Проект
учебно-методический материал ( класс) на тему

"Метод проектов на занятиях в объединении" Иностранный язык"

мЕТОД - ЭТО ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, СОВОКУПНОСТЬ ПРИЕМОВ,

ОПЕРАЦИЙ ОВЛАДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТЬЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ;

ПУТЬ ПОЗНАНИЯ, СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.

ЗАЧЕМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ  ИНОСТРАННОГО  ЯЗЫКА?

Метод проектов позволяет решить дидактическую задачу и, соответственно, превратить занятия ИЯ в дмскуссионый исследовательский клуб,

который решает практически значимые и доступные обучающихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на

основе межкультурного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.72 КБ
Файл ot_igry_k_poznaniyu_i_tvorchestu.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ИРАФСКОГО РАЙОНА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МЕТОД ПРОЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ   ОБЪЕДИНЕНИЯ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

                                                                                             

                                                                                             ТЕКОЕВА Ира Исаевна

                                                                                                  Педагог Дома  детского                                                творчества Ирафского района                      

                                                                                         

Каждое творческое объединение дополнительного образования имеет свою специфику и, соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения.

Метод проектов в последнее время приобретает все большее сторонников.

Метод – как вы знаете, это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания;  путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, или оформленным тем иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Зачем нужен метод проектов в преподавании ИЯ и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Я обучаю детей способам речевой деятельности, поэтому могу сказать о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения ИЯ.

Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного. вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему я обратилась методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Метод проектов позволяет решить эту дидактическую задачу и, соответственно, превратить занятия ИЯ в дискуссионный исследовательский клуб, который решает практически значимые и доступные обучающихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. Перечислю основные требования к использованию метода проектов:

1)Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (например, исследование истории возникновение различных праздников в англоговорящих странах; организация путешествий в разные страны и т. п.);

2) Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад, выступление, выпуск газеты, программа туристического маршрута и т.п.);

3) Самостоятельная,  индивидуальная, парная, групповая  деятельность обучающихся на занятиях  или в свободное от занятий время.

4)структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5) использование исследовательских методов. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

 Рассмотрим каждый из них.

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, репортажа, альбома и т.д.

Ролево-игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые  ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь  к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные проекты

. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой  аудитории. Структура такого проекта может быть  обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы обработки информации; результат информационного поиска: презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отмечает четко  обозначенный  с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован  на организацию координационной работы в плане поэтапных обсуждений, а также организация систематической внешней оценки проекта. Разумеется, в реальной  практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая  хорошо подготовлена. Поэтому, если вы решили использовать при изучении какого-то раздела метод проектов, то вы должны все тщательно продумать, разработать, просчитать. Надо подумать, какую помощь можно оказать детям, не  предлагая  готовых решений. Работа над проектами,  как правило, начинается на занятии под вашим руководством, продолжается дома, а презентация проектов осуществляется на занятиях. Вместе с детьми четко все этапы работы над проектом: подготовка, защита, оценка. Рекомендуется организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить обучающиеся других объединений, педагоги, родители. Очень важно организовать работу над проектами, создав максимально благоприятные условия для раскрытия  и проявления творческого потенциала детей. На защиту проекта можно пригласить других педагогов, которые могут выступить как эксперты.



Предварительный просмотр:

        

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Ирафского района РСО-Алания

Методическая разработка

«ОТ ИГРЫ К ПОЗНИНИЮ И ТВОРЧЕСТВУ»

 

ТЕКОЕВА ИРА ИСАЕВНА методист

Дома детского творчества

 Ирафского района.

               Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания. Во – первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации получаемой школьниками в ходе обучения и стимулируют важный процесс- перехода от любопытства к любознательности; во- вторых; являются прекрасным средством развития интеллектуальных, творческих способностей; в-третьих, снижает психические и физические нагрузки. В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра- не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая для школьника. В- четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создаются зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового.

        Но роль и место непосредственно процесса познания различны в разных играх. В интеллектуальных играх на первое место выходят логические операции, дедукции, индукции, сравнивания пространственного воображения и т.п.

В процессе познавательных игр у ребят тренируется сообразительность, быстрота реакции, память, умение обобщать и выделять существенные признаки, внимание, особенно произвольное, и многое другое. Но они одновременно могут нести и новую познавательную информацию. Подростки любят игры связанные с тренировкой сообразительности, смекалки, скорости реакции, наблюдательности. К таким играм относятся головоломки всех видов, многие настольные игры, забавы, некоторые фокусы, занимательные задачи, загадки (причем не только отгадывание, но и, что значительно сложнее и интереснее для старшеклассников, придумывание загадок). В подобных играх каждый имеет возможность проверить свои знания, способности, потренировать память, наблюдательность, внимание, приобрести навыки логического мышления, построения рассуждений.

Эти игры можно проводить со школьниками старшего возраста, помня о следующих правилах.

        Во  - первых, игра должна соответствовать имеющимся у школьников знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких наличных знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип  от  простого   к сложному. Только в том случае игра будет носить развивающий характер, у школьника появится «умственный аппетит».

        Во - вторых, интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления.

        Широкое распространение получили познавательные игры, в которых основной момент – соревнование, чаще всего – командное. Эти игры формируют потребность и расширение кругозора, развивают творческое мышление. К  познавательным играм относятся,  например: «Турнир эрудитов», «Слет мечтателей»,  интеллектуальные игры « Что? Где?  Когда?  » и « Брэйн-ринг »,  

Клуб веселых и находчивых, викторины, конкурсы  сказочников,  импровизаторов,  киносценаристов, актеров, фантастических проектов и т. д. Эти игры эмоциональны, интересны по своей сути учат слушать других, умению корректно высказывать свои суждения, переживать за других членов команды. Они требуют предварительной подготовки, как взрослых, так и детей, которые сначала по необходимости, а потом и по собственному побуждению обращаются к популярной литературе. При проведении их необходимо строго учитывать имеющийся объем знаний, а также возраст детей.

        А вот как можно провести для подростков игру «Защита фантастического проекта». Темы фантастических проектов могут быть практически любые: «Школа будущего», «Институт новых открытий», «Человек из будущего», «Межгалактические общения», «Когда мы начнем летать» и т.д.  Например, выбрана тема «Школа XXII века». Класс разбивается на группы. Чтобы группы были образованны по справедливости, мы проводим разбивку по жребию. После этого каждая группа выдвигает командира, который выбирает конверт с заданием. По числу групп их четыре: « Чему учат в школе?», «Как учат в школе?», «Архитектура и дизайн школы», «Школьная мода». Задание дается за день до проведения игры. Как правило, ребятам бывает, необходима помощь  взрослых, которых можно прикрепить к каждой группе.

        По условию на защиту представляется доклад  (не более 10-15 мин.). Доклад может носить форму театрализации, рассказа, диалога и т.д. Можно также использовать наглядные материалы: схемы, чертежи, рисунки, снимки, слайды, «живые экспонаты»,  макеты ит.д.  На выступление каждой группе дается 20-25 мин. «Компетентное жюри»  заслушивает все группы и задает вопросы по защите проекта.  После выступления все группы соответственно награждаются дипломами: «За самый фантастический проект», «за самое серьёзное экономическое обоснование проекта», « за самое смелое решение», «за самое остроумное решение» и т.п.

        Особенный интерес для подростков представляет игра «Аукцион знаний». Эта одна из немногих игр, которая обладает блестящей возможностью продемонстрировать школьникам важность умения переносить знания из одной области в другие. Развивается мышление, анализ, дается более широкое представление об определенных предметах. В этой игре могут принимать участие школьники разных возрастов. Дети, в обстановке большого эмоционального подъема, ярко выраженного коллективного соревнования, должны показать соперникам как можно больше сведений о предмете или явлений из  разных областей науки, техники, искусства.

        К познавательным  играм так же можно отнести игры, направленные в основном на процесс социализации. «Кто я есть?», «Мое место в мире?», «Кто вокруг меня?», «Каким я кажусь другим людям?» и т.д. интерес подростков и старшеклассников к таким  играм объясняется возникающим чувством взрослости, интересом к морально- нравственным проблемам, потребностью определить свое место в обществе взрослых.

        Опыт показывает, что познавательные игры наиболее благоприятная сфера сотрудничества взрослых и детей, способствующая созданию атмосферы состязания, творческого интеллектуального напряжения, взаимопомощи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Проект? Проект… Проект!

Литературный проект как средство проверки усвоения изученного по литературе материала....

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцветы»

Учебный интегрированный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4, 6 классов в рамках общешкольного проекта по экологии проекта «Сохраним красоту Земли весенней - первоцв...