Открытое занятие на Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»
план-конспект занятия ( класс) по теме
В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта, с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).
Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных) учащихся через песни и танцы.
Цель: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.1 КБ | |
| 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие на Всероссийский конкурс
педагогов дополнительного образования
«Сердце отдаю детям»
Муниципальный этап
МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»
для детей 7-11 лет
Программа дополнительного образования
«Русская мозаика» (1 год обучения)
Педагог дополнительного образования:
Дахно Жанна Михайловна
г.Кулебаки 2015г.
Пояснительная записка
Возраст детей 7-11 лет.
Продолжительность занятия 30 минут.
Группа детей 10 человек.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта, с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).
Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных) учащихся через песни и танцы.
Цель: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся.
Задачи:
I.обучающая:
- изучение традиционного народного искусства: знакомство детей с традициями празднования Масленицы на Руси;
- знакомство с русским фольклором (пословицы, песни, игры).
II.развивающая:
- развивать фантазию, творческие способности учащихся;
- развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально - слуховых представлений) через изучение русского народного фольклора;
III.воспитывающая:
- прививать учащимся уважения к традициям русского народа, воспитывать культуру празднования народных праздников;
- способствовать сплочению детского коллектива и развитию творческого потенциала учащихся;
План проведения занятия:
План занятия:
1.Организационная часть – приветствие, сообщение темы, знакомство (5-7 минут)
2.Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (15-20 минут)
3.Заключительная часть - итоги, формы и методы подведения итогов (5-7 минут)
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, народные костюмы, музыкальное сопровождение – «Во саду ли в огороде», видео -, презентация, предметы быта – отгадки (лапти, рушник, самовар, рубель, половик, изба, ухват, коромысло, чугунок), бумажные половинки блинов с пословицами, кукла Дуняша в национальном костюме, клубочек ниток.
Форма занятия: игра-путешествие.
Тип занятия: ознакомление.
Ход занятия
1.Организационный этап.
Слайд 2- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?
Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше? (Русь, Русь деревянная).
Слайд 3-Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?
Древние предания рассказывают: тысячу лет назад на прекрасной земле, где было много лесов, рек и долин, давным-давно жили славяне.
Слайд 4 «Славяне» – это славный, достойный, красивый и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю.
Еще в древности сложилась поговорка: «Нет земли краше, чем родина наша».
Славяне были нашими предками.
– Как вы понимаете слово «предки»? (Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами).
-А хотите узнать как всё происходило?
2.Основной этап.
-Ребята, как бы нам посмотреть, заглянуть, как же предки наши жили? (отв)
-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
Видео про яблочко или слайд 5 - "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку".
Слайд 6– Чтобы лучше понять, как жили славяне, давайте поиграем в игру «Раньше и теперь»
Презентация со слайдами.
По каждому слайду ведётся небольшая беседа:
-"Что изображено? Для чего вещь служила? " "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.
- Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен?
(отв.) Правильно он назывался избой.
-Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.
Слайд 7 -Назовите их. (Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька и др.)
- Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?
(Кресло, диван, стул. Комод, шкаф. Коляска, кроватка)
Обсуждение на слайдах предметов быта
Слайд 8
-Молодцы ребятки, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали и сможете ли отгадать загадки:
-Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу.
-Тогда слушайте:
Стоит жилище - деревянные бочища,
Внутри печь да дрова это русская. (изба) .
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь) .
Черный конь,
Прыгает в огонь (кочерга) .
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват) .
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло) .
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок) .
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар) .
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти) .
-Видно внимательно слушали. Молодцы.
Славно вы потрудились, гости дорогие, пора и отдохнуть.
Слайд 9 - Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал.
Слайд 10 - В них принимали участие и дети. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Приглашаю вас на праздник и предлагаю вам выбрать себе праздничный наряд.
(Дети надевают элементы национальных костюмов: мальчики – рубахи, девочки – сарафаны).
-Все готовы?
-Ох, какие все красивые?
-А ещё мы с вами поиграем на русских музыкальных инструментах.
Песня «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).
-Нарядились-то мы празднично, и поиграли и попели. А что же за праздник-то у нас?
-Какая праздничная неделя сейчас идёт? А знаете ли вы – какое традиционное блюдо готовят на Руси на Масленицу? Правильно – блины. Вот и у меня тут блиночки припасены. Только они по половинкам разрезаны, а ваша задача – соединить нужные половинки. На каждой из них написана одна половина пословицы. Вы должны найти другую.
1. Делу время, потехе час.
2. Землю красит солнце, а человека труд.
3. Терпение и труд все перетрут.
4. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Молодцы, всё соединили правильно.
-Ну что же. Интересное путешествие в древнюю Русь у нас получилось, но пора возвращаться в своё время.
3.Заключительный этап.
-Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
-А что вам больше всего запомнилось?
- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?
-Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас блины испекла на дорожку, да не бумажные, а настоящие. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания! Приходите ещё ко мне в гости!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Россия
Русь деревянная
Славяне
Раньше и теперь Изба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация для заочного конкурса среди педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"
Данный видеоролик представляет мою самопрезентацию, которая рассказывает о моём пути становления педагогом, педагогическую практику сейчас, моё педагогическое кредо.Главная цель учителя- это особая лю...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение....

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям!»
Сценарий разработан для методистов дополнительного образования...

Областной конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"
Конкурсные материалы....
Положение о проведении XIV муниципального этапа Республиканского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»
Положение о проведении XIV муниципального этапа Республиканского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» разработано с целью...

Визитка на Муниципальный этап краевого конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Сердце отдаю детям 2025
Визитка на Муниципальный этап краевого конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образованияСердце отдаю детям 2025...

Республиканский конкурс профессионального мастерства работников в сфере дополнительного образования "Сердце отдаю детям "
Конкурсные материалы размещены на яндекс диске https://disk.yandex.ru/d/95NADihw9cnqSA...
