Программа "Мастерская поделок"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с бумагой, пластичными материалами, тканью, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности.
Средний возраст учащихся 6,5 – 11лет. Дети этого возраста любят лепить, вырезать, клеить. В процессе этой деятельности происходит развитие психики детей, внимания, памяти, аккуратности, формируются личностные качества.
Духовное развитие человека совершенствуется всю его жизнь. В школьные годы этот процесс наиболее интенсивен, так как происходит развитие и становление личности. У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться, обладает эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. Поэтому так важно создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Программа "Мастерская поделок" вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Она предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, фантазии и интуиции. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром. Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши, пластилин, но и картон, бумага, ткань, природные материалы. Во время работы дети режут, клеят, придают форму, рисуют.
Цель данной программы: создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
Обучающие:
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках в школе, способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
Воспитательные:
* осуществлять трудовое и эстетическое воспитание детей;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
Развивающие:
* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству * формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Все задания и упражнения предполагают развитие у детей чувство ритма, равновесия, четкой организации своей работы. Это поможет обучающимся выявить собственные задатки и способности, поскольку такие занятия стимулируют их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
Важнейшим условием эстетического воспитания является приобщение детей к народному искусству. Все занятия должны проводиться в приятной атмосфере творческого созидания.
Народное искусство обладает сильным эмоциональным воздействием на психику ребенка. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Покидая детство, ребенок должен унести с собой во взрослую жизнь вечно живую тайну природы, добрый мир животных и растений, тайный мир сказок и легенд. На это и направлена данная программа.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Обучение по программе «Мастерская поделок» осуществляется естественным путем, в процессе творческой деятельности. Данная программа предполагает соединение труда и творчества, что обеспечивает решение практических, познавательных и воспитательных задач.
Все поделки детей функциональны: ими можно украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, ими можно играть.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности.
Основу организации образовательного и воспитательного процессов составляет принцип:
– спиралевидности, в соответствии с которым формирование у обучающихся метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, с каждым разом усложняя вид деятельности.
Все задания соответствуют по сложности детям младшего школьного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и воспитывает уверенность в себе.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Программа рассчитана на 216 часов: 3 раза в неделю по 2 часа.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
□ беседы
□ практические занятия с элементами исследования;
□ тренировочные упражнения;
□ практическая творческая работа;
□ выставка работ учащихся.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ.
- Развивающее обучение;
- Интернет - технологии;
- Технология креативности;
- Технология обучения в сотрудничестве.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Обучающиеся узнают:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла.
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, склеивать мелкие предметы.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи друг другу.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Форма подведения итогов реализации программы: выставки детских работ, поделки-сувениры в качестве подарков, участие в конкурсах (различного уровня) творческих работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
№ | Раздел программы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 0 |
2 | Оригами | 43 | 3 | 40 |
3 | Аппликация. | 43 | 3 | 40 |
4 | Нитяная графика | 43 | 3 | 40 |
5 | Работа с тканью. | 43 | 3 | 40 |
6 | Лепка. | 43 | 3 | 40 |
216 | 16 | 200 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 1 |
Оригами | 43 | |
2 | Виды и свойства бумаги, литература по оригами, что можно сделать из бумаги. | 1 |
