Занятие "Конфликты"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс) на тему

Лапина Татьяна Петровна

Методические материалы занятия "Конфликты" подобраны с учетом важности создания в ученическом коллективе атмосферы доброжелательности. Ознакомление учащихся с простыми способами решения конфликтных ситуаций поможет ребятам задуматься над созданием индивидуальной траектории успеха. Материалы занятия могут быть использованы в системе дополнительного образования детей, а также при организации внеклассной работы с детьми старшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Станция юных натуралистов

                                                                   

Конспект занятия

«Конфликты и их разрешение»

для учащихся  9 - 11 классов

по программе дополнительного образования детей

«Здоровое человечество»

Разработала:

Т.П. Лапина - педагог

дополнительного образования,

методист

Новокузнецк, 2015 г.

Занятие на тему: «Конфликты и их разрешение»

Цель занятия: познакомить обучающихся с основными методами решения конфликтной ситуации в семье, в коллективе.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: конфликт, пути выхода из конфликтной ситуации (конфронтация, компромисс);
  2. формирование навыков работы в группе;
  3. воспитание интереса к формированию навыков здорового образа жизни.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. дополнительная литература по теме занятия.

Ход занятия.

1. Организационная часть занятия. Приветствие.

2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

        Конфликты – одна из распространенных форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т.е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация.

        Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

        Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Конфликт проявляется только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди вынуждены каким-то образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

        Типы конфликтов могут варьировать. Например, можно выделить реалистические и нереалистические (беспредметные) конфликты. Реалистические конфликты направлены на достижение конкретного результата, они вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым распределением между ними каких-либо преимуществ и ограниченных ресурсов (власти, богатства, территории). Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т.е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Нереалистические конфликты всегда деструктивны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в коллективе – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение уровня культуры и овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

        Конфликты могут быть деструктивными, т.е. конфликт нарушает эффективное взаимодействие и приносит вред обеим сторонам. Конфликты могут быть конструктивными, когда конфликт способствует выявлению и разрешению противоречий, способствует движению вперед, развитию, коррекции взаимодействия.

        Конфликт не может иметь односторонних последствий: только позитивных или только негативных. Конфликт несет в себе и позитивные и негативные последствия.

        Выделяют пять основных типов конфликта: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный.

        Внутриличностный конфликт. В данном типе конфликта участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, которые кажутся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства.

        Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Он проявляется в отношениях между двумя и более людьми: между супругами, между родителями и детьми, между соседями, между друзьями. Анализ конфликтных ситуаций показывает, что в основе конфликта, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Например, конфликт между сестрами, братьями за любовь и внимание родителей, новые игрушки, вещи и т.д.

        Конфликт между личностью и группой. Самый распространенный пример такого конфликта – конфликт между группой и руководителем. Причина, чаще всего, кроется в авторитарном стиле руководства. Другой пример. Внутри одной группы (неформальные группы) существуют свои правила и нормы. Каждый член группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

        Межгрупповой конфликт. Ученический коллектив класса или трудовой коллектив какой-либо организации состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководителями (администрацией) и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами. Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория), и также возникновением социальной конкуренции.

Межгрупповые конфликты сопровождаются:

  • проявлениями «деиндивидуализации», т.е.  члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов и самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение; деиндивидуализация облегчает проявление агрессивности к другим группам.
  • проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку. Социальное сравнение может инициировать конфликты и поддерживать их, «оправдывать себя» в конфликте, ведь чтобы победить, необходимо оценивать свою группу как «положительную». Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации о чужой группе («железный занавес»), тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;
  • проявлениями групповой атрибуции, т.е. члены одной группы склоны считать, что именно «чужая группа» ответственна за негативные события.

        Социальный конфликт – это ситуация, когда стороны («субъекты») взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. Социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей – классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов.

        В произведениях Аристотеля, Гегеля, Маркса конфликты рассматриваются не как отклонение от нормы, а как норма социальных отношений, нормальное состояние общества.

