Статья "Воспитательный = Социализирующий потенциал внеурочной деятельности".
статья на тему

Кривицкая Татьяна Евгеньевна

Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ya.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №432 Колпинского района

г. Санкт-Петербурга.

Воспитательный = Социализирующий потенциал внеурочной деятельности.

 В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» применяются следующие основные понятия:

1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Социализация – непрерывный процесс, не прекращающийся на протяжении всей жизни, начиная с рождения ребенка. Первые элементарные сведения человек получает в семье, затем к процессу социализации личности подключается школа.

Сущность социализации состоит в том, что человек формируется как член общества, включается в социальную среду и деятельность, формируется как продукт, и как субъект общественных отношений. Социализацию можно рассматривать как адаптацию к определенным социальным условиям, пассивное приспособление к социальной среде.

Две разные формы социализации адаптация и интеграция, по мнению А.В. Мудрика, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой. Пока среда стабильная, человек чувствует себя в ней комфортно, но как только происходят изменения, появляется нестабильность, человек испытывает дискомфорт, стресс, неудовлетворенность, жизненную трагедию. Поэтому можно конкретизировать цель образования как развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции.

Социализация личности осуществляется в результате целенаправленного воздействия, создания психолого-педагогических условий, через содержание учебных предметов и  внеурочную деятельность.

 Школьная экскурсия – это не просто поход в парк, который напоминает очередной урок. Основным предназначением школьной экскурсии является ознакомление учеников с окружающим миром. Учеников младших классов часто водят в зоопарки, дельфинарии, террариумы, заповедники, парки. Дети могут увидеть экзотических животных в их природной среде обитания, получить массу приятных и незабываемых эмоций от кормления обезьяны, фотографирования с питоном и наблюдения за белкой.   Очень большое значение имеют школьные экскурсии для детей с ОВЗ, иногда поездка является для ребенка единственной возможностью побывать где-то дальше родного дома.

 Основной сложностью для учителей является правильная организация экскурсии.  Для того чтобы правильно организовать экскурсию и избежать неприятностей, преподавателям необходимо очень четко определять количество детей и правила их поведения. Так, на одного преподавателя не должно приходиться больше 5-7 человек (в зависимости от возраста и воспитания), а правила поведения должны быть для всех одинаковыми. Не стоит спускать детям нарушения дисциплины, считая, что это они так радуются свободе. Во время экскурсии, независимо от дальности поездки, преподаватель несет личную ответственность за каждого ребенка. В случае непредвиденных ситуаций предполагается уголовная ответственность.

Прогулки и экскурсии способствуют:

-воспитанию интереса к окружающему миру, развитию чувства понимания себя и других, формированию потребности к общению;

-развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях;

-выработке у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.

   Во время проведения прогулок и экскурсий педагог должен показать детям на простых и доступных их пониманию явлениях, что все окружающее нас пространство, все объекты в нем существующие, необходимы людям и необходимо научиться относиться к ним бережно, внимательно, с интересом.