презентация "Дети ЗПР"
презентация к уроку ( класс) на тему

Ермакова Ольга Николаевна

 

 

 

       Задержка психического развития - это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация "Дети ЗПР"1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети с ЗПР

Слайд 2

Задержка психического развития - это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.

Слайд 3

1947 – первая фундаментальная публикация о детях с ЗПР А.Штрауса и Л.Летинен «Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга», где описываются особенности таких детей. 1968 – Национальным комитетом советников по детям с недостатками развития было дано следующее определение ЗПР: « это расстройство одного или более основных психических процессов, участвующих в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчеты».

Слайд 4

тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.

Слайд 5

ЗПР конституционального происхождения (психофизический инфантилизм) ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-органического происхождения

Слайд 6

Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и лицо сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу.

Слайд 7

Связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Слайд 8

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблаго­приятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявля­ется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

Слайд 9

Органический инфантилизм — это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет. ЗПР церебрально-органического происхождения

Слайд 10

Помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Слайд 11

Комплексное исследование, наблюдение за динамикой развития, прогноз Развитие познавательной активности Обеспечение полноценного психического развития Целенаправленное формирование учебной деятельности Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы Преодоление недостатков в речевом развитии Формирование коммуникативной деятельности

Слайд 12

Психолого-педагогические: Метод коррекции аналитико-синтетической деятельности Метод коррекции концентрации внимания Метод коррекции восприятия Метод коррекции нарушений характера Психотерапевтические: Метод игнорирования Метод фиктивной (мнимой) коррекции Метод «заставания врасплох»

Слайд 13

Надо представить и описать ситуацию с измененными привычными характеристиками временных связей (следование, предшествование, совпадение), например, надо представить и описать ситуацию молнии без грома. Надо представить и описать ситуацию с заменой привычного временного порядка на прямо противоположный, например, поменять местами причину и следствие. Резко сократить интервалы времени между некоторыми событиями, например, человек – однодневка (вся жизнь человека равна одному дню) Перемещение вдоль временной оси существования некоторого предмета или его свойств, например, телевизор в прошлом, настоящем, будущем. Совмещение в одном объеме тех, которые пространственно разведены, и описание предмета с этими новыми свойствами, например, травинки и авторучки. Прием разведения обычно связанных в пространстве объектов, например, надо представить рыбу без воды. Изменение привычной логики действий, например, не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма. Многократно усиливается свойство объекта, например, свойство автобуса перевозить людей многократно усиливается – перевозить очень много людей.

Слайд 14

Метод коррекции концентрации внимания. В методику включаются специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности. Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребёнка. Метод коррекции восприятия. “ Нарисуй, чтобы я догадался, где, например, мишка, а где обезьянка”- это тип задания, где ребёнок должен по инструкции взрослого воспроизвести графически образец, заданный в слове. Нарисуй на отдельном листе деталь предмета, например, одну лапу или один нос. Изображение фантастических персонажей, например, жар-птицу в волшебном саду. Рисовать точки в разных комбинациях. Рисовать для ребёнка точками контур рисунка и просить его обводить. Рисование дорожек – взрослый рисует сложную линию дороги – ребёнок проводит параллельную ей. Рисование прямых линий без отрыва карандаша. Лепка различных форм из пластилина. Построение в игре планов – квартиры, улицы, города и др. Обсуждение с ребёнком его предстоящих действий, планирование их словами и движениями. Рисование с натуры. Метод коррекции нарушений характера При использовании данного метода важным является соблюдение следующих условий: Урегулировать питание, сон, пребывание на свежем воздухе, затрату мышечной энергии, а также и отдых. Крайне целесообразно физическое воспитание (естественные движения, игры, экскурсии, спорт).

Слайд 15

Метод игнорирования Применим во всех тех случаях, в которых ребёнок до тех пор был предметом чрезмерного внимания. В подобных случаях заранее говорят ребёнку, что не признают у него никаких особенностей, что все это его воображение и притворство. Лучше и вернее, не говоря об этом воспитаннику, не обращать внимания на его заявления, что он не такой, как другие дети. Метод фиктивной, мнимой коррекции Особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируются (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребёнка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода) (эффект Плацебо), то он будет совершенно здоров. Метод “заставания врасплох”, или метод “ошеломления ” Состоит в том, что на ребёнка воздействуют путем энергичных требований и запретов, например, : “Подними руку. Ходи. Стой. Не говори шепотом, говори громко” и т.п. Вследствие этого у ребёнка остается меньше времени, чтобы заострять внимание на своем состоянии, и он приучается адекватно реагировать на просьбы и указания.

Слайд 16

1-я ступень - начальное общее образование (3 – 5 лет) 2-я ступень – основное общее образование (5 лет)

Слайд 17

Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке работы. Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка. В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов (до или после уроков) по утвержденному графику. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15-20 минут. В старших классах для индивидуальных и групповых коррекционных занятий отводится в настоящее время 1 час в неделю. Главное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам, пропедевтике изучения наиболее сложных разделов учебной программы.