3 | Способы складывания бумаги, техника безопасности при работе с ножницами. | 1 |
4 | Схемы оригами. Условные обозначения. | 1 |
5-6 | Изготовление поделки «Маленький зоопарк» | 2 |
7 | Закладка для книг «Карандаш» | 1 |
8 | Плетёная закладка для книг | 1 |
9 | Модульное оригами. Цветок. | 1 |
10 | Модульное оригами. Человечек. | 1 |
11 | Модульное оригами. Скорпион. | 1 |
12-13 | Модульное оригами. Звезда. | 2 |
14-15 | Модульное оригами. Карандашница. Сундучок. | 2 |
16-17 | Изготовление поздравительной открытки к Дню матери. | 2 |
18 | Разметка бумаги способом сгибания и складывания. Знакомство с новыми техниками работы с бумагой: кусудама, квиллинг, киригами, айрис фолдинг. | 1 |
19-20 | Киригами «Огненный цветок» | 2 |
21-22 | Открытка в технике киригами | 2 |
23-24 | Пасхальное яйцо в технике киригами | 2 |
25-27 | Кусудама «Ёлочный шар» | 3 |
28-30 | Кусудама «Цветочный шар» | 3 |
31-33 | Айрис фолдинг «Листок» | 3 |
34-36 | Айрис фолдинг «Сердечко» | 3 |
37-40 | Квиллинг «Ромашки» | 4 |
41-44 | Квиллинг «Астры» | 4 |
Аппликация. | 43 | |
45 | Виды аппликаций. Инструменты и материалы для работ | 1 |
46 | Аппликация из бумаги. Техника безопасности при выполнении аппликаций. | 1 |
47-48 | Аппликация из бумаги « Дед Мороз» | 2 |
49 | Объёмная аппликация. Причёска | 1 |
50-51 | Объёмная аппликация. Сердце из роз. | 2 |
52-53 | Аппликация мозаикой. Бабочка | 2 |
54-55 | Аппликация обрывной мозаикой. Открытка | 2 |
56-58 | Мозаика из яичной скорлупы «Собачка» | 3 |
59-60 | Мозаика из газетных комков «Барашек» | 2 |
61-62 | Мозаика из ватных шариков «Гномик» | 2 |
63 | Симметричное вырезание. Бабочка. Паучок. Деревья | 1 |
64-66 | Симметричное вырезание. Гирлянда «Ёлочка» | 3 |
67 | Симметричное вырезание. Гирлянды «Хоровод» | 1 |
68-69 | Симметричное вырезание. Подарочные упаковки. | 2 |
70 | Вырезание снежинок | 1 |
71-75 | Вырезание сюжетных рисунков | 5 |
76-77 | Аппликация из нитей « Бабочка»(« Рыбка»). | 2 |
78-79 | Аппликация из жатой ткани «Грибы» («Деревья») | 2 |
80-81 | Аппликация из ткани «Клоун» | 2 |
82-83 | Аппликация из ткани «Ёлочка» | 2 |
84-87 | Торцевание. Чудо-дерево | 4 |
Нитяная графика | 43 | |
88 | Что такое нитяная графика. Инструменты и материалы для работы. | 1 |
89 | Нитяная графика – изонить. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами | 1 |
90 | Способы заполнения угла | 1 |
91 | Способы заполнения круга, овала | 1 |
92-95 | Узоры из углов, кругов, овалов | 4 |
96 | Способы заполнения треугольника | 1 |
97 | Способы заполнения квадрата | 1 |
98-119 | Рисунки в технике изонить по выбору | 23 |
120-123 | Закладки в технике изонить | 4 |
124-130 | Игрушки в технике изонить по выбору | 6 |
Работа с тканью. | 43 | |
131 | Из чего делают ткани; свойства ткани; изделия из ткани (одежда, обувь, сумки, полезные вещи) | 1 |
132 | Инструменты для обработки ткани; техника безопасности при работе с тканью. | 1 |
133 | Изготовление салфетки путём продёргивания нити | 1 |
134 | Шов «вперед иголку», шов «назад иголку», | 1 |
135 | Шов «через край», «петельный», | 1 |
136-139 | Салфетка с вышивкой | 4 |
140 | История возникновения тряпичных кукол. Игрушки из ткани. Какими швами можно сшить мягкую игрушку; материалы для игрушек и набивки. | 1 |
141-144 | Изготовление игрушки («Цыпленок». ) | 4 |
145-148 | Прихватка для горячих предметов «Рукавичка» | 4 |
149-152 | Игольница «Ягодка» | 4 |
153 | Вышивание крестиком. Инструменты и материалы для вышивания. Техника безопасности при работе | 1 |
154 | Простой шов крестиком. Закрепление нити на уточных нитях, за нити основы. | 1 |
155 | Вертикальный шов крестиком в один ряд снизу вверх и сверху вниз | 1 |
156 | Диагональный шов крестиком в один ряд снизу вверх и сверху вниз. | 1 |
157 | Горизонтальный шов крестом с возвратным шагом. | 1 |
158 | 1/2 и 3/4 крестика. | 1 |
159 | Шов «Звёздочка». | 1 |
160-161 | Чтение и выполнение схемы для вышивки. | 2 |
162-173 | Вышивание картин по выбору | 12 |
Лепка. | 43 | |
174 | История возникновения пластилина; из чего ещё можно лепить; инструменты для работы с пластилином. техника безопасности при работе с пластилином | 1 |
175-176 | Основные приёмы лепки. Лепка фруктов | 2 |
177-180 | Лепка животных | 4 |
181-182 | Выполнение композиции по желанию | 2 |
183-184 | Лепка посуды (ленточным способом) с натуры. | 2 |
185 | Народные промыслы России. Дымковская глиняная игрушка. | 1 |
186 | Способы получения «расписного» пластилина | 1 |
187-190 | Лепная игрушка «Барыня» | 4 |
191-194 | Лепная игрушка «Собачка» | 4 |
195-198 | Лепная игрушка «Курочка» | 4 |
199-212 | Плоскостная лепка. Выполнение изделий по желанию. | 14 |
213-214 | Фактурная поверхность пластилина. | 2 |
215-216 | Барельеф. | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Вводное занятие (1 час).
