Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса
учебно-методический материал на тему

Сытник Наталья Викторовна

Мастер-класс - одна из самых  популярных форм передачи и педагогического опыта в системе дополнительного образования детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рекомендации по мастер-классу37 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»

г. Заволжье

Методические рекомендации

по организации и проведению мастер-класса.

Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме

Это интерактивная форма обмена передовым педагогическим опытом, которая интегрирует  в себе одновременно и  тренинг участников и конференцию.

Целью мастер-класса является ретрансляции уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс.

Мастер-класс должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: они сами должны и могут осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого участника по предлагаемой проблеме, что позволяет ему расширить свои представления знаниями других участников.

Основные задачи мастер-класса:

► создание   условий   для     профессионального   общения,   самореализации   и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

► повышение профессионального мастерства участников;

► распространение передового педагогического опыта;

► внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Мастер-класс может иметь разовый характер, может повторяться или иметь серийный характер. Это зависит как от самого руководителя мастер-класса, так и от потребностей педагогической среды. Наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации является серийное проведение мастер-классов.

По формам мастер-класс может быть проведен:

• с педагогами и для них без участия детей;

• с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории.

Он может проводиться для начинающих педагогов, педагогов, имеющих значительный стаж работы, для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов. В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер-класса.

При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, четко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

Возможен такой примерный план проведения мастер-класса:

- вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрываете содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

- основная демонстрационная часть;

- комментирующая часть, где руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые с его точки зрения наиболее важны и носят оригинальный характер;

- обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;

- подведение итогов руководителем мастер-класса.

Необходимо тщательно продумать какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Не менее тщательно должны быть продуманы комментарии педагога, проводящего мастер-класс.

Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.

Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то дня них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе.

В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует.

После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы.

Примерные критерии, которые могут использоваться для  оценки

эффективности проведенного мастер-класса.

1. Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации, популярность в педагогике, методике и практике образования.

2. Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

3. Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета.

4. Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

5. Оптимальность.  Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

6. Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

7. Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии (самоанализа, самокоррекции).

8. Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

9. Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

Используемая литература:

  1. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Составитель А.В. Машуков. – Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,  2007. – 13 с.
  2. А.В.Заруба. ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС?.- http://www.teacher-of-russia.ru/?page=2009-seminar_lectures_zaruba_av
  3. http://www.openclass.ru/wiki-pages/51787
  4.  Пахомова ЕМ. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. - 2005. - №2
  5.  Пахомова ЕМ., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. - М. : АПКиППРО, 2006. -168 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение мастер-классов Методические рекомендации

Организация и проведение мастер-классов Методические рекомендации Мастеркласс это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, пока...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей

Мастер-класс-это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудит...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования. Основные цели, задачи мастер-класса....

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса

   Мастер-класс – это   современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повыш...

Рекомендации педагогическим работникам по организации и проведению мастер-классов.

Методические рекомендации о проведении мастер-классов. Статья....

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер-класса для педагогов дополнительного образования детей.

Мастер-класс - это одна из важнейших форм повышений квалификации педагогов в системе дополнительного образования детей. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной ауд...

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)

Методичесские рекомендации предназначены для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений дополнительного образования: воспитателей, педагогов дополнительного обра...