Беседа "Бережливость"
план-конспект на тему

ЗАЯРНАЯ ОКСАНА ВАСИЛЬЕВНА

Данная беседа предназначена для детей в возрасте 10-12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezhlivost3.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему : «Бережливость»

Форма проведения: беседа
Возрастная аудитория: 10 – 12 лет

Цели:
1. Формировать у учащихся основные знания по основам энергосбережения.
2. Воспитывать гражданина, ответственно относящегося к использованию ресурсов своей Родины.
3. Развивать творческие способности учащихся и личностный потенциал в отношении эффективного использования природных ресурсов.

Задачи:
1. В доходчивой форме преподнести учащимся знания по основам энергосбережения.
2. Активизировать познавательную и репродуктивную деятельность учащихся по данной теме.
3. Вовлечь учащихся в процесс эффективного использования природных ресурсов.

1.Ребята, отгадайте о чем сейчас пойдет речь?
«Только там народ богат,
Где энергию хранят,
Где во всем царит расчёт 
И всему известен счёт.»

2.Правилно!О бережливости

3.Вступительное слово:
- Наша Земля – это остров в океане Вселенной. Сегодня человечество подошло к той черте, когда от разумного решения многих людей и каждого из нас в отдельности зависит будущее нашей планеты. Устойчивое развитие и разумное использование воды, нефти, газа, являющихся источниками тепла и электричества, – основа безопасности планеты и живущих на ней людей.

4.«Дома, в школе, на работе,
Ферме, фабрике, заводе
Часто можно слышать речь:
«Как энергию сберечь?».
И вопрос этот не праздный.
В будний день и даже в праздник,
Как наряды часовых,
Трубы станций тепловых
Круглый год под небом серым
Дым пускают в атмосферу:
Службу станции несут -
Свет, тепло стране дают.

Существует правило
Совершенно правильное:
Только там народ богат,
Где энергию хранят,
Где во всем царит расчет
И всему известен счет.


Для успеха много значит,
Чтоб учет воды горячей,
Электричества, тепла
Каждая семья вела.
Чтоб не капало из крана,
Не текла рекою ванна,
Чтобы делом стал совет:
«Уходя, гасите свет!».

Чтоб снижать теплопотери,
Уплотняйте окна, двери,
Одевайте стены, трубы
В «синтетические шубы».

В результате меры эти
Отразятся на бюджете.
Коль не капает из крана,
Больше купят вам бананов! 
Не горит ненужный свет –
Получай еще конфет! 

Чтобы был эффект побольше, 
Каждый это делать должен. 
Дома, в школе, на работе, 
Ферме, фабрике, заводе 
Надо «дружно приналечь» 
И энергию сберечь.

5Вы обратили внимание на то, что на карте или глобусе больше всего голубой краски? Почему?

6.Верно. Ребята, а Вы знаете, что если все реки представить в виде голубой ленты, то ею можно дважды опоясать нашу планету. 3/4 поверхности Земли занимает вода и лишь 1/4 - суша. Водой открытых водоемов не исчерпывается все ее количество. В недрах Земли, даже под раскаленными песками пустынь, имеются большие скопления этой жидкости. Часть воды в виде пара постоянно присутствует в атмосфере, часть заморожена в Арктике и Антарктиде. В толковом словаре В. Даля записано:« Вода - стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образуя на земле родники, ручьи, реки и озера, а в смеси с солями – моря. Кипящая вода обращается в пар, мерзлая образует лед. Вода состоит из двух газов: водорода и кислорода и, сгорая с его помощью, образует воду».

7.Все ли вы знаете формулу воды? (Н2О).

8.Вода – великий преобразователь жизни. Трудно найти место на земле, где бы не было воды. Вода нужна всем: человеку, растениям, животным, в сельском хозяйстве, на предприятиях. К человеку она приходит по водопроводным трубам в дома, на заводы, охлаждает моторы автомобилей, тушит пожары, моет улицы. Зимой в виде снега она покрывает землю. Весной снег тает, вновь превращается в пар, который собирается в облаках, оттуда вновь падает на землю в виде дождей и града.

9.А зачем воду пьют? (потому что организм человека все время расходует воду и постоянно пополняет ее запас).В сутки человек теряет целых 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть.


10.А разве воду едят? Конечно. В мясе воды гораздо больше, чем твердого материала. Огурец, например, почти целиком состоит из воды. Да и в нас самих воды почти как в огурце. И находится она в клетках, из которых состоит организм человека. 

11.Вода – главный материал, из которого построено наше тело. Неудивительно, что человек может долго прожить без еды, а без воды всего несколько дней.
Вода – одно из самых замечательных чудес природы. В стакане чая –вода, в арбузе – вода, даже тело человека на 3/4 состоит из воды. Можно сказать: где нет воды, там нет жизни. И поэтому ученые, пытаясь определить есть ли жизнь на других планетах, в первую очередь, интересуются наличием там воды. А много ли воды на Земле? Немало – 70 % земной поверхности. Но 97% всех земных вод – соленые. И только 3% воды пресной, причем 2/3 ее заморожено в Арктике и Антарктике. 

