Главные вкладки

    Проект на тему:
    «Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

    Сердюкова Марина Ивановна

    Инновационный проект цель которого "формирование планетарного мировоззрения, потребности в здоровом образе жизни, как основе психически и нравственно здоровой личности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc153 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационный педагогический         проект

    «Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся, в условиях общеобразовательной школы»

    Цель:     формирование планетарного мировоззрения, потребности в

                    здоровом образе жизни, как основе психического и нравственного

                    здоровья личности

                           

    Педагогические задачи:

    •  обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация посредством вовлечения в туристско-краеведческую деятельность
    • коррекция недостатков, традиционно сложившихся в системе образования; совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся через занятия туризмом
    • воспитание ответственности за себя и других, взаимоуважения, морально-волевых качеств

                                                     Содержание:

    1. Введение

    2.Основная часть:

    2.1 система туристско-краеведческой деятельности в школе:

    -         Содержание туристско-краеведческой деятельности

    -         Качество и количество туристско-краеведческой деятельности

    -   Мероприятия, направленные на развитие туристско-краеведческой системы в общеобразовательной школе

    2.2 социальная адаптация средствами туризма

    2.3 поддержание и улучшение физического и психического здоровья школьников посредством занятий туризмом

    2.4 воспитание нравственности на уроках туризма и во внеурочное время

    3. Динамика результативности развития туристско-краеведческой деятельности за период с 2013 по 2015 годы

    4.Перспективы развития туристско-краеведческой деятельности

    5. Литература

    6.Авторская программа по туризму для общеобразовательных школ и системы дополнительного образования

              

    1. Введение

    Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». От чего же зависит здоровье человека? Ученые медики доказали, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% - зависит от наследственных факторов, 20% - от внешне средовых условий, т.е. в конечном итоге от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они, как выяснилось, зависят от самого человека от того образа жизни, который он ведет. По выражению академика Н.А. Амосова «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

            К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом месте. Особенно это касается молодых людей, которые  (как они сами думают), пока еще здоровы. И поэтому ответственность за их соматическое, физическое, психическое и нравственное здоровье целиком и полностью ложится на семью и школу. Именно поэтому данный проект является актуальным, так как правильно организованная туристско-краеведческая работа в общеобразовательной школе может решить проблему (хотя бы частично) сбережения здоровья подрастающего поколения в широком смысле этого слова.

            Туристическая деятельность решает ряд образовательных и воспитательных задач, ведь любой вид туристского путешествия от простой экскурсии до многодневного похода – непременно обогащает человека  новой информацией, развивает его интеллект. Это свойство туризма лежит на поверхности, оно очевидно, неоспоримо и не требует доказательств. Совершенно справедливо, что педагогика использует в первую очередь информативность туризма. Особо надо выделить активизацию аналитических  способностей учащихся. Аналитическое мышление может развиваться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения.

              Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к природе, к труду, к Родине. Одновременно происходит пробуждение эстетического чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания  таких чувств нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.

                 Богатство впечатлений  рождает ощущение полноты жизни, наслаждение  ею. Хорошо известно мнение великого русского педагога К.Д. Ушинского «…зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день,  проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его головой овладевает кокой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

                  Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремление к физическому совершенству.

                  Воздействие на ум, тело и душу растущего человека невозможно вести последовательно: сначала отшлифовать одну грань, затем другую и под конец третью. Процесс обработки идет по всем направлениям одновременно, И это разностороннее, комплексное воздействие на личность ребенка является  основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной туристско-краеведческой  работы.

                   В настоящее время, когда школа практически устранилась от воспитания подрастающего поколения, оставив себе лишь функцию обучения, туристско-краеведческая деятельность может помочь ликвидировать этот пробел. Причем  воспитательная роль туризма заключается не только в благоприятном воздействии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников, в становлении педагогики сотрудничества.

