Выступление "Игра в жизни ребенка"
учебно-методический материал на тему

Стяжкина Елена Владимировна

«Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу»,- считал А.С.Макаренко, а Е.А. Покровский рассматривал детские  игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Игра дает прекрасную возможность переключать внимание, налаживать дисциплину, снимать напряжение, сплотить в коллективе детей. Бывает, что желающих убирать зал, комнату не находится. Вот здесь уместны считалочка, и жребий, и любой конкурс, чтобы выявить проигравшего. Или, к примеру, такое решение: «Пусть сегодня останутся все Алеши, Тани и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladigra_v_zhizni_rebenka4.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Стяжкина Елена Владимировна – педагог дополнительного образования детей первой квалификационной категории. Руководитель творческих объединений:  «Твори.ru», «Изонить».

Тема доклада: «Игра в жизни ребенка».

ДЕТСТВО – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь. Хорошо, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связаны с игрой. Во все времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие способности.

«Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу»,- считал А.С.Макаренко, а Е.А. Покровский рассматривал детские  игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Игра дает прекрасную возможность переключать внимание, налаживать дисциплину, снимать напряжение, сплотить в коллективе детей. Бывает, что желающих убирать зал, комнату не находится. Вот здесь уместны считалочка, и жребий, и любой конкурс, чтобы выявить проигравшего. Или, к примеру, такое решение: «Пусть сегодня останутся все Алеши, Тани и т.д.

 При умелом руководстве со стороны педагога игра способна творить чудеса.  Ленивого она может сделать трудолюбивым,  незнайку – знающим,  неумелого – умелым. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что порой им, кажется слишком обычным, скучным

Я считаю, что игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии; игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития; игра важна как школа морали, как переход на новый период развития. И что очень важно, игры сближают взрослых и детей, помогают установить более тесный контакт.

Организуя игру, я рассматриваю каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я», в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей, игра должна соответствовать возрасту и особенностям детей, используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны, каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

Хочу отметить ряд требований к педагогу. В первую очередь – это эстетика внешнего вида, особые требования предъявляю к культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм. При организации игровой формы проведения учебного занятия моя позиция  – работать вместе с детьми. В этом случае деятельность строится не по шаблону, а идет поиск новых лучших вариантов выполнения заданий.

Не следует для занятий играми предусматривать специальное время, игра должна органически войти в жизнь ребенка, детского коллектива и умело сочетаться с другими видами деятельности. Игра уместна во всех случаях. Если дети устали и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс и т.д.

Классификация игр

 Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

– по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

– по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

– по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;

– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.

 Особое предпочтение я отдаю играм  на  занятиях в творческом объединении «Театр и дети», где обучение основано на следующих педагогических принципах, которые в частности стараюсь использовать и в работе с детьми  других объединений:

  1. «Знаешь сам – поделись с товарищем».
  2. «Обучаемся играя» (широкое использование игровой природы ребенка, подростка в процессе обучения и развития их творческого потенциала).
  3. «ребенок=игра=перевоплощение=творческая природа детей=обучающий игровой процесс=ребенок – универсальный актер» (развитие и закрепление знаний и умений участников коллектива при помощи игры с перевоплощением, основанной на творческой сущности детей. Идти от воспитанника коллектива, от его возможностей, способностей).
  4. «Я сам».
  5. «Мы в тебя верим».
  6. «Самооценка».
  7. «Дал слово – держи».
  8. «Лучшие из лучших».
  9. «Все, что получил в театре, - в жизни пригодится».
  10. «Идем к единой цели вместе».
  11. «Вдали от дома своего».

Данные принципы частично опробованы в моей педагогической и творческой практике и являются хорошей опорой для активной работы, что можно увидеть по результатам нашей совместной деятельности с ребятами. Мы принимали и принимаем  активное участие, как в районных, так и в областных конкурсах, мероприятиях, выставках и ярмарках.

 А закончить свой доклад хочется словами В.А.Сухомлинского: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятие об окружающем. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Компьютер в жизни ребенка"

Родительское собрание "Компьютер в жизни ребенка"...

Физическая культура в различные периоды жизни ребенка

Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста, школьного возраста, а также в средних специальных и высших заведениях....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2В КЛАССЕ «ТЕЛЕВИЗОР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

ЦЕЛЬ: создание условий для осмысления родителями пользы и вреда телевизора в жизни младшего школьника.ЗАДАЧИ: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором;пока...

Доклад на тему: "Роль музыки в жизни ребенка"

Доклад для педагогов о музыкальной деятельности....

Беседа с родителями на тему: "Роль отцовского воспитания в жизни ребенка".

Родителями не рождаются, а становятся. Каждый взрослый должен заняться собственным воспитанием и взращивать себя как мать или отец. Ребенку, даже если он в этом и не признается, хочется, чтобы у...

Советы родителям (телевидение в жизни ребенка)

Как сделать так, чтобы телевидение приносило пользу ребенку? Как бороться с телеманией? Здесь вы найдете советы, которые помогут решить данные вопросы....

Музыка в жизни ребенка

Поговорим с родителями о детях...