Академия волшебных наук
методическая разработка на тему

Вансович Наталья Семёновна

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Их введение во многом изменит жизнь учащихся. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. В этой связи дополнительное образование детей рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, не реализуемые в других учебных заведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Утверждена методическим советом

                                                       МОАУ ДОД «Центр детского творчества»

                                                    протокол №5  от 31.08.2011г.

ПРОГРАММА

«Академия волшебных наук»

Составитель                             Вансович Наталья Семеновна,

                                                   педагог  дополнительного образования

г. Пыть – Ях

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1. Полное название программы

                        «Академия волшебных наук»

2. Руководитель программы

Вансович Наталья Семеновна      – директор МОАУ ДОД

«Центр детского творчества»

3. Автор программы

Вансович Наталья Семеновна –  педагог дополнительного образования Центра детского творчества

4. Территория,

  представившая программу

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра,  г. Пыть-Ях

5. Название проводящей

    организации

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»

6. Адрес организации

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,  г. Пыть-Ях, мкр.6 «Пионерный», дом 39

7. Телефоны

 8(3463) 46-76-16;  факс 8(3463)46-56-16

8. Форма проведения

Работа кружков и секции, проведение праздников, шоу, ярмарок, конкурсно - игровых программ, викторин, дискотек, сюжетно-ролевых игр, творческих конкурсов, олимпиад.

9. Цель программы

внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

10. Специализация программы

Комплексная, досуговая

11. Сроки проведения

Учебный год (на период 2012-2015)

12. Место проведения

Ханты – Мансийский автономный округ - Югра, город Пыть-Ях, мкр. 6 «Пионерный», дом 39; мкр. 4 дом 7; мкр. 2 дом 25.

14. Официальный язык

      программы

Русский язык

15. Общее число участников

До 200  детей в день

16. География участников

г. Пыть-Ях,  дети города мкр.1, 2,

мкр. 6 «Пионерный», 3, 4, 5

18. Условия участия в

      программе

Добровольное участие всех желающих с пользой и весело организовать свой досуг

19. Условия размещения

       участников программы

Помещения Центра детского творчества; кабинеты общеобразовательных учреждений.

20. Краткое содержание

      программы

Содержательная часть программы состоит:

1.1. Из дополнительных образовательных  программ по направлениям:

  •  физкультурно-спортивному,
  •  военно-патриотическому,
  •  художественно-эстетическому,
  •  духовно-нравственному,
  •  туристско-краеведческому,
  •  общеинтеллектуальному

1. 2.  досуговая программа

  1. Пояснительная  записка.

Главная задача современной системы образования – «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» ([Медведев Д.А. «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»[).

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Их введение во многом изменит жизнь учащихся. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов. Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека.

Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Цель и задачи  внеурочной деятельности: удовлетворение  индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В этой связи дополнительное образование детей рассматривается как система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов, удовлетворяющая образовательные потребности, не реализуемые в других учебных заведениях.

Цель создания программы:  внедрить модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников, создать условия для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

Задачи программы:

  • изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, определить стратегию их усовершенствования и апробации;
  • выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях социума посредством организации внеурочной деятельности;
  • организовать общественно-полезную и досуговую деятельность обучающихся совместно с общественными организациями, библиотекой, иными учреждениями, семьями обучающихся;
  • формировать навыки позитивного общения;
  • развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • воспитывать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

Таким образом, актуальность создания данной программы обусловлена:

  • отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
  • необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;
  • спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

Заинтересованность нашего учреждения в создании программы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.

  1. Организация внеурочной деятельности

В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники МОАУ ДОД «ЦДТ» (заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по методической работе, заместитель директора по административно - хозяйственной работе,  педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы). Они организуют в группах внеурочную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала всех обучающихся.  Внеурочная деятельность осуществляется по дополнительным образовательным программам, утвержденным на основании решений методического совета учреждения. Посещая кружки и секции, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе педагога, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как нравственные, организаторские, творческие, музыкальные и др., что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников

Длительность занятий зависит от возраста обучающихся, вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.4. 1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей». Расписание внеурочной деятельности на учебный год утверждается  директором в начале учебного года.  Для проведения внеурочной деятельности могут использоваться помещения общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.

В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов, который регулирует посещение обучающимися объединений дополнительного образования, мероприятий  центра и школы. Воспитательные мероприятия включены в общий план центра и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в мероприятиях центра позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Цель проведения воспитательных мероприятий: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы организации внеурочной деятельности.

Для достижения главной цели в построении модели внеурочной и воспитательной деятельности коллектив центра действует на основе таких методологических подходов, как: гуманистический, системный, деятельностный, в соответствии со следующими принципами:

  • Принцип гуманистической направленности: при организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у обучающихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
  • Принцип системности: создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
  • всеми участниками внеурочной деятельности (обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнерами);
  • основными компонентами организуемой деятельности (целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным);
  • урочной и внеурочной деятельностью;
  • региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
  • Принцип вариативности: в центре используется широкий спектр направлений, форм и способов организации внеурочной и воспитательной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
  • Принцип креативности: во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
  • Принцип успешности и социальной значимости: усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

  1. Основные направления внеурочной деятельности

Программа организации внеурочной работы  реализуются по 6-ти направлениям деятельности:

Направление

Цель

Ценности

Содержание

Физкультурно-спортивное

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

•    работа спортивных кружков;

•     организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,  спортивных соревнований;

•     проведение бесед по охране здоровья;

•     применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток;

•     участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.

Художественно-эстетическое

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

•     работа кружков;

•     организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;

•     проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

•     участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, округа.

Туристско-краеведческое

Комплексное развитие детей, совершенствование навыков безопасного поведения в природной среде, совершенствование физической выносливости, силы, скорости

Физическое здоровье, любовь к природе, чувство коллективизма, патриотизма, взаимопомощи, добросовестности, гражданственности, честности

•    работа туристско-краеведческих кружков;

•     организация походов, экскурсий, соревнований; эколого-краеведческих троп, экологических десантов, акций.

•     проведение бесед по охране природы;

•     участие в  соревнованиях на разных уровнях по туризму и краеведению.

Военно-патриотическое

Осуществлять военно - патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время, способствовать формированию у них высокой политической сознательности, глубокого понимания священного долга защиты Отечества.

физическое и психологическое здоровье детей, уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике;

•     встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

•     выставки рисунков;

•     встречи с участниками «горячих точек»;

•     тематические классные часы;

•     оказание помощи ветеранам ВОВ и труда;

•     конкурсы рисунков;

•     работа кружка ЮИДД.

Духовно-нравственное

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

•   проведение тематических классных часов по воспитанию гражданственности, патриотизма, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

•   работа кружков;

•проведение мероприятий, приуроченным к государственным праздникам;    •   проведение литературных вечеров

•   трудовой десант  

Общеинтеллектуальное

Интеллектуальное развитие ребенка и повышение его мотивации к познавательной деятельности, формирование первичных умений самостоятельной исследовательской деятельности, расширение знаний и представлений об окружающем мире.

Наука, знания, жизнь

 •    проведение тематических олимпиад, интеллектуальных марафонов; •викторины, круглые столы;

•защита проектов;           •   работа кружков, научных обществ;  •   познавательные беседы;

•  ролевые, деловые, социально-моделирующие игры

  1. Учет внеурочных достижений обучающихся

Результативность освоения программы определяется на основе участия младшего школьника в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ.

Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.п. Перечень и сроки проведения мероприятий определяются в начале учебного года. План мероприятий, реализуемый в рамках внеурочной деятельности, содержит название и форму мероприятия, сроки проведения, ответственного, ресурсы и предполагаемый результат.

  1. Система оценки достижения результатов обучающихся.

Система оценки достижений результатов внеурочной деятельности носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио обучающегося) и оценку эффективности внеурочной деятельности всего ОУ.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется на трех уровнях:

  • Оценка результата объединения в рамках одного направления (качество усвоения дополнительной образовательной программы, участие в воспитательных мероприятиях);
  • Индивидуальная оценка результатов каждого обучающегося на основании оценки личного портфолио;
  • Качественная и количественная оценка результатов эффективности деятельности центра по направлениям внеурочной деятельности (суммирование индивидуальных и коллективных результатов обучающихся).

Для оценки результатов внеурочной деятельности обучающегося создается экспертная комиссия. После подведения итогов внеурочной деятельности проводится праздник «Внешкольник года». На празднике объявляются результаты внеурочной деятельности с награждением лучших обучающихся, набравших максимальное количество баллов по отдельным направлениям и по всем направлениям. Лучшие внешкольники получают грамоты и кубки.

Структура портфолио

  1. «Мой портрет» (информация об обучающемся);
  2. «Портфолио документов» (дипломы, грамоты);
  3. «Конкурсы, спортивные соревнования»;
  4. «Олимпиады» (предметные, тематические);
  5. «Научно-исследовательская деятельность» (творческие, проектные, исследовательские работы);
  6. «Общественно-культурная деятельность» (все мероприятия, в которых обучающийся принимал участие);
  7. «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика;

Возможная схема работы «Академии волшебных наук»

1 вариант

2 класса по 30 человек (4 группы: А, Б, В, Г) один или два раза в неделю

ПРЕДМЕТ 1

ПРЕДМЕТ 2

ПРЕДМЕТ 3

ПРЕДМЕТ 4

11.30-12.10

А

Г

В

Б

12.15-12.55

Б

А

Г

В

13.00-13.40

В

Б

А

Г

13.50-14.30

Г

В

Б

А

2 класса один день в неделю: 8 часов (задействовано 4 педагога)

2 класса два дня в неделю: 16 часов (задействовано 4 педагога)

2 вариант

4 класса по 30 человек (8 групп: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З)  два раза в неделю, предметы должны быть разными

Предмет 1

Предмет 2

Предмет 3

Предмет 4

Предмет 5

Предмет 6

Предмет 7

Предмет 8

11.30-12.10

А

Г

В

Б

Г

Ж

Е

Д

12.15-12.55

Б

А

Г

В

Д

Г

Ж

Е

13.00-13.40

В

Б

А

Г

Е

Д

Г

Ж

13.50-14.30

Г

В

Б

А

Ж

Е

Д

Г

4 класса по два дня в неделю: 32 часа (задействовано 8 педагогов)

8 классов – 4 рабочих дня в неделю: 64 часа (задействовано 8 педагогов 4 дня в неделю)

Возможны другие схемы работы программы

6. Календарь традиционных дел и праздников

№п/п

Мероприятие

Форма проведения

Срок проведения

Ответственный

1.

В гостях у ЗДОРОВЕЙ  ЗДОРОВЕЕЧА «Школа безопасности для самых маленьких»

Спортивно-туристические соревнования

Сентябрь

ЗД УВР (Бровко Е.Н.)

2.

Праздник осени «Поляна наследия»

Фестиваль

Октябрь

ЗД УВР

(Пасько Е.П.)

3.

Клуб путешествий

Викторина по краеведению

Ноябрь

ЗД УВР

(Касюк С.В.)

4.

Новый год

Праздник

Декабрь

ЗД УВР

(Бровко Е.Н.)

5.

Игродром

Народные игры разных стран

Январь

ЗД УВР

(Пасько Е.П.)

6.

Кают-компания  Супер – героев

Шоу

Февраль

ЗД УВР

(Касюк С.В.)

7.

Гостиная «Юная леди»

Шоу

Март

ЗД УВР

(Касюк С.В.)

8.

Спорт  класс

Веселые старты

Апрель

ЗД УВР

(Бровко Е.Н.)

9.

Фестиваль «Калейдоскоп талантов»: подведение итогов года – «Внешкольник года»

Фестиваль

Май

ЗД УВР

(Бровко Е.Н.)

7. Ресурсное  обеспечение

Рабочая группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в апробации ФГОС, обеспечивает своевременную отчетность о результатах апробации, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов апробации, вырабатывает рекомендации на основании результатов апробации.

Директор МОАУ ДОД «ЦДТ»,  заместители директора по методической и учебно-воспитательной работе

Консультативно-методическая

Обеспечивает: разработку дополнительных образовательных программ, необходимых для реализации  ФГОС второго поколения, проведение семинаров и совещаний с участниками  реализации программы, распространение опыта участников программы на городском уровне, оказание консультативной и методической помощи педагогам, работающим в условиях ФГОС.

заместитель директора по методической работе

Научно-методическая

Научно-методическую поддержку дополнительных образовательных программ при реализации программы «»

заместители директора по методической и учебно-воспитательной работе

Педагоги дополнительного воспитания

Изучают документы ФГОС нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

Педагоги дополнительного образования

Профессиональные сообщества

Выносят решения по результатам осуществления внеурочной и воспитательной работы

Педагогический совет, Рабочая группа по введению ФГОС нового поколения

Материально-техническая

Для реализации программы используются помещения центра и все оборудование, помещения школ города (по договору безвозмездного пользования),

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

8. Этапы реализации программы

Реализация проекта будет осуществляться в период апробации ФГОС в течение одного года.

Название этапа

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

Сентябрь 2011г. – август 2012 г.