    2.1        Система туристско-краеведческой деятельности в школе

             Учитель, познавший туризм и полюбивший его, сначала испытывает восторг, состояние эйфории от великолепных педагогических возможностей, которые открываются в туризме. Немного угомонившись, учитель начинает смотреть на дело спокойней. И…задается вопросом: - «почему я один?». Как оторвать воспитателей от стульев – их основной педагогической платформы?

             Над этим вопросом бьются многие – и администраторы, и рядовые учителя, и работники органов образования, и деятели учреждений дополнительного образования. И в поисках истины энтузиасты школьного туризма часто употребляют термин – система туристско-краеведческой деятельности. Чем же характеризуется и как выглядит система – «этот стройный ряд», это «целое, составляющее совокупность частей, связанных общей функцией»? Конкретно об этом нигде не говорится, но нельзя работать, не разобравшись в главном.

                Всякая система – стройный ряд частей, образующих целое, - характеризуется такими категориями:

    • функциональным назначением (целью);
    • содержанием и сущностью (из чего состоит, что есть главное содержание);
    • качественной и количественной стороной;
    • саморазвитием (последовательностью, ступенчатостью, саморегулированием);
    • «площадью» на которую она распространяется (т.е. распространенностью, охватом объектов).

           В нашем случае целью создания системы туристско-краеведческой

    деятельности, как мы уже выяснили, является создание условий для привлечения как можно большего числа учащихся к занятиям туризмом, как средству воспитания физически, психически и нравственно здоровой личности.

    Содержание туристско-краеведческой деятельности

                Формами  работы в школе, которые и составляют содержание  туристско-краеведческой деятельности, являются: уроки туризма, экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия  и экспедиции, детские объединения, клубы, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи, уроки, семинары, туристские лагеря, учебно-тренировочные сборы, профильные смены.  Это многообразие форм обеспечивает комплексный характер в обучении, воспитании, оздоровлении, профессиональной ориентации.

                Не все части равнозначны. Следует выделить группу из шести  наиболее важных элементов:  походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Именно  они составляют костяк, основное ядро содержания туристско-краеведческой деятельности.

                 Но сущностью туристской работы, ее главным звеном, тем зерном, без которого нет туризма, является поход. Только поход, является самой комплексной формой туризма, позволяющей одноразово достигать целей, которые ставятся в туристско-краеведческой деятельности.

             

    Качество и количество туристско-краеведческой деятельности

             Качественную сторону туристско-краеведческой деятельности можно легко определить, выяснив, что такое бессистемность. Это очевидно разрушенность целого, разрозненность его частей, т.е. такое состояние работы, когда реализуются лишь отдельные части, используется лишь одно или две, три формы из множества и без продуктивной связи между ними.

             Например, в школе проводятся походы и туристские соревнования, но нет краеведческой работы или наоборот - идет поток по краеведческой теме, создается музей, проводятся конференции, но почти нет походов или они идут вне связи с краеведением, с поисковой тематикой.

               К понятию системы туризма надо подходить диалектически, учитывая, что она должна развиваться от нуля, проходя все стадии своего развития.

               Итак мы выяснили качественную сторону содержания туристско-краеведческой деятельности, теперь надо разобраться в количественной стороне дела.

                Какое же количество часов на туризм требуется отводить в школе?

              Этот вопрос лучше рассмотреть в отношении доминанты туристско-краеведческой деятельности - походов. В приказе Министерства образования № 190 записана мягкая лозунговая формулировка «Шире использовать туризм, краеведение, экскурсии в учебно-воспитательном процессе. Регулярно проводить походы и экскурсии». Но какова должна быть их регулярность? Общее количество проведенных школой походов не определяет полностью уровень развития детского туризма в школе. Нет такой прямой пропорциональной зависимости: чем больше походов, тем выше уровень. Походов может быть много, но все они однодневные, степенные, здесь говорить о высоком уровне не приходится. Такие показатели – верный признак отсутствия в школе секционной кружковой работы в школе. Здесь школьники лишены перспективы, они из года в год ходят в маленькие походы, их мастерство, туристский опыт не растет, их  туристские интересы искусственно урезаны.