        Теория конфликта рассматривает конфликт как источник общественного развития, а социальный мир предстает как поле битвы множества групп, борющихся между собой, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Обладающие властью заинтересованы в сохранении порядка. Не обладающие властью лица или группы стремятся к ее перераспределению, к изменению существующего положения, к конфликту.

Поведение людей в конфликтной ситуации

        Можно выделить несколько стратегий поведения в конфликтной ситуации.

1. Настойчивость (принуждение). Тот человек, который придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.

2. Уход (уклонение). Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой, если нет условий для продуктивного разрешения конфликта. Эффективна такая стратегия в случае нереалистических конфликтов.

3. Приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему на встречу. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной.

4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется путем взаимных уступок. Способность к компромиссу высоко ценится в деловом мире, так как уменьшает недоброжелательность, и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Но через какое-то время могут проявиться деструктивные последствия компромиссного решения, например, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

5. Сотрудничество.  Этот стиль основывается на праве каждого на свою точку зрения и собственное мнение. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.  Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Конфликты между родителями и детьми

        В период взросления ребенка, т.е. в подростковом возрасте, когда формируется независимый взгляд на мир и система жизненных ценностей, которая может не совпадать с системой жизненных ценностей родителей, в этот период и возникает большинство конфликтных ситуаций.

        Довольно часто родители подавляют желания подроста, и он вынужден уступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых. Когда родители уступают подросту, то их охватывает чувство бессилия, обиды, возмущения. Оба эти метода не самые лучшие, так как кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который направлен на поиск решения. Удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребенка. Поиск решения достигается при помощи особой методики «Шесть шагов».

        Первый шаг – определение проблемы. Необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью необходимо внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях. Первый шаг надо завершить определением или формулировкой проблемы: например: «Как можно пообщаться с друзьями, не побеспокоив маму?».

        Второй шаг – поиск возможных вариантов решения. Искать надо всем сторонам конфликта. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея, и ни одна из них не критикуется.

        Третий шаг – обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип: должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

        Четвертый шаг – выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?» Принятое решение можно зафиксировать письменно, пусть обе стороны подпишут «контракт».

        Пятый шаг – определить, как выполнить это решение: что надо сделать. Кто будет нести ответственность за тот или иной пункт «контракта».

        Шестой шаг – оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что сделали?

        Разрешение конфликтов с помощью данной методики возможно в семьях, где уважительно относятся к правам ребенка, внимательно слушают его мнение и учитывают его. К сожалению, таких семей не много. Чаще всего неразрешенные конфликты, возникшие в детском или подростковом возрасте, превращаются в обиды на долгие годы. Неразрешенные конфликты и обиды способны испортить отношения уже взрослых детей и их родителей. Чтобы не допускать накопления раздражения, необходимо решать проблемы сразу, обговаривая со своими близкими все возможные варианты решений и выхода из конфликтной ситуации.

Практическая часть занятия: ролевые игры «Ужин в кругу семьи», «Разговор с родителями после собрания в школе», «Обсуждаем с друзьями новогодние подарки» и другие.

Заключительная часть: подведение итогов занятия.

Литература

  1. Валеология. Справочник школьника. [Текст] / Сост. Заготова С. Н. – Ростов-на-Дону: Баро-пресс, 2001. – 448 с.
  2. Качан, Л.Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни: научно-методическое пособие [Текст] / Под ред. д.п.н., профессора Н. Э. Касаткиной; д.б.н., профессора Э.М. Казина. В 3-х частях. – СПб.: Изд-во ГНУ ИОВ РАО, 2005.
  3. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам 9-11 классы. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. [Текст]. – М.: Вако, 2006, 240 с.
  4. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. [Текст]. - Ростов - на -Дону: «Феникс», 2000 – 576 с.
  5. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым [Текст] / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 464 с.