «Человек свободного общества»      

Занятие 2        Ролевая игра «Письмо ……»

Занятие 3       Разработка макета социального проекта               

Занятие 4       Деловая игра «Кадровый вопрос»   

Рецензия на программу кружка

«Личность. Карьера. Успех»

Программа кружка «Личность. Карьера. Успех»  успешно реализуется в структуре внеурочной деятельности по предмету обществознание учителем МОУ СОШ №4 г. Курганинска Закора В.В.  Курс пользуется популярностью  среди учащихся 8-10 классов.   Занятия кружка достаточно объемны. Сама форма занятий, подразумевает активную деятельность, «запускающую» эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные  процессы. Курс занятий способствует интенсивному развитию навыков социализации у школьников. Организация таких занятий для старшеклассников дает возможность систематической и последовательной тренировки социальных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.

Реализация программы кружка  формирует базу, необходимую для освоения профессий,  требующих умения общаться, умения решать проблемы,  умения справляться с эмоциями и стрессом.  Программа курса рассмотрена и одобрена учителями истории и обществознания  района.

Руководитель МО учителей

истории и обществознания

Курганинского района                                                                   Н.М.Суховеева

Рецензия на программу кружка

«Личность. Карьера. Успех»

Работа кружка «Личность. Карьера. Успех» способствует созданию положительной мотивации обучения на уроке обществознания. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Кружок   призван помогать, ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Содержание программы кружка соответствует  познавательным возможностям  учащихся,  предоставляет  ученикам  возможность опыта работы на уровне повышенных требований, развивает учебную мотивацию.    Перспективным является использование  учителем современных образовательных технологий.  Предложенная  Закора  В.В. программа кружка создаёт прекрасные  условия для самореализации личности и даёт широкую возможность вариативности форм и  методов обучения. Разнообразие  предлагаемых тем позволяет применять активные формы учебно-познавательной деятельности школьников, воспитывая детей гармонично развитыми, широко образованными людьми, расширяя их кругозор.  Существенным достоинством предложенной программы является её направленность на развитие личности. Программа кружка «Личность. Карьера. Успех» заслуживает высокой оценки.  Следует рекомендовать использование данного  опыта во внеурочной деятельности другими педагогами, ведущими  курс по данному  предмету.

Заместитель директора АГУ ( филиал а. Кошехабль),

кандидат социологических наук, доцент                                Н.А. Ильинова