Методическая разработка педсовета на тему:"Расширение и углубление работы ОДОД с родителями как важнейшие условие повышения эффективности воспитательного процесса"
методическая разработка на тему

Ветошкина Ольга Михайловна

Цель данного педсовета:  выявление и поиск оптимальных форм совместной работы ОДОД и семьи в интересах личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_metodicheskaya_razrabotka_razrabotka.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Ради чего я делаю всё то, что я делаю?»

Педсовет.

 

«Расширение и углубление работы с родителями как важнейшее условие

повышения эффективности воспитательного процесса»

 

Разработка педагога-организатора ОДОД

ГБОУ  гимназии№528 Невского района Санкт-Петербурга

Ветошкиной О.М.

Цель: Выявление и поиск оптимальных форм совместной работы  ОДОД  и семьи в интересах личности ребёнка.

Задачи:

  • проанализировать состояние связей  ОДОД с семьей и общественностью на данном этапе;
  • определить основные формы взаимодействия семьи и  ОДОД по развитию личности ребенка;
  • разработать   принципы и правила  эффективного сотрудничества  ОДОД и семьи, правила подготовки эффективного родительского собрания,   правила педагогической этики работы с родителями, памятку родителям;
  • отработать умение находить выход из кризисной ситуации во взаимодействии «ученик – учитель – родитель».  

ПОВЕСТКА  

1. Вступительное слово заведующей ОДОД   гимназии   об актуальности проблемы «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка»

  -  Подобед Н.Н.

2. «Семья и школа: пути эффективного взаимодействия через воспитательный процесс. Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с  родителями обучащиюхся»

- Ветошкина О.М. - методист

 

3. Семейный клуб «Счастливая семья» как одна из эффективных форм работы с родителями. Цели, задачи, реализация плана, перспективный план

-  Абаринова А.В., педагог-психолог

4. «Анализ совместной работы родителей и обучающихся »

- Фабрикова И.В. -  зам. директора

5. «Чем  ОДОД может помочь в воспитании ребенка»

   (представитель родительского комитета).

6. Из опыта работы с родителями – Ольховская И.Н., педагог дополнительного образования.

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

А.Н.Макаренко

«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей»

 

Ход.

Итоги выполнения решения педсовета № 2

СЛ,1

1.Сообщение темы, цели, задач педсовета.

Работа с семьёй вроде всем тема известная, избитая. Почему именно эта тема стала темой нашего педсовета? В чём важность работы с родителями? Как сотрудничество с родителями помогает воспитывать личность ребёнка?

Выступление Подобед Н.Н.

 

СЛ.2

Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, которая определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа  ОДОД с семьей столь значительна в педагогической деятельности. Если  ОДОД сделает родителей своими союзниками, то он станет сильнее во всех отношениях.  

СЛ.3

Наиболее распространенными проблемами в отношениях семья и школы на сегодня, по мнению педагогов являются:

  • Чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей,
  • Недостаточное внимание к образованию своих детей и нежелание участвовать в школьных делах,
  • Низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному воспитанию,
  • Невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей зачастую повторяющийся у их детей.

        СЛ.4

В современных семьях можно выделить следующие ошибки родителей:

1) неприятие своего ребенка;

2) несогласованность между взрослыми, родителями, бабушками, дедушками в вопросах воспитания;

3) несоответствие требований родителей возможностям детей;

4) негибкость поведения родителей по отношению к детям;

5) непонимание своеобразия личности ребенка;

6) если в семьях имеет место инверсия супружеских отношений; в результате чего происходит смешение идеалов, утрачивается влияние родителей на детей, а как следствие - у ребенка возникает внутриличностный конфликт.

Давайте сегодня попробуем смоделировать некоторые объекты и ситуации.

Практическая часть педсовета

 Задание 1.

Теперь каждая группа получит листки, на которых нужно будет создать кластер-портрет реального родителя,  идеального  педагога и идеального родителя. На лучиках написать и озвучить  качества.   Время на выполнение работы  5  минут.

(раздать листки Кластер – портрет «Идеальный учитель, Идеальный родитель»)

Обсуждение портрета идеального учителя.

Обсуждение портрета идеального родителя.

1.Составить кластер «Идеальный родитель»

2. Составить кластер «Идеальный педагог»

3.Составить кластер «Реальный родитель»

 

Технологическая карта № 1

Разработка схемы «Кластеры»

№ п/п

Наименование операций

Особые условия выполнения

1

2

4

1.

Прочитать информационный материал.

Задание сформулировать в письменном виде.

2.

Выделить из текста задания основную тему, проблему, какой либо предмет, вписать его в окружность, в центре листа.

Формат А3

3.

Провести от центральной окружности изображения линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.

На первой орбите (а) находятся слова 1, 2, 3, объединенные между собой одним классификационным признаком.

4.

Провести вторую орбиту для полного раскрытия слов (идей), расположенных на орбите (а).

На орбите (б) находятся слова, объединенные одним классификационным признаком.

ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Действительно идеальный портрет существенно отличается от реального.  

Как организовать сотрудничество с родителями, чтобы хотя бы немного приблизить их к идеалу?

Как сделать общение с родителями живым?

Как  привлечь родителей в  ОДОД, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?

Ответ  казалось бы, прост: надо сделать  так, чтобы родителям было в  ОДОД интересно, а посещение приносило  пользу, не вызывая негативных эмоций.

СЛ.5

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским:

“Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

Для правильной организации работы с родителями необходимо взаимодействие всех  специалистов:

-заместителя директора, которая на основе планов педагогов составляет общий план  работы,  осуществляет контроль за их выполнением;

-педагога-психолога, который помогает в исследовании социального фона семьи, определении типа семьи, дает рекомендации в составлении плана работы с каждой семьей индивидуально;  берет на себя контроль и осуществление коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие с отделом милиции, отделом опеки, инспекцией по делам несовершеннолетних;

- методиста, который подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по данному направлению, проводит методические занятия с педагогами по формам, методам работы с родителями.

- педагогов до, которые регулярно проводят родительские собрания и применяют другие формы работы с родителями как традиционные (конференции, консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные (тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, вечера, родительские чтения).

С какой целью необходимо взаимодействовать с родителями в ОДОД? Чтобы:

  -вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями;

- организовать активное участие родителей в воспитании детей.

СЛ.6

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями  имеет следующие цели:

 Как мы, педагоги, информируем родителей о деятельности образовательного учреждения? 1) На сегодняйший день существует сайт нашего учреждения (раздать адрес сайта), но наши родители мало осведомлены о нём. Поэтому, каждому педагогу необходимо ознакомить родителей и учащихся с адресом сайта. 2) Распространяются объявления о досуговых мероприятиях. 3) Делаются объявления по классам. 4) Выпускаются информационные буклеты для родителей.

Работа педагогического коллектива ОДОД показывает,  что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют  педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую  ОДОД по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Позиция  педагога заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

СЛ.7

Содержание, формы и методы работы с родителями

Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия  ОДОД и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика). Что мы делаем для этого? Ограничиваемся минимумом: собираем заявления от родителей с минимальной информацией, да, и честно сказать, часто не читаем. Затем заполняем журнал, тоже автоматически.  И всё. А  хотя бы эти данные должны стать   базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия  ОДОД и родителей.

Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют  традиции ОДОД: общешкольные и  кружковые ключевые дела (традиционные праздники вначале и конце года, новогодняя сказка,  концерты, праздники,  и т.д.); соуправление  ОДОД (работа общешкольного родительского комитета); информационная среда  ДДТ (стенды, уголки для родителей). Если на общешкольном уровне мы взаимодействуем в некоторых направлениях, то на кружковом практически нет. А ведь помощь родителей в воспитании и обучении детей может быть бесценной, если её грамотно организовать.  Родители могут организовывать кружковые праздники,  экскурсии, помогать в  ремонте и оборудовании кабинетов, принимать участие в аттестации детей и т.д. Я думаю, что это не только сплотит родителей, детей и педагогов, но и поднимет качество образования и воспитания, сделает  работу живой и разнообразной.  