                Часто наблюдается обратная картина, когда в школе проводятся походы высокой сложности и их много, но  и эта картина не раскрывает полностью уровень развития туризма в школе, ибо в таких показателях замаскирована обычная ситуация: один - два учителя интенсивно ходят в походы со своими классами (кружками), а больше никто не ходит. Фактический охват учащихся 30 – 40 человек. Ясно, что в школе отсутствует массовая туристская работа.

                 Главное в определении  количественной стороны дела: нужен комплекс – количество, разнообразие и охват детей походами. Чем выше охват, тем выше уровень развития системы туристско-краеведческой деятельности.

                  Безусловно, туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени. Здесь следует разделить туризм на две ветви: малый туризм (массовый туризм) и большой туризм (любительский туризм).

    • «малый туризм» - для большого числа учащихся;
    • «большой туризм» - для малого числа учащихся.

    Малый туризм

    Большой туризм

    • Уроки
    • Однодневные походы
    • Экскурсии
    • Практические занятия на местности
    • Школьные соревнования
    • Школьный туристский слет
    • Творческие конкурсы
    • Краеведческие конференции

    • Внеурочная работа (занятия в секции или объединении)
    • Многодневные походы
    • Практические занятия на местности
    • Туристские соревнования регионального, краевого федерального уровня
    • Краевой туристский слет
    • Краеведческие мероприятия регионального, краевого, федерального уровня

                   Необходим баланс массового и любительского туризма. Оба направления тесно взаимосвязаны,  дополняют и взаимообеспечивают  друг друга: массовый туризм питает любительский, а квалифицированные туристы  укрепляют и развивают массовый.

                   Все хорошо в меру. Надо идти от детей, от их  интересов, увлечений, склонностей. Надо разобраться каково отношение реальных школьников к туризму и краеведению. Приведу данные, проведенного мною социологического опроса, после первого однодневного похода в группах классов с 5-го по 7-й (137 человек), в них четко просматривается четыре группы. Впрочем, первая еще до похода обнаруживает себя.

    Кол-во учащихся

    Участие в походах

    Отношение (мотивы, причины)

    61

    Почти никогда не участвует

    Не интересуется  туризмом, имеет другие увлечения. Боится походов, испытывает неприязнь к спортивным походам. Не разрешают родители. Не позволяет здоровье.

    47

    Участвует редко

    Участвует по требованию учителя, подчиняется приказу, общей воле класса. Участвует из «стадных» побуждений. Идет в поход без интереса, имеет другие увлечения.

    24

    Участвует часто

    Участвует с удовольствием, но интересуется лишь внешней стороной дела – романтикой приключений. Родители даже поощряют (бывают в походах с родителями, родственниками). Глубокого творческого интереса к туризму не имеет. Его «завтрашняя радость» лежит  не в этой области

    5

    Почти всегда участвуют

    Туризм – главное увлечение. В нем видит жизненный интерес, мечтает о разрядах, о звании мастера спорта, мечтает стать ученым – путешественником, открывателем. В туризме находит свое «лицо». В классе может быть отстающим, в походе - ведущим.

    А вот результаты этой же группы учащихся через полтора года работы в школе туристского кружка по группам классов и введения в образовательный процесс уроков туризма, как третьего часа по физкультуре.

    Группа

    первая

    вторая

    третья

    четвертая

    Количество учащихся

    18

    40

    63

    16

    Это ли не реальный результат работы по профилактике безнадзорности и правонарушений. В нашей школе на настоящий момент классно-урочной формой занятий по туризму охвачены учащиеся со второго по девятый класс, уроки туризма ведутся как третий час физкультуры. Согласно учебному плану осенью и весной проводятся выездные уроки по спортивному ориентированию на местности, отработке туристической технике.

