Конспект занятия студии «Гитара и Мы» Второго года обучения, возраст учащихся -15 лет Авторская программа. Раздел № 4
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Халамова Наталья Анатольевна

Тема занятия: Работа над техникой исполнения игры на инструменте.

 Занятие комплексного применения и закрепления знаний при игре на гитаре ансамблем. Разбор новой песени с модуляцией. Повторение песен с использование аккордов на барре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества    Подосиновского района  Кировской области пгт  Подосиновец

Конспект занятия студии «Гитара и Мы»

Второго года обучения, возраст учащихся -15 лет

Авторская программа. Раздел № 4

подготовила

педагог дополнительного образования

Халамова Наталья Анатольевна

Подосиновец  2015

Тема занятия: Работа над техникой исполнения игры на инструменте.

Тип занятия – занятие комплексного применения и закрепления знаний.

Цель: создать условия для развития технических и художественных умений игры на гитаре

Задачи занятия

Обучающие:

  • совершенствовать навык игры на гитаре (совершенствование технических умений исполнительства)

Развивающие:

  • развивать творческую инициативу учащихся
  • развивать художественный вкус

Воспитательные: 

  • воспитывать самостоятельность
  • вырабатывать у воспитанников социально-ценных навыков поведения и общения при работе в группе

инструменты и оборудование: акустические гитары, медиатры, пупитры, тетради, цветные ручки, карандаши.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте ребята!  

Сегодня мы с вами будем работать над совершенствованием техники игры на гитаре,  для этого нужно настроить инструменты и повторить пройденный материал. Сначала настраиваем первую струну по духовому камертону.

Педагог: На каком ладу строим вторую струну? (повторение)

Воспитанники: На пятом. Она должна звучать, как открытая 1струна

Педагог: Самостоятельно проверяем строй остальных струн своего
                   инструмента. Далее проверяем строй всего ансамбля (четыре

                    гитары).

        I Часть. Повторение

1.Каждый учащийся повторяет соло игры на ритм музыки  «Квадрат».

Играет Максим Шерстков с помощью медиатра. При этом следит за звукоизвлечением и слушает ритм ансамбля. Остальные учащиеся играют ровный ритм (чередование сильных и слабых долей), не спешат, следят за динамикой (громкость звука).

        Играет Андрей Быков. Обратить внимание на перебор правой руки, на аппликатуру в левой руке, на звукоизвлечение. Трио следит за ритмом музыки. Темп (скорость музыки) тот же – средний «moderato».

        Играет Алексей Микушев. Темп сольного музыкального момента увеличивается вдвое. Алеша начинает играть первую фразу один, на вторую фразу вступает трио. Все следят за одинаковым ритмом, держат ровный темп, динамику. Между сольными моментами динамика перехода увеличивается (крещендо) и уменьшается (диминуэндо), когда начинается соло.

        Максим Бабинцев дома самостоятельно должен был подобрать музыкальный момент для своего соло. Сначала прослушаем его одного, а потом сыграем ансамблем.

        2.Повторение и закрепление музыкальной компопзиции «Семь сорок» по партиям.

Играем первую часть без аккомпанемента, затем с аккомпанементом, следим за ритмом и темпом.

Таким же образом играем вторую часть. Затем соединяем обе части. Выбираем последовательность музыкального отрезка «Семь сорок» во всей композиции «Попурри»

        3.Мы повторили сложные моменты нашего «Попурри».

А сейчас попробуем сыграть все пьески без остановки. Внимательно слушаем друг друга. Следим за мелодией (главный элемент в музыке), ее интонацией и  характером каждого музыкального момента, за ритмом, темпом и динамикой всех пьес.

Главное, чтобы у нас была гармония (согласие) нашего произведения.

Дирижером сегодня буду я.

Сыграли просто замечательно! Молодцы! А  небольшие неровности в технике игры, штрихах, ритме, темпе и динамике доработаем в процессе репетиций.

                II часть. Изучение нового материала.

