Методические рекомендации «Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе»
методическая разработка ( класс) на тему

Величко Ольга Андреевна

В сборник включены теоретический и практико-ориентированный материал для диагностирования результатов обучения по дополнительным образовательным программам.

Материалы сборника предназначены для педагогов дополнительного образования, методистов, зам. директоров по учебно-воспитательной работе, а также руководителей образовательных учреждений разного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomentaditsii_po_monitoringu.docx92.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

        

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район, с. Перегрёбное

Составители: О.А. Величко

Методические рекомендации «Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе»// О.А. Величко – МБОУ ДОД ДДТ; Тюменская область, Октябрьский район, с. Перегрёбное, 2013. – 25 с.

В сборник включены теоретический и практико-ориентированный материал для диагностирования результатов обучения по дополнительным образовательным программам.

Материалы сборника предназначены для педагогов дополнительного образования, методистов, зам. директоров по учебно-воспитательной работе, а также руководителей образовательных учреждений разного типа.

Компьютерная верстка и оформление: Величко О.А.

  • О.А. Величко, 2013
  • Издательство МБОУ ДОД ДДТ, 2013

Оглавление

ПОНЯТИЕ «МОНИТОРИНГ»        

ВИДЫ МОНИТОРИНГА        

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ        

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ        

Предметные результаты        

Метапредметные результаты        

Личностные результаты        

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ        

Тестирование        

Собеседование        

Анкетирование        

Наблюдение        

Опрос        

Интервью        

Анализ продуктов деятельности        

Упражнение        

Самостоятельная работа        

Творческая работа        

Эксперимент        

Контрольные задания в занимательной форме        

Терминологический диктант        

Совместное решение задач в группе        

Сюжетно-ролевая игра        

Соревнования        

Нормативы        

Проект        

Рейтинговая система оценивания        

Зачёт по теме        

Годовой итоговый экзамен        

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ И ОЦЕНИВАНИЯ                      РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ        

Список литературы        

ПОНЯТИЕ «МОНИТОРИНГ»

Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В педагогической литературе широко используются термины: проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного и воспитательного процессов, мониторинг и др.

В словаре педагогических терминов Галины Михайловны и Алексея Юрьевича Коджаспировых под мониторингом понимается:

  1. отслеживание результатов;
  2. постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям;
  3. диагностически обоснованная система непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятие управленческих решений, регулирующих и корректирующих деятельность образовательного учреждения.

Объектом (или содержанием) контроля может стать все, что относится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки и задач контроля. В частности, контролируется деятельность педагога и обучающегося в процессе учебной деятельности:

результаты обучающегося  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения практических задач;

результаты педагога  – это разница между результатами детей в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).

Прирост результатов означает, что педагогу удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие обучающихся. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей детей.

ВИДЫ МОНИТОРИНГА

Известный педагог А.С. Белкин указывает на виды образовательного мониторинга:

  • мониторинг дидактический - слежение за различными сторонами учебно-воспитательного процесса; учитывается система связей отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса;
  • мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях: педагог-педагог; педагог - обучающиеся; педагог – семья;
  • мониторинг социально-психологический - слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений за характером психологической атмосферы коллектива групп.

Мониторинг может классифицироваться по достаточно большому количеству оснований, предложенных А.Н. Майоровым:

ПО МАСШТАБУ ЦЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегический

Тактический

Оперативный

ПО ЭТАПАМ ОБУЧЕНИЯ

Входной (отборочный)

Учебный (промежуточный)

Выходной (итоговый)

ПО ВРЕМЕННОЙ

ЗАВИСИМОСТИ

Ретроспективный

Предупредительный (опережающий)

Текущий

ПО ЧАСТОТЕ ПРОЦЕДУР

Разовый

Периодический

Систематический

ПО ОХВАТУ ОБЪЕКТА

НАБЛЮДЕНИЯ

Локальный

Выборочный

Сплошной

ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ФОРМАМ

Индивидуальный

Групповой

Фронтальный

ПО ФОРМАМ ОБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Внешний (социальный)

Взаимоконтроль

Самоанализ

ПО ИСПОЛЬЗУЕМОМУ

ИНСТРУМЕНТАРИЮ

Стандартизированный

Нестандартизированный

Матричный

Таким образом, виды педагогического мониторинга носят многообразный характер и дают возможность педагогу самостоятельно придерживаться той или иной классификации в зависимости от направленности педагогической деятельности и субъекта (объекта) на который эта деятельность направлена.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

  • оценивание является постоянным процессом.

В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.

Стартовое оценивание - направлено на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

Текущее оценивание - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью обучающихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

Тематическое оценивание - осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний обучающихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям.

Промежуточное оценивание - выявление результатов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае производится с помощью зачетов по разделам программы, экзаменов или тестов.

Итоговое оценивание - проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

  • оценивание может быть только критериальным.

Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

• предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

• метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

• личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся и др.)

Предметные результаты

Предполагают первичную и итоговую диагностику знаний и практических умений, которые фиксируются в индивидуальных карточках учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе. Для каждого детского объединения разрабатывается своя индивидуальная карточка, в которой прописывается ряд знаний, умений и навыков в соответствии с дополнительной образовательной программой.

Также предметные результаты включают в себя текущий, промежуточный и итоговый контроль, который может выражаться в недифференцированной (закончена/незакончена работа) и дифференцированной (балльной) оценке.

Метапредметные результаты

Предполагают оценку универсальных учебных действий (УУД) обучающихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных).

Термин «универсальные учебные действия» означает:

В широком значении: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком (собственно психологическом значении):совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

  • носят надпредметный, метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Учебные универсальные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

- умение подбирать и анализировать специальную литературу;

- умение пользоваться компьютерными источниками информации;

- умение организовывать свое рабочее (учебное) место;

- навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;

- сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в группе.

- умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;

- понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;

- осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу, если она расходится с образцом;

- в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

- умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям

- умение слушать и слышать педагога

- умение выступать перед аудиторией

- умение вступать в  диалог,  вести полемику, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- грамотность, выразительность, эмоциональность речи

- соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

- сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

Для отслеживания метапредметных результатов обучающихся в Доме детского творчества функционирует всё та же индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе. В неё включены все те общеучебные умения и навыки, которыми овладевает ребёнок в любом детском объединении.

В детских объединениях Дома детского творчества функционирует трёхбалльная система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся:

1 балл – минимальный (репродуктивный) уровень освоения программы;

2 балла – средний (продуктивный) уровень освоения программы;

3 балла – максимальный (творческий) уровень освоения программы.

Если соотнести количество баллов с уровнями успешности, то получится следующее:

1 балл – Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

2 балла – Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний.

3 балла – Максимальный уровень (творческий)  решение «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

Личностные результаты

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся следующие универсальные учебные  действия:

  • сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли;
  • сформированность любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира;
  • развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • знание основных моральных норм, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса — занятия, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества и ориентации на образец поведения «хорошего обучающегося» как пример для подражания.

Для отслеживания личностных результатов детей используется следующая балльная система:

- показатель не проявляется – 0 баллов;

- показатель проявляется редко – 1 балл;

- показатель проявляется периодически – 2 балла;

- показатель проявляется постоянно – 3 балла.

Таким образом, совокупность этих материалов даёт достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление — как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ребёнка, его продвижении во всех наиболее значимых разделах освоения дополнительной образовательной программы и успешной самореализации и  социализации в обществе.

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Проведение мониторинга обученности по дополнительной образовательной программе возможно при использовании следующих методов:

Тестирование

Тестирование обученности – совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определённых аспектов содержания обучения.

Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований, они должны быть:

  • относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;
  • однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;
  • правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;
  • относительно краткими, требующими сжатых ответов;
  • информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;
  • удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;
  • стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования — измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Типы тестовых вопросов:

1)   Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими (да/нет) или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа.

2)   Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме.

3)   Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определенной ситуации.

4)   Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

Собеседование

Собеседование – метод диагностирования знаний обучающегося по теме или изученному разделу.  

Сильная сторона беседы:

  1. живой контакт исследователя с испытуемыми, возможность индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, возможность оперативной диагностики достоверности и полноты ответов;
  2. во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в виде гипотезы.

Психолого-педагогические требования, предъявляемые к беседе:

  • наличие цели и задач собеседования;
  • наличие примерного плана беседы;
  • чётко продуманные вопросы для оппонента;
  • в ходе беседы обязательно необходимо учитывать личностные особенности ребёнка: импульсивность, молчаливость, замкнутость, вспыльчивость, экстравертивность, интравертивность и т.д.; его состояние: раздражен, нервничает, весел; его отношение к педагогу-исследователю: недоверчивость, симпатия, антипатия, доверие; его предполагаемое отношение к теме предстоящего разговора.

Анкетирование

Анкетирование - наиболее распространенный метод в социологии. Он предусматривает сбор информации с помощью анкет. Анкета - (от франц. enquete - расследование) - это опросный лист с заранее сформулированными вопросами.

Вопросы могут быть открытыми, когда требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

Анкета должна удовлетворять ряду требований: 

  1. нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств;
  2. вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными;
  3. на выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов обучающегося;
  4. желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление  суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя  треть) – снова простые.

 Достоинствами анкет являются:

  • массовость обследования;
  • большая скорость сбора информации;
  • легкость обработки результатов;
  • возможность применения статистических методов.

 К недостаткам следует отнести следующие:

  • анкетирование не учитывает различное понимание вопросов обучающимися;
  • объективность ответов не всегда высокая, так как дети могут недобросовестно отнестись к ответу;
  • жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

Наблюдение

Наблюдение - один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении обучающихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за обучающимся вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
  2.  Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства). Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки)  и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
  3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей.
  4. Естественность  - наблюдение должно проводиться в естественных для ребёнка условиях.
  5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.
  6. Объективность – педагог должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.
  7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение – метод трудоемкий. Минусы:

  • практически невозможно исключить влияние случайных факторов;
  • фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное;
  • метод пассивный: педагог наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий;
  •  наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Опрос

Опрос — незаменимый прием получения информации. Это почти универсальный метод. Искусство его использования состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам.

Существует несколько видов опроса:

  1. Сплошной опрос означает, что участвуют все лица изучаемой совокупности людей (такая всеохватывающая совокупность называется генеральной совокупностью).
  2. Выборочный опрос более экономичен, т. к. здесь в качестве респонден-тов выступают не все представители генеральной совокупности, а только их часть - выборочная совокупность, или просто выборка.

Формы опроса:

Устный - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.

Сущность этого метода заключается в том, что педагог ставит обучающимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.

Индивидуальный – вопрос в полном объёме задаётся конкретному ребёнку.

 Фронтальный - педагог расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа обучающихся.

Уплотненный -  педагог вызывает одного ребёнка для устного ответа, а четырем-пяти обучающимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний – письменного опроса. Суть в том, что педагог раздает обучающимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном занятии оценивать знания всех детей. Это важная положительная сторона данного метода.

Интервью

Интервью (от англ. interview — беседа), в отличие от анкетирования, представляет собой устную форму опроса. Интервью тоже могут быть свободными (непринужденная, хотя и целенаправленная беседа) и стандартизированными (ответы на заранее подготовленные стандартные вопросы). Интервью позволяет точнее улавливать нюансы изучаемых явлений.

Анализ продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности (от греч. analysis - разложение, расчленение) - это всестороннее анализирование, тщательное изучение, обобщение и систематизация полученных данных. Педагог разрабатывает ряд критериев, по которым оценивается продукт деятельности (публикация, фотоснимок, работа по прикладному творчеству, презентация и др.)

Упражнение

Упражнение - учебное задание для закрепления знаний, умений, навыков. Как правило, упражнения помогают педагогу провести промежуточное диагностирование ряда универсальных учебных действий с целью определить проблемное поле обучающегося. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. Следовательно, упражнения должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда обучающиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; тренировочные задания должны способствовать дальнейшему углублению знаний и содействовать развитию творческих способностей детей.

На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у обучающихся. В этом смысле можно выделить:

а) устные упражнения;

б) письменные упражнения;

в) выполнение практических заданий.

Классификация упражнений

Виды упражнений

Направленность упражнений

Устные упражнения

- сокращают время на выполнение задания;

- развивают произвольное внимание;

- приучают работать.

Письменные упражнения

- предназначены для более сложных видов работ;

- обеспечивают возможность многократного просмотра, анализа, исправления;

- развивают зрительное восприятие, зрительную память, образное мышление;

- повышают грамотность, логику и последовательность мышления, развивают наблюдательность;

- развивают самостоятельность и инициативу.

Воспроизводящие

упражнения

- упражнения по закреплению ранее изученного (известного) ;

- языки – правописание, грамматические и лексические правила;

- трудовое обучение;

- решение задач (математика, физика, химия);

- упражнения по приобретению навыков работы с приборами, механизмами.

Упражнения в применении знаний в новых условиях (тренировочные)

- осуществляется подборка упражнений с нарастающей степенью трудности; переход от простых к более сложным заданиям, требующим выполнения ряда действий, учета различных данных.

Комментированные

упражнения

- фронтальные письменные работы всей группы по применению усвоенных знаний (сопровождаются объяснениями по небольшим частям задания).

Алгоритмические упражнения. Упражнения по составлению обучающимися примеров и задач

- выполнение упражнений по составлению примеров и задач на применение правил (упражнения по образцу).

Проблемно - поисковые упражнения

- развивающие способность к догадке и интуиции, формирующие творческое мышление.

Творческие устные и письменные работы

- направлены на развитие самостоятельности познавательного интереса, на развитие творческого мышления и практических действий.

Устные сочинения

- выступают одним из видов творческих работ

Письменные сочинения

- направлены на: поиск и систематизацию, достоверность и полноту данных, последовательность и логику изложения, соблюдение грамматической и орфографической грамотности, отработку стиля изложения, поиски оптимальных способов выполнения работ, работ творческого характера.

Доклады

- содержание посвящается одному вопросу, требующему глубокой проработки, сбора большого количества материала, подтверждающего избранную точку зрения.

Графические работы

- предусматривают составление логико-структурных схем, графиков, диаграмм, чертежей, рисунков с целью углубленного осмысления и закрепления знаний, приобретения графических умений

Игровые упражнения

- вызывают интерес к учению, решению познавательных задач, активизируют мышление, инициативу, творчество, самостоятельность, снимают излишнее напряжение, мышечную и психическую усталость.

Упражнения на обучающих машинах, компьютерах, вычислительной технике

- используются как для приобретения новых знаний, их закрепления, контроля успешности обучения, так и для выработки умений и навыков их практического использования.

Упражнения по выработке навыков работы с приборами и оборудованием

- разрабатываются специальные упражнения, приучающие к работе с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оборудованием в столярных и слесарных мастерских, работе на станках и механизмах и т. п.;

- обеспечивают применение теоретических знаний в практической деятельности.

Таким образом, все виды упражнений можно разделить на три большие группы: подготовительные, тренировочные и творческие.

Эффективность данного метода достигается выполнением ряда правил и условий. Самыми важными среди них выступают следующие:

- прочное усвоение теоретического материала обучающимися, осознание целей и порядка выполнения упражнения; доведение до детей требований в последовательности действий, применение отдельных приемов и т. п. в целях правильного выполнения упражнения;

- демонстрация педагогом образцов правильного, творческого подхода к выполняемым упражнениям;

- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений, обусловленной закономерностями процесса обучения;

- разнообразие упражнений по содержанию, форме, степени сложности, предлагаемых для выполнения обучающимся;

- построение системы упражнений с нарастанием степени сложности;

- разработка системы упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей обучающихся;

- связь упражнений с другими темами программы;

- оптимальное количество упражнений, достаточное для усвоения конкретного вида знаний, выработки необходимых умений и навыков.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная работа есть высшая работа учебной деятельности детей и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований П.И. Пидкасистый выдвигает следующие:

Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений и навыков.

Последовательность выполнения самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к обучающимся.

К.Д. Ушинский выделил следующие особенности применения этих принципов к руководству самостоятельной работой:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у ребёнка интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Обучающиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
  2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для ребёнка, а сами дети — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
  3. На первых парах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе детей должен предшествовать наглядный показ приемов работы с педагогом, сопровождаемый четкими объяснениями.
  4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся.
  5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными обучающимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к детям.
  6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес обучающихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед обучающимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Дети всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
  7. Самостоятельные работы обучающихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
  8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала педагогом с самостоятельной работой обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков.
  9. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать педагогу. Педагог продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на занятии, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает детей методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности обучающихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Творческая работа

Творческая работа - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий — уникальность результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Эксперимент

Эксперимент - метод исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его.

Виды эксперимента:

  1. Лабораторный эксперимент проводится в искусственных для обучающегося, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Часто он проводится в специально оборудованном помещении (свето- и звукозащитных кабинах, например), при активном использовании различных физических приборов и регистрирующей аппаратуры.
  2. Естественный эксперимент отличается тем, что обучающиеся, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом исследовании.
  3. Моделирующий эксперимент представляет собой объяснение явлений посредством их моделирования. В экспериментальной ситуации обучающийся воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во время этого моделирования исследователи пытаются также выявить наиболее благоприятные для данного процесса условия.

Контрольные задания в занимательной форме

Контрольные задания в занимательной форме – один из методов диагностирования, который заключается в том, чтобы в нетрадиционной форме (викторины, кроссворды, ребусы, заполнение таблицы, формулы, схемы и прочее) определить ряд универсальных учебных действий обучающихся.

Терминологический диктант

Терминологический диктант – особый метод диагностирования знаний обучающихся, направленный на выявление уровня понимания детей о том или ином понятии (термине).

Совместное решение задач в группе

Совместное решение задач (в группе) – метод диагностирования умений обучающихся коллективной работы, поиск решения проблемной ситуации в паре (группе). Такое диагностирование даёт возможность поиска наиболее эффективных способов решения проблемных ситуаций. Возможно использование проблемно-эвристических заданий.

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно - ролевая игра – это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Эта игра позволяет развить творческие способности обучающихся и определить уровень понимания содержания изучаемого материал в нетрадиционной форме.

Соревнования

Соревнования - форма деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся превзойти друг друга. Как правило, соревнования проводятся по различным видам спорта. Они могут проходить в следующей форме:

  • обучающийся – педагог;
  • обучающийся – обучающийся;
  • обучающийся – группа.

Виды соревнований:

  • Личные - выявляется мастерство каждого спортсмена и результат засчитывается только ему;
  • Командные - выявляется мастерство спортсменов каждой команды, но результат спортсмена засчитывается только команде;
  • Лично-командные - выявляется мастерство каждого спортсмена, но результат каждого из них засчитывается как и ему, так и команде в которой он состоит.

Нормативы

Нормативы – метод диагностических процедур, имеющий закреплённые отечественными педагогами и врачами цифры для оценивания результатов обучения обучающихся. Как правило, нормативы характерны и используются для детских объединений и дисциплин спортивного характера. Для каждого вида спорта существуют свои нормативы. Они включают в себя показатели, которые должен показывать ребёнок в том или ином возрасте.

Проект

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результатов проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Проблематизация – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему;
  2. Целеполагание – на этом этапе проблема приобретает личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплощается в проектном продукте;
  3.  Планирование – необходимо составить подробный план действий для решения проблемы и достижения поставленной цели;
  4. Реализация – практическая работа по плану;
  5. Самооценка и рефлексия – завершающий этап работа, который позволяет оценить продукт деятельности.  

Типология проектов (Е.С. Полат).

  • По предметно-содержательной области:

Монопроекты – реализуются в рамках одной области знаний или одной учебной дисциплины;

Межпредметные проекты – выполняются во внеурочное время под руководством нескольких специалистов  в различных областях знаний.

  • По характеру контактов:

Внутригрупповые;

Внутри организации;

Региональные;

Международные.

  • По характеру координации:

С открытой, явной координацией – координатор проекта участвует в нём в собственно своей функции, направляет работу других участников;

Со скрытой координацией – координатор является полноправным участником проекта.

