СТАТЬЯ Специфика работы концертмейстера в инструментальном и вокальном классах
статья на тему

Спасский Борис Леонидович

В статье анализируются особенности аккомпанирования вокалистам и солистам-инструменталистам детских школ искусств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

СТАТЬЯ

Специфика работы концертмейстера в инструментальном и вокальном классах

Составитель: Спасский Б. Л., концертмейстер

Консультант: Павлова С.В., методист музыкального отдела

2015

        

Содержание.

Введение……………………………………………………...3

Основная часть

Работа в классе вокала……………………………………..…….4

Работа в классе флейты……………………………………..……5

Выводы…………………………………………….……..…..6

Список использованной литературы…………….…..….7


Введение

        Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика. В учебных заведениях существуют классы различных инструментов, и концертмейстер должен знать специфику каждого из них. Работа в вокальном классе также имеет свои особенности. Концертмейстер должен знать специфики инструментального и вокального исполнительства: штрихи у струнников, дыхания  певцов и духовиков, агогика  тех и других, тесситура у вокалиста.

        При работе в вокальном или инструментальном классе концертмейстер ставит перед собой различные задачи. Исполнение зависит от того, какой художественный образ определят солист и концертмейстер совместно с педагогом, и какими средствами выразительности они будут пользоваться для его создания.

        В вокальной музыке понять художественные задачи произведения помогает поэтический текст, который заключает в себе конкретное содержание.

        В инструментальной музыке нет словесного текста, но есть авторские указания темпа, характера музыки и т.д., которые помогают понять замысел композитора. Инструментальная музыка имеет свой образный строй и передает более общее настроение. При исполнении могут возникать различные индивидуальные ассоциации.

        Если в вокальных сочинениях чаще всего солирует певец, то в инструментальной музыке солирующая и сопровождающая партии почти равны. Иногда на первый план выходит партия сопровождения, а солист ей аккомпанирует.

         Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. Концертмейстеру не обойтись здесь без умения «слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмеряя звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста». При аккомпанементе духовым инструментам пианист должен учитывать возможности аппарата солиста, принимать во внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Также необходимо контролировать чистоту строя духового инструмента с учетом разогрева. Сила, яркость фортепианного звучания в ансамбле с флейтой может быть больше, чем при аккомпанементе вокалисту.




РАБОТА В КЛАССЕ ВОКАЛА.

 

        Основу содержания вокального произведения составляет поэтический текст, поэтому начинать работу следует с прочтения литературной основы, причем прочтения вдумчивого, грамотного, с верными логическими ударениями, смысловыми паузами. Необходимо выявить особенности ритма стиха, его фонетики, ритмических построений, как отдельных фраз, так и произведения в целом.

        Для представления о произведении в целом на следующем этапе работы следует исполнить партитуру всего произведения, то есть соединить на фортепиано три строчки, включая партию солиста и партию фортепиано, при этом возможно поступиться некоторыми деталями фактуры во имя воссоздания общей концепции произведения.

        Далее необходимо детально изучить фортепианную партию - собственно аккомпанемент. Работа проходит также как над сольной фортепианной пьесой, так как необходимо выявить тип фактуры, ее ладовые особенности, определить художественные и технические задачи. При наличии фортепианного вступления или заключения надо осмыслить связь тематизма, образного строя со всем произведением, учитывая отсутствие в эти моменты звучания голоса и преподнести эти эпизоды как сольные.

        При работе с певцом необходимо квалифицировано разбираться в разновидностях детских голосов, в их диапазонах, звучащих регистрах, особенностях певческой артикуляции и дыхании. В соответствии с этим подбирается звучание фортепианного аккомпанемента: так, альт должен поддерживаться плотным, звучным туше пианиста, а дискант и сопрано - ажурным, летящим звуком фортепиано.

        


РАБОТА В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ.

        Знакомясь с пьесами для флейты, концертмейстер должен знать производные моменты звукообразования на этом инструменте, такие как артикуляция, атака, штрих.

        Духовые инструменты отличаются особенностями конструкции, спецификой акустической природы. Выразительными динамическими возможностями обладает флейта.

        Вместе с солистом аккомпаниатор постигает различные динамические задачи, а также динамику как средство художественной выразительности.

        Атакой принято называть самое начало звукоизвлечения. Она занимает незначительную для слуха почти неуловимую часть длительности - порядка сотых долей секунды. При аккомпанементе флейте нужно слышать также моменты взятия дыхания.

 

        При аккомпанементе флейте требуется объемное звучание. Аккомпанируя флейте, следует учитывать не только момент дыхания и зависимость фразировки от него, но и скорость возникновения звука. По исследованию Багхауза, на флейте звук возникает в течение 1/3 секунды. Все это определяет необходимость знания особенностей солирующего инструмента.

         

        Учитывая большие виртуозные возможности флейты, пианисту важно иметь тонкую слуховую ориентацию, так как их подвижность превышает подвижность человеческого голоса.


ВЫВОДЫ

        Занятия с концертмейстером-пианистом очень любят учащиеся-инструменталисты и учащиеся класса сольного пения, так как она приближает их к концертному выступлению. Причем, иногда эта работа бывает полезна и без преподавателя. Практика показывает, что концертмейстер, имеющий большой опыт работы в каком-либо инструментальном классе, овладевает определенными знаниями в области методики обучения игры на солирующем музыкальном инструменте и нередко при необходимости может заменить педагога по специальности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградов К.М. О работе оперного концертмейстера // О работе концертмейстера: сб. статей / ред. М.Смирнов М. 1974.
  2. Аккомпанемент вокальных и инструментальных произведений в классе фортепиано. Примерная программа для ДШИ, сост.Е.Пономарева, М., 2006.
  3. Музыкальная энциклопедия Т.2.

4.  Быкова О. В. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. г. Уфа, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные аспекты и специфика работы концертмейстера в условиях работы учреждения дополнительного образованияы

Концертмейстер - самая распространённая профессия среди пианистов. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества и эстетические центры.ЦЕЛЬ РАБОТЫ - изучи...

Специфика работы концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов Детской школы искусств

В моей работе рассматриваются основные принципы и задачи деятельности концертмейстера в классе деревянных духовых инструментов....

Специфика работы концертмейстера в вокальном классе

Данная методическая разработка раскрывает распространенные задачи, которые ставятся перед профессиональным аккомпаниатором в работе с вокалистами. В работе рассматриваются специфические вокальные проб...

Специфика работы концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств.

      Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются в работе...

"Особенности работы концертмейстера в хоровом и вокальном классах."

Практическое значение методической работы состоит в том, что начинающие концермейстеры найдут в ней много полезной информации и прктических рекомендаций для применения их в своей профессиональной деят...