Педагог: В нашей школе готовится  литературно – музыкальный вечер, посвященный творчеству Николая Рубцова.

Сегодня мы прослушаем и разберем новую песню на стихи Н. Рубцова «Я  
буду долго гнать велосипед
». (Играю и пою)

       - В какой тональности написана песня?

Воспитанники:  Ля минор (Am)

Педагог: Какая особенность в последовательности аккордовой сетки?

Воспитанники: После Am идет G.

Педагог: Какой прием игры?

Воспитанники: Большой и малый бои.

Педагог: Для красоты мелодии и лучшего звучания мы можем третий куплет спеть и сыграть выше. Как мы это сделаем?

Воспитанники: С помощью переноса мелодии и аккордов на 1-2 лада, т.е. сделаем Модуляцию песни.

Педагог: Какая тональность будет третьего куплета, если мы поднимем на  
                    тон?

Воспитанники: Hm (Си минор).

Педагог: Как будем играть?

Воспитанники: Большим «Баре» (Зажим первого, указательного пальца всех шести струн одного лада)

Педагог: Записываем песню и расставляем аккорды. Кто сможет сам

                    подобрать песню?
                 Максим Бабинцев сделает модуляцию.

Записываем последовательность аккордов всех трех куплетов. Попробуем сыграть и спеть песню. (Играем и поем как можем).

Отрабатываем сложные места и переходы (индивидуально).

(Играем и поем еще раз). Отлично! Настоящий ВИА!

III часть. Закрепление

Педагог: Для закрепления нового материала повторим песни А.Вески «Позади крутой поворот» и  группы «Машина времени» песню «В добрый час» с модуляцией, стоя в концертно - исполнительской форме. (Поем)

(Для кого переходы и модуляции сложные, отрабатываем  их отдельно,  индивидуально)

 Остальные учащиеся вспоминают песню О.Митяева «Как здорово…»

(Поем в конце занятия по куплету несколько авторских песен).

- Вопросы есть? Все довольны и улыбаются!

- Занятие окончено! Всем спасибо! До свидания!

Считаю, что задачи все выполнены, цель достигнута.

Список использованной литературы

1. Пухоль Э.В. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., «Советский композитор», 1990.

2. Суханов В. Гитара для всех. – Р-на-Д., «Феникс», 1997.

Яковлев Е.Г. Эстетика. – М., 2000.

3. Самоучитель игры на гитаре: за 10/авт.-сост. Н.Надеждина.-Минск: Харвест, 2008.

4. Гитара. Аккорды, построение, обозначения: Практ. Рук. Издание 3-е./Составитель И.Н.Юрин.- Мн.: «Совершенное слово», 2000.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://www.gitaristu.ru/accords/letter/rus_a/aleksandr_barykin/ya_budu_dolgo_gnatmz_velosiped_(buket)

2. http://www.gitaristu.ru/accords/letter/rus_m/mashina_vremeni/v_dobryi_chas

3. http://www.gitaristu.ru/accords/letter/rus_s/saruhanov/krutoi_povorot

4. http://www.falshivim-vmeste.ru/songs/1257959262.html

5. https://otvet.mail.ru/question/23304777



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей дом детского творчества

 пгт Подосиновец Кировской области

Табулатура как методика обучения

игре на шестиструнной гитаре.

подготовила

педагог дополнительного образования

МКОУДОД ДДТ пгт Подосиновец

Халамова Наталья Анатольевна

пгт Подосиновец
                      2014

        Начиная свою педагогическую деятельность и опираясь на программы детских музыкальных школ, студий и самоучители по гитаре я заметила, что из-за традиционного обучения, которое начинается с изучения нот и нотной грамоты я начала терять учеников, так как это длительный и утомительный процесс не для всех детей, а только для избранных. На кружок же хотели очень многие, особенно юноши старших классов и которым совсем неинтересна была нотная грамота.

Чтобы заинтересовать своих воспитанников, решила разработать что-то новое, свое. Отсюда пришла идея изменить методику преподавания.

