конспект занятия "Морские свинки"
план-конспект занятия ( класс) на тему

зуева анна викторовна

занятие "Морские свинки" входит в состав раздела "Oбитатели живого уголка" программы "Юный натуралист. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Морские свинки

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Тип занятия: Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели: познакомить детей с морскими свинками, показать их особенности; учить выделять существенные признаки природных объектов. Продолжить обучение практическому исследованию объектов природы.

Задачи:

Образовательные.  Расширение познавательной сферы детей через знакомство с морскими свинками: узнать особенности строения тела, повадки, обитание в природе, происхождение названия, история одомашнивания и использования  человеком. Выполнение практической работы по описанию внешнего вида животного.

Воспитательные. Воспитание уважительного и бережного отношения к  домашним животным; воспитание  чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей,  умения выслушивать  ответы товарищей.

Развивающие: 

  • Развитие логического мышления,  памяти через выполнение тестовых упражнений,
  •  Развитие  наблюдательности, внимания, умения отвечать на вопросы, делать простейшие выводы
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока.
  • Развитие речи через представление собственных достижений на уроке, представление результатов работы групп.
  • Развитие коммуникативных умений  воспитанников через организацию групповой, парной работы.

Методы организации работы: наблюдение, словесный , практическая работа, наглядный

Формы организации работы детей: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и технические средства обучения

Наглядные пособия и раздаточный материал:

  • слайд-презентация «Морские свинки»
  • карта обитания животных в природе (или карта мира)
  • листки с проверочным тестом (один на пару учащихся)
  • бумажные полоски с вопросами для практической работы (вложить их в упаковку из-под киндер-яиц)
  • 2 шляпы с надписями «шляпа вопросов» и «шляпа ответов»
  • клетка с морской свинкой,

Рабочие материалы для обучающихся: карандаш, линейка, листы бумаги

Материалы и оборудование, используемые педагогом: ПК, проектор.

Аннотация. Занятие «Морская свинка»- ознакомительное занятие в целом ряду  занятий тематического блока «обитатели живого уголка». Дети должны заинтересоваться дальнейшим изучением содержания этого животного, закрепить навыки наблюдения и описания животного. Эти навыки потребуются им и в дальнейших занятиях по изучению животного мира.

        

Ход занятия

  1. Организация начала урока.

Здравствуйте, мои юные натуралисты.  Очень рада вас видеть снова и хочу пожелать вам наблюдательности и хорошего настроя  на занятии.

  1. Актуализация знаний

Перед детьми стоит  клетка, накрытая темным материалом.

- Ребята, в этом клетке животное, которое любит темные, тихие норы. Послушайте его голос. (Дети слушают 3 варианта звуков, издаваемых морской свинки)  (Слайд 1)

- Кто это? (ответы детей).

-  Открывается клетка с морской свинкой (Слайд 2)

Сегодня мы поговорим о морской свинке.  Что мы знаем о ней? (ответы детей). (Слайд 3)

- Предлагаю пополнить ваши знания об этом животном. Проведём с вами практическую работу под  названием «Внешний вид морской свинки» .

3. Изучение нового знания

  1. Внешний вид морской свинки.

Перед вами шляпа вопросов, в шляпе волшебные яйца, а в яйцах записки с вопросами о внешнем виде морской свинке.  Давайте найдем ответы на эти вопросы. Каким способом можно это сделать .(Ответы детей). Учитель подводит детей к выводу: чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно понаблюдать

Практическая работа. Дети делятся на группы по 3-4 человека, достают яйцо с вопросом, читают и в течении  5-7 минут формулируют ответ в виде мини рассказа. Каждая группа описывает один или несколько  признаков животного.

Свинка по очереди передается от группы к группе детей.

Вопросы-задания:

1- Чем покрыто тело свинки? Какого цвета шерсть? Какая шерсть на ощупь?

2- Какого цвета, размера, формы глаза, усы и уши?

3- Туловище и шея. Какой они формы и размера? (измеряется длина и высота тела)  

4- Лапы. Какие они, сколько когтей?

- Послушайте, какой мини рассказ о морской свинке вы составили. Учитель озвучивает записки из шляпы ответов.

(Учитель задает вопрос на внимательность).

-  Мы совсем позабыли про хвост. А какой у морской свинки хвост? ( Хвоста  нет).

  1. Обитание в природе и история одомашнивания.

- Ребята, а где водятся морские свинки? Попробуйте самостоятельно ответить на этот вопрос. ( Дети находят висящую в классе карту и определяют по ней место обитания  морских свинок - Южную Америку).

- Вы славно поработали, теперь можно отдохнуть и посмотреть презентацию о морской свинке. (Учитель сопровождает презентацию рассказом)

лайд 4)Дикие свинки обитают в разнообразных средах - от болотистых низин   до скалистых, сухих плоскогорий. Дикие свинки отличаются от одомашненных более легким строением тела и большей подвижностью. Обычно вес взрослой свинки приблизительно 1 кг, длина около 25 см. (Сравните с длиной нашей свинки).   Окраска шерсти дикого животного отличается от домашних и имеет черно-коричневый цвет,  живот  у диких морских свинок окрашен от желто-рыжего до белого цвета. (Учитель предлагает  детям объяснить природный окрас свинки). Такой окрас хорошо скрывает животных от хищников.

 Эти зверьки живут в норах, некоторые  строят наземные укрытия из растений, третьи же используют естественные убежища, например, скальные расщелины. В семье от 5 до 15 животных, во главе  группы - один взрослый самец.  Каждая стайка занимает определенную территорию, на которую вход посторонним группам запрещен. Питаются травой и зеленью. Пищу принимают главным образом в утренние и ночные часы. Передвигаются проворно и быстро, наибольшую активность проявляют утром и в сумерки.   Свинки пасутся стадами и подают друг другу сигналы с помощью свиста. Если возникает опасность, они скрываются в укрытиях.

лайд 5)Впервые морские свинки были одомашнены индейцами племени инков, которые не только приручали их как симатичных домашних зверьков, но и использовали в пищу и для жертвоприношений. Бедные  индейцы жертвовали морских свинок, богатые — лам. Держали свинок  дома, а еще чаще в небольших загончиках и кормили остатками со стола. Об этом свидетельствуют рисунки на вазах и найденные мумии морских свинок. Уже тогда  свинки имели разнообразный окрас. Только морских свинок черного цвета не встречалось среди обнаруженных мумий животных. Черный считался цветом злых духов или цветом зла, и поэтому черные морские свинки уничтожались сразу же после рождения. Индейцы  верили, что морская свинка перетягивает на себя болезнь.  

Домашние морские свинки и по сей день привлекают индейцев  Южной Америки.  В Перу для этого держат 67 миллионов морских свинок, которые в год дают около 17 000 тонн мяса. Мясо морских свинок по сей день остается источником ценного белка для бедных индейцев Анд, жители же побережья считают его деликатесом.

(слайд 6) В наше время в Южной Америке проводятся карнавалы морских свинок. Животных наряжают в карнавальные костюмы и показывают на улицах.

В Европу морские свинки попали на кораблях испанских мореплавателей в XVI веке еще 4 века назад из Перу.  Сначала они были редкостью и дорого стоили. В Англии заморская свинка стоила одну гинею, а тогда это были большие деньги.  Постепенно свинки распространились по всей Европе.

(слайд 7) Физминутка.

  • Вот мы руки развели,
  •  Словно удивились.
  •  И друг другу до земли
  •  В пояс поклонились!
  •  Наклонились, выпрямились,
  •  Наклонились, выпрямились.
  •  Ниже, ниже, не ленись,
  •  Поклонись и улыбнусь

  1. Происхождение названия

- Вот какая богатая история у морских свинок. А еще случаются с этими животными разные невеселые истории. Известны факты, когда, купив зверька, новые хозяева запускали несчастного животного в аквариум или  бочку с водой «поплавать» - свинка-то морская. Один «любитель животных» позвонил  продавцу морской свинки  и пожаловался, что его подопечная сначала плавала, а потом почему-то перестала и пошла ко дну.

- Как вы думаете, почему происходят такие случаи, и за что морские свинки получили своё название. (ответы детей)

(слайд 8)-  Оказывается, раньше свинки назывались "заморскими" (привезенными из-за моря), но со времени название  превратилось из «заморские» в «морские». Получается,   морская свинка носит свое название не совсем заслуженно, поскольку к морям, водоемам да и вообще к свиньям не имеет никакого отношения.

(слайд 9) Почему «свинки» спросите вы. Возможно, впервые повстречавшим их европейцам эти трусившие на коротких ножках животные показались похожими на свинок или на молочных поросят.и за это животных прозвали свинками. По другой версии,название свое животное получило за издаваемые звуки.  Послушайте голос морской свинки сравните со звуком, издаваемым обычной свиньёй. Как вам кажется , голоса похожи?  Возможно, за сходство голосов  ее   назвали свинкой.