Дополнительное образование особенно нуждается в сотрудничестве родителей и педагогов: здесь возможности для успеха и реализации каждого ребенка. На первый взгляд кажется, что все в  ОДОД благополучно. Но почему не во всех  детских объединениях  мы видим  родителей? Почему часто слышим жалобы на то, как трудно привлечь родителей  в ОДОД?

Решать проблемы взаимодействия с семьёй нам придётся. Поэтому сегодня мы разделимся на 3 группы и попробуем  создать методический банк. У каждого педагога, безусловно, есть своя копилочка, а это будет наш общий банк мудрых советов, мыслей, новинок методической литературы, доступный каждому педагогу  ОДОД. Каждой группе на выступление отводится не более 7 минут.  

(раздать бумагу формата А3)

Группа № 1   Современные эффективные формы работы с родителями.

(задача группы представить информацию о современных наиболее эффективных формах работы с родителями в дополнительном образовании и составить методические рекомендации по использованию одной из них)

Материал для работы группы № 1.

Основными формами работы с семьёй     являются индивидуальные и реже  групповые.

    К индивидуальным формам можно отнести организуемые  педагогами беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка.    

   Консультации  могут быть тематическими. Их  рекомендуется  проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагога. Родители получают реальное представление о  делах и поведении ребенка,  педагог же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись  педагогами о поведении,  успехах и т.д .  

К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей.   родительские собрания, встречи с  педагогами, администрацией. Жаль, что к  психолого-педагогическому просвещению родителей нами не привлекаются специалисты различных направлений:  врачи, юристы, психологи,  инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.

     Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.  

 Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год.  К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

 «Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология  ребенка», «Особенности адаптации  ребенка в  детском объединении», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума  педагог предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей  и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые  занятия обычно организуются с целью ознакомления родителей    с программами, методикой преподавания, требованиями  педагога. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом  занятии.  .  

День открытых  занятий проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят  занятия в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы  занятий, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.  

К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из  ДДТ», «Семейный совет» и др.

 Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются  родительские собрания. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни  объединения.   Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми.   Важно заранее продумать оформление  кабинета (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей).  

 Одним из очень важных направлений в работе  педагога является диагностика.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. 

Диагностика в работе с  педагогом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность  педагогу выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.

Одной из форм сотрудничества  педагога с группой наиболее опытных, инициативных родителей является родительский комитет.   Он совместно с  педагогом и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества  ДДТ и семьи.

Главным направлением взаимодействия семьи и  педагога должно стать вовлечение родителей в разнообразную   досуговую  деятельность.

Следующим направлением в организации сотрудничества  педагога и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к   образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.

 Педагог должен знакомить родителей  с традициями  ОДОД, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми требованиями, которые предъявляет   к своим ученикам с первых дней пребывания в ней.   Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения.

Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно – воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

 

В этом году мы попробовали одну из эффективных форм работы с родителями «Семейный клуб». В чём  эффективность данной формы? Каковы цели и задачи? Об этом расскажет Абаринова А.В., педагог-психолог.

Группа № 2

Одной из основных форм организации работы с родителями является родительское собрание. Какие, на ваш взгляд, родительские собрания должны быть обязательными? Как организовать собрание родителей так, чтобы родителям вновь хотелось бы прийти  в ОДОД?  

(задача представить инновационные способы подготовки и проведения родительского собрания и рекомендации по подготовке одного их них)

Материал для группы №2

Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников. В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:

        а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы,
избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

        б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

        в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

т) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

        д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных
приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

        е) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

         Далее следует определить организационную форму родительского собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.

Кто-то из педагогов проводил родительское собрание? Поделитесь опытом. Каково ваше мнение насчёт родительских собраний?

2

 Есть на востоке такая притча, которая поможет нам с вами перейти к следующему этапу педагогического совета.

Притча “Пророк и длинные ложки” (восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют “аш”. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.

А как вы считаете, о чём говорит нам эта притча?

  “Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик –  педагог – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.

Вот мы и переходим к следующей проблеме: как же организовать деловое сотрудничество с родителями?

