Элективного курса «Наглядная геометрия»
рабочая программа (6 класс) на тему

Балакирева Галина Викторовна

Пояснительная записка.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не изучая теорем и не делая строгих рассуждений. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6v_naglyadnaya_geometriya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»

Согласована: ___________________                                                                                  Утверждена: _________________

Руководитель МО /   Балакирева Г.В.  /                                                                             Директор    /   Линник И.А./

Согласована: ___________________                                                                                  Приказ  № _____ от  __________

Зам. директора      / Щеглова О. А.  /

Рабочая программа

элективного курса

«Наглядная геометрия»

по  математике   для 6в  класса

на 2014 - 2015 учебный год

количество часов за год 35, в неделю -    1 час . 

методическое объединение учителей математики, физики и информатики

учитель Балакирева Галина Викторовна

Программа по геометрии.

5-6 класс

«Наглядная геометрия»

1 час в неделю, всего 35 часов.

Пояснительная записка.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не изучая теорем и не делая строгих рассуждений. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся.

Программа по геометрии «Наглядная геометрия», введена в учебный план 5-6 класса, рассчитана на 2 года и является начальным курсом в системе школьного геометрического образования.

Основная цель изучения данного курса является всестороннее развитие математического мышления учащихся 5-6 классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления. Привитие интереса к геометрии идёт по двум основным направлениям: знакомство с разнообразными геометрическими фигурами. задачами практического и занимательного  характера в наглядной форме, проведение исследования на доступном уровне с учётом их психического развития.

Задачи курса:

  1. организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности            учащихся;
  2. развитие пространственных представлений, приёмов изобразительно - графических и конструктивных  умений;
  3. обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции.

В этом курсе учащиеся практическими методами с помощью опыта или эксперимента устанавливают основные геометрические факты (свойства плоских и пространственных фигур), учатся их использовать в практической деятельности: измерение, построение, изображение, опыт или эксперимент, моделирование и конструирование геометрических фигур и тел, вычисление по формулам, полученных опытным путём.

В процессе выполнения заданий по геометрии учащиеся естественным путём приобретают такие приёмы и методы геометрического мышления как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез и их доказательств. Геометрические задачи и головоломки расширяют кругозор учащихся, включают неожиданность для учащихся дополнительную информацию об окружающем мире, формируют умение исследовать ситуацию, ставить проблему и организовывать поиск её решения, увеличивают шансы творческой деятельности и непредсказуемость результата. Задачи, предлагаемые в данном курсе, основаны на пробуждение творчества, инициативы учащихся, многие задания основаны на личном опыте, на имеющихся у них знаниях, на их интуиции и воображении.

Содержание курса  наглядной геометрии способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии.

Обоснование содержания:    Содержание данной программы позволяет сформировать у учащихся представление о геометрических фигурах на плоскости и пространственных телах, отработать навыки простейших геометрических построений, способствует развитию логического мышления учащихся на основе образного.

Требования к уровню подготовки учащихся.

  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов;
  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
  • уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге.

Умения, навыки и способы деятельности.

В ходе изучения геометрии в 5-6 классе школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • в умении наблюдать геометрические формы в окружающих предметах
  • в умении изображать основные геометрические фигуры;
  • в сравнении и измерении геометрических величин
  • в приобретении навыков работы с различными чертежными инструментами;
  • владения основами эвристической деятельности;
  • во владении на достаточном уровне вычислительными навыками;
  • в умении анализировать геометрический чертёж;

Универсальные компетенции:

 Приобретают опыт:

  •  исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  •  ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  •  проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  •  поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

4. Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом:

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
  • уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
  • владеть алгоритмами простейших задач на построение
  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
  • уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела.

Тематическое планирование материала

Тема урока

Кол-во часов

Дата

 

1

Многоугольники и развёртки.  

1

4.09

2

Построение развёрток.  

1

11.09

3

Площадь многоугольника.  

1

18.09

4

Объём прямоугольного параллелепипеда.  

1

25.09

5

Задачи на нахождение площади и объёма.

1

2.10

6

Задачи на нахождение площади и объёма.  

1

9.10

7

Задачи на нахождение площади и объёма.  

1

16.10

8

Задачи на построение.  

1

23.10

9

Задачи на построение.  

1

30.10

10

Красота и симметрия.  

1

13.11

11

Преобразования плоскости.  

1

20.11

12

Преобразования плоскости.  

1

27.11

13

Правильные многоугольники.  

1

4.12

14

Правильные многогранники.  

1

11.12

15

Геометрические задачи Древнего мира.  

1

18.11

16

Геометрия в олимпиадных задачах.  

1

25.12

17

Окружность и её элементы. Круг.  

1

15.01

18

Фигуры вращения.  

1

22.01

19

Фигуры вращения.  

1

29.01

20

Об основных фигурах и законах геометрии.  

1

5.02

21

Геометрические конструкции из прямых на плоскости  

1

12.02

22

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости.  

1

19.02

23

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.  

1

26.02

24

Правильные многоугольники.  

1

5.03

25

Шкалы, координаты и перпендикулярные прямые.  

1

12.03

26

Координатные оси и координаты.  

1

19.03

27

Координатная плоскость.  

1

2.04

28

Конструкции из параллельных прямых.  

1

9.04

29

Параллельные прямые и четырёхугольники на плоскости.  

1

16.04

30

Геометрия закономерностей.  

1

23.04

31

Геометрические конструкции из точек, отрезков и окружностей.  

1

30.04

32

Алгоритмы и узоры. Из истории зодчества Древней Руси.  

1

7.05

33

Паркеты.  

1

12.05

34

Секреты квадрата и кубика.  

1

19.05

35

Секреты квадрата и кубика.  

1

26.05

Литература для учителя

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике /  З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.

3. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина /  М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.

3.Л.В. Кузнецова, Математика: контрольные и проверочные работы для 5-6 класс: книга для учителя-М.:Просвещение,2006.

4.Я.И. Перельман, Занимательная геометрия-М.:АСТ: АСТРЕЛЬ,2007.

5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя /  Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.

6. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.

7. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

8.И.В Фотина, Введение в геометрию.6 класс планирование, конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2009.

Литература для учащихся.

1е.А Бунимович и др .Математика.Арифметика.Геометрия.Тетрадь-тренажёр.5 класс: пособие для учащихся –М.:Просвещение,2010.

1.ЛебединцеваЕ.А.,Беленкова Е.Ю. Математика 5,6 класс, задания для обучения и развития: рабочая тетрадь-2-е изд.-М.: Интеллект-Центр,2011.

1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.

2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный курс "Наглядная геометрия" 5 класс

Рабочая программа элективного курса по математике "Наглядная геометрия" 5 класс...

презентация-1часть и 2 часть к уроку "История возникновения геометрии" и курса "Наглядная геометрия 5-6 класс"

презентация к уроку "Наглядная геометрия" 5-6 класс, может быть использована в 7 классе...

Элективный курс "наглядная геометрия" для 6 класса.

Поограмма курса рассчитана для учащихся 6 класса. Цель - сформироватиь интересс к изучению геометрии....

Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"

Рабочая программа элективного курса "Наглядная геометрия"для 7-9 класса...

Программа элективного курса "Наглядная геометрия" для 6 класса

Программа элективного курса "Наглядная геометрия"...

Рабочая программ элективного курса "Наглядная геометрия" для учащихся 8 классов

Данная рабочая программа была разработана на основе учебного пособия И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой...