Открытое коррекционно-развивающее занятие. "Единицы времени. Часы из Лего" (2008 год)
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Юрченко Елена Фёдоровна

Открытое коррекционно-развивающее занятие с использованием Лего-конструктора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 29 ВОУО ДО города Москвы

«Единицы измерения времени. Часы из Лего»

(открытое коррекционно – развивающее занятие)

Учитель-дефектолог

Юрченко Е.Ф.

Москва-2008 г.


Тема занятия:

«Единицы измерения времени. Часы из Лего»

Цели:

1. Развитие зрительного и слухового восприятия:

- формирование зрительных образов предметов, расширение объёма, точности и полноты зрительного восприятия и зрительной памяти об изучаемом предмете;

- формирование умения наблюдать, зрительно обследовать изучаемый предмет;

2. Совершенствование элементарных представлений о единицах времени, формирование навыков работы с единицами времени (час, минута).

3. Развитие мышления и речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи).

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование коммуникативных навыков, формирование навыков общения.

6. Использование на коррекционном занятии Лего – конструктора для активизации познавательной деятельности учащихся.

Оборудование:

  1. Наглядное  пособие «Часы».
  2. Карточки для выполнения задания «Найдите лишнее слово».
  3. Детали для выполнения задания «Собери циферблат».
  4. Лист с заданием «Найди часы, которые отличаются от остальных».
  5. Конструктор «Лего».

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Корреционно - дыхательные упражнения, упражнения для коррекции зрения.
  3. Упражнение «Найдите лишнее слово».
  4. Упражнение «Собери циферблат».
  5. Упражнение «Найдите часы, которые отличаются от остальных».
  6. Физкультминутка.
  7. Работа с конструктором Лего. Часы из Лего.

Ход занятия

Дефектолог:

Ребята: нам сегодня предстоит большая работа. Давайте подготовим наше дыхание, пальчики и глаза.

1. Сядьте поудобнее на стуле. Сделайте 2–3 коротких вдоха через нос. Выдыхаем через рот, удлиняя выдох. (20 сек )

2. Разотрите ладонь о ладонь до появления тепла, помассируйте пальцы. Согретыми ладонями разотрите ушные раковины. Затем пальцами более тщательно помассируйте их миллиметр за миллиметром. Указательные пальцы вставьте в ушные раковины и повибрируйте ими, как бы освобождая от воды. Проделав это, вы почувствуете, что пропали вялость и сонливость, появились бодрость и свежесть.(15 -20 сек.)

3. А теперь упражнения для глаз. Глазами нарисовать 2 цветка с четырьмя лепестками 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки. (15 сек.)

4. Глазами нарисовать спираль слева направо и справа налево. (15 сек.)

Вот мы готовы к нашей работе.

Дефектолог:

Ребята, вам приходилось в жизни что-либо измерять? Что вы измеряли?

А как вы думаете, можно ли измерить время? А каким образом?

Попробуйте отгадать загадку, отгадка к которой поможет вам ответить на поставленный вопрос:

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

Да, действительно, для измерения времени люди придумали ЧАСЫ.

Сегодня на занятии мы поговорим о том, какими единицами измеряется время, какой механизм применяется для отсчета времени, выполним несколько заданий, в том числе поработаем с часами, которые сделаем из Лего - конструктора.

Дефектолог:

Ребята, вспомните, какие существуют единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год)

Скажите, из тех , что вы сейчас назвали, какая самая маленькая единичка измерения времени? А самая большая?

Задание.

  1. В конверте, который лежит у вас на парте, находятся листочки, на которых написаны единицы измерения времени, но одно слово там лишнее. Прочитайте внимательно эти надписи, найдите лишнее слово. Какое лишнее слово вы нашли? Почему оно лишнее?
  2. Разложите надписи в порядке возрастания единиц времени на листке «Единицы измерения времени». Прочитайте, что у вас получилось.

Дефектолог:

Мы сегодня будем работать с понятиями «час» и «минута». Поэтому все остальные слова уберите обратно в конверт.

Дефектолог.

Итак, сегодня мы говорим о часах.

А какие вы знаете часы?

(солнечные, водяные, песочные, механические, электрические, электронные)

Да, действительно, первым устройством, с помощью которого человек измерял время, были солнечные часы (середины третьего тысячелетия до н.э.). Затем были изобретены водяные часы. Такие часы широко использовались вплоть до XVIII  века. Первое упоминание о механических часах относится к VI в. н.э.

Изобретателем современных механических часов является механик Гюйгенс, он был родом из Голландии. А в наше время наряду с механическими, широкое применение получили электрические, а также электронные часы, которые мы еще называем цифровые.

Дефектолог:

Ребята, перед вами часы. Скажите, что вы видите, из чего они состоят?

-циферблат, на котором есть цифры, а также 2 стрелки: минутная (большая) и часовая (маленькая).

Давайте попробуем собрать часы. Перед вами циферблат, который разбился на осколки. Соберите его. (Дети собирают циферблат). Чего еще не хватает на циферблате? (Цифр)

Давайте их расставим.

Дети пишут на циферблате цифры 12, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Чего же еще не хватает? (Стрелок)

Прикладывают стрелки.

Молодцы! Итак, мы с вами сложили из мелких деталей часы.

Дефектолог:

И еще одно задание. На листке с заданием найдите часы, которые отличаются от остальных. Под какими номерами они расположены? Запишите эти номера.

Физкультминутка.(1 минута)

Смотри скорей, который час

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево–раз, направо – раз!

Мы тоже можем так!

А теперь давайте поработаем с конструктором Лего.

Он тоже поможет нам разобраться в часах. Вы, конечно, все умеете пользоваться часами, но Лего нам поможет повторить, как мы с помощью часов определяем время.

На плато дети выкладывают из кирпичиков минутную и часовую стрелки, прикладывают заранее приготовленный циферблат.

Дефектолог.

Дефектолог:

Ребята, кто из вас знает, сколько минут в часе?

На доске:   1 час=60 минут

А сколько минут составят половину часа?

На доске:   60 минут :2=30 минут

А половина от 30 минут?

На доске:   30 минут : 2 =15 минут

Поставьте минутную стрелку на 12, а часовую на 3.

Какое время показывают нам Лего - часы? (Три часа)

А теперь оставим часовую стрелку на 3, а минутную переместим также на 3. Сколько минут прошло? (15 минут или четверть часа))

А теперь, оставив часовую стрелку на 3, переместим минутную на 6. Сколько минут прошло? (еще 15 минут, а всего 30 или полчаса)

Переместим минутную стрелку еще на 15 минут? Сколько еще прошло минут? (15 минут, всего 45 минут)

Работа в парах.

Установите по желанию стрелки на ваших часах. Спросите друг у друга, какое время показывают ваши часы?

Дефектолог:

Давайте повторим: Сколько в часе минут (60)

Сколько проходит минут от одного деления до другого (1 минута)

На какие части мы делили час? (15 минут, 30 минут, 45 минут)

Итоговое повторение.

Итак, давайте вспомним:

1.О чем мы говорили на нашем занятии? (о единицах времени).

2. Какие единицы времени мы рассмотрели подробно? (час и минута)

3. Какой механизм применяется при отсчете времени? (часы)

4. Сколько минут составляет час? (60 минут), половина часа? (30 минут), четверть часа? (15 минут).

5. Каким конструктором мы воспользовались, чтобы поработать с необычными часами? (Лего)

Дефектолог:

Вы очень хорошо потрудились. Вы- молодцы. Занятие окончено.


Оздоровительные паузы

В силу экологических и психологических условий дети быстро устают и порой с трудом воспринимают учителя. А неправильная поза, слабые мышцы спины приводят к искривлению позвоночника, сутулости и другим нарушениям осанки. Все это – признаки усталости, которые влекут за собой снижение работоспособности. Чтобы этого не случилось, необходимо чередовать умственную работу с физической, проводить оздоровительные паузы во время уроков и на переменах.

1. Сядьте поудобнее на стуле. Сделайте 2–3 вдоха и выдоха, удлиняя выдох. Медленно настройтесь на паузу отдыха.

2. Разотрите ладонь о ладонь до появления тепла, помассируйте пальцы. Согретыми ладонями разотрите ушные раковины. Затем пальцами более тщательно промассируйте их миллиметр за миллиметром. Указательные пальцы вставьте в ушные раковины и повибрируйте ими, как бы освобождая от воды. Проделав это, вы почувствуете, что пропали вялость и сонливость, появились бодрость и свежесть.

3. «Напишите» в воздухе носом и подбородком цифры от 1 до 10 или буквы. Делайте это с максимальным поворотом головы (цифры или буквы должны получаться высокими и большими). Можно «рисовать» в воздухе различные предметы, фигуры и так далее, писать добрые слова. При выполнении упражнения нужно двигать шеей плавно, без рывков и излишнего напряжения. Туловище держать неподвижно, спину прямо. Это упражнение улучшает кровообращение головного мозга, работу шейных позвонков, избавляет лицо от наметившегося второго подбородка.

4. «Музыкальный биомассаж» (развитие чувственного восприятия музыки). Участники пропевают про себя все звуки, активизируя соответствующие ощущения: до – словно тяжелым молотом бьет, звенит, гудит в макушке; ре – вибрация, щекотание в горле; ми – ласкает, поглаживает в области сердца; фа – заполняет энергией, звенит в солнечном сплетении; соль – вибрирует в пупке; ля – вибрирует в копчике; си – звенит в коленях; до – молотом бьет в ступнях и в обратном порядке.

5. Синестезия звуков («цветной слух»). Можно использовать какой-нибудь инструмент или магнитофон. Работает вся группа. Задача: воспроизвести (передать) образ звука в движении, цвете, форме, эмоции. Затем работа по представлению: то же самое для звуков вспоминаемых, воображаемых – прибой, колокол и пр. (3–4 звука).

6. «Поза дерева». Стоя или сидя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Плавно поднимите руки вверх, потянитесь всем телом. Внимание – на позвоночнике. Дыхание произвольное, спокойное. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.

Это упражнение можно варьировать, изображая пальцами листочки, медленно шелестящие под тихим спокойным ветерком, руками – ветки, шуршащие при умеренном ветре, телом – ствол, раскачивающийся под сильным, ураганным ветром, и так далее. Здесь уже все зависит от творчества, фантазии учителя и учеников. Можно использовать как специально подобранные музыкальные фрагменты, так и музыкальный материал урока.

7. «Божественная поза». Сидя или стоя, руки опущены. Заведя руки за спину, соедините их ладонями вместе. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните. Дыхание произвольное, спокойное. Удерживайте позу 20–30 секунд. Затем медленно вернитесь в исходное положение. Это упражнение дает возможность дышать полной грудью, вызывает чувство легкости. Если ученики, сидя за партами во время урока, вспомнят эту позу, то их спина будет всегда прямой.

8. «Поза льва». Это упражнение, несмотря на свой устрашающий вид, не имеет себе равных при лечении различных заболеваний горла, особенно ангины. Сядьте на пятки или на стул. Положите руки на колени. Можно делать упражнение стоя, приняв положение льва. Сделайте глубокий вдох-выдох и высуньте язык как можно дальше. Одновременно напрягите и растопырьте пальцы, откройте широко рот и вытаращите глаза. Напрягите шею и все тело (в особенности горло). Держите эту позу несколько секунд, сохраняя напряжение, потом расслабьтесь. Позже несколько измените исходное положение: скрестите ноги в лодыжке и сядьте на скрещенные пятки.

Это упражнение выполняется 2–3 раза, но при болях в горле его следует выполнять 6–10 раз в течение дня. Действие позы льва обусловлено стимуляцией притока крови к горлу. Эта поза хорошо массирует и тонизирует мышцы и связки горла и в то же время укрепляет и взбадривает все тело. При увеличенных миндалинах и при обостренной восприимчивости к инфекциям это упражнение следует выполнять ежедневно.


Найдите часы, которые отличаются от остальных:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сколько таких часов?

Запишите их номера:


2

2

2

2

2

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

7

7

7

7

7

8

8

8

8

8

3

3

3

3

3

12

12

12

12

12

9

9

9

9

9

10

10

10

10

10

11

11

11

11

11

6

6

6

6

6

1

1

1

1

1




СЕКУНДА

МИНУТА

ЧАС

СУТКИ

НЕДЕЛЯ

МЕСЯЦ

ГОД

МИНУТА

ЧАС

1 час = 60 минут

60 минут : 2 = 30 минут

30 минут :2 =15 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения

План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""

Игра-путешествие  «Земля - наш дом».  Цели:  ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...

КТП для факультатива по русскому языку для 8 класса "Коррекционно-развивающее обучение по орфографии" 17 часов (Excel)

КТП для факультатива по русскому языку для 8 класса "Коррекционно-развивающее обучение по орфографии". Рассчитан на  0.5 часа в неделю / 17 часов в год (Excel)...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Осенняя пора»...

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога Тема: «Часы и время».

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектологаТема: «Часы и время».Автор: учитель – дефектолог первой квалификационной категорииАннотация:Добрый день уважаемые члены жюри. Пред...