Методические рекомендации по воспитанию ребёнка
статья ( класс) на тему

Егорова Екатерина Геннадьевна

В данной статье представлен обзорный материал о воспитании и развитии коммуникативных качеств ребёнка на основе методики японского автора М.Ибука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные рекомендации по развитию коммуникативных способностей детей из книги «После трех уже поздно» М. Ибука

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей — это почти неосознанное усилие.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке — и

все это на высоком профессиональном уровне, — нужно, чтобы их любили, уважали и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде,

чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялось и развивалось. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

С древних времен считается, что выдающийся талант — это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Талант развивается максимально благодаря тому, что детям с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если ребенок воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем.

Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на ребенка оказывают образование и окружающая среда.

Каждый ребенок может учиться хорошо — все зависит от метода обучения.

Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

Ребенка учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Для ребенка, у которого нет четких, устоявшихся представлений о том, что «трудно» или «легко» — английский или японский языки, музыка Ба-

ха или детские песенки, однозвучная, однообразная музыка или гармония звуков, — все должно начинаться одновременно, для него одинаково ново все.

Ребенок всегда честен. Какой-нибудь предмет или занятие полностью поглощают его внимание, если это ему интересно.

Если взрослому сознательно приходится запоминать место, число и картинку, то ребенок обладает замечательной образной памятью.

Если, например, начать учить их разговорным иностранным языкам почти одновременно, то можно соединить методику обучения воедино, взяв в качестве образцов  игру на пианино, радиопередачи, чтение нот и добиться хороших результатов. Например,  дети учились играть на пианино, а на нотах, по которым они играли, были объяснения на итальянском, а перевод — на английском, немецком и французском. Если они не понимали объяснений, они не знали, как играть. Это была одна из причин, почему можно начинать учить их языкам. Часто спрашивают, не путаются ли дети, изучая пять языков одновременно. Думаю, что нет: они же употребляли их правильно. Заниматься  иностранными языками можно и по радио.  Эти радиопередачи ведут очень приветливые дикторы. Упражнения на произношение повторяются методично и долго. И когда дети начинают сами говорить, они произносят «все правильно» (Раннее развитие, май 1970).

Итак, можно предположить, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и пере-

стает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка. Но вскоре приходит время, ребенок обретает способность принимать самостоятельные решения, то есть развивается область мозга, которая способна использовать сформированный интеллектуальный аппарат.

Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Начинают развиваться и другие способности — он уже может хотеть что-то создавать, делать; они важны для развития интеллекта и формирования характера.

Вы читаете своим детям рассказы и сказки, даже если они еще мало что понимают в прочитанном. Ваш ребенок слушает их помногу раз и запоминает, и если вы читаете невнимательно, то он моментально замечает ошибки. Ребенок запоминает детские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании.

Затем ребенку становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам.

И хотя он не знает алфавита, он сопоставляет услышанную историю с картинками в книжке и «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которые он пока не может прочесть. Как раз в этот период ребенок начинает настойчиво спрашивать значение различных букв. И то, что он так настойчив, есть свидетельство его огромного интереса к познанию.

Его первое знакомство со вторым языком может начаться с прослушивания английских записей, а потом он начнет разговаривать по-английски с иностранцами, осваивая чужой язык одновременно со своим.

Каждый год родители из разных стран привозят своих детей в заграничные лагеря. Не нужно объяснять, что никто из них не знает ни слова на иностранном языке.

Первыми начинают говорить самые маленькие. Затем дети из младших и средних классов. Самые безнадежные — это их родители.

И если многие дети уже через месяц прекрасно говорят на чужом языке, то родителям необходимы годы, им приходится пользоваться услугами детей в качестве переводчиков.

Ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически, и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии.

Чтобы добиться этого, родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребенку, что ему интересно, потому что

именно родители ближе всех к нему. Так же, как важно выбрать правильное время для изучения иностранного языка, так существует и соответствующее время для каждого этапа раннего развития.

Когда родители пытаются заставить детей учиться чему-либо, то все подобные попытки кончаются слезами и истериками.

Дети начинают ненавидеть это. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного Я, которое не терпит никакого насилия.

Поэтому вначале важно привлечь и успокоить ребенка. И очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как учатся  другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю информацию, которую изучают его товарищи, и вот уже ему тоже хочется попробовать.

Учитель ждет, чтобы нетерпение, стимулирование и стремление к порядку ребенка достигло апогея и только тогда можно начать развивать его способности. Период подготовки у всех детей разный. Самый долгий — шесть месяцев.

Главный принцип — вызвать интерес, а это лучшее побуждение. Если у ребенка возникает интерес к изучению, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания педагога. Вызвать интерес ребенка к предмету обучения — это и есть лучший педагогический метод. Поэтому главная задача родителей, если они хотят обучить чему-

то ребенка, — пробудить интерес. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы

учить его писать, пробудите его интерес к процессу письма. Другими словами, задача родителей — подготовить ребенка к обучению. Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появи-

лось желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что при-чиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Успехи в раннем обучении языку в США стали возможны именно благодаря тому, что ребенка пытаются заинтересовать, а не заставить.

Большинство из нас отрицательно реагируют на слово учиться. Мы заранее настроены отрицательно, поскольку учеба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей.

А между тем учеба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы сделаем большие успехи. Так, сын одного монаха без труда выучил все сутры, которые каждое утро распевал его отец.

Например, вы постоянно укоряете ребенка за плохую игру на скрипке или за недостаточно беглое чтение. Ребенок начинает воспринимать весь процесс обучения как нечто доставляющее только страдания и, соответственно, как нечто плохое. Многие из нас с детства ненавидят музыку

или уроки английского языка только потому, что они ассоциируются с неприятными ощущениями.

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда плохо.

Способности вашего ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно вы будете пользоваться различными методами воспитания и развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Настоящее воспитание"

Данное методическое пособие было разработано мною Скутиной В.М. совместно с воспитателем Косиловой Н.В., в котором отражена рабочая, отчетная документация воспитателей в школе-интернате....

Методические рекомендации по воспитанию чувства ритма у обучающихся

Цель данных методических рекомендаций  - помочь разобраться в причинах отрицательных явлений у обучающихся , найти методы развития верного метро-ритмического чувства и в дальнейшем сознате...

Методические рекомендации в помощь педагогам-организаторам «Праздничный мир игры как основы социализации ребёнка»

Теория игры (методологическая основа). Социальная природа игры.Классификация игр.Игры детей дошкольного возраста..  Игры детей младшего школьного возраста. Организация сюжетно-ролевых игр в услов...

"Приёмный ребёнок в школе" (методические рекомендации для замещающих родителей и учителей)

Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих российских семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребёнок отправляется в школу. ...

Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка.

Уважаемые родители, никогда не поздно начать воспитывать ребёнка....

Консультация для родителей «Методические рекомендации по воспитанию ребенка без физического наказания»

Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей....