Программа "Хор"
рабочая программа на тему

Крылова Ирина Михайловна

Срок реализации -3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hor.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

 Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.

  Программа работы кружка составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста,  принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.

  Главная цель программы –  создать условия для творческого развития ребёнка в  детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений).

 В программе особое внимание уделяется воспитанию навыка  двухголосного пения   как под музыкальное сопровождение, так и  без  него, а так же навыкам сольного исполнения, что позволяет выделить следующие виды работ: вокально-хоровая работа, пение произведений,пение учебно-тренировочного материала, слушание музыки, постановка голоса(индивидуальные занятия),практическая работа.

 Программа кружка, учитывая особенности психофизического развития ребенка школьного возраста, специфику его вокально-хорового развития, предусматривает практическое усвоение комплекса попевочного и репертуарного материала, необходимого в будущей вокальной деятельности.

       

      Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу. Возраст : дети 12-14лет.

        Ожидаемые результаты программы: знать, что такое певческое дыхание, вокально-певческая  постановка голоса, звукообразование и звуковедение, дикция и артикуляция, знать о гигиене голоса, петь чисто и слаженно в унисон и с элементами двухголосия, владеть навыками дыхания, чистотой интонирования, дикцией и выразительностью исполнения; уметь различать песни по жанрам,проявлять исполнительское мастерство на сцене.

        Результатом работы кружка является полученный детьми определенный объем знаний, умений и навыков. Контроль кружка может проводиться в форме выступления на концертах, мероприятиях.      

                                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          Программа имеет трехуровневую  (по годам обучения)  и тематическую структуру.

       Учебный план программы хорового кружка  

Разделы (блоки)

Кол-во часов

  1. Вокально-хоровая работа    - 177 час.

1.1.

Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

12

22

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков.

6

3.

Распевание.

51

44.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Знаменитые хоры прошлого и настоящего.

6

5

Дикция. Артикуляция.

15

6.

Гигиена певческого голоса.

6

7.

Сценическая культура и сценический образ.

6

8.

Основы нотной грамоты.

6

9.

Движения  вокалистов под музыку.

6

10.

Вокально-хоровая работа.

6

11.

Импровизация.

6

12.

Хоровая манера исполнения.

51

  1.   Концертно-исполнительская деятельность -  27 ч

Резерв – 6ч

ИТОГО: 210 ч                                                                                                                      

             Учебно-тематический план

                    (1-й год обучения)

Цель:  раскрыть певческий голос ребенка   через   основы вокала, исполнение детских песенок,  песен  из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

№ п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Методы контроля

Общее

 кол-во

Теория

Прак-

тика

Вокально-хоровая работа

11.

Введение, знакомство с голосовым аппаратом.

4

2

2

Хоровое

Наблюде

ние

22.

Певческая установка. Дыхание.  

4

1

3

Хоровое

Наблюде

ние

33.

Распевание.

17

2

15

Хоровое

Наблюдение

44.

Вокальная позиция.

4

1

3

Хоровое

Наблюдение

55.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

17

2

15

Хоровое

Наблюдение

66.

Знакомство с различной манерой пения.  Дикция. Артикуляция.

5

1

4

Хоровое

Наблюдение

77.

Беседа о гигиене певческого голоса.

2

2

0

Хоровое

Наблюдение

88.

Работа над сценическим образом.

6

2

4

Хоровое

Наблюдение

Концертно-исполнительская деятельность

9.

Праздники, выступления, репетиции

9

9

Конкурсы, праздники

Оценка зрителей, оценка жюри

Резерв

2

2

Итого

70

13

57

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1 ступень  - 1 год обучения)

В результате обучения  пению    в хоровом кружке воспитанник  должен:

   знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

    уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не     поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

      - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое хоровое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

     - уметь делать распевку;

      - к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

                CОДЕРЖАНИЕ (ТЕМЫ) ЗАНЯТИЙ

Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков (17ч)

Искусству пения, как и всякому другому искусству, должно предшествовать известные механические уменья.

Гёте.

Музыка в нашей жизни.  Роль и место музыкального и вокального искусства. Влияние пения на развитие личности, речи человека.  

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

Гортань человека.  Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков:  шумовой,   грудной – натуральный (детский), фальцетный,  свистовой или флейтовый.

Регистровый   порог. Механизм перевода регистра.

Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных,  их пение.  Речевой диапазон. Требования к пению гласных. Пение согласных.

Практические занятия:

  1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение  способности к пению.
  2. Координационно-тренировочные занятия.

  Блок 1.

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку,  двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией  «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения,  касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

  Блок 2.

