Главные вкладки

    Открытое занятие на Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»
    план-конспект занятия ( класс) по теме

    Дахно Жанна Михайловна

    В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта,  с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).

    Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных) учащихся через песни и танцы.

     

    Цель: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытое занятие на Всероссийский конкурс

     педагогов дополнительного образования

    «Сердце отдаю детям»

    Муниципальный этап

    МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий

    Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»

    для  детей 7-11 лет

    Программа дополнительного образования

     «Русская мозаика» (1 год обучения)

    Педагог дополнительного образования:

    Дахно Жанна Михайловна

    г.Кулебаки 2015г.

    Пояснительная записка

    Возраст детей 7-11 лет.

    Продолжительность занятия 30 минут.

    Группа детей 10 человек.

    В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта,  с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).

    Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных) учащихся через песни и танцы.

    Цель: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся.

    Задачи:

    I.обучающая:

    • изучение традиционного народного искусства: знакомство детей с традициями празднования Масленицы на Руси;
    • знакомство с русским фольклором (пословицы, песни, игры).

    II.развивающая:

    • развивать фантазию, творческие способности учащихся;
    • развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально - слуховых представлений)  через изучение русского народного фольклора;

    III.воспитывающая:

    • прививать учащимся уважения к традициям русского народа, воспитывать  культуру празднования народных праздников;
    • способствовать сплочению детского коллектива и развитию творческого потенциала учащихся;

    План проведения занятия:

    План занятия:

    1.Организационная часть – приветствие, сообщение темы, знакомство (5-7 минут)

    2.Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (15-20 минут)

    3.Заключительная часть  - итоги, формы и методы подведения итогов (5-7 минут)

    Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, народные костюмы, музыкальное сопровождение – «Во саду ли в огороде», видео  -, презентация, предметы быта – отгадки (лапти, рушник, самовар, рубель, половик, изба, ухват, коромысло, чугунок), бумажные половинки блинов с пословицами, кукла Дуняша в национальном костюме, клубочек ниток.

    Форма занятия: игра-путешествие.

    Тип занятия: ознакомление.

    Ход занятия

    1.Организационный этап.

    Слайд 2- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

    Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?

    Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше? (Русь, Русь деревянная).

    Слайд 3-Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?

    Древние предания рассказывают: тысячу лет назад на прекрасной земле, где было много лесов, рек и долин, давным-давно жили славяне.

    Слайд 4 «Славяне» – это славный, достойный, красивый и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю.

    Еще в древности сложилась поговорка: «Нет земли краше, чем родина наша».
    Славяне были нашими предками.

    – Как вы понимаете слово «предки»? (Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами).

      -А хотите узнать как всё происходило?

    2.Основной этап.

    -Ребята, как бы нам посмотреть, заглянуть, как же предки наши жили? (отв)

    -Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

    Видео про яблочко или слайд 5 - "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку".

    Слайд 6– Чтобы лучше понять, как жили славяне, давайте поиграем в игру «Раньше и теперь» 

    Презентация со слайдами.

    По каждому слайду ведётся небольшая беседа: 

    -"Что изображено? Для чего вещь служила? " "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.

    - Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен?

    (отв.) Правильно он назывался избой.

    -Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.

    Слайд 7 -Назовите их. (Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька и др.)

    - Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?

    (Кресло, диван, стул. Комод, шкаф. Коляска, кроватка)

    Обсуждение на слайдах предметов быта

    Слайд 8

    -Молодцы ребятки, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали и сможете ли отгадать загадки:

    -Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу.

    -Тогда слушайте:

    Стоит жилище - деревянные бочища,

    Внутри печь да дрова это русская. (изба) .

    Зимой нет, теплей,

    Летом нет, холодней (печь) .

    Черный конь,

    Прыгает в огонь (кочерга) .

    Не бык, а бодает.

    Не ест, а еду хватает,

    Что схватит - отдаёт,

    А сам в угол идёт (ухват) .

    Воду дед носил с утра,

    Каждый раз по два ведра,

    На плечах дугой повисло.

    Держит ведра. (коромысло) .

    Он как круглая кастрюля

    Он чумазый, не чистюля.

    Где там, в печке уголёк

    Кашу сварит. (чугунок) .

    Выпускает жаркий пар

    Древний чайник. (самовар) .

    Эту обувь не забыли,

    Хоть давным-давно носили.

    Влезут дети на полати,

    У печи оставят. (лапти) .

    -Видно внимательно слушали. Молодцы.

    Славно вы потрудились, гости дорогие, пора и отдохнуть.

    Слайд 9 - Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал.

    Слайд 10 - В них принимали участие и дети. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Приглашаю вас на праздник и предлагаю вам выбрать себе праздничный наряд.

    (Дети надевают элементы национальных костюмов: мальчики – рубахи, девочки – сарафаны).

    -Все  готовы?

    -Ох, какие все красивые?

    -А ещё мы с вами поиграем на русских музыкальных инструментах.

    Песня «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).

    -Нарядились-то мы празднично, и поиграли и попели. А что же за праздник-то у нас?

    -Какая праздничная неделя сейчас идёт? А знаете ли вы – какое традиционное блюдо готовят на Руси на Масленицу? Правильно – блины. Вот и у меня тут блиночки припасены. Только они по половинкам разрезаны, а ваша задача – соединить нужные половинки. На каждой  из них написана одна половина пословицы. Вы должны найти другую.

    1.  Делу время, потехе час.
    2.  Землю красит солнце, а человека труд.

    3.  Терпение и труд  все перетрут.
    4.  Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    5.   Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    -Молодцы, всё соединили правильно.

    -Ну что же. Интересное путешествие в древнюю Русь у нас получилось, но пора возвращаться в своё время.

    3.Заключительный этап.

    -Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

    -А что вам больше всего запомнилось?

    - Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?

    -Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас блины испекла на дорожку, да не бумажные, а настоящие. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

    - Ну, а теперь до свидания! Приходите ещё ко мне в гости!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Введение в программу « Русская мозаика » МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Педагог дополнительного образования: Дахно Жанна Михайловна г.Кулебаки 2015г.

    Слайд 2

    Россия

    Слайд 3

    Русь деревянная

    Слайд 4

    Славяне

    Слайд 6

    Раньше и теперь Изба


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самопрезентация для заочного конкурса среди педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"

    Данный видеоролик представляет мою самопрезентацию, которая рассказывает о моём пути становления педагогом, педагогическую практику сейчас, моё педагогическое кредо.Главная цель учителя- это особая лю...

    ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.

    ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ  Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...

    ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение.

    ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ   КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ   Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ       Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение....

    Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям!»

    Сценарий разработан для методистов дополнительного образования...

    «Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

    Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

    План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Е.А. Клочковой Тема: «АРХИМЕД и ПИФАГОР» (для детей 9-11 лет)

    Данный урок направлен на повышение познавательного интереса к предмету математики, знакомство с открытиями гениальных ученных, развитие математической любознательности и инициативы....