                  «Производство» туризма должно быть сбалансировано с его «потреблением», точнее – с потребностями  учащихся. Но следует помнить, что с повышением уровня туристско-краеведческой работы у детей возрастает и потребность  в туризме -  аппетит приходит во время еды. Интересы детей бурно развиваются: кому-то хватает однодневного похода, а кому-то, за первой категорией сложности подавай вторую, поэтому в школе должны работать туристские объединения - важная составляющая системы туристско-краеведческой деятельности, без неё нельзя построить цельную систему и следовательно полномасштабно реализовать идею о широком использовании туризма и краеведения в учебно-воспитательном процессе.

                 Особенное  внимание в школе должны уделять наиболее горячим сторонникам туризма и организовать их в объединения, в которых вырастут будущие разрядники, инструкторы, организаторы и пропагандисты туризма. Актив заядлых туристов это катализатор процесса становления туристско-краеведческой деятельности, без него система задохнется застоем.

                  Работа кружка должна быть рассчитана на несколько лет. Одной из  главных перспективных задач объединения является воспитание туристского актива – инструкторов, проводников, судей, экскурсоводов. Актив берет на себя обслуживание классного туризма и общешкольных туристско-краеведческих мероприятий, т.е. «производство» туризма.

                   Далеко не каждый из школьников приходит в объединение с целью помочь руководителю в воспитании молодежи. Дети приходят в объединение получить удовольствие, причем – каждый свое. Они приходят «потреблять» туризм, «производство» их мало интересует. Задача педагога исподволь сформировать более глубокие интересы, помочь ребятам сформулировать цель общего дела, которая должна родиться в самом коллективе, а не быть принесенной извне  в готовом виде.

                   В работе объединения важно правильно организовать поисковую и исследовательскую деятельность: сбор информации о предполагаемом районе путешествия, изучение документов, карт. Результатом похода может стать выставка, экспозиция, экологическая тропа. У ребят необходимо развивать спортивное мастерство, то есть, умения преодолевать естественные препятствия в походах,  сложные технические дистанции на соревнованиях.

                   Показателем мастерства являются значки и разряды, звания. Поощряя стремление к высотам туристского спортивного мастерства, следует  отмечать не сами победы и разряды,  а то,  что за ними стоит: преодоление себя, трудолюбие, упорство, настойчивость. Развивать культ полезной деятельности, добрых дел.

                     Очень важны как для группы, в общем, так и для каждого ребенка в частности  коллективные победы. Это отражается на сплоченности группы. Это не только психологическая совместимость, дружба, это фактор безопасности, и в смысле отсутствия конфликтов, и в смысле прохождения сложных участков на маршруте.

                     Очень важно, чтобы о достижениях школьного туристского объединения знали в школе, это работает не только на авторитет команды и руководителя, но и поощряет стремление  к достижению вершин туристского мастерства, воспитывает презрение к пустому отдыху, бивуачному разложению.

     

    Мероприятия, направленные на развитие

    туристско-краеведческой системы в общеобразовательной школе

    1.    Организационное направление

    • Планирование ТКД.
    • Подготовка и проведение общешкольных дел (массовые походы, слеты, соревнования, экскурсии, конференции, туристские праздники и т.д.).
    • Оформление значков, званий, разрядов.
    • Связь с организациями и учреждениями.
    • Работа по созданию и использованию материальной базы.
    • Учет туристской работы.

    2.    Агитационное направление

    • Выпуск стенгазет, плакатов,  листовок по вопросам ТКД
    • Изучение общественного мнения среди школьников, родителей, учителей.
    • Проведение бесед по классам.

    3.    Учебно-методическое направление

    • Создание туристского кабинета или методического уголка.
    • Комплектование и обслуживание библиотечки.
    • Создание и работа объединений юных туристов.
    • Подготовка кадров.
    • Разработка пособий, методичек.