Теория – 1 час.
Знакомство с программой; знакомство с используемыми для работы материалами; показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ. Вводный инструктаж по ТБ.
- Оригами (43 час.)
Теория – 3 час, практика – 40 час.
Виды и свойства бумаги; литература по оригами; что можно сделать из бумаги; способы складывания бумаги; техника безопасности при работе с ножницами; схемы оригами, условные обозначения; изготовление поделки «Маленький зоопарк» (фигурки животных и птиц.); изготовление цветов из бумаги; изготовление закладок для книг («Карандаш», «Плетёная»); изготовление поздравительной открытки к Дню учителя, к Дню матери. Разметка бумаги способом сгибания и складывания. Знакомство с новыми техниками работы с бумагой: кусудама, квиллинг, киригами, модульное оригами, айрис фолдинг. Изготовление поделок в этих техниках.
- Аппликация (43 час.)
Теория – 3 час, практика – 40 час.
Виды аппликаций; из чего можно сделать аппликацию; инструменты материалы для работы; техника безопасности при выполнении аппликаций. Аппликация из бумаги; симметрия в аппликации; красота цветовых сочетаний; знакомство с мозаикой (аппликация надрывом), торцеванием. Вырезание орнаментов из бумаги, Приемы вырезания сложных форм. Выполнение аппликации из бумаги. Аппликации из ткани, нитей. Мозаика из яичной скорлупы, газетных комков, ватных шариков. Выполнение аппликаций из разных материалов.
- Нитяная графика (43 час.)
Теория – 3 час, практика – 40 час.
Что такое нитяная графика; нитяная графика – изонить ; инструменты материалы для работы; способы заполнения угла, круга; техника безопасности при работе с иглой и ножницами; выполнение простых узоров из углов и кругов. Рисунки из углов и кругов. Узоры в квадрате и треугольнике. Рисунки из углов, кругов, квадратов и треугольников;
- Работа с тканью (43час.)
Теория – 3час, практика – 40 час.
Из чего делают ткани; свойства ткани; изделия из ткани (одежда, обувь, сумки, полезные вещи); инструменты для обработки ткани; техника безопасности при работе с тканью; изготовление салфетки путём продёргивания нити; вышивка орнамента прямой строчкой. Знакомство с основными швами (шов «вперед иголку», шов «назад иголку», «через край», «петельный», «тамбурный») Изготовление салфетки с вышивкой. История возникновения тряпичных кукол. Игрушки из ткани. Какими швами можно сшить мягкую игрушку; материалы для игрушек и набивки. Изготовление игрушки («Цыпленок». ) Изготовление предметов для дома (прихватка для горячих предметов, игольница и т.п.).
Вышивание крестиком. Инструменты и материалы для вышивания. Простой шов крестиком. Закрепление нити на уточных нитях, за нити основы. Вертикальный шов крестиком в один ряд снизу вверх и сверху вниз
Диагональный шов крестиком в один ряд снизу вверх и сверху вниз.
Горизонтальный шов крестом с возвратным шагом. 1/2 и 3/4 крестика. Шов «Звёздочка». Чтение и выполнение схемы для вышивки. Вышивание картин
- Лепка из пластилина (43час.)
Теория – 3час, практика – 40 час.
История возникновения пластилина; из чего ещё можно лепить; инструменты для работы с пластилином; основные приёмы лепки; лепка фруктов; лепка животных; выполнение композиции по желанию. Лепка посуды (ленточным способом) с натуры. Народные промыслы России. Дымковская глиняная игрушка. Способы получения «расписного» пластилина (раскатывание, смешивание). Лепные игрушки («Барыня», «Собачка», «Курочка»). Плоскостная лепка. Выполнение изделий по желанию. Фактурная поверхность пластилина. Барельеф.
