Открытое занятие на Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»
план-конспект занятия ( класс) по теме

Дахно Жанна Михайловна

В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта,  с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).

Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных) учащихся через песни и танцы.

 

Цель: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие на Всероссийский конкурс

 педагогов дополнительного образования

«Сердце отдаю детям»

Муниципальный этап

МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий

Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»

для  детей 7-11 лет

Программа дополнительного образования

 «Русская мозаика» (1 год обучения)

Педагог дополнительного образования:

Дахно Жанна Михайловна

г.Кулебаки 2015г.

Пояснительная записка

Возраст детей 7-11 лет.

Продолжительность занятия 30 минут.

Группа детей 10 человек.

В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта,  с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).

Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных) учащихся через песни и танцы.

Цель: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

Задачи:

I.обучающая:

  • изучение традиционного народного искусства: знакомство детей с традициями празднования Масленицы на Руси;
  • знакомство с русским фольклором (пословицы, песни, игры).

II.развивающая:

  • развивать фантазию, творческие способности учащихся;
  • развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально - слуховых представлений)  через изучение русского народного фольклора;

III.воспитывающая:

  • прививать учащимся уважения к традициям русского народа, воспитывать  культуру празднования народных праздников;
  • способствовать сплочению детского коллектива и развитию творческого потенциала учащихся;

План проведения занятия:

План занятия:

1.Организационная часть – приветствие, сообщение темы, знакомство (5-7 минут)

2.Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (15-20 минут)

3.Заключительная часть  - итоги, формы и методы подведения итогов (5-7 минут)

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, народные костюмы, музыкальное сопровождение – «Во саду ли в огороде», видео  -, презентация, предметы быта – отгадки (лапти, рушник, самовар, рубель, половик, изба, ухват, коромысло, чугунок), бумажные половинки блинов с пословицами, кукла Дуняша в национальном костюме, клубочек ниток.

Форма занятия: игра-путешествие.

Тип занятия: ознакомление.

Ход занятия

1.Организационный этап.

Слайд 2- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?

Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше? (Русь, Русь деревянная).

Слайд 3-Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?

Древние предания рассказывают: тысячу лет назад на прекрасной земле, где было много лесов, рек и долин, давным-давно жили славяне.

Слайд 4 «Славяне» – это славный, достойный, красивый и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю.

Еще в древности сложилась поговорка: «Нет земли краше, чем родина наша».
Славяне были нашими предками.

– Как вы понимаете слово «предки»? (Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами).

  -А хотите узнать как всё происходило?

2.Основной этап.

-Ребята, как бы нам посмотреть, заглянуть, как же предки наши жили? (отв)

-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

Видео про яблочко или слайд 5 - "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку".

Слайд 6– Чтобы лучше понять, как жили славяне, давайте поиграем в игру «Раньше и теперь» 

Презентация со слайдами.

По каждому слайду ведётся небольшая беседа: 

-"Что изображено? Для чего вещь служила? " "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.

- Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен?

(отв.) Правильно он назывался избой.

-Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.

Слайд 7 -Назовите их. (Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька и др.)

- Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?

(Кресло, диван, стул. Комод, шкаф. Коляска, кроватка)

Обсуждение на слайдах предметов быта

Слайд 8

-Молодцы ребятки, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали и сможете ли отгадать загадки:

-Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу.

-Тогда слушайте:

Стоит жилище - деревянные бочища,

Внутри печь да дрова это русская. (изба) .

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (печь) .

Черный конь,

Прыгает в огонь (кочерга) .

Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит - отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват) .

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло.

Держит ведра. (коромысло) .

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит. (чугунок) .

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар) .

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят. (лапти) .

-Видно внимательно слушали. Молодцы.

Славно вы потрудились, гости дорогие, пора и отдохнуть.

Слайд 9 - Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал.

Слайд 10 - В них принимали участие и дети. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Приглашаю вас на праздник и предлагаю вам выбрать себе праздничный наряд.

(Дети надевают элементы национальных костюмов: мальчики – рубахи, девочки – сарафаны).

-Все  готовы?

-Ох, какие все красивые?

-А ещё мы с вами поиграем на русских музыкальных инструментах.

Песня «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).

-Нарядились-то мы празднично, и поиграли и попели. А что же за праздник-то у нас?

-Какая праздничная неделя сейчас идёт? А знаете ли вы – какое традиционное блюдо готовят на Руси на Масленицу? Правильно – блины. Вот и у меня тут блиночки припасены. Только они по половинкам разрезаны, а ваша задача – соединить нужные половинки. На каждой  из них написана одна половина пословицы. Вы должны найти другую.

1.  Делу время, потехе час.
2.  Землю красит солнце, а человека труд.

3.  Терпение и труд  все перетрут.
4.  Семь раз отмерь, один раз отрежь.
5.   Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-Молодцы, всё соединили правильно.

-Ну что же. Интересное путешествие в древнюю Русь у нас получилось, но пора возвращаться в своё время.

3.Заключительный этап.

-Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

-А что вам больше всего запомнилось?

- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?

-Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас блины испекла на дорожку, да не бумажные, а настоящие. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания! Приходите ещё ко мне в гости!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Введение в программу « Русская мозаика » МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Педагог дополнительного образования: Дахно Жанна Михайловна г.Кулебаки 2015г.

Слайд 2

Россия

Слайд 3

Русь деревянная

Слайд 4

Славяне

Слайд 6

Раньше и теперь Изба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация для заочного конкурса среди педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"

Данный видеоролик представляет мою самопрезентацию, которая рассказывает о моём пути становления педагогом, педагогическую практику сейчас, моё педагогическое кредо.Главная цель учителя- это особая лю...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ  Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ   КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ   Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ       Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение....

Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям!»

Сценарий разработан для методистов дополнительного образования...

«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Е.А. Клочковой Тема: «АРХИМЕД и ПИФАГОР» (для детей 9-11 лет)

Данный урок направлен на повышение познавательного интереса к предмету математики, знакомство с открытиями гениальных ученных, развитие математической любознательности и инициативы....