    4.  Краеведческое направление

    • Подготовка (разведка маршрутов) походов и экскурсий.
    • Создание фонда топографических карт.
    • Съемки кино и видеофильмов, слайдов.
    • Создание краеведческого уголка.
    • Комплектование библиотеки отчетов о проведенных походах.
    • Разработка заданий для участников походов и экспедиций.
    • Проверка готовности групп к походам

    2.2      Социальная адаптация средствами туризма

     В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

               Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития. В туристском походе устраняется разрыв между идейно-нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.

               Педагогическая теория знает, как важен для воспитания ума и характера собственный опыт. Но очень часто педагогическая практика не хочет рисковать своим реноме. Для нее спокойные формы работы, не требующие лишних хлопот и риска предпочтительнее, и она оставляет приоритет за словесным методом воспитания детей. Хоть и не мала воспитательная роль бесед и фильмов, уроков мужества и встреч с интересными людьми,  тренингов и вечеров, они не могут дать желаемых результатов, ибо здесь все словесно, книжно, и не подкреплено собственным опытом самодействия. Воспитывая патриотизм, смелость и мужество только таким образом, мы можем получить обратный результат, когда по выражению А.С. Макаренко «…вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг только объект для глазения».

            Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи

    норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка – ответственная взаимозависимость. Понимание  элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье.

          Современные школьники постоянно находятся в положении опекаемых. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходим дефицит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни.

            Необходимость возникает только в ситуации высокого напряжения, между потребностями и возможностями, в ситуации лишений. Вот здесь-то и возникает то ценное для педагогики положение, когда человеку надо (очень надо!), но, чтобы удовлетворить потребность, он должен поработать. В трудных условиях походной жизни, в ситуации лишений привычного комфорта труд становится единственным средством удовлетворения многочисленных  «надо». К сожалению, к туризму издавна прилипла этикетка – «лучший отдых». А между тем детский  туризм – великолепное, чудодейственное средство воспитания  трудолюбия. В походе дети фактически вступают в некое новое социально-экономическое образование, где каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать. По сути,  это коллектив по производству собственных жизненных благ, но не ради самих благ, а во имя достижения общих целей, добровольно поставленных и согласованных между собой.

    Примеры приобретенных навыков на практических занятиях или в походах

    Раздел

    Содержание

    Приобретенный навык

    Туристский быт

    Требования к месту бивуака.

    Снаряжение для организации туристского быта.

    Способы хранения кухонных и костровых принадлежностей.

    Правила транспортировки газового оборудования.

    Правила упаковки и транспортировки продуктов.

    Выбор места для бивуака.

    Оборудование места для приготовления и  приема пищи.

    Приготовление и упаковка продуктов питания с целью транспортировки на дальние расстояния.

    Разведение костра в любых походных условиях.

    Заготовка дров работа пилой и топором.

    Работа с газовыми горелками в условиях высокогорья.

    Приготовление пищи на костре и газовых горелках.

    Установка палаток разных модификаций в лесу, на каменистых площадках, на льду.

         Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего жизненного опыта  принимать решения и нести за них ответственность. В. П. Вахтеров еще в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение».

           Право решать – обязывающее право. Каждое решение  влечёт за собой  ответственность, принимающий решение понимает, что есть вероятность ошибки. И человек приучается к самоконтролю и взвешенности, к проверке идей практикой.

              Человек познаётся до конца, в час лишений. Но эта минута, этот момент  - начало чего–то нового.  Этот час испытания – этап в развитии человека. В этот момент он обстоятельствами создаётся - кристаллизуется, шлифуется, развивается  в ту или в другую сторону.

         Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим  средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально – экономических  условиях  проявляется в массовых явлениях наркомании, токсикомании, алкоголизма, дромомании.

    2.3           Улучшение физического и психического здоровья школьников посредством занятий туризмом

    В настоящее время принято выделять четыре компонента здоровья:

    1. Соматическое – состояние органов и систем человека;
    2. Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма – основу которого составляют морфологические и функциональные резервы;
    3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которой составляет состояние душевного комфорта. Такое состояние обусловлено как биологическими, так   и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения;
    4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизни, - основу которой составляет система ценностей,   установок и мотивов поведения индивида в обществе. Оно связано с    общечеловеческими понятиями добра, любви и красоты.        