ОБОРУДОВАНИЕ
Для осуществления образовательного процесса по программе «Мастерская поделок» необходимы следующие принадлежности и расходные материалы:
☺ ножницы для бумаги и ткани; ☺ кусочки различных тканей;
☺ наборы цветной бумаги; ☺ цветные нитки для вышивания;
☺ набор цветного картона; ☺ клей ПВА;
☺ альбомная бумага; ☺ пластилин, набор стеков;
☺ простой карандаш;
Все необходимые принадлежности и расходные материалы приобретаются самими обучающимися.
ЛИТЕРАТУРА для педагога
1. Л.И.Бурундукова. Волшебная изонить. М.: Аст-пресс книга, 2010
2. Е.Ю.Величко. Вышивка крестом. М.: Мир книги, 2005
3. В.В.Выгонов. Оригами. М.: Издательский Дом МСП, 2002
4. Т. Сержантова «Оригами для всей семьи», М: 2004
5. Интернет-сайт «Страна мастеров»
ЛИТЕРАТУРА для детей
1. Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова Технология . Умные руки . Самара : Изд-во «Учебная литература», 2009
2. Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова Технология . Уроки творчества . Самара : Изд-во «Учебная литература», 2009
3. Т.Н.Проснякова Технология .Уроки мастерства Самара : Изд-во «Учебная литература», 2011
4. Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова Технология. Твори, выдумывай, пробуй. Самара : Изд-во «Учебная литература», 2008
5. Н.А.Цирулик, С.И.Хлебникова Технология.Ручное творчество. Самара : Изд-во «Учебная литература», 2008
6. Т.Н.Проснякова Технология . Творческая мастерская. Самара : Изд-во «Учебная литература», 2011
Методическое обеспечение программы
Раздел, тема | Форма занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспит. процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов | |
1. | Введение. | Фронтальная, беседа | Объяснительно- иллюстративный | Инструкция по ТБ , санитарно -гигиенические правила, диск «Уроки безопасности», Образцы работ. | Компьютер. | Опрос, заполнение журнала с инструктажом по ТБ. |
2. | Оригами | Индивидуальная фронтальная. Беседа, практикум, консультации. | Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, практический. | Инструкция по ТБ Литература П № 3,4,5 Литература Д№ 1,2,3 | Компьютер, бумага офисная и цветная, ножницы. | Выставка-показ работ, взаимо- проверка, самоанализ |
3. | Аппликация | Индивидуальная групповая. консультации, практикум | Объяснительно- иллюстративный, практический. | Инструкция по ТБ Литература П № 5 Литература Д № 1,2,3 | Компьютер, бумага офисная и цветная, картон, клей, ножницы, фальцнож | Выставка-показ выполненных работ, взаимо- проверка, самоанализ |
4. | Нитяная графика | Индивидуальная фронтальная. Беседа, практикум, консультации. . | Объяснительный, проблемный, практический, репродуктивный | Инструкция по ТБ Литература П № 1,2,5 Литература Д № 1,2,3 | Компьютер, картон, цветные нитки, иголка, ножницы, карандаш | Выставка-показ выполненных работ, взаимо- проверка, самоанализ |
5 | Работа с тканью | Индивидуальная фронтальная. Беседа, практикум, консультации. | Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, практический. | Инструкция по ТБ Литература П № 5 Литература Д № 1,2,3 | Компьютер, ткань, нитки, иголка, ножницы | Выставка-показ выполненных работ, взаимо- проверка, самоанализ |
6. | Лепка | Индивидуальная, групповая, фронтальная. Беседа, практикум, консультации. | Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, практический. | Инструкция по ТБ Литература П № 5 Литература Д № 1,2,3 | Компьютер, пластилин, стека, дощечка | Выставка-показ выполненных работ, взаимо- проверка, самоанализ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выставка поделок
Поделки, посвящённые войне 1812 года выполненны из ткани, пластилина, фанеры....
Выставка поделок
Поделки, посвящённые войне 1812 года выполненны из ткани, пластилина, фанеры....
Конкурс поделок из бросового материала «Вторая Жизнь!» 1-20 марта 2013 год.
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3118408","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 120px; float: right; "}}]]Конкурс поделок из бросового ...
Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...
Идеи поделок
Очень разнообразный материал, можно использовать в работе с детьми. Материал взят из интернета. Ребята с удовольствием работают....
НЕОБЫЧНЫЙ ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДЕЛОК
В работе рассматриваются разные виды нестандартных материалов природы для поделок, пути работы с ними и особенности хранения и сбора....
Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала (раковин моллюсков)"
Миллионы лет назад Земля выглядела совсем иначе. К этому миру можно прикоснуться. Очень многое изменилось в облике Земли, но существует маленькая ракушка, которую можно подержать в руках. Своими...