Программа "Плавание"
рабочая программа на тему

Обучение населения плаванию представляет задачу государственного значения, поскольку является основной профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде, уносящих ежегодно в стране десятки тысяч жизней.

Данная программа составлена на основе типовой программы М.Ю. Буйлина "Плавание. Спортивные кружки и секции: программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ", М: Просвещение, 1986 г. 

Основной целью программы является формирование интереса у учащихся к занятиям плаванием, создание оптимально физкультурно-оздоровительных условий для наиболее полного раскрытия и реализации плавательных способностей.

Актуальность программы состоит в овладении учащимися навыками плавания и доступности занятий во внеурочное время. За время занятий учащиеся должны овладеть основами плавания в воде: научиться нырять, правильно дышать и плавать несколькими способами плавания. Кроме того, актуальность данной программы состоит еще и в том, что учащиеся принимаются в объединение независимо от уровня своей физической подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_plavanie_2015.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей №12 «Виктория»

(МУ ДО «ЦДОД № 12 «Виктория»)

«Виктория» челядьлы содтöд тöдöмлун сетан 12 №-а шöрин» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

                                 («Виктория» 12 №-а ЧСТСШ» СТС МУ)

Рекомендована

МС МУ ДО

«ЦДОД № 12 «Виктория»

Протокол №__

от «___»________  20___г.

     Утверждаю

     Директор   МУ  ДО

      «ЦДОД № 12 «Виктория»

     _____________А.А. Муртазин

     «___»__________ 20__г.

    Принята

    ПС МУ ДО

    «ЦДОД №12 «Виктория»

    Протокол №___

    от «___»_______ 20___г.

  1. Дополнительная общеобразовательная программа -

дополнительная  общеразвивающая  программа

Плавание

       

                                                      Направленность:

                                                                     Физкультурно-спортивная

                                                                Для учащихся 6-10 лет                                                                                              

                                                          Срок реализации –

                                                    1 год обучения

                                                                                    Составитель:

                                                                                    Данилович

                                                                                    Ольга Витальевна,

                                                                    педагог  дополнительного

                                              образования        

                                     

                                                         

Сыктывкар

Пояснительная записка

Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц. Занятия плаванием  способствует развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Особенно велико оздоровительное воздействие плавания на детский организм. Занятие плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают координацию движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреждая искривления позвоночника, снижают возбудимость и раздражительность.  Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды.  Плавание – наименее  травматичный вид физических упражнений.  Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвонковые диски от постоянного сдавливания их позвонками, что улучшает обмен веществ в дисках и, в детском и подростковом возрасте, способствует более интенсивному росту. В плавании существуют 4 способа рациональных движений (техника): кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Каждый способ на соревнованиях представляется отдельной программой. Кроме того, существуют прикладные способы плавания, они применяются, чаще всего, для  спасения и транспортировки утопающих. Занятия плаванием способствуют воспитанию личностных  качеств, таких как:  трудолюбие, упорство, дисциплинированность, ответственность и др. Плавание может быть как индивидуальным, так и командным видом спорта, что помогает воспитанникам самореализоваться.

Плавание – олимпийский вид спорта, включенный в программу практически всех спартакиад.

Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Весьма важно прикладное значение плавания, которое состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать. Также к  прикладному плаванию относятся ныряние в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и др.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне и гармонично развивают ребёнка, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

Регулярные занятия плаванием укрепляют здоровье, способствуют закаливанию организма, снимают стресс и усталость.

1. В медико – физиологическом аспекте:

  • стимулирование  нервной деятельности;
  • стимулирование сердечно -сосудистой системы,
  •  укрепление  дыхательной  мускулатуры, увеличение  жизненной емкости лёгких.
  • укрепление функциональных возможностей  опорно – двигательного аппарата:  непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы, способствует формированию правильной осанки.

2.  В психологическом аспекте – формирование произвольной регуляции движений и действий.

3. В педагогическом – не только обучение детей сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков  саморегуляции.

Плавание полезно и детям с ослабленным здоровьем, поскольку прививает гигиенические навыки, закаливает организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям.      

 В то же время акватория бассейна – это, прежде всего, иная среда обитания, которая представляет особые требования к  двигательным способностям человека.

 Данная программа направлена на наиболее полную реализацию двигательной потребности ребёнка с сохранением его индивидуальности, физического и психического здоровья.  

Актуальность программы.

Данная программа составлена на основе типовой программы М.Ю. Буйлина «Плавание// Спортивные кружки и секции программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, М: Просвещение, 1986 г.  

Обучение населения плаванию представляет задачу государственного значения, поскольку является основной профилактической мерой в устранении несчастных случаев на воде, уносящих ежегодно в стране десятки тысяч жизней.

Актуальность программы состоит в овладении учащимися  навыками плавания и доступности занятий во внеурочное время.  За время занятий учащиеся должны овладеть основами плавания в воде: научиться нырять, правильно дышать и плавать несколькими способами плавания. Кроме того, актуальность данной программы состоит еще и в том, что учащиеся принимаются в объединение независимо от уровня своей физической подготовки.

Новизна программы.

Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на реализацию образовательных задач, а в комплексе решает вопросы обучения плаванию и оздоровления учащихся с применением элементов аквааэробики.  Учащиеся не только получают основные навыки плавания, но и учатся применять их при освоении более сложных координационных движений в воде.

Слабое физическое развитие ведет к нарушениям осанки, что в дальнейшем приводит к ухудшению здоровья учащихся. Плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью всего оздоровительного комплекса. Особый акцент в программе сделан на использование методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребенком индивидуально, развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности.

Это дает возможность каждому учащемуся относиться к обучению более сознательно и активно. Преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, они  приобщаются к активным действиям в воде и приобретают уверенность в своих силах.

Цель программы: формирование интереса у учащихся к занятиям плаванием, создание оптимально физкультурно – оздоровительных условий для наиболее полного раскрытия и реализации плавательных способностей.

Задачи программы:

  • Обучающие:
  1. Формирование навыка уверенно держаться на воде  
  2. Совершенствование разнообразных плавательных умений: «поплавок», «звездочка» (на груди, на спине), задержка дыхания и др.
  3. Обучение технике основных плавательных навыков
  4. Способствование поддержанию необходимого уровня развития двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением элементов аквааэробики.
  5. Обучение учащихся технике плавания способами  «кроль на груди», «кроль на спине».
  6. Ознакомление с техникой плавания способом «брасс»

  • Развивающие:

1. Развитие мотивации к постоянным занятиям плаванием

2. Привитие стойких гигиенических навыков

3. Развитие аэробной выносливости

4. Совершенствование физических качеств, таких как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость

5. Развитие основных двигательных навыков в обучении элементам аквааэробики

  • Воспитательные:

1. Воспитание нравственно – волевых и коммуникативных качеств, дружеских взаимоотношений детей друг с другом  и чувство уверенности в себе.

2. Воспитание морально-этических и волевых качеств, становление

спортивного характера.

3. Профилактика асоциального поведения

4. Воспитание потребности к дальнейшим занятиям плаванием на более высоком уровне

  • Здоровьесберегающие:

1. Формирование здорового образа жизни через привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся

3. Закаливание организма

Характеристика программы

  • по виду – модифицированная программа
  • по содержанию – физкультурно - оздоровительная
  • по  признаку- специализированная
  •  по форме организации - групповая
  • по характеру деятельности – спортивно – оздоровительная;
  • по возрастному признаку – разновозрастная (6 – 10 лет);
  • по срокам  реализации – 1 год;
  • по масштабу действия – учрежденческая.