    В упрощенном и в тоже время в обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:

    • для соматического и физического здоровья - я могу;
    • для психического – я хочу
    • для нравственного – я должен.

    Каким же образом реализуются эти составляющие здоровья на занятиях по туризму?

    Всякая  туристско-краеведческая деятельность предполагает серьезную двигательную активность.  Оптимальный режим физических нагрузок, благотворное воздействие природы, соблюдение правил гигиены, рациональное питание – все это   способствует физическому развитию школьников.

             Факторы постоянного движения, физических нагрузок в сочетании с природными факторами плюс фактор дискомфорта, необходимость довольствоваться малым, терпеть неудобства, лишения – это обычные составляющие туристского похода. Условия похода не позволяют  организму   расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых ребенок ранее даже не подозревал. В походе соперником выступает географическая среда, сама природа становится главным помощником педагога в воспитании физических качеств школьника. Независимо от его сознания  и желания  происходит тренировка терморегуляторного аппарата, стимуляция защитных сил организма, снижение чувствительности к вредным воздействиям внешней среды. Длительное пребывание на свежем воздухе повышает обменные процессы, действует на сосуды и нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма.

           На основании 4-х летних наблюдений за учащимися занимающимися туризмом на уроках и во внеурочное время, подтверждаются факты улучшения самочувствия, увеличения объема грудной клетки, уменьшения частоты дыхания и увеличения становой силы. Анализ исходных и повторных данных  показал, что увеличивается объем, легких у юношей на 100мм, у девушек - на 120мм.

           При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченного маршрута – это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Но и это не так. Еще основоположник научной системы физического образования в России П.Ф. Лесгафт доказал, что умственное развитие находится в прямой связи с его физическим развитием, физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

            Когда современная педагогика осознает важность физических движений для развития ума, тогда она получит в туризме новое более мощное средство влияния на развитие учащегося. «Лишь широкая и разносторонняя жизнь тела во всем разнообразии его восприятий, доставляемых им мозгу, может дать широкую и энергичную жизнь и самому мозгу» - писал В.Вересаев.

            Невозможно спорить и с тем, что походы, экскурсии, тренировки на свежем воздухе имеют огромное психотерапевтическое воздействие. Даже однодневные походы снимают нервное напряжение, восстанавливается психофизическое функционирование, организм достаточно легко принимает физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

            Не раз от педагогов приходилось слышать, что в понедельник после однодневного похода, даже самые моторные из детей  «становятся какими-то другими, выглядят более спокойными и разумными».

            Важны и яркие впечатления, положительные эмоции, которыми насыщены туристские путешествия: какой восторг вызывает у ребят снег в июльский  зной, и облака под ногами.

             Как замечено выше психическое здоровье личности зависит от возможности удовлетворения  потребностей. Массовая  школа ориентирована на удовлетворение  познавательной потребности. В то время как деятельность ребенка организуется как удовлетворение многих других ведущих потребностей саморазвития личности.

           А.А. Ухтомский  определяет деятельность, в том числе и туристско- краеведческую, как полигон для успешной, продуктивной самостоятельной деятельности во всем спектре личностных потребностей. Туристско-краеведческая деятельность дает практический тренинг самостоятельности, опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности. У ребенка формируется положительная «Я - концепция» (Я - могу,  Я - способен,  Я - нужен,  Я - творю,  Я – свободен, Я – выбираю).

            Туристско-краеведческая деятельность обладает массой возможностей для удовлетворения потребностей личности как социальных, так и духовных. Туризм дает возможность ребенку для реализации его многих «само».

    • Самосовершенствование  - через труд и спортивную тренировку;
    • Самоутверждение - через победу над соперником;
    • Самоуважение - через победу над собой;
    • Самовыражение - через творчество, любовь, красоту;
    • Самоопределение - через исследование себя и окружающего мира;
    • Самостоятельность - через свободу, независимость;
    • Самореализация – через достижение целей за счет использования своего потенциала, всех возможностей, полученных от природы и приобретенных в опыте.

          Механизм потребностей настолько велик, что если они не удовлетворяются в прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной (асоциальное поведении, стремление к власти, деньгам, славе, даже путем обмана и т.д.).

     2.4      Воспитание нравственности на уроках туризма и во внеурочное время

              В походе, экспедиции, на соревнованиях объективные условия действительности создают реальные возможности для формирования сознательного поведения чувства ответственности  и долга. Объективные условия позволяют формировать нравственные убеждения в их высшем проявлении – единстве интеллекта, эмоций, чувств, поведения и деятельности.

              Когда детская походная группа удаляется от цивилизации. К участникам похода очень быстро приходит понимание, что теперь можно рассчитывать только на свои силы и помощь товарищей, и их  детскую беззаботность как рукой снимает. Каждый из ребят понимает, что от действий каждого из них зависит благополучие всей группы, и каждого в отдельности. В автономных условиях сотрудничество становится необходимым средством выживания. Дисциплина в походе – это не слепое послушание, а сознательное, активное стремление каждого участника к  выполнению своего  долга перед коллективом. Общественная значимость, единые цели и задачи коллектива цементируют отношения в группе. Если школа формирует  нравственные отношения, то туристско-краеведческая деятельность служит основой для закрепления их в поступках. В походе раскрывается основной нравственный аспект подрастающего человека – сочетание личного и коллективного. Здесь проходят испытание такие морально-волевые качества, как честность, смелость, решительность, дисциплинированность, организованность, принципиальность, доброта, отзывчивость и товарищество.

              Изучение родного края, краеведческие наблюдения и исследования,   воспитывают любовь к Родине. Не потому ли,  многие наши соотечественники стремятся покинуть Родину, что они ее не знают. Правильно организованный туризм, позволяет развивать эстетические вкусы школьников, их ощущение и понимание прекрасного, способствует формированию патриотизма, высокого чувства гражданственности.

               Неотъемлемой частью туристско-краеведческой работы является экологическое воспитание, которое начинается с общения с природой. Это сложный психологический процесс. К.Д. Ушинский писал: «… в любви человека к родным местам проявляется глубокий, полный, мысли и чувства голос родной природы». Природа пробуждает в детях гуманные чувства и стремления, учит воспринимать гармонию жизни. В 2014 году школа стала городской экспериментальной площадкой по экологическому воспитанию и образованию учащихся, в рамках работы по эксперименту туристско-краеведческой работе отводится главенствующая роль.

               

     Динамика результативности развития системы туристско-краеведческой работы в школе за период с 2013 по 2015 годы

     В природе нет ни одного предмета или явления, которые находились бы в состоянии покоя  - все находится в развитии. И всякая система, в том, числе и система работы, должна развиваться и быть динамичной, иначе она постепенно омертвеет.

                      Ю.С. Константинов, директор Федерального ЦДЮТ, предлагает следующую систему оценки туристско-краеведческой деятельности в школе:

    Массовый туризм

    Уровни

    Среднее

    кол-во походов

    на класс

    Участие классов в походах

    Охват детей походами

    Туристические

    значки

    Массовые туристские

    мероприятия

    Низкий

    Менее одного

    Участвуют отдельные классы

    Около 10%

    Единицы

    Нет

    Средний

    До 2-х

    За редким исключением все классы один раз были в походе (на прогулке)

    Около 30%

    Около 5%

    Один школьный  

    туристический слет в году, туристский вечер

    Высокий

    3

    Все классы провели

    2-3 похода

    Менее

    50%

    20%

    Турлагерь, слет с широкой программой соревнований, кабинет туризма

    Высший

    5

    Все классы не менее 3-походов и прогулок

    Около

    80%

    Более  50%

    Лагерь зимой и летом, 2 слета, турбаза, музей, кабинет туризма

    Любительский туризм

    Уровни

    Кол-во кружков

    Кол-во сложных

    походов

    Кол-во

    разрядников

    Подготовка

    кадров

    Низкий

    нет

    1-2 похода 3-ей степени

    нет

    нет

    Средний

    1-2

    3-5 степенных

    1 -2 похода I к.с.

    2%

    Случайные единицы, подготовленные вне школы

    Высокий

    Не менее двух

    Разного профиля по видам туризма и краеведения

    Много степенных несколько категорийных

    (в  т.ч. II к.т.)

    Не менее

    5%

    Семинар младших инструкторов. Семинар

    классных турорганизаторов.

    Высший

    Школьный туристический клуб, кружки в классах всех параллелей

    Степенные по количеству классов. Категорийные походы в т.ч. III к.с.

    Около 20%

    Школа младших инструкторов, судей, экскурсоводов; семинар классных турорганизаторов.

               В соответствии с этой уровневой системой на настоящий момент систему развития туристической  работы в школе можно отнести к среднему уровню, как в области массового, так и любительского туризма, тогда как в 2011 году он был на низком уровне.  Положительная динамика наиболее ярко прослеживается  с 2013 года, на что сказалось улучшение МТБ, введение уроков туризма в учебный план школы, система проведения походов выходного дня.

    Для успешного продолжения развития системы туристско-краеведческой деятельности необходимо развивать внешние связи школьного туризма с различными учреждениями и организациями: территориальными Центрами детско-юношеского туризма, музеями, обществами, экологическими и природоохранными организациями, редакциями газет, высшими учебными заведениями, различными обществами и клубами. На протяжении ряда лет наша школа  успешно и продуктивно сотрудничает с Краевым Центром Экологии Туризма и Краеведения и его филиалом в г. Пятигорске, где проводятся тренировочные занятия по туристской технике и спортивному ориентированию, организуется активный отдых детей. За 2014 год было проведено 16 походов выходного дня, 3 многодневных похода из них два похода II степени сложности и один поход I категории сложности в районе Западного Кавказа, 8 школьных соревнований по туристской технике, спортивному ориентированию, скалолазанию. Работа, организованная таким образом, принесла и свои результаты:

    - командное второе место в конкурсе «Многодневный туристский поход» на слете юных туристов-краеведов Ставрополья

    - командное второе место в конкурсе «Спортивное ориентирование» на слете юных туристов-краеведов Ставрополья

    - победа в личном первенстве (II и III места) в соревнованиях на Кубок Ставропольского края по спортивному ориентированию

    Перспективы

    Признаком высокой степени развития системы туристско-краеведческой деятельности является ее разомкнутость – выход за пределы школы. Это работа в системе города. Сотрудничество с другими школами, учреждениями дополнительного образования, проведение туристских  слетов школьников и учителей, организация соревнований, конференций, летнего туристского лагеря, семинаров, курсов подготовки кадров и актива.

     Нам есть еще над чем работать!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

    По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

    Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися в условиях коррекционной школы YIII вида на уроках социально-бытовой ориентировки.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим важную роль составляют специальные занятия по соци...

    «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы»

    Организация проектной и  исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационн...

    Формирование естественнонаучной грамотности учащихся в условиях модели школы полного дня

    Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам ес...

    Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"

    содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...

    Художественное развитие учащихся в условиях общеобразовательной школы

    В статье рассматривается термин "художественное развитие"....

    Проект "Туристско-краеведческая деятельность как основа социализации личности и формирования коммуникационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы для повышения уровня мотивации у учащихся"

    Туристическая деятельность – одна из форм повышения мотивации учащихся к изучению истории своей малой Родины.Решает ряд воспитательных и образовательных задач...