Комплекс  № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс  № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс  № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс  № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром,  силой голоса  – через ощущения  с разными  энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс  № 5. Упражнения для осознания  связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс  № 6. Упражнения для осознания  связи  разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс  № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс  № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс  № 9. Упражнения по овладению приемами,  не позволяющими издавать звук  привычным способом.

Комплекс  № 10. Упражнения:  язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Комплекс  № 11. Упражнения  на   «Н - носовое».

Комплекс  № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.   Отработка полученных вокальных навыков (4ч)

Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.

Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра,  образованные аэродинамическим путем.

Соотношения работы  органов дыхания и гортани.

Резонаторная функция трахеи.

Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий  голос.

Практические занятия:

        Дыхательная гимнастика.

Распевание (17ч)

Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Правила великих мастеров Ф.И.Шаляпина, К.С. Станиславского (И.О.Исаева  с.158).

Важность  работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования  к  организации распевки. Порядок распевки.  Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки  на начало распевки.

Практические занятия:

  1. Упражнения  по распеванию.  Задачи  занятий:  научить учащегося  правильно выполнять распевки (И.О. Исаева, стр. 160-164).

  Манера исполнения. (1 ч)

История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня,  блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит,   джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод-  рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.

        

Практические занятия:

Групповое прослушивание  исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.

Дикция. Артикуляция (4  ч)

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для  произнесения  известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода  от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный,  имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция.  Основные    выводы вокальной    педагогики  о требованиях к пению гласных.

Пути развития правильной дикции и грамотной речи.

Практические занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика  (методика и алгоритмы В.Емельянова – с. 161);
  2. Упражнения на  голосовые сигналы  доречевой коммуникации (программа В.Емельянова с.166-167);
  3. Упражнения  тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса  (программа  В. Емельянова  с. 168-172);
  4. Дыхательные  упражнения по методике  И.О.Исаевой  (стр.78-80);
  5. Тренажер самоконтроля развития дикции;
  6. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О.Исаевой  (с.81-83).

 Гигиена певческого голоса (2 ч)

Требования и условия нормальной работы дыхательных органов (В.Емельянов с.93).

Требования и нагрузка на голос.

О вреде  курения  на голосовые связки.

Защитная регулирующая  и эстетическая функция  вибрато –  основа и показатель самоконтроля.

Первая помощь голосовым связкам: молчание.  Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.

Практические занятия:

  1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
  2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа  как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
  3. Упражнения по развитию вибрато  вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
  4. Составление памятки по гигиене голоса.

Сценическая культура и сценический образ (6  ч)

Жесты  вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная  (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть  и назначение.

Практические занятия:

  1. Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой с.93-95);
  2. Психологический  тренинг;
  3. Упражнение «Как правильно стоять»  (по методике И.О.Исаевой с. 172-179);
  4. Упражнения на координацию движений;
  5.  Практическая работа  по формированию сценического образа.

Важное место в реализации программы отводится  контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о  процессе обучения, а   в целях    достижения цели,   обеспечения  качества обучения.

Содержание контроля

      Оценке и контролю результатов обучения подлежат: 

   -  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

   -  развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;

  -  освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре и современном творчестве отечественных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

  - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

 - воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль в рамках реализации программы  носит мотивационно - стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный  -  диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью  освоения обучающимися вокальными  умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый  - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных  мероприятий.

Для развития навыков самооценки и рефлексии  введен дневник  воспитанников хорового кружка «Путь к успеху» (Приложение 1)

 Требования к уровню подготовки ученика

Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному и хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, хором);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски. 

       МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы: стилевой  и системный подход,  метод творчества,   метод  импровизации и  сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД  широко применяется в программе,   нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда  ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.  В совместной творческой деятельности   преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД  ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.  Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело  вести себя  на сцене, владеть приемами сценической импровизации,  двигаться под музыку  в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
  2. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
  3. Аудиосредства: магнитофон, микрофон,    электронные аудиозаписи  ;
  4. Компьютер;
  5. Усиливающая аппаратура;
  6. Возможности  записи голоса и прослушивания исполнения;
  7. Актовый зал.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
  2. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.
  3. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
  4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд.  «Лань», 1997.-64с.
  5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
  6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.
  7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
  8. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
  9. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
  10. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
  11. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с.
  12. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.
  13. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.
  14. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
  15. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.
  16. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.
  17. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
  18. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.
  19. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.
  20. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1
  21. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.
  22. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.
  23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
  24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
  25. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.