Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с эмоциональными трудностями.
учебно-методический материал на тему

Кушнер Мария Николаевна

Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с эмоциональными трудностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_rabote_s_detmi_s_emotsionalnymi_trudnostyami.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тема: Нетрадиционные техники в работе с детьми с эмоциональными трудностями.

Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы. Выражая себя через рисунок, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

 Изотерапия – один из эффективных инструментов в педагогической работе, использование которого даёт ребёнку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно – моторной координации.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворённостью ребёнка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями.

Наиболее эффективным методом психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста является арт – терапия - метод психотерапевтического воздействия, использующий средства искусства. В зависимости от творческой деятельности и её продукта выделяются следующие виды арт – терапии:

  • рисуночная терапия (или изотерапия);
  • библиотерапия;
  • музыкотерапия;
  • сказкотерапия;
  • вокалотерапия и др.

Смысл педагогической арт – терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплёскиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия, уступают место инициативности и творчеству.

Один из самых распространённых видов арт – терапии – ИЗОТЕРАПИЯ. Возраст от 5 до 10 лет называют «золотым веком» детского рисунка. Именно поэтому применение рисуночной терапии особенно эффективно в старшем дошкольном возрасте. Рисуя, ребёнок неосознанно даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
  • способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
  • создаёт благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
  • оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
  • содействует формированию позитивной «Я – концепции» и повышению уверенности в себе.

Нетрадиционные техники рисования.

В работе с детьми я использую разнообразные техники рисования. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Рисование пальчиками.

Материал и инструменты: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла – рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами – рисование настроения).

Рисование ладошкой.

Материал и инструменты: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета формата А4, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, дерева).

Оттиск печатками из картофеля («печатки»).

Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля – их изготавливает воспитатель, разрезав клубень пополам и доработав его половину до необходимой формы (геометрические фигуры, цветы и пр.).

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск поролоном.

Материал и инструменты: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает кусочек поролона к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

Оттиск смятой бумагой.

Материал и инструменты: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки (свеча) и акварель.

Материал и инструменты: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Изображение, нарисованное мелками, остаётся не закрашенным.

Монотипия предметная.

Монотипия – (от «моно» и греч. Tupoc – отпечаток) – вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607 – 1665). Техника монотипии заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Материал и инструменты: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения, каждый раз также складывая лист.

Монотипия пейзажная.

Материал и инструменты: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой – получается его отражение, как в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Часть листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, «оживляется» красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Цветной граттаж.

Граттаж – (от франц. – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Материал и инструменты: цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможна доработка недостающих деталей гуашью.

Кляксография обычная.

Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и больше).

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой, выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведённую водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются произвольно расположенные пятна. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой.

Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка № 5 и больше), трубочка – соломинка для напитков.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку), или набирает кистью разведённую водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. Затем дует на это пятно из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой («цветные ниточки»).

Материал и инструменты: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа.

Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать её, постепенно опуская в баночку с разведённой краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или на половину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причём концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист (или половина сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики с одновременным её потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.

Набрызг.

Материал и инструменты: бумага, гуашь, кусочек картона, жёсткая кисть или расчёска, зубная щётка.

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, - краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щётку или расчёску.

Опечатки листьев.

Материал и инструменты: листья разных деревьев (опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 3-4 лет

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает инт...

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Работа с дошкольниками в области изобразительной деятельности. нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками.

Творчество появляется тогда, когда сам педагог готов эксперементировать, искать, удивляться всему новому, творчески развиваться....

Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать ...

"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Выступление с докладом на методическом объединении. Материал будет полезен  воспитателям и педагогам дополнительного образования...

Нетрадиционные техники рисования при работе с детьми с ОВЗ

Нетрадиционные техники рисования при работе с детьми с ОВЗ...