  • По доминирующей деятельности обучающихся:

Практико-ориентированный проект – нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Ценность проекта – реальность использования продукта на практике;

Исследовательский проект – по структуре – научное исследование, он требует наличие чётко продуманных экспериментов и опытов, а также методов обработки информации;

Информационный проект – направлен на сбор сведений о каком-либо объекте или явлении, их проверку, анализ и обобщение с целью представления полученной достоверной информации широкой аудитории;

Творческий проект – предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов;

Приключенческие, игровые, ролевые – участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. степень творчества здесь высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая, приключенческая.

  • По количеству участников:

Личностные – один участник/между двумя партнёрами;

Парные – между парами участников;

Групповые – между группами участников.

  • По продолжительности проекта:

Мини-проекты – одно занятие или его часть;

Краткосрочные проекты – 4-6 занятий;

Среднесрочные проекты – 30-40 часов;

Долгосрочные проекты – в течение года.

  • По количеству участников:

Индивидуальные – единственный автор, который несёт всю полноту нагрузки и ответственность за свою работу;

Групповые – выполняется группой участников. Группы могут быть различными, как по количеству участников, так и по возрасту:

  • Группа ровесников;
  • Разновозрастная группа;
  • Детско-взрослая группа (дети и родители, дети и педагог, дети и другие взрослые).
  • По виду конечного продукта:

Материальные – модели, макеты, картины, скульптуры, книги,, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п.;

Действенные – поход, экскурсия, спектакль, соревнование, праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.;

Письменные – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.

Рейтинговая система оценивания

Подсчёт числа побед в конкурсах (рейтинговая система оценивания) - метод упорядочивания обучающихся по занятым местам в зависимости от измеряемых достижений, т.е. рейтинг обучающего составляет сумма баллов, набранная за участие и количество побед в конкурсной деятельности разного уровня.

Зачёт по теме

Зачёт по теме – метод диагностирования ряда универсальных учебных действий обучающихся по одной теме, по конкретному разделу и т.п.

Типология зачётов.

  • По степени сложности:

Простые  – обучающийся сдаёт зачёт по одной текущей теме;

Сложные  - обучающийся сдаёт зачёт по нескольким темам сразу в том случае, если по предыдущим темам имеются задолженности.

  • По числу участников:

Односторонние – обучающийся сдаёт зачёт педагогу;

Двусторонние – обучающиеся сдают зачёт успевающим;

Многосторонние – обучающиеся сдают зачёт успевающим и педагогу.

Методика проведения зачетов

На зачете проверяются знания обучающихся. При отборе материала для опроса на зачете, следует, прежде всего, исходить, из оценки значимости данного программного вопроса в общей системе учебного предмета. На зачет необходимо выносить следующее:

  • материал, составляющий основную теоретическую часть данного зачетного раздела, на основе которого формируются ведущие понятия курса;
  • фактический материал, составляющий основу предмета;
  • решение типовых задач и примеров, выполнение заданий, позволяющих судить об уровне умения применять знания;
  • задания и вопросы, требующие от обучающихся навыков самостоятельной работы, умений работать с книгой, таблицами и т. д.

Принимая зачеты, педагог получает информацию не только о качестве знаний отдельных обучающихся, но и о том, как усвоен материал группы в целом. Важно выяснить, какие вопросы усвоены детьми, над, чем следует дополнительно поработать.

В практике сложились следующие основные виды приёма зачета:

а) письменный зачет - задачи и примеры должны охватывать основные, ведущие понятия данного зачетного раздела. По возможности задания должны быть комбинированного характера, чтобы в ходе их решения можно было выявить знания системы понятий, изучаемых в данной теме. Письменные работы должны выполняться самостоятельно (нужно иметь4-6 вариантов заданий). Задания должны быть рассчитаны на обучающихся со средним уровнем подготовки, и содержать задания продвинутого уровня. Могут входить вопросы теоретического характера;

б) устный зачет - целесообразно принимать, если основное содержание изученного материала составляют теория и факты;

в) комбинированный зачет - наиболее эффективен при изучении тем, которые содержат большой по объёму теоретический материал, усвоение знаний по теме связано при этом одновременно с решением задач;

Типы комбинированного зачета:

1) устно-письменный зачет;

2) устно-практический зачет.

г) домашняя зачетная работа - обучающиеся выполняют по ходу изучения в группе материала зачетного раздела. Домашняя зачетная работа включает больший по объему материал. Проведение зачетной работы преследует цель не только проверить, но и углубить знания ребёнка (исследование функции).

Годовой итоговый экзамен

Годовой итоговый экзамен – диагностирование результатов обучения детей. Годовой итоговый экзамен может проходить после 1 года обучения или после целостного освоения 2-3 годичной образовательной программы. Это могут быть творческие или тематические выставки работ, презентация итоговой работы, которая выполнялась в течение обучения, представление портфолио и т.д.

ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ И ОЦЕНИВАНИЯ                      РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ТЕСТИРОВАНИЕ

Обрабатывает по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала:

        где Ку – коэффициент усвоения учебного материала;

N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании;

К – общее количество правильных ответов в тесте.

Оценивание результатов:

Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным.

Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по трёхбалльной системе:

Ку

0 – 0,24

0,25 – 0,49

0,5 – 0,79

0,8 - 1

Балл

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обрабатывается по определённым критериям.

Примерные критерии оценивания:

  1. полнота освоения теоретического материала по определенной теме;
  2. соотнесение теоретического материала с историческими фактами;
  3. наличие и обоснование собственной точки зрения по определенной теме;
  4. освоение технологии создания продукта деятельности;
  5. владение специальной терминологией;
  6. владение специальным оборудованием и оснащением;
  7. оптимальность используемых материалов;
  8. творческий подход к выполнению работы;
  9. эстетика оформления;
  10. умение осуществлять учебно-исследовательскую работу;
  11. понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, схем;
  12. осуществление контроля и внесение необходимых дополнений, исправлений в свою работу, если она расходится с образцом;
  13. в сотрудничестве с педагогом определение последовательности изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;
  14. умение сравнивать предметы и объекты, группировать и классифицировать их на основе существенных признаков, по заданным критериям;
  15.  умение выступать перед аудиторией;
  16. умение вступать в  диалог,  вести полемику, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  17. грамотность, выразительность, эмоциональность речи;
  18. соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
  19. сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности;
  20. умение подбирать и анализировать специальную литературу;
  21. умение пользоваться компьютерными источниками информации;
  22. умение организовывать свое рабочее (учебное) место;
  23. навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности;
  24. сотрудничество с товарищами при выполнении заданий в группе;
  25. другие.

ПОДСЧЁТ ЧИСЛА ПОБЕД В КОНКУРСАХ

(РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)

Уровень

1 место

2 место

3 место

Номинация

Участие

Локальный

5

4

3

2

1

Поселковый

6

5

4

3

1

Районный

7

6

5

4

1

Окружной

8

7

6

5

1

Всероссийский

9

8

7

6

1

Международный

10

9

8

7

1

Рейтинговая система оценивания конкурсной деятельности позволяет определить количественные и качественные результаты обучения по дополнительной образовательной программе.

Количественный показатель складывается из числа отправленных работ на конкурсы.

Качественный показатель отслеживается из числа побед, которые обучающийся одержал в том или ином конкурсе разного уровня.

Чем больше балл, тем выше результат обучения ребёнка.

Такая система диагностирования позволяет определить активность детей и качество выполнения конкурсных работ.

Список литературы

  1. tolkslovar.ru
  2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики/ А.С. Белкин. – М.: ACADEM, 2000. – 264 с.
  3. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности/ Е.В. Бережнова, Е.В. Краевский. – М.: Академия, 2008. – 204 с.
  4. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 1980. – 159 с.
  5. Комарова, Г.М. Контрольно-измерительные материалы на занятиях ИЗО/ Г.М. Комарова// Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - № 02. – С. 28 – 32.
  6. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении/ С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  7. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении/ П.И. Пидкасистый. - М.: Академия, 1980.
  8. Подласый, И.П.  Педагогика/ И.П. Подласый. - М.: Академия, 1996.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг результатов обучения по дополнительным образовательным программам в области хореографического искусства

        С целью оценки результатов образовательного процесса, анализа качества и эффективности освоения программы проводится мониторинг качества образования.  Применяет...

Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2021-2022 уч.год

Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2021-2022 учебный год....

Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2022-2023 уч.год

Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2022-2023 учебный год....