Я начала создавать свою авторскую программу.

        Мой первый этап заключался в следующем:

Исходя из названий  струн и ладов, я записывала ноты их обозначением.

   Нота «ДО» - 2 - I (вторая струна, первый лад) или 5 - III (пятая, третий)

   Нота «РЕ» -  2 - III (вторая струна, третий лад) или 2 - О (вторая открытая)

   Нота «МИ» - 1- О (первая, открытая струна) или 4 - II (четвертая, второй)

   Нота «ФА» -  1- I (первая струна, первый лад) или 4 - III (четвертая, третий)

   Нота «СОЛЬ» - 1- III (первая струна, третий лад) или 3 - О (третья открытая)

   Нота «ЛЯ»  -  3 - II (третья струна, второй лад) или 5 - О (пятая открытая)

   Нота «СИ» -   2- О (вторая открытая струна) или 5 - II (пятая, второй)

Таким образом, простая песенка «Кузнечик» выглядела так:

1  O-V-O-V-IV-IV; 1 IV-O-IV-O-IV-V-V  или 1  V-VII-VII-VII-VII; VII-VIII-VIII-VIII-VIII и т.д.

Сначала эта система прижилась, так как записывали и изучали знакомые сольные мелодии, хотя запись их и была трудоемка.

В течение двух лет, наблюдая за воспитанниками и делая для себя диагностические выводы, я поняла, в чем заключается недостаток этой методики.
         Дело в том, что струны обозначаются арабскими, а лады – римскими цифрами, поэтому многие учащиеся путали их значения, вследствие чего мелодия звучала неправильно.

Тогда я приступила к разработке второго этапа.

Расположение струн на гитаре похоже на расположение нотного стана в музыке, только их не пять, а шесть. Ноты обозначаются арабскими цифрами на определенном ладу инструмента.

Обозначения аккордов мы применяем и для обозначения нот:

C – до; D – ре; E – ми; F – фа; G – соль; A – ля; H – си.

Пример расположения и названия нот на грифе гитары. 1 и 6 струны одинаковые - Е

E    1 – F                    3 - G               5 – A            7 – H   8 – C

H    1 – C                   3 – D              5 – E    6 – F            8 - G

G                 2 – A                  4 – H  5 – C           7 – D

D                   2 – E       3 – F                5 – G            7 - A

A                  2 – H      3 – C              5 – D             7 - E

E, H, G, D, A - название и обозначение открытых (не зажатых) струн.

1, 2, 3, 4, 5, 6,7… - название и обозначение ладов.

C, D, E, F, G, A, H - название и обозначение нот.

Эта же простая мелодия песенки «Кузнечик» с аккомпанементом будет выглядеть так.

   Am       E         E7          Am     G              C                  Dm  E7 Am

  1. 5 О 5 О 5 4 4 ; 4 О 4 О 4 5 5;  5 7 7 7 7;  7 8 8 8 8;  8 8 7 5 4 5 5;

Аккомпанемент (аккорды) – это сопровождение мелодии различными приемами игры на гитаре.

Am - ля минор,; E – ми мажор,; E7 – ми септаккорд  и т.д.    

Моя авторская программа прошла экспертизу в Кировском ИПК и ПРО в 2006 году.

          Воспитанники с заинтересованностью и энтузиазмом приняли новую корректировку, так как стали рисовать не все шесть струн, а только те, на которых записывали мелодию.

Позднее, с появлением Интернета, я узнала, что уже существовал такой способ записи гитарной музыки в Европе.  В Интернете запись нот обозначалась «ТАВ». Я решила ввести такой термин « Табулатура»

Табулатура - это запись гитарной музыки без нот, где лады обозначаются арабскими цифрами. Запись, чтение с листа и усвоение мелодии пошло в два раза быстрей. Вместе с тем стали проявляться, лучше и быстрей развиваться музыкальный слух и техника ритмической игры.

        Но возникла новая проблема. Учащиеся могут играть только те мелодии, которые хорошо знают или  хорошо запомнили, прослушивая постоянно на мобильном телефоне, а также равные по длительности звуков.

Но вопрос: надо изучать ноты и их длительности все-таки меня волновал и волнует до сих пор.

Проанализировав все положительные результаты своей методики обучения, ознакомившись с программой «Gutar Pro 5» я перешла к третьему этапу преподавания, который является самым сложным. Это изучение длительности нот.

Для учащихся, которые учатся или окончили музыкальную школу и знают нотную грамоту, ТАВ - это дополнительный и упрощенный способ записи музыки. Таким образом, не изучая нот и расположения их на нотном стане, мои воспитанники смогут воспроизвести и записать  в ТАВ практически любую мелодию. Следовательно, это самый простой способ записи гитарной музыки.

С введением нового метода обучения отсев учащихся уменьшился.

С помощью данной методики преподавания игры на гитаре на протяжении последних пяти  лет было обучено более 20 человек.

Всего  выпускников студии за 17 лет моей практики более пятидесяти, и я уверена, что гитару, как инструмент никто не бросил, а наоборот, многие участвуют во всевозможных конкурсах, фестивалях авторской песни, пишут сами музыку и стихи, создают вокально-инструментальные ансамбли.  Двое из моих выпускников принимали участие и стали Дипломантами во Всероссийском конкурсе авторской песни «Гренландия». Большинство пошли учиться в педучилища и институты, где обязательны музыкальные занятия, организуются творческие музыкальные конкурсы и фестивали, «капустники» и КВНы. Мои выпускники являются активными участниками всех проводимых мероприятий. Девчонки любят играть и петь под гитару, а юноши – сочинять и аранжировать песни. Также они создают свои ВИА – группы.

С выпускниками объединения  мы организуем встречи, где они рассказывают о творческих успехах и достижениях, исполняют свои новые песни и музицируют.

На сегодняшний день в объединении «Гитара и мы» занимается 35 старшеклассников 6-11 классов.

Мы не замыкаемся только деятельностью нашего объединения, а постоянно проводим творческие встречи с учащимися и преподавателями своей школы и школ района,  выступаем перед населением поселков Демьяново и Подосиновец. Так, например, совместно с библиотекарем школы и работниками детской библиотеки мы разработали и провели музыкальные гостиные, посвящённые творчеству Владимира Высоцкого, Игоря Талькова, Булата Окуджавы, Эдуарда Асадова, Виктора Цоя, Юрия Визбора, Николая Рубцова и местных поэтесс Надежды Мохиной и Екатерины Савиной. В стадии разработки находятся проекты  музыкальных вечеров по творчеству Олега Митяева, Ады Якушевой и братьев Валерия  и Вадима Мищуков. Традицией стали «Майские встречи», «Лидер года», которые наше объединение готовит и проводит совместно с районным Домом детского творчества.

Я убеждена, что нахожусь на верном пути. Пройдет время – внесет новые коррективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты учебно-тренировочных занятий по шахматам в группах второго года обучения

Мною были разработаны конспекты занятий по шахматам для групп начальной подготовки. В данной работе представленны конспекты учебно-тренировочных занятий в группах второго года обучения...

Конспект моделированного занятия учителя - дефектолога с воспитателем для дошкольников с ОВЗ второго года обучения, тема: Птицы

Конспект занятия предназначен для детей с ОВЗ (VIII вида) второго года обучения. Первую часть занятия ведет учитель дефектолог-ознакомление с окружающим, вторую часть ведет воспитатель - обучение рисо...

Конспект занятия по вокалу для детей второго года обучения

Конспект занятия по вокалу для вокальной группы "Ника"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ « АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» ДЛЯ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить овладение занимающимися на уровне «сформированности элементарных двигательных умений» техникой акробатического упражнения – кувырок  вперед, а также разви...

План-конспект викторины по ПДД для детей второго года обучения объединения «Творческий калейдоскоп» Тема: «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья»

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!» разработана для детей 9-11 лет. Проводиться в форме вик...