 К нам название «морская свинка»  пришло из Германии, во всех же других странах эта зверюшка  известна под названием "индийской свинки". В то время Америку называли Индией, вот почему зверек и получил имя  индийская свинка, хотя к Индии он тоже никакого отношения не имеет.

  1. Закрепление новой темы.

- Много нового вы узнали о морской свинке. А все ли запомнили?

Ответьте на вопросы теста и сложите слово из букв – шифра. И тогда вы узнаете научное название морской свинки.

Тест «Морская свинка»

  1. Отчего м.с. называется морской ?
  • Живёт у моря, (Р),
  • От слова «заморская» (К),
  • Очень любит плавать в воде (С).
  1. Где в природе устраивают жилища м.с.?
  • В подземных норах и расщелинах скал  (А),
  • На ветвях деревьев (О),
  • В подводных пещерах (И).
  1. На каком континенте живут м.с. в природе?
  • Африка (Л),
  • Австралия (Д),
  • Южная Америка (В).
  1. Сколько пальцев на всех лапах м.с.?
  • 20 (Я),
  • 16 (Е),
  • 14 (И).
  1. Где лучше поставить клетку с м.с. в квартире?
  • Поближе к свету и солнцу, так как м.с. живут в теплых странах (О),
  • В тихом, спокойном месте, так как м.с. очень пугливы (Я),
  • На  открытом балконе, так как м.с. любят свежий воздух (Ю).

- Итак, научное название  нашей морской свинки  кавия. (слайд 10)

  1. Подведение итогов. (слайд 11)

- Последнее ваше задание на сегодня- поделиться впечатлениями и закончить  одно из предложений:

  • Меня сегодня удивило…
  • Я узнал..
  • Было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я работал на уроке…

Ребята! Мне очень приятно было с вами работать. Не забывайте, что в живом уголке обитают не только морские свинки, но другие животные.  Их тоже будет интересно изучить. Жду вас на своих занятиях. 

Список используемой литературы

  1. Атлас животных-М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. 2000
  2. Бергхов П. Хомяки и морские свинки .-К.: ГИППВ 1998. 160 с.
  1. Котенкова Е.В. Морская свинка. – М.:Издательство «Компания Дельта М»,2001. -32 с.
  1. Нидхем К., Янг К. Загадочный мир животных-М-«РОСМЭН».2002
  2. Самусенко Э.Г. Друзья нашего дома. – Минск: «Полымя», 1992. – 270 с.
  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: «Издательство АСТ», 1992, 543 с.

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организация начала урока

Создаёт  благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

Готовятся к занятию и отвечают на вопрос.

2.Актуализация знаний «Проверим себя»

Учитель выступает в роли консультанта и координатора действий

Обсуждение, постановка задач на урок

3. Изучение нового материала.

 Работа в группах. Практическая работа.

Учитель выступает в роли консультанта и координатора действий. Подводит итог наблюдения

Наблюдают, формулируют, кратко записывают.

4. Изучение нового материала.

Выступает в роли рассказчика.

 Комментируют, задают вопросы по презентации.

5.Закрепление материала.

Учитель выступает в роли координатора действий

Работают в парах самостоятельно.

6. Итог урока

Учитель подводит итоги урока занятия.

 Делятся впечатлениями от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока или занятия по теме морская свинка ,уход и содржание

Материал содержит информацию о морских свинках как обитателях живого уголка и питомцах....

Исследовательская работа "Пастереллёз морских свинок"

ВЕДЕНИЕ          Ветеринария представляет собой комплекс наук, изучающих строение животного организма, нормальные и патологические процессы, протекаю...

Методическая разработка занятия "Аппликация из ткани "Свинка Пеппа".

Все младшие школьники любят мультфильм "Свинка Пеппа". Я решила использовать их интерес к веселым героям мультфильма для пропаганды семейных ценностей и обучения/закрепления умения работать в сме...

Мастер-класс Лопатка Свинка

Мастер-класс Лопатка Свинка...

Мастер-класс "Свинка- символ года"

мастер- класс для обучающихся...

Сценарий новогодней игровой программы "Свинка Пепа и ее друзья".

Цели и задачи: -вызвать положительные эмоции у детей;- воспитывать взаимопомощь, уважительные отношения друг к другу....