Программа по робототехнике
рабочая программа на тему

Харчев Владимир Алексеевич

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по робототехнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_robototehnike_shkola.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

педагогическим советом

Протокол №1 от 31.08. 2015 года

Утверждено

приказом №302-О

от 31.08.2015 года

Управление образования и молодежной политики

Администрации Лысковского муниципального района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3 г. Лысково Нижегородской области

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Робототехника»

Срок обучения: 1 год.

Возраст обучающихся: с 11 лет.

Автор: Харчев Владимир Алексеевич, учитель информатики

г. Лысково

2015г.


  1. Пояснительная записка

        Предмет робототехники - это создание и применение роботов, других средств робототехники и основанных на них технических систем и комплексов различного назначения.

        Возникнув на основе кибернетики и механики, робототехника, в свою очередь, породила новые направления развития и самих этих наук. В кибернетике это связано, прежде всего, с интеллектуальным направлением и бионикой как источником новых, заимствованных у живой природы идей, а в механике – с многостепенными механизмами типа манипуляторов.

        Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами.

        На занятиях робототехники осуществляется работа с образовательными конструкторами серии LEGO Mindstorms. Для создания программы, по которой будет действовать модель, используется специальный язык программирования RoboLab.

        Образовательная программа «Робототехника» - это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся научатся проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.

        В распоряжение детей будут предоставлены Лего-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций.

Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию ребят к получению знаний.

Направленность данной программы научно-техническая.         

Актуальность развития этой темы заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нано технологии, электроника, механика и программирование. Т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники.

В педагогической целесообразности этой темы не приходится сомневаться, т.к. дети научатся объединять реальный мир с виртуальным. В процессе конструирования и программирования, кроме этого, дети   получат дополнительные знания в области физики, механики, электроники и информатики.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 11 лет. В коллектив могут  быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью. Количество обучающихся в объединении – 15 человек (1 группа).

Для реализации программы «Робототехника» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

1. Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств, программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов, отладки программ, проверки совместной работоспособности программного продукта и модулей конструкторов LEGO.

2. Наборы конструкторов:

- LEGO Mindstorm EV3 – 3 шт.;

- программный продукт – по количеству компьютеров в классе;

- поле для проведения соревнования роботов;

- зарядное устройство для конструктора – 3 шт.;

- ящик для хранения конструкторов.

Сроки реализации программы 1 год.

Режим работы, в неделю 1 занятие по 45 минут. Часовая нагрузка 36 часов.

Цель: развитие творческих способностей и формирование раннего профессионального самоопределения подростков и юношества в процессе конструирования и проектирования.  

Задачи:

Обучающие:

- дать первоначальные знания по устройству робототехнических устройств;

- научить основным приемам сборки и программирования робототехнических средств;

- сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования;

- ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.

Воспитывающие:

- формировать творческое отношение по выполняемой работе;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие:

- развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном.

Прогнозируемый результат:

По окончанию курса обучения ребята должны

ЗНАТЬ:

- теоретические основы создания робототехнических устройств;

- элементную базу, при  помощи которой собирается устройство;

- порядок взаимодействия механических узлов робота с электронными и оптическими устройствами;

- порядок создания алгоритма программы действия робототехнических средств;

- правила техники безопасности при работе с инструментом и электрическими приборами.

УМЕТЬ:

- проводить сборку робототехнических средств с применением LEGO конструкторов;

- создавать программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов.

Ожидаемые результаты программы дополнительного образования и способы определения их результативности заключаются в следующем:

- результаты работ учеников будут зафиксированы на фото и видео в момент демонстрации созданных ими роботов из имеющихся в наличии учебных конструкторов по робототехнике;

- несколько моделей роботов примут участие в показательных выступлениях на Творческом отчете.

Основные направления содержания деятельности

Теоретические занятия по изучению робототехники строятся следующим образом:

- заполняется журнал присутствующих на занятиях обучающихся;

- объявляется тема занятий;

- раздаются материалы для самостоятельной работы и повторения;

- теоретический материал педагог дает обучающимся, помимо вербального, классического метода преподавания,  при помощи различных современных технологий в образовании (аудио, видео лекции, экранные видео лекции, презентации, интернет, электронные учебники);

- проверка полученных знаний осуществляется при помощи тестирования обучающихся.

Практические занятия проводятся следующим образом:

- педагог показывает конечный результат занятия, т.е. заранее готовит (собирает робота или его часть) практическую работу;

- далее педагог показывает, используя различные варианты, последовательность сборки узлов робота;

- педагог отдает обучающимся, ранее подготовленные самостоятельно мультимедийные материалы по изучаемой теме, либо показывает где они размещены на его сайте посвященном именно этой теме;

- далее ребята самостоятельно в группах проводят сборку узлов робота;

- практические занятия начинаются с правил техники безопасности при работе с различным инструментом и с электричеством и разбора допущенных ошибок во время занятия в обязательном порядке.

Механизм отслеживания результатов

Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- соревнования;

- учебно-исследовательские конференции (например, научно практическая конференция городских учебно-исследовательских работ)

- отчеты обучающихся со своими работами по телевидению;

- отчеты о проделанной работе в местной прессе;

- подготовка рекламных буклетов о проделанной работе;

- отзывы преподавателя и родителей на сайте образовательного учреждения дополнительного образования.


  1. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

1

1

2

Конструирование

13

3

10

3

14

5,5

8,5

4

8

1

7

Всего

36

10,5

25,5

  1. Содержание разделов программы

Введение (1 ч.)

Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами.

Конструирование (13 ч.)

Правила работы с конструктором Lego.

Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора.

Сбор непрограммируемых моделей. Знакомство с RCX. Кнопки управления. Инфракрасный передатчик. Передача программы. Запуск программы. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели. Знакомство с датчиками.

14

 и др..

8

Поурочное планирование

Тема

Часы

теория

практика

  1. Введение

1

Правила поведения и техника безопасности при работе с конструкторами

1

  1. Конструирование

2

Правила работы с конструктором LEGO. Основные детали. Спецификация

0,5

0,5

3

Знакомство с контроллером. Кнопки управления

0,5

0,5

4-6

Сборка непрограммируемых моделей

3

7

Знакомство с датчиками. Передача и запуск программы

0,5

0,5

8

Составление простейшей программы по шаблону. Передача и запуск программы

0,5

0,5

9

Параметры мотора. Изучение влияния параметров на работу модели

0,5

0,5

10

Знакомство с датчиками. Датчик касания, датчик освещенности

0,5

0,5

11

Сборка робота «Пятиминутка»

1

12-13

Разработка и сборка собственных моделей

2

14

Демонстрация моделей

1

  1. Программирование

15

Визуальные языки программирования. Разделы программы, уровни сложности

1

16

Передача и запуск программы

0,5

0,5

17

Команды Lab View. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме

1

18

Знакомство с основными командами

0,5

0,5

19

Составление программы по шаблону

1

20

Сборка модели с использованием мотора

1

21

Составление программы, передача, демонстрация

1

22-23

Линейная и циклическая программа

1

1

24

Составление программы с использованием параметров, зацикливание программы. Знакомство с датчиками. Условие, условный переход.

0,5

0,5

25-26

Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий)

1

1

27-28

Экскурсия в музей «Кварки»

2

  1. Проектная деятельность в группах

29

Выработка и утверждение тем проектов

1

30-35

Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков

6

36

Демонстрация проектов

1

  1. Методическое обеспечение

№п/п

Тема

Форма занятий

Приёмы и методы

Дидактические

материалы

1

Введение

- Беседа

  • Словесный
  • Наглядный

- мультимедиа презентации;

- Интернет ресурсы

2

Конструирование

- Беседа

- Практическая работа

  • Словесный
  • Наглядный
  • Репродуктивный
  • Практический

- мультимедиа презентации;

- Интернет ресурсы

3

Программирование

- Беседа

- Практическая работа

- Экскурсия

  • Словесный
  • Наглядный
  • Репродуктивный
  • Практический

- мультимедиа презентации;

- Интернет ресурсы

4

Проектная деятельность в группах

- Беседа

- Практическая работа

  • Словесный
  • Наглядный
  • Репродуктивный
  • Практический

- мультимедиа презентации;

- Интернет ресурсы

  1. Литература

Список литературы для педагога

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.          N 73-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  3. Борисов В.Г. Кружок радиотехнического конструирования. Пособие для руководителей кружков. - М., Просвещение, 1996
  4. Быстров Ю.А., Мироненко Н.Г. Электронные цепи и устройства. Учебное пособие для ВУЗов - М., Высшая школа, 1989
  5. Кублановский Я.С. Тиристорные устройства - М., Радио и связь, 1987
  6. Ланин Н.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. Книга для учителей - М., Просвещение, 1985
  7. Справочник радиолюбителя-конструктора - М., Радио и связь
  8. Токхейм Г. Цифровая электроника для начинающих, Пер. с анг. - М., Мир, 1992
  9. Хокинс Г. Цифровая электроника для начинающих, Пер. с англ. - М., Мир, 1992
  10. Дж. Уитсон. 500 практических схем на ИС, Пер. с англ. – М., Мир, 1992
  11. Ж. Фодор. Операционные системы, Пер. с франц. – М., Мир, 1989
  12.  Б.Э.Смит. Архитектура и программирование микропроцессора, Пер. с англ. – М., ТОО «Конкорд», 1992
  13.  Е.Юревич. Основы робототехники, 2-издание, Учебное пособие БХВ – Петербург, 2005.
  14.  Кто есть кто в робототехнике. Справочник ДМК-ПРЕСС, Москва, 2005
  15.  М. Предко. Создайте робота своими руками на NXT – микроконтроллере,  Пер. с англ.яз., М. ДМК, ПРЕСС 2006.
  16.  РОБОТОТЕХНИКА. Издательство МГТУ.

С.А. Вортников «Информационные устройства робототехнических систем»

Список литературы для обучающихся.

  1. Сворень Р.А. Электроника шаг за шагом: Практическая энциклопедия юного радиолюбителя. М.: Детская литература, 1986. 
  2. Седов Е.А. Мир электроники. М.: Молодая гвардия, 1990.
  3. Заворотов Е.А. От идеи до модели.М.: просвещение, 1988.
  4. Комский Д.М. Электронные автоматы и игры. М.: Энергоиздат, 1981.
  5. Зеленский В.А. Бытовые электронные автоматы. М.: Радио и связь, 1989.
  6. Конструкции юных радиолюбителей. М.: Радиосвязь, 1989.
  7. Перегудов М. «Бок о бок с компьютером». М. Высшая школа, 1987.
  8. Смирнов Ю.М. Интеллектуализация ЭВМ. М. Высшая школа, 1989.
  9. Барацков А.П. Кто есть кто в робототехнике. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Кружок робототехника.

Робочая программа "Робототехника"...

Рабочая программа по робототехнике

Программа «Первый шаг в робототехнику» относится к научно-технической направленности.Актуальность  предлагаемой образовательной программы заключается в том, что в настоящее время владение компьют...

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе "Спортивная робототехника"

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена удоалетворить интерес учащихся среднего и старшего школьного возраста в области робототехники и основ программирования, развить их конструкторско...

Рабочая программа Основы Робототехники

Рабочая программа Основы Робототехники...

Программа по робототехнике (пояснительная записка)

Описание программы по робототехнике...

Рабочая программа по робототехнике (Легоконструирование)

Рабочая программа включает пояснительную записку и планирование по робототехнике (легоконструированию)...

Материалы для составления рабочей программы по робототехнике

Материалы для составления рабочей программы по робототехнике...