 

Итак, у нас с вами уже есть материал для методического банка.   Мы приступаем к следующей части педсовета. Сейчас я предлагаю всем разделиться на 2 команды: в первую команду идут те, у кого дети – учащиеся школы, а во вторую – у кого нет в семье учеников. Первая команда – это «родители», вторая – «педагоги»

(если людей в командах неравное количество или слишком много, тогда бросаем жребий или делим на большее количество команд)

Интерактивная игра. Разбор педагогических ситуаций.

1группа Родители.

СИТУАЦИЯ 1( инсценировать)

Учительница вызвала в  школу маму Саши. Разговор состоялся во время перемены.

Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном!

Мать. То есть,  как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.

Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!

Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.

Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки.

Мать. Вы знаете, дома он мне не дерзит.

Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.

Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет  постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.

Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!

Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.

Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).

Мать уходит.

Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!

СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ

1.        Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.

2.        Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.

3.        В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

2 группа «Родители»

СИТУАЦИЯ  2 (инсценировать)

(участники: учительница, мать, сын)

Мама пришла в школу по вызову учителя.

Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось?

Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?

Ученик молчит.

Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?

Ученик. Да я не ...

Мать . Ну как тебе не стыдно?

Ученик. Да это не я ...

Мать. Сколько можно с гобой разговаривать на эту тему?

Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.

Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?

Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!

Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!

Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.

Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.

СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ

1.        Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.

2.        Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.

3.        В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

 

Как же организовать деловое сотрудничество с родителями? (задача сформулировать принципы и правила взаимного сотрудничества семьи и  ОДОД)

Над этой проблемой думала группа № 3.

Выступление группы № 3

Группа №3 Как организовать деловое сотрудничество с родителями учащегося? Как включиться в жизнь его семьи?

Задание: Сформулировать принципы и правила  взаимного сотрудничества семьи и школы.

Мы с вами проиграли ситуации взаимодействия с родителями, а как на самом деле обстоят у нас дела, расскажет Олшьховская И.Н.

Упражнение “Слепые, немые и лидер”. 9 педагогов встают в шеренгу, выбирают “самого смелого” – лидера. Четверым завязываются глаза. Они могут говорить, но не могут видеть (слепые). Четверо могут видеть, но им не разрешается разговаривать (немые), и один участник зрячий и говорящий – он будет в данном случае лидером.

Психолог предлагает взяться всем за руки и “закручивает” шеренгу в спираль так, что один участник, стоявший в конце шеренги, оказывается в центре спирали, а второй концевой (лидер) – снаружи. Таким образом, вся группа превратилась в “узел”. Далее лидеру необходимо группу повести за собой, затем распутаться.

Рефлексия. Какие чувства и трудности испытывал каждый из участников? Как педагоги пришли к победе? Что помогло им выполнить задание? Что чувствовали наблюдатели, не участвующие в упражнении, относительно данного задания и его выполнения ?

Данное упражнение демонстрирует педагогам, что бывают разные ситуации, когда мы многое не видим, многое не можем сказать, но есть знания и умения – “лидер”, с помощью которого можно всегда “распутать” ситуацию, найти правильное решение.

Сегодня таким лидером у нас будет выступать член родительского комитета Юматова Юлия  Викторовна. Она поможет нам сориентироваться  в направлениях работы с родителями. Итак, взгляд со стороны. «Что хотят родители от дополнительного образования?»

        СЛ.8

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

На мой взгляд, активную работу с родителями ведёт Деревянных А.П. Я попросила её поделиться опытом «Как сделать родителей своими помощниками?»

Сл.9

Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Анализ теоретических исследований и обобщения опыта показывает, что взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей является важным воспитательным потенциалом в формировании личности. Позитивное решение проблемы воспитания   подрастающего поколения достигает лучших результатов в том случае, если педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности.

Сл.10

Родители нуждаются не только в информировании со стороны  ДДТ. Родитель должен чувствовать, что он нужен ОДОД и что  ОДОД работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего  детского коллектива в целом.

Мы всегда должны помнить, что функции  педагога  разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.

Проект  решения  педагогического совета: 

  1.  Педагогам использовать методические рекомендации по взаимодействию семьи и школы в работе с родителями, оформленные  в единую памятку.
  2.  Педагогам при определении тематики  родительских собраний учитывать мнение родителей и чаще использовать  нетрадиционные формы.
  3. Для организации более тесного взаимодействия семьи и школы  организовать Дни открытых дверей.  
  4.   Привлекать родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.).  в течение года
  5. Провести в конце учебного года анкетирования родителей учащихся “Удовлетворенность учебным процессом и внеклассной деятельностью”.     Май 2014

       6.    Провести для родительской общественности День открытых уроков и аттестацию учащихся  май         педагоги                                            май2014г

ПАМЯТКА

 Принципы эффективного сотрудничества   ОДОД и семьи во имя личностного  развития школьника:

1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров

2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку.

3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия .

4. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка.

5. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.

Правила эффективного сотрудничества   ОДОД и семьи во имя личностного  развития школьника: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

Правила подготовки эффективного родительского собрания

  1. Выбирайте актуальную тему собрания.
  2.  Четко формулируйте цель данного собрания.
  3. При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.
  4.  Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
  5. Перед родительским собранием проведите микроисследования.
  6. Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
  7. Подготовьте решение собрания.
  8. Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.

Советы психолога по проведению родительского собрания:

  • Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Длительность собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон.

Памятка по   работе с «трудными» родителями:

  • Четко определите для себя цель посещения данной  семьи.
  • Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.
  • Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
  • Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.
  • Оказывайте   помощь в установлении контактов семьи с окружающими.
  • Соблюдайте  этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.
  • Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы  («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.)
  • Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях.

Интерактивный педсовет становится центром коллективной профессиональной мысли и одновременно школой педагогического мастерства.

СТРУКТУРА ИНТЕРАКТИВНОГО ПЕДСОВЕТА.

Этапы педсовета

% времени

Методическая цель

1.Мотивация.

  5  %

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к обсуждению данной темы.

2.Оглашение темы, целей и задач педсовета.

  5  %

Обеспечить понимание педагогами их деятельности, чего они должны достигнуть в результате педсовета, что они ждут от педсовета.

3.Получение необходимой информации.

10   %

Инструктаж учителей для выполнения заданий.

4.Изучение, анализ проблем ОУ через интерактивные задания.

60   %

Практическое рассмотрение материала, ознакомление с передовым педагогическим опытом, анализ деятельности, оценка качества образования через интерактивные формы и техники, взаимообучение.

Решение педпроблем (как должно быть и как есть).

Определение границ изменений в школе.

5.Подведение итогов, принятие решений педсовета, рефлексия.

 20   %

Оценка дня, выработка и принятие решений.

СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛЕЙ ПЕДСОВЕТА.

Точка отсчёта

Традиционная модель педсовета

Интерактивная модель педсовета

1.

Мотивация.

Внешняя (аттестация, оценка руководства, зарплата).

Внутренняя (интерес самого учителя).

2.

Роль педагога.

Пассивная, активность очень низкая.

Высокая активность, постоянное сотрудничество, коммуникация.

3.

Роль ведущего педсовета.

Важен авторитет ведущего (он – председатель педсовета): решает, как и что говорить, знакомит коллектив с положением дел в школе, формирует взгляды, он – главный источник информации.

Ведущий (им может быть и директор школы) – равноправный партнёр, организатор, консультант творческой деятельности, советует, направляет.

4.

Степень решения проблем.

Невысокая 5-10 %.

Высокая 70-90 %.

5.

Организация работы педсовета.

Работают индивидуально. На групповую, командную работу смотрят, как на уход от ответст-венности, недобросовестность.

Поощряется коллективная работа, создание проектов, дискуссии, дебаты. Диалог, самооценка, рефлексия.

6.

Цели педсовета.

Неконкретные, абстрактные. Из-ложение теоретических позиций и анализ существующего положения (перечисление лучших и худших итогов и фактов).

Таковы, что все вместе ищут ответы на вечные педагогические вопросы, связаны с решением первоочередных задач, проблем ОУ.

7.

Оценка.

Оценивается количество выс-туплений, это делает председа-тель, он же даёт  оценку и всему педсовету.

Оценка происходящего на педсовете даётся  самими участниками в ходе завершающих упражнений «Оценка дня».