12.Всего лишь 1% из всего количества воды человек может использовать для питья и других хозяйственных нужд. Долгое время этой воды хватало, но потребности человечества все растут. И уже сегодня пресной воды начинает катастрофически не хватать. О грядущей нехватке воды ученые предупреждали давно. Человечество уже начинает ощущать эту нехватку: 80 стран мира испытывают острый недостаток воды. Отсрочить водяной кризис может только бережное, экономное отношение к воде. Экономия должна быть во всем, начиная с рационального использования воды в быту до обращения к водосберегающим технологиям в промышленности и сельском хозяйстве. Нельзя экономить только на питье воды. Без определенного ее количества человек просто не сможет жить. Мы призываем всех экономить воду, так как без чистой воды  немыслима здоровая жизнь на Земле.

13.Нужно все сделать, чтобы сберечь воду. Ребята, знаете ли вы, что нужно сделать, чтобы сэкономить воду? А нужно немного:
1. Закрывать кран, если не используется вода.
2. Немедленно ремонтировать протекающие краны.
3. Чтобы удлинить срок службы крана, стараться отворачивать и заворачивать его плавно, без резких движений.
4. Устанавливать водосберегающие насадки на кранах.
5. Закрывать кран, когда чистишь зубы. Пользоваться стаканом для полоскания рта.
6. Мыть посуду в раковине, закрыв отверстие пробкой.

14.Да, человек должен беречь не только воду, но и тепло, электричество.
Без электричества нельзя представить современную жизнь. Вырабатывается электричество на электростанциях специальными машинами – генераторами. 
Ну какой же дом без света, тепла, исправной работы тепловых приборов, механизмов? А все это энергетика. Когда есть уголь, нефть, дрова, то все хорошо. В тот момент люди, может быть, впервые стали осознавать ограниченность запасов природного топлива. Статистики подсчитали, что если расход каменного угля, нефти, природного газа будет таким, как теперь, их может не стать на Земле уже в первой половине ХХІ века. Поэтому уменьшение количества потребляемой энергии и энергосбережение в промышленности, домах и квартирах – очень важный вопрос для всех нас.

15.Знаете ли вы, что…
- Если в школе или квартире будет гореть лампочка в 100 Вт на протяжении 10 часов, она израсходует столько электроэнергии, сколько понадобилось бы, чтобы выпечь 30 кг хлеба.


16.А теперь попробуйте ответить на вопросы:
1. Какие энергоресурсы называют невозобновляемыми? (Древесина, уголь, нефть, природный газ, так как их используют только 1 раз.).
2. Какие энергоресурсы называют возобновляемыми? (солнце, ветер, вода – возобновляемые энергоресурсы, т. к. сами они не исчезают при производстве энергии)
3. Для чего используется человеком энергия? (Для освещения и обогрева жилищ, для приготовления пищи, для того, чтобы могли работать предприятия, двигаться автомобили).
4. Чем отличается энергосберегающая лампочка от обыкновенной лампочки накаливания? (Энергосберегающая лампочка потребляет на 80% меньше электричества, чем обычная лампочка, а служит в 5-6 раз дольше, обеспечивая при этом такое же количество света, как и обычная, и оказывает меньшее отрицательное воздействие на природу).


17.Свет излучают не только лампочки, но и другие предметы. Некоторые из них потребляют электричество, а некоторые нет.Отгадайте загадки.
1. Люди загадывают желания, видя меня падающей. (Звезда)
2. Главный источник энергии на земле. {Солнце)
3. Предмет, который ты берёшь в поход. {Фонарь)
4. Помогает машине освещать дорогу в темноте. (Фара)
5. Насекомое, которое светится в темноте. (Светлячок)
6. Заменит солнце на небе ночью. (Луна)
7. Регулирует уличное движение. (Светофор)
 

18.Какие же мероприятия нужно проводить, чтобы сохранить тепло?
1 .Закрывать на ночь шторы (но не закрывать пространство радиаторной батареи), так как через окно « улетает» часть энергии.
2.Освобождать пространство вокруг батареи, не заставлять мебелью.
3.Плотно закрывать двери.
4.Устранить все щели, вести «охоту» на сквозняки. Оклеивать окна.
5. Иметь защитный экран между батареей и стеной из алюминиевой фольги.
6.Сделать широкий подоконник (чем он шире, тем меньше тепла уходит наружу).
7. Застеклить балконы.
8. Сделать новые окна, устойчивые к любой погоде из современных материалов.
9. Установить счетчики тепловой энергии в квартире.

19.Сколько открытий сделал человек, как много полезных изобретений, облегчающих жизнь человеку, есть в каждом доме.
Но, может, стоит задуматься, как сохранить и сберечь то, что даёт нам природа, и то, что создано руками человека?