  • Изучение возможностей внедрения в практику материалов ФГОС.
  • Создание Рабочей группы по введению ФГОС.
  • Изучение пакета материалов ФГОС нового поколения
  • Определение изменений в целях, содержании, технологиях и условиях реализации образовательного процесса

Аналитико-концептуальный

Август 2012 г.

  • Проведение установочного семинара-совещания, распределение полномочий между членами Рабочей группой

Прогностический

Сентябрь 2011 г. – август 2012 г.

  • Изучение материалов апробации ФГОС других регионов
  • Разработка программ для организации внеурочной деятельности
  • Разработка инструментария для отслеживания результатов апробации

Экспериментальный

Сентябрь 2012 г. – май 2015 г.

  • Проведение семинаров-консультаций для учителей, реализующих ФГОС
  • Мониторинг ФГОС в школе
  • Разработка Программы воспитания
  • Участие в городских семинарах по распространению опыта, по введению ФГОС нового поколения
  • Организация информационного сопровождения процесса апробации ФГОС (на сайте центра, школ города)

Обобщающий

Май – июнь 2015 г.

  • Подведение итогов реализации, разработка предложений и рекомендаций по материалам ФГОС нового поколения

Календарный план реализации программы на 2012/2013 учебный год

п/п

Основные мероприятия

Сроки

проведения

Вид отчетных документов, материалов

1

Создание рабочей творческой группы по введению ФГОС НОО второго поколения

Август 2012г.

Приказ о создании творческой группы

2

Изучение существующего опыта по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО:

  • работа в сети Интернет
  • работа с документами муниципального, окружного и всероссийского уровней по введению ФГОС НОО

Банк данных о подготовке к введению ФГОС НОО

3

Определение стратегии их усовершенствования;

Информирование всех участников УВП (обучающихся, педагогов, родителей) о внедрении программы «Академия волшебных наук»

Информация о проделанной информационной работе с участниками УВП

4

Формирование технических заданий для членов Рабочей группы

План-задание

5

Обучающие семинары для педагогов дополнительного образования, классных руководителей, реализующих программу «Академия волшебных наук»;

Выступления на заседаниях методического совета, предметных МО

Информация о проведении семинаров

Протоколы

6

Анализ состояния учебно-материальной базы, кадрового потенциала, дидактического и методического обеспечения для внедрения программы «Академия волшебных наук».

Сентябрь 2012г.

Информация

 

7

Разработка программы по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО;

  • Оформление плана управленческих и исполнительских действий
  • Корректировка дополнительных образовательных программ по направлениям

Программа внеу-рочной деятель-ности в условиях реализации ФГОС НОО; План управленческих и исполнительских действий

8

Корректировка дополнительных образовательных программ для реализации направлений внеурочной деятельности;

  • «Калейдоскоп»
  • «Веселая палитра»
  • «Сувенир»
  • «Силуэт»
  • «Домашний очаг»
  • «Эффект»
  • «Клуб начально-технического моделирования»
  • «Туризм»
  • «Белая ладья»
  • «Юный шахматист»
  • «ОЮИДД»
  • «Зеленый огонек»

 

Дополнительные образовательные программы для реализации направлений внеурочной деятельности

9

Разработка инструментария для отслеживания результатов апробации Программы «Академия волшебных наук»;

Банк диагностического материала

10

Анализ эффективности программы

Проведение родительского собрания (совместно с обучающимися).

Тема: «Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе».

Апрель – май 2013г.

Материалы мониторинга реализации программы

Протокол

11

Проведение мониторинга реализации программы, внесение корректив

Сентябрь 2012г. - июнь 2013 г.

Материалы мониторинга реализации программы

12

Обобщение и распространения опыта работы по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО:

9. Диагностика эффективности программы внеурочной деятельности

Основные результаты реализации программы «Академия волшебных наук» оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности ребенка. Для этого необходимы: листы наблюдений, анкеты, контрольные вопросы, тесты (наблюдение осуществляют психологи общеобразовательного учреждения).

А также оценивается деятельность классных руководителей и педагогов дополнительного образования:

Показатели

Сроки

Методы контроля

Ответственный

Эффективность работы объединений дополнительного образования

1.Результаты  аттестации обучающихся (итоги учебного года)

Апрель – Май

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

2. Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

3. Количество обучающих-ся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

4. Количество обучающих-ся, задействованных в обще-школьных мероприятиях

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

5. Проведение различных мероприятий

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

6. Проведение экскурсий, походов

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

7.Кол-во обучающихся, принимающих участие в экскурсиях, походах.