Организационно - педагогические основы обучения

Год обучения

Продолжительность занятия

Возраст учащихся

Кол-во часов в неделю

Периодичность занятий в неделю

Кол-во учащихся

в группе

Кол-во часов в год

1

45 мин.

6-10

3

3

15

108

Набор в объединение производится в соответствии с Уставом МУ ДО «ЦДОД № 12 «Виктория», Правилами приема учащихся и на основании письменного заявления законных представителей учащихся, при наличии медицинской справки от врача-педиатра и отсутствии противопоказаний для занятий плаванием. В объединение  принимаются все желающие без предъявления требований к физической подготовленности. Возраст учащихся 6-10 лет. Группы формируются из учащихся разного возраста.

Основными формами занятий являются: теоретические занятия, групповые занятия. Занятия проводятся в игровой форме с элементами аквааэробики, так как разнообразие игр дает возможность учащимся освоиться с водной средой и постепенно перейти к выполнению упражнений аэробного характера.

Программа рассчитана на 108 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут в бассейне малой формы размером 6*10 м на базе школы.  Наполняемость группы составляет 15 человек. Отчисление за пропуски занятий не предусмотрено.    

По результатам итогового педагогического контроля осуществляется отбор учащихся, имеющих способность к углубленному изучению способов плавания. На основании решения педагогического совета учащиеся на следующий учебный год зачисляются в группу для дальнейших занятий плаванием по программе 2 ступени. По завершению обучения, на основе выявленных во время занятий различных способностей, учащимся даются рекомендации о совершенствовании плавания в Детско - юношеских спортивных школах. Также учащимся предлагается  обучение по программе «Аэробика».

Обучение плаванию происходит в два этапа: первый - обучение удержанию на поверхности воды; второй - обучение передвижению в воде способом «кроль на спине» и «кроль на груди». Умение опираться на воду и удерживаться на ее поверхности формируются с помощью упражнений, в основе которых лежит опорный гребок. Большое значение на занятиях уделяется играм в воде.

Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

1. Показ техники изучаемого способа плавания с использованием средств наглядной агитации

2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде.

3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом.

4. Закрепление и совершенствование техники плавания.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу учебного года учащиеся должны знать и соблюдать:

- основные правила безопасности поведения на воде и в плавательном бассейне;

- правила личной гигиены;

- основы здорового образа жизни;

- правила игр на воде.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- погружаться в воду с головой, выполнять выдох в воду;

-выполнять упражнения «поплавок», «звездочка» (на спине и на груди);

- выполнять скольжение на груди и на спине с опорой и без, с работой рук, с работой ног;

- плавать способом «кроль на груди», «кроль на спине»;

- проплывать дистанцию 10 метров кролем на спине;

- проплывать 10 метров кролем на груди.

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление:

- о разных стилях плавания («кроль на спине», «кроль на груди»,  «брасс»)

- о водных видах спорта

Способами определения результативности реализации данной программы является тестирование сформированности навыков плавания в виде контрольных упражнений: «поплавок», «звездочка», скольжение в воде с работой ног кроль, плавание кроль на груди и на спине 10 метров.

Определение результативности проходит 3 раза в год в сентябре, феврале и мае.

Критерии обученности

Уровни

Теория

Практика

Высокий

(7-10 баллов)

Учащийся  хорошо знает основные термины в плавании.

Учащийся овладел в полном объеме всеми изученными способами плавания.

Средний

(4-6 баллов)

Учащийся отвечает не на все вопросы, поставленные педагогом.

Учащийся владеет одним из способов плавания.

Низкий (1-3 баллов)

Учащийся не знает или путает специальную терминологию.

Учащийся владеет только скольжением и работой ног или только умением держаться на воде.

Условия для реализации программы

Для успешной реализации программы «Плавание» необходимы:

  1. Бассейн
  2. Купальный костюм, плавательные очки, резиновая шапочка  и мыльные принадлежности (мыло, мочалка)
  3. Резиновые тапочки
  4. Пенопластовые доски,
  5. Пояса для плавания
  6. Дудлы
  7. Резиновые мячи
  8. Кольца
  9. Обручи

Учебно-тематический план

Разделы

Всего часов

Из них

теория

практика

Раздел  1. Введение в программу

14

4

10

Вводное занятие

1

1

-

Правила безопасности в бассейне

1

1

-

Гигиена, режим, питание

1

1

-

Обучение подготовительным упражнениям в воде

1

-

1

Обучение элементарным движениям в воде руками и ногами, передвижения по дну бассейна

10

1

9

Раздел 2. Аквааэробика

12

1

11

Элементы аквааэробики

12

1

11

Раздел 3. Плавание стилем «кроль»

55

2

62

Обучение технике плавания кроль на груди

30

1

34

Обучение технике плавания кроль на спине

25

1

28

Раздел 4. Плавание стилем «брасс»

4

1

3

Ознакомление с техникой плавания «брасс»

4

1

3

Раздел 5. Контроль и соревнования

14

-

14

Эстафеты, игры, соревнования.

10

-

10

Контрольные нормативы

4

-

4

Итого:

108

7

101

        

Содержание программы.

 

Тема занятия

Содержание

Раздел 1. Введение в программу

Введение в вид спорта «Плавание»

История развития плавание.

Инструктаж по технике безопасности и правилам

Гигиена, режим,  питание

Самоконтроль, основные средства восстановления, правильное питание, режим труда и отдыха.

Основы занятия

Техника плавания, поворотов. Значимость специальной и общей подготовки в занятии. Значение спорта для организма человека и в воспитании характера.

Обучение подготовительным упражнениям в воде

Ходьба по дну бассейна, держась за руки, без поддержки, с движениями рук. Подскоки с круговыми движениями руками. Игра: «Кто быстрее добежит». Погружение с головой, держась за бортик бассейна. Погружение с головой с открыванием глаз. Всплывание «Поплавком», «Звездочкой» на груди и на спине. Выдох в воду «остудить чай», пускать пузыри в ладони с водой, опустив подбородок, лицо в воду.

Скольжение на груди  после отталкивание ногами  от бортика. Свободное плавание, игра «Морской бой».

Обучение элементарным движениям в воде руками и ногами и передвижения по дну

Упражнения выполняются на мелкой части бассейна: «поплавок», «звездочка» на груди и на спине,  скольжение на груди на спине, скольжение на гриди на спине с работой ногами. Работа ног у бортика бассейна. Передвижение по дну с различным исходным положением.

Раздел 2. Аквааэробика.

Обучение элементам акааэробики

Выполнение упражнений с элементами аквааэробики.

Раздел 3. Плавание стилем «кроль»

Обучение технике плавания кроль на груди

Совершенствование подготовительных упражнений по освоению с водой. Обучение работы ног кроль на груди. Ознакомление с техникой плавания кроль на груди. Развитие общей координации движения. Обучение работы ног кроль на груди. Ознакомление с техникой плавания кроль на груди.  Развитие общей координации движения. Обучение работы ног кроль на груди. Обучение работы рук кроль на груди. Обучение движения ног и рук кроль на груди  и их согласования с дыханием. Развитие двигательных качеств. Обучение  техники плавания кролем на груди, согласование работы ног и рук с дыханием. Скоростно-силовая подготовка. Обучение  техники плавания кролем на груди, согласование работы ног и рук с дыханием. Развитие выносливости. Согласование работы ног и рук с дыханием при плавании кролем на груди. Совершенствование работы рук и ног при плавании кролем на груди.  Развитие выносливости.

Обучение технике плавания кроль на спине

Совершенствование  техники плавания кролем на груди. Изучение техники движения рук и ног кроль на спине. Развитие быстроты. Изучение техники движения рук и ног кроль на спине.  Развитие быстроты. Улучшение согласованности движений руками, ногами и дыхания при плавании способом кроль на груди  и кроль на спине.  Развитие координации.  Совершенствование плавания кроль на груди.  Развитие координации. Изучение техники движения рук и ног кроль на спине.  Развитие быстроты. Улучшение согласованности движений руками и  ногами  при плавании способом кроль на спине. Развитие скорости. Совершенствования плавания кроль на спине. Развитие выносливости. Комплексное развитие физических качеств Тренировочные задания для совершенствования двигательных навыков (кроль на груди).  Развитие выносливости. Тренировочные задания для совершенствования двигательных навыков (кроль на спине).  Развитие выносливости. Тренировочные задания для совершенствования двигательных навыков (кроль на груди).  Развитие выносливости. Тренировочные задания для совершенствования двигательных навыков (кроль на спине).  Развитие выносливости.

Раздел 4. Плавание стилем «брасс»

Ознакомление с техникой плавания брасс

Ознакомление с техникой плавания способом брасс. Улучшение общей координации движений. Улучшение координации движений способом брасс. Развитие ловкости. Развитие выносливости. Комплексное развитие физических качеств.

Комплексное развитие физических качеств

Игра «Чей рекорд!»

Раздел 5 Контроль и соревнования

Сдача контрольных  нормативов

20 м. комплексное плавание Комплексное плавание 20 м., к/пл.  с помощью ног 20 м..

Прием контрольного норматива. Свободное купание.

Участие в соревнованиях

Проведение праздника на воде «День соревнований»

Построение, поздравление с окончанием года, распределение по командам.1. Разминка 20 к/пл.2. Эстафеты:-  кроль на груди;-  кроль на спине;- ведение мяча;- «тележка»;-  «паровозик».3. Заплыв капитанов.4.Построение, поздравление победителей.


Уровень выполнения учебно-тематического плана. Этапы педагогического контроля.

Вид контроля

Цель

Содержание

Форма

Сроки

Входящий

Определение исходного уровня физического развития учащихся

- Желание заниматься;

-Особенности анатомического развития фигуры: осанка, пропорциональность телосложения, физические отклонения;

-Организованность и внимание

-Умение держаться на воде

- Собеседование с ребенком и родителями;

- Медицинское заключение терапевта детской поликлиники;

- Контрольные упражнения;

- Наблюдение.

сентябрь

Текущий

Систематизация и обобщение учебного материала в пределах разделов программы

- Сформированность навыков плавания в виде выполнения упражнений: поплавок, звездочка, скольжение с работой ног кроль, плавание кроль на груди и на спине.

Контрольные упражнения

Опрос

февраль

Итоговый

Определение уровня обученности по программе

- Сформированность навыков плавания в виде проплывания дистанции 10 метров кролем на груди, кролем на спине, выполнение поворотов  в воде

Контрольные упражнения

Опрос

май

Методическое обеспечение программы

При проведении занятий по плаванию используются следующие  принципы:

1. Принцип сознательности и активности

Учащийся должен сознательно и целеустремленно применять свои способности для достижения как конечной цели, так и поэтапных целей. Активность подразумевает осмысленность изучаемого материала.

2. Принцип наглядности 

Создание определенного понятия и образа действия, созерцание внешней картины движений и выявление простейших механизмов движения в том или ином элементе техники. Большое значение для принципа наглядности имеет использование видеосъемок и т. п.

3.Принцип систематичности 

Повторное выполнение двигательных действий, что непосредственно связано с достижением совершенной техники движений. Двигательное действие, особенно сложное по технике, изучается и закрепляется только при многократном его повторении через оптимальные промежутки времени.

4.Принцип динамичности  

Этот принцип связан с увеличением физических нагрузок в процессе обучения и усложнением техники выполняемых двигательных действий.

5.Принцип доступности и индивидуализации 

Принцип связан с различным уровнем физической подготовленности учащихся.

Занятия по плаванию строятся на:

-общефизической подготовке. Это совершенствование физических качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости и быстроты), направленное на всестороннее физическое развитие воспитанника.

-специальной плавательной подготовке. Это дальнейшее развитие физических качеств,  функциональных возможностей организма и совершенствование двигательных навыков, направленное на рост спортивных достижений в избранном виде.

Специально-физические упражнения  делятся на две  группы: 1)упражнения, развивающие специальные физические качества (быстроту, силу, выносливость, ловкость и гибкость);

2) подводящие упражнения, способствующие обучению техники и развитию технического мастерства (скоростно-силовые качества)

Место для занятий должно отвечать нормам безопасности и гигиены. При организации занятий по плаванию необходимо учитывать, что возможности ориентирования человека в воде значительно хуже, чем на суше. Учащиеся плохо различают направление своего движения в воде, а также не всегда видят и слышат педагога. У учащихся ухудшается восприятие в связи с возникающим в воде эмоциональным возбуждением. Перед первым занятием следует обязательно объяснить учащимся правила безопасности, гигиену прохода в бассейн и поведения на занятиях. В дальнейшем выполнение всех этих правил и соблюдение необходимого порядка в бассейне должно постоянно контролироваться. Соблюдение установленных правил является основой предотвращения несчастных случаев на воде. Особенно четкая организация и высокая дисциплина должны быть на занятиях по обучению нырянию. 

На занятиях используются такие методы как:

Словесные методы – беседы, лекции, наставления и др. Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действии и др., педагог создает представление об изучаемом движении, понятии его формы, содержания. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с учащимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения педагог проводит на суше — до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, педагог отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы учащиеся не замерзли.

Наглядный метод - метод физического упражнения: метод целостного упражнения, переменный, интервальный, повторный, непрерывный метод.

К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания,  применение жестикуляции. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Как только учащиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует педагог, в воде — учащиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением педагога по отношению к группе:

1) инструктор должен видеть каждого учащегося, чтобы исправить его ошибки;

2) учащиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется при изучении общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен при условии, что у учащихся не создастся впечатления, что их передразнивают.

Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания.

Игровой метод - активизирующий внимание, улучшающий эмоциональное состояние учащихся. Учащиеся забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.

Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания учащийся  все же не может его выполнить. Педагог берет руки (ноги) учащегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения, в формах и методах обучения, в методах контроля и управления образовательным процессом, и в имеющихся в наличии средствах обучения.

Основные направления реализации программы

 организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

 проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

 проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

 организация и проведение в группе мероприятий по профилактике детского травматизма на открытой воде;

От возраста и физической подготовленности учащихся зависят дозировка и нагрузки, методика обучения, а также быстрота освоения учебного материала. Обучение плаванию учащихся младшего школьного возраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.).

Обучение учащихся плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к учащимся.  

Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

1. Показ техники изучаемого способа плавания; использование средств наглядной агитации.

 Таким образом у учащихся создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям.

2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде. Учащиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.

3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом.

Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений. При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении.

 Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:

— ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершенствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;

— изучение движений в воде с неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде.

— изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);

— изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.

Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность учащихся.

4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией.

Обучая плаванию учащихся, необходимо включать в занятия игры и развлечения на воде. Они помогают понять характер учащихся, приучают его к самостоятельности, инициативе, взаимовыручке, товариществу. Кроме того, игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания. На занятиях по плаванию используются игры трех типов: простейшие, игры с сюжетом и командные. Простейшие игры включают элемент соревнования и не требуют предварительного объяснения. Это игры типа «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?, «Кто дальше проскользит?» и т. д. Соревновательный элемент пробуждает у учащихся стремление лучше выполнить задание, делает занятия более эмоциональными, повышает интерес к плаванию.

