Применение модульно-компетентностного подхода к курсу «стилист-визажист
статья на тему

Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники школ, учреждений НПО и СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moduli_po_kursovoy.docx43.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Применение модульно-компетентностного подхода к курсу «стилист-визажист».

     Введение

     Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники школ, учреждений НПО и СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию.

     В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров идут в разных направлениях. В последние десятилетия содержание всех профессий претерпели изменения. Ряд профессий оказались невостребованными, появилось много новых. Эти изменения вызваны рядом причин: падением спроса на неквалифицированный труд, потребностью в новом знании и новом содержании обучения, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, размыванием границ между профессиями и т.д.  Сегодня для эффективной профессиональной и личностной самореализации требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности. Следствием этих преобразований становится необходимость для системы и общего, и профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда, реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции.

     В качестве основного механизма, который призван обеспечить обучающегося необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в , его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), т.к. его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой.

     Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные (технические), но и общие, сквозные и ключевые компетенции.

     Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда.

     Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.

     Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей.

1. История и теоретическая составляющая модульного обучения

     В 20-е годы ХХ века в Центральном институте труда под руководством А.К.Гастева процесс трудовой деятельности человека, включающий в себя трудовые операции и системы движений, разбивался на отдельные (элементарные) операции, каждая из которых содержательно описывалась в так называемой «инструкционной карте» и отрабатывалась на тренажерах до автоматизма.

     Теория модульного обучения в его современном понимании возникла в 60-е годы прошлого века, ее создателем принято считать американского психолога  С. Н. Постлезвайта.

     Познакомившись с материалами по модульному обучению и модульно-компетентностному подходу в образовании я для себя сделала следующие выводы:

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно работает с предложенной    ему индивидуальной программой, содержащей:

  • целевую программу действий
  • банк информации
  • методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

    При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

     Основными принципами модульно-компетентностного обучения являются:

  • модульность;
  • сжатия учебной информации;
  • деятельность;
  • гибкость;
  • осознанная перспектива;
  • паритетность участников образовательного процесса;
  • вариативность методического сопровождения обучения.

2. Разработка модульного курса для специальности «стилист-визажист»

     Проанализировав свою работу в качестве преподавателя дисциплины «стилист-визажист», я поняла, что в основном в своей деятельности я использую и основную сущность и принципы модульного обучения и поэтому посчитала возможным применить новые педтехнологии к своему курсу. Для этого всю дальнейшую работу я разбила на этапы, где  обозначила основные направления деятельности.

Организационно - подготовительный этап

  • Разработка структуры модульного курса
  • Разработка содержания каждого модуля
  • Разработка критериев оценки в каждом модуле по уровням обучения
  • Разработка раздаточного обучающего и оценочного материала

Практический этап

  • Организация опытно-экспериментальной деятельности
  • Апробирование разработанных материалов на уроках

Обобщающий и внедренческий этап

     Пересмотрев образовательную программу, учебно-тематические планы каждого года обучения, я поняла, что многие разделы этого плана могут лечь в основу конкретного модуля, а умения и навыки, которые получают учащиеся по окончании изучения того или иного раздела, являются как раз результатами.

Структура получилась следующая:

Модульная программа по специальности содержит 2 модульных курса – 1-го года обучения и 2-го года обучения. Я взяла для апробации 1 год обучения.  Основной результат 1 года обучения – получение учащимися  знаний и формирование основных умений и навыков по созданию внешнего имиджа, основам стилистики и визажа. Следовательно, модули сложились следующим образом:

Дидактические цели:

1 модуль «Основы стилистики»

2 модуль – «Основы имиджа»

3 модуль «Основы визажа»

Сформировать представление о составляющих стильного образа

Дать представление об алгоритме формирования внешнего имиджа

Научить учащихся основным приемам нанесения макияжа

Критерии оценки:

1 модуль «Основы стилистики»

2 модуль – «Основы имиджа»

3 модуль «Основы визажа»

1 уровень:

  • знать основные, дополнительные и цвета 3-го порядка
  • Уметь различать теплые и холодные цвета
  • Знать основные свойства цветов
  • Называть основные инструменты стилиста

1 уровень:

  • знать основные составляющие имиджа
  • Называть последовательность формирования имиджа
  • Знать, что такое габитарный имидж
  • Называть компоненты габитарного имиджа
  • Знать утренние и вечерние процедуры ухода за кожей лица в нужной последовательности
  • Знать процедуры дополнительного ухода за кожей лица

1 уровень:

  • Знать названия кистей и их назначение
  • Знать особенности и основные марки профессиональной косметики
  • Называть в правильной последовательности этапы макияжа
  • Знать все формы глаз
  • Знать основные техники нанесения тональных средств, оформления бровей, глаз, губ и румян
  • Знать принципы дневного макияжа
  • Знать отличительные особенности вечернего макияжа
  • Знать технику выполнения фантазийного макияжа
  • 2 уровень
  • знать основные правила смешения цветов
  • уметь определять цветовые типы внешности
  • уметь применять инструменты стилиста (цветовые платки, карты, тестеры цветов кожи)
  • знать правила перехода одного цветотипа в другой

2 уровень

  • уметь выполнить ежедневный уход за лицом
  • уметь  выполнить дополнительный уход за лицом

2 уровень 

  • уметь различать кисти и применять их по назначению
  • уметь разбивать этапы макияжа на основные и вспомогательные
  • уметь применять определенные техники нанесения теней для разных типов  глаз
  • различать виды макияжей
  • уметь комбинировать техники нанесения теней
  • уметь выполнять все виды макияжей по заданной технологии

3 уровень

  • применять  правила смешения цветов на практике
  • использовать сложные цвета (симультантные)
  • сравнивать цветовые типы между собой
  • уметь применять знания цветовой гаммы на практике (в подборе одежды, в макияже, аксессуарах) применительно ко всем цветовым типам

3 уровнь

  • уметь сравнивать составляющие имиджа между собой
  • уметь анализировать тот или иной имидж, разобрав его на составляющие

3 уровень

  • уметь сравнивать профессиональные косметические средства
  • уметь сравнивать виды макияжей
  • выполнять фантазийный макияж по собственному эскизу

Содержание:

1 модуль «Основы стилистики»

2 модуль – «Основы имиджа»

3 модуль «Основы визажа»

  • Основы колористики. Свойства цветов
  • Цветовые типы внешности.Правила выбора цветовой гаммы в одежде
  • Алгоритм формирования имиджа
  • Основные составляющие габитарного имиджа
  • Система ухода за кожей лица
  • Инструменты. Профессиональная декоративная косметика
  •  Этапы макияжа.
  • Техники нанесения теней
  • Способы коррекции разных типов глаз.
  • Дневной макияж
  • Натуральный макияж
  • Деловой макияж
  • Контрастный макияж.
  • Вечерний макияж
  • Фантазийный макияж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно-компетентностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла

Статья моудльно-компетентностное обучение в преподавании специальных дисциплин строительного профиля...

"Модульно-компетентностный подход в исследовательской деятельности студентов ссузов"

В статье "Модульно-компетентностный подход в исследовательской деятельности студентов ссузов" рассматриваются проблемы, связанные с введением государственных образовательных стандартов в системе общег...

Доклад на краевом семинаре воспитателей коррекционных образовательных учреждений курсов ГОАУ ДПО ПКИРО на тему "Применение индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда в специальной (коррекционной) школе VI вида"

Систематическая реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках труда позволяет корригировать недостатки психического развития у учащихся с нарушением интеллекта, способствует развитию ...

Модульно-компетентностный подход к формированию профессиональных компетенций выпускника

Тема модульно-компетентностного подхода в образовании, пожалуй, является самой распространенной  и актуальной, так как наше поле деятельности – выпускники профессионального училища, обеспеч...