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

8.Посещаемость кружков и секций

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

9 Количество обучающихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса

1.Удовлетворенность обучающихся жизнью в творческом объединении

Конец учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

2.Удовлетворенность родителей деятельностью педагога

Конец учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

3.Наличие благодарностей, грамот

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, Классный руководитель

Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса

1.Наличие дополнительной образовательной  программ-мы и ее соответствие предъявляемым требованиям

Сентябрь

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

2.Планирование воспита-тельной работы на год

Сентябрь

Анализ

Педагоги дополнитель-ного образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

3.Ведение журнала и другой документации

Сентябрь - май

Проверка журналов

Педагоги дополнитель-ного образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Использование новых воспитательных технологий

1.Применение современных технологий, обеспечиваю-щих индивидуализацию обучения

В течение учебного года

Посещение занятий

Заместитель  директора по учебно-воспитательной работе

Профессиональный рост педагога дополнительного образования

Прохождение курсов повышения квалификации

В течение учебного года

Анализ

Заместитель  директора по учебно-воспитательной работе

Участие в работе конференций, семинаров и т.д.

В течение учебного года

Анализ

Заместитель  директора по учебно-воспитательной работе

Обобщение и распространение опыта

Презентация опыта на различных уровнях

В течение учебного года

Анализ

Заместитель  директора по учебно-воспитательной работе

Наличие научно-педагоги-ческих и методических публикаций

В течение учебного года

Анализ

Заместитель  директора по учебно-воспитательной работе

10. Риски, трудности и пути их преодоления

Низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

Изучение и мониторинг деятельности педагогов, активное использование ресурсов стимулирующего ФОТ

Отсутствие достаточного финансирования

Привлечение внебюджетных средств

Отсутствие или недостаточное количество необходимых специалистов

Привлечение специалистов из других образовательных учреждений

Недостаточность учебно-методических пособий

Использование Интернет ресурсов

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Проведение методических семинаров, прохождение курсовой подготовки

11. Ожидаемые результаты

Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.

  1. Ребенок знает и понимает общественную жизнь (1-2 класс) (Приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п., понимание социальной реальности и повседневной жизни.)
  2. Ребенок ценит общественную жизнь  (3 классы) (Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).
  3. Ребенок самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) (Получение школьником опыта самостоятельного социального действия).

12. Список использованной литературы:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010 года № Пр-271.–Режим доступа: http: //standart.edu.ru/.

2.  Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.  – Режим доступа:  http: //standart.edu.ru/.

3.  А.Я. Данилюк,  Концепция духовно-нравственного воспитания: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

4.  Д.М. Григорьев, Внеурочная деятельность школьников /   Д. М. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

5.  Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

6. Щетинская, А. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей / А. И. Щетинская, О. Г. Тавстуха, М. И. Болотова. – Оренбург, 2006.

7. Д.Е. Яковлев, С.В. Усков, И.В. Штанко «Привлечение учреждений дополнительного образования детей к реализации ФГОС (модели взаимодействия общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей)». – Москва, 2011.

8. М.В. Окулова «Новые образовательные стандарты как один из ресурсов, помогающих формированию личности подростка в классном коллективе». – Москва, 2011.

9. Д.Е. Яковлев «Становление, состояние и развитие учреждений дополнительного образования  детей». – Москва, 2011.

10. М.О. Ширшова «Формы внеурочной познавательной деятельности, реализуемые в учреждении дополнительного образования детей». – Москва, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Академия занимательных наук" 5 класс

Программа  предназначена для обучающихся 5 классов. Программа имеет естественно – научную направленность, рассчитана на 34 часа. Содержание программы знакомит обучающихся со свойствами и пр...

Сценарий проведения КТД «Академия весёлых наук»

Цель: развитие познавательного интереса ребят к окружающему миру, миру науки, средствами игровой деятельности.Задачи:- развивать интеллектуальные и творческие способности воспитанников,- расширение кр...

Программа кружка «Академия военных наук»

материал военно-патриотической направленности для использования и организации дополнительного образования или досуговой деятельности....

Мониторинг посещений мероприятий в рамках воспитательной программы "Академия волшебных наук"

Мониторинг помогает отследить участие школ в мероприятиях и выявить самую активную школу за учебный год....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Академия естественных наук "5-7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Академия естественных наук "5-7 класс...

Мастер-класс Академия весёлых наук. Урок – игра «Словесные раскопки»

Внеклассное занятие по русскому языку для 6 класса...

Методическая разработка "Академия волшебных превращений"

Цель: формирование у личности рефлективного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.Автор: Моисеева Виктория ВикторовнаВид работы: коллективный: у...