Игры с сюжетом — основной учебный материал на занятиях по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того, как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.

Командные игры. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. Педагог должен немедленно пресекать грубость, нарушение правил, нетоварищеское поведение. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.

Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях занятия, в течение 10—15мин. Выбор игры зависит от задач занятия, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности учащихся. В каждой игре должны участвовать все учащиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.

Игры с преодолением сопротивления воды «Кто выше?» Стоя в воде, присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть как можно выше из воды.«Переправа». Ходьба с помощью гребков руками.«Кто быстрее?» Бег в воде с помощью гребков руками.«Море волнуется». Стоя в одной шеренге, играющие по команде «Море волнуется» расходятся в любом направлении (их разогнал ветер). По команде «На море тихо» быстро занимают свои места. При этом инструктор считает: «Раз, два, три — на место встали мы». Опоздавший лишается права продолжать игру. «Волны на море». Играющие выстраиваются в шеренгу. Затем берутся за руки и, присев, опускают их на воду. Выполняют движения обеими руками вправо влево, поднимая волны. «Рыбы и сеть», Выбирают двух водящих. Остальные играющие разбегаются. Водящие, держась за руки («сеть»), стараются поймать «рыбу»— для этого им нужно замкнуть руки вокруг пойманного игрока. Пойманный игрок присоединяется к водящим, образуя с ними «сеть». Игра кончается, когда все «рыбы» пойманы.

Игры с погружением в воду

«К.то быстрее спрячется под воду?» По сигналу инструктора дети приседают и погружаются в воду.«Хоровод». Играющие берутся за руки и идут по кругу. Сосчитав вслух до десяти, они делают вдох и погружаются в воду. Затем встают, и хоровод движется в противоположную сторону.«Поезд и тоннель». Играющие выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс друг другу, образуя «поезд». Двое играющих становятся лицом друг к другу, взявшись за руки (руки опускают на поверхность воды), — это «тоннель». Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», его «вагоны» поочередно подныривают. После того как весь «поезд» прошел «тоннель», изображающие «тоннель» заменяются ребятами из «поезда».«Сядь на дно». По команде инструктора дети садятся на дно, погружаясь с головой в воду.«Насос». Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Поочередно они погружаются с головой в воду: как только один появляется из воды, другой приседает и скрывается под водой.«Лягушата». Играющие встают в круг. По команде «Щука!» «лягушата» подпрыгивают вверх, по команде «Утка!» — прячутся под воду. Неверно выполнивший команду выходит на середину круга и продолжает игру вместе со всеми.

Игры на всплывание и лежание на воде

«Поплавок», «Медуза».

«Пятнашки с поплавком». «Пятнашка» старается осалить кого-нибудь из играющих. Спасаясь от «пятнашки», они принимают положение «поплавок». Если «пятнашка» дотронется до играющего раньше, чем он принял это положение, они меняются местами.

Игры с выдохом в воду

«У кого больше пузырей». Играющие погружаются в воду и делают длинный выдох. Инструктор определяет победителя по количеству пузырей на поверхности воды.

«Ванька-встанька». Играющие делятся на две шеренги, встают друг против друга и попарно берутся за руки. По первому сигналу инструктора игроки одной шеренги опускаются под воду и делают глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу в воду погружаются игроки второй шеренги.

Игры с открыванием глаз в воде

«Найди клад». Инструктор бросает на дно какой-нибудь предмет. По его команде играющие погружаются в воду и пытаются найти и достать этот предмет.«Морской бой». Играющие делятся на две шеренги и встают лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу инструктора они начинают брызгать водой друг другу в лицо. Выигрывают те, кто не отворачивался и не закрывал глаза. Во время игры нельзя сближаться и касаться друг друга руками.«Брод». Играющие поочередно передвигаются по дну бассейна в заданном направлении. Ориентиром движения могут быть полоса, идущая по середине бассейна, или предметы, разложенные на дне. Чтобы не сбиться с пути и лучше разглядеть ориентир, играющие опускают голову в воду.

Игры со скольжением и плаванием

«Скользи вперед». Играющие встают в шеренгу и выполняют скольжение на груди и на спине.

«Торпеды». Играющие по команде инструктора, выполняют скольжение на груди с. движением ногами кролем. Затем они проделывают то же на спине «Кто победит?» Плавание (при помощи рук) кролем ^ на груди и брассом на спине.

«Эстафета». В игре участвуют две команды. Играющие могут плыть любым способом. Если они освоили все спортивные способы плавания, инструктор проводит комбинированные эстафеты, где участники плывут разными способами при помощи ног.

Игры с мячом

«Борьба за мяч». Играющих делят на две команды. Игроки одной команды, плавая в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу. Игроки второй команды стараются отнять мяч; Как только мяч будет пойман, команды меняются местами.

Волейбол в воде». Играющие располагаются по кругу и, ударяя по мячу, передают его друг другу. При этом они стараются, чтобы мяч как можно дольше не падал в воду.

«Мяч тренеру». В игре участвуют две команды. Первая выстраивается по одну сторону бассейна, вторая — по другую. У каждой команды — тренер. Он участвует в игре, стоя на противоположном от своей команды бортике бассейна. Игроки стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая ёго двумя руками, стараются отдать мяч в руки своему тренеру. Выигрывает команда, которой удалось сделать это большее количество раз.

Развлечения в воде

«Кто найдет брошенный на дно предмет?» «Кто проскользит у поверхности воды 5 (6) м?

«Мяч no кругу». Играющие стоят на дне и перебрасывают мяч друг другу.«Чехарда». Играющие встают в колонну по одному на расстоянии 2м друг от друга и наклоняются вперед. Игрок, стоящий последним, перепрыгивает через каждого, стоящего впереди.

Кто перетянет?. Двое игроков, захватив друг друга ногами, гребут что есть силы руками, стараясь. протащить за собой партнера.«Летающий дельфин». Стоя на дне, играющие выпрыгивают из воды вверх-вперед и, выбросив руки вперед, снова входят в воду. При этом они стараются выпрямить тело и проскользить под водой вперед. Наиболее оптимальными способами обучения плаванию является кроль на спине и груди Кроль на груди На суше1. Движений ногами кролем. Сесть, уперевшись руками сзади, отклониться назад (ноги выпрямить, носки оттянуть). Движения ногами под счет инструктора: «раз», «два», «три» и т. д. Движение выполнять от бедра с небольшим размахом.2. Движения ногами кролем в положении лежа на груди.3. Движения руками кролем в положении стоя с наклоном. Выполняются вначале одной рукой, а затем двумя руками.4. Согласование движений руками с дыханием. Выполняется вначале одной, а затем двумя руками.

В воде1. Движения ногами кролем в положении опоры о дно или бортик бассейна. Лечь на грудь, опереться Руками о дно или бортик бассейна; тело выпрямить носки оттянуть. Выполнять движения ногами кролем; стараясь создать фонтан брызг 2. Плавание с доской при помощи движений ногами кролем.3. Скольжение на груди с движениями ногами кролем и разными положениями рук (вытянуты вперед; одна впереди, другая у бедра; вдоль бедер) 4. Выдохи в воду в положении стоя с наклоном и поворотом головы на вдох.5. Движения руками кролем. Стоя на дне наклониться вперед (подбородок у воды; одна рука впереди, другая сзади у бедра). Выполнять движения руками, как при плавании кролем 6. To же с передвижением по дну.7. Согласование движений руками кролем с дыханием в положении стоя на дне с наклоном вперед. Вначале выполняется одной рукой, а затем двумя 8. Скольжение с движениями руками кролем (с задержкой дыхания 10—15с).9. Плавание кролем с задержкой дыхания.10. Плавание кролем с постепенным увеличением расстояния. Кроль на спинеНа суше1. Движения ногами кролем в положении сидя.2. «Мельница» — выполнение круговых движений руками в направлении назад.3. «Мельница» с притопыванием (на один «гребок» рукой три шага). В воде1. Сидя на бортике бассейна, опустить ноги в воду. Выполнить движения ногами кролем.2. В .положении на спине взяться за бортик (руки на ширине плеч). Выполнить движения ногами кролем.3. Скольжение на спине с движением ногами кролем. Руки в положении у бедер. Вначале можно поддерживать тело гребковыми движениями кистей.4. Скольжение на спине с движениями ногами кролем (руки вытянуты за головой).5. Плавание на спине при помощи ног с различными положениями рук: за головой, у бедер, одна впереди, другая у бедра.6. Плавание на спине при помощи ног и раздельных гребков руками. Исходное положение рук: одна впереди (за головой), другая у бедра. Сделать гребок одной рукой и пронести вперед по воздуху другую руку. Пауза, сопровождаемая движением ногами. Затем сделать гребок второй рукой и пронести первую руку по воздуху в и. п. — и т. д.7. Плавание кролем на спине на расстояние 5 (10) м с задержкой дыхания на вдохе.8. Плавание кролем на спине с постепенным увеличением расстояния.


Список используемой литературы

  1. Аквааэробика. 120 упражнений. / Э. Профит, П. Лопез. – Ростов  н/Д: Феникс, 2006. – 128 с.
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учебник для педагогических факультетов институтов физкультуры».- М.: Физкультура и спорт, 1989.-160 с.
  3. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь – плавание / Н.Ж.Булгакова. -  М.: АСТ- Астрель, 2002. – 160 с.
  4. Галицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультуры в образовательном учреждении / Н.С. Галицина.- М.:, 2005.-143с.
  5. Глазырина Л.Д. Физическая культура : программа и программные требования: Пособие для педагогов дополнительного образования / Л.Д.Глазырина.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2004.-143 с.
  6. Карпенко Е.Н., Короткова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: игровой метод обучения. – М.: ЧЕЛОВЕК, Донецк: Пространство, 2009. – 48 с.
  7. Козлов А.В. Плавание: Учебная программа/А.В.Козлов. - М.: Просвещение, 1993
  8. Макаренко Л.П. Юный пловец./Л.П.Макаренко. - М.:Физкультура и спорт, 1983.-288с.
  9. Осокина Т.И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т.И.Осокина. - М.: Просвещение, 1985.-80 с.
  10. Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: методическое пособие/ Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов. – М.: Айрис дидактика, 2003. – 80 с.
  11. http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/01/17/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-obucheniyu-plavaniyu

                                   

Приложение

Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды.

  1. Передвижение в воде по дну шагом, бегом, грудью, спиной, левым и правым боком вперед, передвижение в воде с выполнением руками гребковых движений.
  2. Упражнение "Полоскание белья".
  3. И.п. - стоя на дне, делать поочередные движения ногами способом кроль, при плавании брассом, отталкиваясь от воды передней, внутренней поверхностью голени и стопы.
  4. И.п. - присесть в воду до уровня подбородка, руки вытянуты в стороны, лежать на воде. Повороты туловища налево и направо, удерживая прямые руки на воде и меняя положение кистей рук на воде.
  5. Игры и игровые упражнения: "веселые дельфины", "Переправа", "Кто быстрее", "Рыбы и сеть", "Караси и карпы", "Байдарки".

Погружение в воду с головой и открывание глаз

  1. "Умывание". И.п. - стоя на дне, наклониться вперед, побрызгать себе в лицо водой, не вытирая глаза руками. Затем сделать вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду на 3 сек.
  2. И.п. - стоя лицом к бортику, руками держаться за край бортика. Погружаться с головой в воду и открыть глаза на 5 сек., затем 7 - 10...
  3. И.п. - стоя в наклоне на дне, руки на коленях. Сделать вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду, открыть глаза, сосчитать до 5.
  4. И.п. - сидя на бортике бассейна. По команде спрыгнуть в воду ногами вниз, затем погрузиться с головой под воду.
  5. Игры и игровые: "Веселые брызги", "Сядь на дно","Хоровод","Поезд идет в тоннель", "Охотники и утки", "Смотри в глаза друг другу", "Искатели жемчуга", "Сосчитай пальцы на руке".

Всплывание и лежание на поверхности воды.

Эти упражнения позволяют детям почувствовать состояние невесомости и научиться лежать в горизонтальном положении на поверхности воды.

  1. "Поплавок". И.п. - стоя в воде, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и приседая погрузиться в воду с головой, принять группировку, всплыть на поверхность. В этом положении лежать на воде 10-15 сек., затем вернуться в и.п.
  2. "Медуза". Сделав вдох, задержать дыхание, лечь на воду, опустить лицо и руки в воду. Чуть согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги, "повиснуть" в воде на 10 - 12 сек. Затем встать ногами на дно.
  3. "Звезда". Сначала выполнить "поплавок", затем на счет 4-5 выпрямить руки и ноги, лечь на воду горизонтально, голова опущена в воду, руки и ноги слегка развести в стороны - держать 10 сек.
  4. "Звезда" выполнить в положении на спине.
  5. "Стрела"(положение пловца на воде). Стоя спиной к бортику, присесть так, чтобы подбородок лежал на воде, руки вытянуты вперед, положить на воду. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, опустить лицо в воду, отталкиваясь ногами от дна, лечь на воду строго горизонтально, спина прямая, ноги вытянуты, руки впереди - держать 10 сек.
  6. "Стрела" выполнить в положении на спине.
  7. Игры и игровые упражнения: "Поплавок" (кто дальше), "Пятнашки с поплавком", "Чья стрела лучше".

Освоение дыхания в воде

Умение задерживать дыхание в воде и выполнять выдох в воду является основой для постановки различного дыхания при плавании.

  1. "Умывание". Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох".
  2. И.п. - стоя лицом к бортику, приседая в воду с головой, постепенно погружаясь все ниже и ниже под воду, сделать под водой продолжительный выдох.
  3. И.п. - то же, руки на коленях. Погружаясь в воду с головой, сделать продолжительный выдох под водой.
  4. И.п. - стоя на дне в наклоне, руки на коленях, лицо левой щекой лежит на воде. Вдох и выдох с поворотом головы в воду.
  5. Игры и игровые упражнения: "У кого вода закипит сильнее", "Поезд идет в тоннель", "Насос".

Скольжения

Скольжения на груди и на спине с различным положением рук, помогают освоить рабочую позу пловца - равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально "проскальзывать" вперед после каждого гребка, что является основой и показателем хорошей техники плавания.

  1. "Буксир". Лечь на воду с плавательной доской и поплавком в ногах, и принять положение "Стрела". Партнер берет за доску и везет по воде, выполняя роль буксира. После этого упражнение выполняется с поплавком, затем без поддерживающих предметов.
  • гребки руками с дыханием.
  • Движение ногами и гребки руками в плавании с дыханием
  • Плавание с полной координацией движений руками, ногами и дыханием.
  1. Широкое применение игр на воде, игровых и соревновательных упражнений - обязательное методическое требование к учебн  - тренировочному занятию по плаванию. При помощи игр решаются задачи повторения и закрепления разученных упражнений на воде, воспитание самостоятельности, инициативы, развитие творческих способностей детей, улучшение эмоционального фона занятий.
  2. Скольжение "Стрелы" без предметов.
  3. Скольжение на груди с различным  положением  рук с выдохом в воду.
  4. Скольжение на спине с доской.
  5. Скольжение на спине без предметов и с различных и.п. рук.
  6. Скольжение на груди с элементарными гребками руками.
  7. Скольжение на спине с элементарными гребками руками.
  8. Игры "Буксир", "Скользящие стрелы", "Кто лучше","Кто дальше","Кто быстрее".

Учебные прыжки и соскоки в воду

Прыжки в воду развивают у человека решительность, ловкость, смелость. Прыжки и соскоки в воду выполняются вниз ногами и вниз головой.

  1. Из и.п. - сидя на бортике бассейна, опираясь на руку, спрыгнуть в воду ногами вниз с поворотом на 90° в сторону опорной руки, коснувшись дна ногами, присесть с головой под воду.
  2. Этот же прыжок, но из и.п. упор присев.
  3. Из упора присев махом рук вперед соскок в воду ногами вниз с последующим приседанием с головой под воду.
  4. И.п. - осн. стойка, приседая отвести руки вниз - назад, махом рук вперед -прыжок в воду ногами вниз с последующим погружением с головой под воду.
  5. И.п. - осн.стойка. Шагом вперед, прыжок в воду ногами вниз "солдатиком".
  6. И.п.- сидя на бортике руки вытянуты вверх и  зажать голову. Наклоняясь вперед, выполнить спад-вход в воду руками
  7. И.п.- упор присев на бортике бассейна. Спад вперед с последующим скольжением в положении "Стрела".
  8. И.п.- осн.стойка, руки вытянуты вверх, за голову. Приседая и наклоняясь вперед, выполнить спад и скольжение на груди в положении "Стрела".
  9. Стартовый прыжок в воду с бортика бассейна.

Техника плавания Кроль на груди Упражнения на суше.

  1. И.п. - сидя на полу, упор руками сзади на предплечья, ноги выпрямить, носки оттянуты, слегка повернуты внутрь. Движения ногами кролем.
  2. Имитация положения пловца на воде ("Стрела"). Вначале выполнить стоя у стены, затем стоя в одном шаге от стены с фиксацией правильного положения тела в течении 4-6 сек., затем "Стрела" в положении лежа.
  3. И.п.- лежа на груди  на гимнастической скамейке в положении "Стрела", ноги свободно свешены, движение ногами кролем.
  4. И.п.- то же, но левую руку вперед, правую прижать к бедру. Имитация дыхания в воде с поворотом головы.
  5. То же, но в сочетании с движениями ногами.
  6. Разучить элементарные гребки руками.
  7. Движение руками кролем в положении стоя с наклоном вперед. Вначале разучивается движение одной правой, затем левой рукой, затем правой рукой в сочетании с дыханием, наконец, гребковые движения руками в согласовании с дыханием.
  8. И.п. - лежа на гимнастической скамейке на груди в положении
    "Стрела" гребковые движения руками кролем. Сначала разучивается
    движение одной правой рукой, затем левой, затем гребок правой (левой)
    В сочетании с дыханием.

И.п. - лежа на гимнастической скамейке, руки вперед, ноги свободно свисают. Согласование движений ногами кролем, гребка право, (левой) рукой и дыхания с поворотом головы в сторону.

Упражнения в воде

  1. Скольжение на груди с различным исходным положением рук, а также в сочетании с элементарными гребками руками.
  2. Движения ногами кролем в положении лежа на спине, руки за головой прямые.
  3. Скольжение на груди с движением ногами кролем и различным исходным положением рук.
  4. Упражнения для изучения дыхания в воде, начиная с простейших и заканчивая упражнениями"вдох и выдох" в воду с поворотом головы.
  5. Плавание с доской при помощи движений ногами кролем, левая рука лежит на доске, правая к бедру. Вдох и выдох в воду с поворотом головы, затем это же упражнение, но уже без доски.
  6. Движения руками кролем. Вначале упражнения выполняются стоя на дне бассейна, затем с продвижением по дну.
  7. Гребковые движения руками в скольжении на груди с задержкой дыхания.
  8. Плавание кролем на груди с задержкой дыхания.
  9. Гребок правой (левой) рукой - вдох. Вначале упражнение выполняется намести, затем с продвижением по дну вперед, затем в скольжении на груди.
  10. Плавание при помощи ногами кролем, одна рука вытянута вперед, другая прижата к бедру (вдох в сторону).
  11. Согласование гребковых движений руками с дыханием. Вначале упражнение выполняется намести, затем с продвижением ногами по дну бассейна, затем в скольжении.
  12. Согласование движений руками, ногами и дыхания. Плавание кролем на груди с полной координацией движений с постепенным увеличением расстояния.

Кроль на спине Упражнения на суше

  1. И.п. - лежа на гимнастической скамейке, принять положение "Стрела".
  2. Лежа на спине,  на гимнастической скамейке, ноги свободно свисают, движения ногами кролем.
  3. Выполнять движения руками "мельница" назад.
  4. Разучить гребки руками по очереди, стоя в одном шаге от стены.
  5. Лежа на гимнастической скамейке, движения ногами кролем в сочетании поочередными гребками руками.
  6. Стоя в одном шаге от стены, гребковые движения руками "Мельница" назад в согласовании с движением ног.
  7. Лежа на гимнастической скамейке, одну руку вытянуть вперед, другая прижата к бедру. Движения ногами кролем в согласовании с гребковыми движениями руками "Мельница". Вначале выполнить упражнение на сцепление, затем движения ногами, руками и дыханием в полной координации.

Упражнения на воде

  1. Скольжение на спине с различным  и.п. рук.
  2. Скольжение на спине с элементарными гребками руками.
  3. Сидя на бортике бассейна, опустить прямые ноги в воду, носки оттянуть и слегка повернуть внутрь. Движения ногами кролем.
  4. Плавание с доской на спине - ноги кролем.
  5. Плавание на спине – ноги  кролем, с различным  и.п. -  рук.
  6. Плавание на спине - ноги кролем, поочередные гребки руками.
  7. Плавание на спине - при помощи движений ногами кролем и гребковыми движениями руками "Мельница" на сцепление.
  8. Плавание на спине с полной координацией движений, постепенно увеличивая дистанцию.

Техника стартов и поворотов

Кроль на груди Старт

В детских бассейнах изучается простейший старт. Из положения основная стойка, большими пальцами ног зацепиться за край бортика бассейна, руки вверх, "зажать" голову. Приседая наклониться вперед – вниз, грудью лечь на колени и потеряв равновесие, выполнить спад вперед, вход в воду с прямыми руками и следующими скольжением вперед в положении "Стрела".

Поворот

С детьми группы начальной подготовки, разучивают простейший поворот -"маятником". Подплывая к бортику бассейна, коснуться его рукой, в момент касания повернуться на бок в сторону этой руки, затем опираясь рукой о бортик, приподнять голову и плечевой пояс над водой, подтянуть согнутые ноги к животу и поставить их под водой на стенку. Сделать вдох, оттолкнуться рукой от бортика, перевалиться на другой бок, пронести руку по воздуху вперед, опустить ее в воду и вытянуть вперед одновременно с другой рукой. Голова и плечи в это время полностью погружаются в воду. Оттолкнуться ногами от стенки бассейна, вытянуться и после непродолжительного скольжения под водой в положении "Стрела", начинать плыть кролем на груди.

Кроль на спине

При плавании на спине старт выполняется из воды. По команде "занять места" пловцы прыгают в воду по своим дорожкам, поворачиваются лицом к стартовым тумбочкам и по команде "На старт!" пловцы руками берутся за ручку тумбочки, согнутыми ногами упираются в стенку бассейна. По команде "Марш!" - выполняют мах руками через стороны вверх и назад, одновременно отталкиваясь ногами от стенки и прогибаясь. После отталкивания вытягивают руки за голову прямые, входят в воду. После скольжения ногами под водой, подключаются руки и плывут н/с в полной координации.

Поворот

С детьми групп начальной подготовки разучивают наиболее простой поворот - "плоский". Подплывая к стенке бассейна на спине, повернуться на грудь, лицом к стенке, взяться руками за бортик, приподнять голову и плечи, согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди и поставить на стенку - сделать вдох. Затем выполнить мах руками назад, оттолкнуться ногами от стенки, выполнить скольжение  в положении "стрела" на спине 3 - 4м, начать движения ногами и руками.

Брасс Упражнения на суше

  1. И.п. - стоя боком к стенке и опираясь на нее рукой (другая на поясе), ноги на ширине плеч, носки развернуты в стороны "до отказа". Приседания, разводя колени в стороны, и не отрывая пяток от пола.
  2. Предыдущее упражнение, но вместо приседаний выполнять выпрыгивания вверх из положения  полуприсед.
  3. И.п. - стоя на краю скамейки с опорой руками сзади, движения ногами как при плавании брассом, медленно подтянуть ноги, сгибая их разводить колени в стороны, волоча пятки по полу, развернуть носки в стороны, описывая стопами полукруг, соединить ноги и вытянуть их.
  4. И.п. - лежа на груди  на скамейке. Движения ногами, как при плавании брассом с помощью преподавателя.Подтягивание ног ученик выполняет самостоятельного в момент разведения носков в стороны преподаватель берет руками стопы и помогает принять нужное и.п. перед отталкиванием, затем не выпуская ног помогает ему правильно воспризвести гребковое движение и соединить ноги вместе. Следить за плавным сгибанием ног, быстрым разворотом стоп носками в стороны, энергичным разгибанием и свидением ног.
  5. И.п. - стоя в наклоне, руки вперед ладонями вниз, смотреть на кисти. Развести руки в стороны- вниз чуть больше ширины плеч, согнуть руки в локтевых суставах, направляя локти вниз-внутрь под подбородок, и соединяя кисти вновь вместе, выпрямить руки вперед в и.п. и выдержать в этом положении небольшую паузу.
  6. Предыдущее упражнение, но растягивая резиновый амортизатор.
  7. Упражнения 1,2 , но в сочетании с дыханием, во время захвата(вторая половина гребка) вдох, во время выведения рук вперед - выдох.

Упражнения в воде

  1. И.п.- стоя на глубине по пояс. Упражнения 1,2, которые выполняются на суше.
  2. 2. Передвижение по дну бассейна прыжками, пятки вместе, носки развернуты в стороны "пингвины".
  3. И.п. - лежа на груди (на спине) с опорой рук о бортик. Движения ногами брассом. Следить за ровным пол оженим тела (таз у поверхности воды, четким разведением стоп носками в стороны, разведением колен в стороны, немного шире таза, энергичным отталкиванием стопами по дугам назад, паузой после отталкивания ногами).

Упражнения для совершенствования в плавании кролем на груди.

  1. Сесть, согнув одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево.
  2. Сесть, упереться руками сзади, ноги выпрямить, носки оттянуть. Сначала выполнять ногами скрестные движения, затем, как при плавании кролем (ноги высоко не поднимать, выполнять движения от бедра, в быстром темпе).
  3. Встать, согнуть руки в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно.
  4. «Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя, с притоптыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд.
  5. То же упражнение, в положении наклонившись вперёд.

Упражнения для совершенствования в плавании кролем на спине.

Можно выполнять все перечисленные упражнения для кроля на груди, а также:

Вращение прямыми руками назад («мельница») с постепенным увеличением темпа

В упоре лёжа сзади на предплечьях имитация движений ног при плавании кролем

на спине.

Упражнения:

  1. "Полоскание белья". Зайти в воду по пояс, расставить ноги на ширину плеч и делать движения руками вправо, влево, вперед, назад. Руки выпрямлены, но не напряжены.
  2. В том же исходном положении согнутыми в локтях руками делать частые гребки руками (кисти рук напряжены) в виде восьмерки. За счет частых движений руками постараться оторвать от дна ноги.
  3. Стоя в воде по пояс, делать движения ногами вперед, назад, в стороны, меняя положение стопы.
  4. Взяться за руки вдвоем и передвигаться в воде сначала шагом, затем бегом с поворотами направо, налево, помогая гребковыми движениями свободной руки.
  5. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед и опустить лицо в воду, погрузиться до уровня щек, глаз, с головой. В этом же положении опуститься под воду с головой и открыть глаза.
  6. Упражнения в паре. Поочередно опускаться под воду, открывать глаза и считать пальцы партнера, близко поднесенные к лицу присевшего под воду.
  7. Стоя в воде по грудь, нырнуть и достать со дна какой-нибудь предмет.
  8. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и сделать выдох через рот.
  9. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед, опустить лицо на воду, касаясь ее щекой, сделать вдох, затем повернуть лицо в воду и сделать продолжительный выдох через рот и через нос (рис. 1).
  10. "Поплавок". Сделать вдох, медленно присесть под воду, задержав дыхание, принять положение плотной группировки и в этом положении всплыть на поверхность (рис. 2) .
  11. "Медуза". Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на воду, расслабить руки и ноги и развести их в стороны.
  12. Лежание на спине. Сделать вдох, задержать дыхание, спокойно лечь спиной на поверхность воды, держа руки вдоль тела.
  13. "Скольжение на груди". Встать лицом к берегу, поднять руки над головой и свести их ладонями вместе (голова между рук), сделать вдох, присесть и, оттолкнувшись от дна ногами, скользить вперед.
  14. "Скольжение на спине". Встать спиной к берегу, поднять руки и свести их ладонями вместе, сделать вдох, присесть, отклониться назад на спину и одновременно оттолкнуться ногами от дна. Скользить на спине до остановки. Облегченные способы плавания. Прежде чем приступить к изучению какого-либо способа плавания, вначале последовательно овладевают техникой движения ногами, дыхания, движения руками, затем движения руками согласовывают с дыханием, осваивают технику плавания данным способом при задержанном дыхании и, наконец, в полной координации.

Подводящие упражнения на суше

Задача: ознакомить с формой движения рук и положением кистей.

Упражнение 1. Стоя перед опорой (стол, высокая скамейка, рейка гимнастической стенки), сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Кисти движутся под углом атаки, слегка надавливая на опору ребрами ладоней.

Контроль: следить, чтобы руки сгибались и разгибались, главным образом, в локтевых суставах, а кисти двигались под углом атаки 30-40 градусов.

Упражнение 2. Стоя боком к опоре, одна рука на опоре, другая на поясе.  

Выполняется предыдущее упражнение одной рукой без зрительного контроля. Затем, это упражнение выполняется без опоры. После освоения упражнения одной рукой, его разучивают другой, затем двумя одновременно. Сначала каждое упражнение выполняется медленно, затем быстро.

Контроль: следить, чтобы локоть был отведен назад до отказа, кисть выписывала "восьмерку" за счет сгибания руки, главным образом в локтевом суставе.

Упражнения в воде Задача: научить переносить упор с ног на руки, отрывать ноги от дна бассейна, водоема.

Упражнение 3. Стоя боком к неподвижной опоре (глубина по грудь), одной рукой взяться за опору или бортик бассейна, другой опереться на партнера. Погрузившись в воду до подбородка и сгибая ноги, повиснуть. Сначала упражнение выполняется на согнутых в локтях руках, затем на прямых руках. Это упражнение помогает занимающимся приобрести умение опираться на руки находясь в воде и ощутить требующуюся для этого величину усилий.

Контроль: ноги отрывать от дна после того, как занимающийся опустится в воду до подбородка.

Задача: научить создавать упор и опираться на него одной рукой.

Упражнение 4. Стоя боком к опоре, одной рукой взяться за нее, другой сбоку выполнять движение "восьмерки". Ощутив действующую на ладонь силу - силу упора, занимающийся пытается ее использовать (надавливая слегка вниз, опираясь на воду), старается "повиснуть", держась другой рукой за опору. Время создания упора постепенно увеличивают. Освоив механизм создания упора одной рукой, переходят к изучению этого же движения другой.

Контроль: при выполнении этого упражнения нужно следить, чтобы локоть руки, выполняющей "восьмерку", был отведен назад до отказа, а рука сгибалась и разгибалась только в локтевом суставе. Отрывать ноги от дна бассейна нужно в момент, когда кисть руки будет ощущать упор о воду, а туловище погружено в воду до подбородка. Ноги отрываются от дна плавно, рука, которой пловец держится за опору, должна быть полусогнута.

Упражнение 5. После освоения упражнения 4 это же упражнение разучивают, взявшись одной рукой за разделительную дорожку, за руку партнера или плавательную доску.

Задача: научить создавать упор двумя руками перед собой. Упражнение 6. Упражнение выполняют у поручня или лесенки бассейна, стоя спиной к ней, зацепившись одной ногой (ступней) за поручень. Выполнить руками движение "восьмерка" перед грудью и, почувствовав упор о воду, поставить вторую ступню на опору. Продолжительность создания упора о воду руками постепенно увеличивают. Контроль: голова опущена в воду до подбородка. Руки сгибаются и разгибаются в локтевых суставах. Это упражнение можно выполнять с партнером, который, стоя сзади, удерживает ногу за стопу. Занимающийся, опираясь руками о воду и мягко отрывая другую ногу от дна, старается за счет движения рук удержаться на поверхности воды. Контроль: следить, чтобы партнер удерживал стопу занимающегося на одной высоте.

Задача: научить создавать упор при горизонтальном положении туловища.

Упражнение 7. Лежа на груди, ноги опираются на разделительную дорожку, руки впереди выполняют движения "восьмерки". Сначала выполняют движения руками с опущенной головой (с задержкой дыхания). Затем, опираясь руками о воду, поднять голову над водой. Контроль: почувствовав упор, плавно поднимать голову из воды.

Задача: научиться создавать упор лежа на спине. Упражнение 8. Лежа на спине, ноги опираются на разделительную дорожку или плавательную доску, руки в стороны-вниз. Выполнять руками "восьмерки", стараясь удержать туловище на поверхности воды в горизонтальном положении. Затем это упражнение выполняют без поддерживающих средств.

Контроль: голова опущена в воду. После освоения вышеперечисленных подготовительных упражнений переходят к упражнению 9.

Задача: научить создавать опору и удерживаться на поверхности воды.

Упражнение 9. Глубина по грудь, руки в стороны, туловище опущено в воду до подбородка. Сгибая и разгибая руки в локтевых суставах, кисти "выписывают восьмерки". Почувствовав упор о воду, плавно, осторожно поднимают ноги от дна бассейна, стараясь удержаться на поверхности воды. Время удержания плавательного состояния постепенно увеличивают.

Контроль: руки поставлены в стороны, локоть отведен назад до отказа. Сначала происходит погружение туловища в воду (уровень воды до подбородка), затем плавный, осторожный отрыв ног от дна. Скорость движения кисти при выполнении "восьмерки" должна быть достаточно велика, так как величина упора (подъемной силы) зависит не только от угла атаки и профиля кисти, но и от скорости ее движения.

После освоения описанных выше упражнений целесообразно задавать обучаемым движения и перемещения сложной, необычной формы и направления (типа плавания "вперед ногами" и т.д.) с целью выработки "остроты ощущения" упора.

Параллельно с изучением упражнений для удержания на воде применяют упражнения для освоения с водой, игры и прыжки в воду.

Игры в воде

Ведущее место при занятиях с детьми на начальном этапе обучения должны занимать игры. Среди большого количества общепринятых игр особое место должны занимать игры, которые проводятся для повторения и совершенствования ранее изученных элементов техники: "Кто дольше удерживается на поверхности воды?", "Кто выше поднимется из воды?" и т.п.

Практика показала, что дети, которые не смогли выполнить то или иное упражнение по освоению с водой по заданию преподавателя, довольно эффективно выполняют его в игровой обстановке. Кроме того, игры содействуют:

- повышению эмоциональности занятий;

- воспитанию смелости, самостоятельности, инициативы, товарищества.

Поэтому в занятиях с детьми изучение и совершенствование каждого упражнения целесообразно проводить игровым методом. Умелый подбор игр на занятиях дает возможность регулировать физическую, смысловую и эмоциональную нагрузку занимающихся.

Игра: "Кто дольше удержится на поверхности воды?" Задача: научить держаться на поверхности воды. Содержание игры. Играющие становятся лицом к ведущему и по его сигналу начинают удерживаться на плаву, выполняя руками движения "восьмерки". Ноги согнуты в коленных суставах и прижаты к груди. Побеждает тот, кто дольше удержится на воде.

Методические указания: до начала игры напомнить участникам, как во время упражнения выполнять движения руками.

Когда занимающиеся научатся удерживаться на поверхности воды за счет движений руками, можно переходить к обучению спортивным или облегченным способам плавания.

Типовые упражнения для развития психомоторики Задача: научить дифференцировать длину проплываемой дистанции.

Упражнение. Оттолкнувшись от бортика или дна бассейна проскользить с движениями ног кролем до заданной отметки и запомнить это расстояние. В следующей попытке воспроизвести по памяти задание. В последующих попытках постепенно увеличивать проплываемое расстояние, минимально прибавляя с каждым разом длину отрезка. Варианты: а) на груди, на спине, на боку, под водой; б) с информацией и без нее.

Задача: научить дифференцировать темп движений. Упражнение. Задав с помощью свистка, хлопков руками или ударов металлическим предметом по лесенке бассейна темп движений, предложить ученикам повторить по памяти заданный темп. В последующих попытках увеличивать или уменьшать темп движений .

Варианты: а) выполнять движения ногами, руками; б) с информацией и без нее.

Задача: научить дифференцировать амплитуду движений. Упражнение. Выполнение движений ног кролем на груди с оптимальной амплитудой движений стопы, с уменьшенной, с увеличенной амплитудой.

Типовые психотехнические игры в воде

Задача: развитие мнемических способностей.

Игра: "Запомни по порядку". Преподаватель дает задание выполнить в определенной последовательности ряд освоенных упражнений (например, "поплавок", "медуза", "торпеда", "звездочка", движения ног, рук, кувырок, переворот и т.п.). Ученики по памяти выполняют задание. Каждый раз следует менять местами элементы, прибавлять новые, выполнять в обратной последовательности. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок.

Задача: развитие аттенционных способностей.

Игра: "Учитель и ученик". Ученики разбиваются на пары, где один выполняет роль "учителя", другой - "ученика". "Ученики" выполняют задание (упражнения в воде), а "учителя" должны найти ошибки в действиях "учеников". Побеждает тот, кто обнаружит большее количество ошибок.