Постоянна рефлексия, самооценка.

8.

Технологии.

Традиционные, в основе лежит доклад,  сценарий педсовета за-ранее расписан, на нём 4 типичных этапа:

1) планирование и разработка сценария;

2) предварительная подготовка;

3) заседание педсовета;

4) выполнение и контроль решений.

Интерактивные технологии, содержащие ответы на вопрос: «Ради чего я делаю всё то, что я делаю?»

9.

Формы.

Доклад, содоклад, выступления. Выступления приглашённых учёных, педагогов и др.

Самые неожиданные формы, после которых открывается новое зрение на любую привычную проблему, появляется новая точка отсчёта. Интерактивные формы и техники.

10.

Темы.

По указке «сверху», далёкие от действительности, «модные», понравившиеся председателю, темы «борьбы за успеваемость», за «лучшие показатели» и т. д.

Отвечают на глубинные потребности всех участников образовательного процесса, формулируются исходя из анализа деятельности ОУ, его проблем.

Есть перспективный план работы педсоветов.

СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ 

  • Дайте качественную оценку поведения педагога и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
  • Предложите правильное решение данной ситуации с Вашей точки зрения.
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в Вашем варианте ее решения?

СИТУАЦИЯ 1 

Мама пришла в школу по вызову учителя.

Мать. Здравствуйте, Мария  Ивановна, получила Вашу записку. Что случилось?

Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?

Ученик молчит.

Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?

Ученик. Да я не ...

Мать . Ну как тебе не стыдно?

Ученик. Да это не я ...

Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?

Учительница. И ведь никаких слов не понимает! Все учителя на него жалуются.

Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?

Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!

Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!

Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.

Мать. Ну, все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает! Он из тебя дурь-то выбьет!

СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ 

  • Дайте качественную оценку поведения педагога и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
  • Предложите правильное решение данной ситуации с Вашей точки зрения.
  • В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в Вашем варианте ее решения?

СИТУАЦИЯ 2

После уроков мама Оли заходит в класс.

Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.

Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?

Мать. Да?! Я не знала.

Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.

Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.

Учитель. О чем Вы хотите поговорить?

Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница... Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: “Счастливый тот учитель, к кому попадет Ваша дочь!” Но как только мы попали к Вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике?

Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться.

Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же Вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится?

Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И Вы дома не забывайте об этом.

Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то Вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?

Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.

Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.

Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Оля высокая девочка.

Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.

Литература 

Алексеева Л. Родительские собрания; если они нужны, то для чего II Директор школы. Спецвыпуск, № 2, 1997.

Пособие “Педагогические советы” издательства “Учитель”, Волгоград. Выпуск 1, 2006 г.

Е.Аникина, Е.Трофименко, Н.Бубчикова. Тренинг педагогического общения. Школьный психолог, № 7, 2008.

Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). Автор-составитель С.А.Цабыбин. – Волгоград: Учитель. – 90 с.

Александрова Е.А. Как сделать общение с родителями живым и предметным. – В журнале “Директор школы”, № 8, 2005, с. 81–85.

Зиятова И.З., Ларина В.К. Диагностика взаимодействия семьи и школы. - В журнале “Директор школы”, № 9, 2007, с. 83–88.

Зиятова И.З., Ларина В.К. Взаимодействие – это не конфронтация, а общие нормы и ценности. – В журнале “Директор школы”, № 1, 2008, с. 92–97.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."

Презентация к выступлению на педсовете по теме: "Расширение связей семьи и школы как обязательное условие повышения эффективности воспитательного процесса."...

Презентация к Пед.совету «Расширение и углубление связей школы и семьи как важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса»

Презентация на тему Государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения...

«Мотивация педагогических кадров как важное условие повышения эффективности внедрения ФГОС в образовательном учреждении»

Как создать благоприятную мотивационную среду для работы кадров и их профессионального развития в образовательном учреждении?Эта одна из важных задач администрации и методического совет...

«Компетентность классных руководителей как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса»

Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гума...

Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса

Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные спо­собы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его...

Применение нестандартного спортивного оборудования- важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры

Применение нестандартного спортивного оборудования-  важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры...