Узелковый батик
методическая разработка на тему

Бигильдина Татьяна Ефимовна

Разработка занятия объединения "Мастерская батика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uzelkovyy_batik.doc196.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_uzelkovyy.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка

«Узелковый батик»

(комплект занятий 4 часа)

                                                                 Автор: педагог МБОУ ДО ДПШ

                                                                             г. Янаул:

                                                                Татьяна Ефимовна Бигильдина

 2015

Тема: «Узелковый батик». (4ч.).

        Цель: Научить детей выполнять узелковый батик.

        Задачи: 

Обучающие:

- познакомить детей с одним из методов выполнения батика – «узелковый батик».

- познакомить детей с изобразительным искусством эпохи палеолита.

-научить детей выполнять декоративные композиции в стиле наскальных рисунков первобытного человека и применять их в сочетании с узелковым батиком;

Развивающие:

- развитие художественного вкуса;

- Развитие фантазии, творческих способностей обучающихся;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству и изобразительной деятельности;

- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, прививать умение организовать своё рабочее место.

- обогащать внутренний мир детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

        Актуальность: Не смотря на то, что человек в наши дни живёт в огромном мегаполисе, он, так же как и первобытный человек ощущает связь с природой и пытается изображать её. Если древнему человеку не приходилось выбирать изобразительные средства для своего творчества (камень и природные красители), то сегодня таких средств огромное множество. Даже в батике существует множество методов и приёмов. Один из них «узелковый батик». Узелковый батик намного быстрее приводит к конечному результату, что не может не заинтересовать детей. Кроме того, он непредсказуем, сохраняет загадку до конца выполнения работы.

        Новизна: Мы изучили технику холодного батика - приёма довольно трудоёмкого. Узелковый батик – это ещё не знакомая детям техника, которая выполняется довольно просто и быстро. С её помощью можно расписывать большие площади, намного превышающие площадь рабочей рамки для батика, такие, как шарфы, платки, юбки и кофточки.

Занятие 1 (2ч)

Тема занятия: «Узелковый батик  «Розетка» в тёплых тонах. Выполнение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Учебная работа с элементами творчества.

Цель занятия: Научить узелковому методу выполнения батика.

Задачи занятия: расширить кругозор обучающихся в области древнего искусства, развить фантазию, творческий потенциал, эстетические представления и художественный вкус. Воспитание любознательности, любви к истории родного края.

Зрительный ряд:

1.Презентация:

  • Этапы работы в технике «узелковый батик»;
  • Репродукции наскальных рисунков пещер: Альтамира, Ласко, Капова пещера, и африканских наскальных рисунков.
  • Работы художников в технике «батик» в стиле наскальных рисунков.

2.Репродукции наскальных рисунков;

3.Шаблоны изображений в стиле наскальных рисунков.

Материалы:

        1. Ткань капроновая, размер 30х40 см.;

        2. Краски тёплых цветов, разведённые водой 1:2;

        3. Кисти беличьи № 3-4.

        4. Баночки с водой;

        5. Нитки шёлковые;

        6. Фен;

        7. Шаблоны изображений наскальных рисунков древнего человека;

        8. Простой карандаш;

        9. Рамки для батика, формат А-3;

        10. Кнопки канцелярские;

        11. Резервирующий состав чёрного цвета;

        12. Трубочки стеклянные для нанесения крнтура.

План занятия:

1. Приветствие. Сообщение темы занятия ...…………………………….5мин.

2. Теоретическая часть………….………..……………………………….10мин.

3. Выполнение узелкового батика………………………………….…….30мин.

4. Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах………………..10мин.

5. Составление композиции, нанесение резерва…………………………30мин.

6. Завершение занятия …………………………………………………….5мин.

   

Содержание занятия

1.Приветствие:

Это очень лёгкий метод!

Им что хочешь, распиши.
В узел завяжу монетку,
Не на счастье – для души!

День-деньской по льну и хлопку,
навожу я кракелюр.
Развяжу я узел крепкий

И получится  ажур.

        - О чём это стихотворение? (о батике) О каком?

        - Сегодня мы изучим новый метод росписи ткани «узелковый батик». Он интересен тем, что выполняется быстро и с его помощью можно расписывать большие площади.

2. Теоретическая часть (слайды 1-7)

             Узелковый батик - вид художественной росписи ткани, заключается в том, что участок ткани, который должен остаться неокрашенным, перевязывают навощённой нитью или шпагатом, завязывают ткань узлами, ограничивая доступ краски. В ткань завязывают стеклянные шарики, пуговицы, монеты.

     Способы складывания самые разнообразные. Каждый художник изобретает свои способы и получает новые виды рисунка. Завязывать можно тоже по-разному.

Затем ткань смачивают водой и окрашивают. При этом заранее подбирают гармоничное сочетание цветов для окрашивания.

После высыхания, нитки аккуратно разрезают, скрутку разворачивают

В зависимости от способа завязывания, получаются различные виды рисунка

Чем сложнее узлы, тем интереснее рисунок.

Скажите, как можно использовать узелковую роспись?

(для росписи одежды, драпировок и занавесов)

А ещё узелковый батик может служить фоном для других видов росписи. Нам сегодня предстоит выполнить работу в стиле наскальных рисунков первобытного человека. Посмотрите примеры работ на эту тему, выполненные в различных техниках батика (слайды 8-15) Для их выполнения понадобилось бы не менее четырёх занятий. Мы сделаем эту работу за полтора занятия.

3. Выполнение фона для рисунка: (слайды 16-18)

  1. Для этого сделаем скрутку «розетка». Розетку можно выполнить по разному: можно расположить её симметрично, можно нарушить симметрию, сдвинув центр скрутки вверх или в сторону. Можно вообще сделать её из угла ткани.
  2.  Обычно скрутку смачивают водой и хорошенько отжимают. Мы этого делать не будем потому, что работаем c капроновой тканью. А она очень быстро пропитывается красками и без дополнительного смачивания.

   

(Дети сворачивают и перевязывают ткань, педагог показывает, как это делать на примере).

Физкультминутка:

        Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Сели, встали. Сели встали.

И на месте побежали.

  1. Теперь окрасим нашу скрутку  в тёплые цвета. Краски я подготовила заранее. Так как это будет фон, то он не должен получиться слишком ярким. Для этого я развела их в пропорции 1:2. Последовательность цветов выбирайте самостоятельно, чтобы каждая работа была индивидуальной. Получится рисунок «Солнышко». Не переувлажняйте работу. Иначе она будет слишком долго сохнуть.
  2.  Складываем раскрашенные скрутки на блюдо и идём на перемену.

(Во время перемены педагог сушит работы феном).

4.Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах

Мы продолжаем работу над композицией. Разрежем скрутки ножницами.

Техника безопасности:

-Не берите ножницы в руки без надобности;

- Ножницами нужно работать аккуратно, чтобы не порезать ткань;

-Не размахивайте ножницами и не направляйте остиё в сторону товарищей  или к себе;

- Передавайте ножницы друг другу только вперёд кольцами;

- После окончания работы нужно положить ножницы на стол;

 После разрезания ниток, ткань расправляем и натягиваем  на подрамник.

А пока мы готовим ткань к работе девочки расскажут нам о местах, где встречаются наскальные рисунки:

  1. докладчик - Пещера Альтамира; (слайды 19 -24)
  2. докладчик - Пещера Ласко; (слайды 25 -29)
  3. докладчик – Капова пещера; (слайды 30-33)
  4. докладчик – африканские наскальные рисунки; (слайды 34 -39)

5.Составление композиции.

        Теперь, когда мы познакомились с  изобразительным искусством эпохи палеолита, приступим к выполнению рисунков контурами сразу на ткань. При этом надо помнить, что стереть неудавшийся рисунок не получится. Представьте, что у первобытного человека тоже не было такой возможности. Природный краситель так въедается в камень, что сохраняется на десятки тысячелетий до наших дней. Для тех, кому трудно выполнять рисунок контуром, можете сделать предварительный рисунок карандашом и только в крайнем случае воспользоваться шаблонами.

Последовательность нанесения резерва:

- Резервирующий состав в трубочку набирает педагог;

- Для предотвращения вытекания резервирующего состава, трубочку необходимо держать под наклоном, тонким концом вниз, крючком вверх;

- Непосредственно в момент работы крючок трубочки переворачивается вниз и соприкасается с тканью под прямым углом;

- Наносит контур надо сверху, идя постепенно вниз;

- Для предотвращения образования утолщений на рисунке и клякс, необходимо пользоваться ветошью для удаления образовавшихся на конце трубочки капелек резерва.

- Резерв наносится не спеша. При нанесении резерва необходимо следить, чтобы контур не прерывался и был достаточно толстым;

- Чтобы рука не дрожала, необходимо зафиксировать предплечье упором на раму.

(Дети рисуют на ткани контуром, педагог заполняет трубочки резервом, следит за ходом работы, помогает исправлять ошибки).

6.Завершение занятия.

Наше занятие заканчивается, а работа над композицией ещё не завершена. Для высыхания контура понадобится не менее суток. Поэтому роспись рисунков красителями мы сделаем в следующий раз.

Скажите, какова была цель этого занятия? (научиться выполнять узелковый батик).

         Рефлексия: Перед вами картина и наклейки солнышек и туч.

Кто считает, что научился узелковому батику, приклеивает солнышко на картину; кто считает, что не научился – тучку.

        Если имеются тучки на картине, выявляем причины, обсуждаем результат.

        Уборка рабочих мест.

Занятие 2 (2ч.)

Тема занятия: Завершение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Практическая творческая работа.

Цель занятия: Закрепить навыки росписи текстильными красителями.

Задачи занятия: развитие художественного вкуса, воспитание усидчивости, внимания, добросовестного отношения к выполняемому делу.

Зрительный ряд:  Репродукции наскальных рисунков эпохи палеолита.

Материалы:

1. Ткань капроновая, с нанесённым контуром рисунка, натянутая на подрамник А-3;

        2. Краски: черная, коричневая, красная, оранжевая;

        3. Кисти беличьи № 2.

        4. Баночки с водой;

План занятия:

1. Приветствие. Сообщение темы занятия ...…………………………….5мин.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков…………...………………..80мин.

3. Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест…………5мин.

Содержание  занятия

1.Приветствие.

 Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.

        Сегодня мы заканчиваем композицию в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков. Хотя мы будем расписывать фигуры в виде силуэта. Но это будет не чисто чёрный силуэт, а силуэт с добавлением коричневой, красной и охристо-оранжевой краски. Это сблизит наши изображения с наскальными рисунками и сделает их более объёмными.

(Дети раскрашивают фигурки красителями, педагог следит и помогает исправлять ошибки).

Техника безопасности:

  1. Хотя красители «decola» считаются безопасными для детей, нельзя допускать их попадания в рот и на слизистые оболочки;
  2. Пользоваться красками можно только из блюдечка, предварительно набрав их из баночек;
  3. Крышки на баночках необходимо каждый раз закручивать и ставить в коробку.

Физкультминутка в середине занятия:

        1,2,3,4,5

        Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Наклониться-3,4

И на месте поскакать:

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку!

3.Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест.

Примеры работ

Приложение 1

Пещера Альтамира. Находится в Испании. В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Рисунки представляют изображения бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углемохройгематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта. Пещеру Альтамира называют «Сикстинской капеллой» эпохи палеолита.

2. Пещера Ласко. Находится во Франции. Её в 1940 году обнаружили 4 мальчика, которые, играя забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы в эпоху палеолита.

3. Капова пещера. Иначе её называют пещера Шульган-Таш, находится в Бурзянском районе Башкирии. Известна наскальными рисунками эпохи палеолита. «Капова» происходит от слова «Капище», то есть в доисторические времена использовалась как храм.

        Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. Рисунки выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. В пещере имеются изображения не только животных. Так, в верхнем и среднем ярусах учёные обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки находятся в верхем ярусе. Они были нарисованы в эпоху раннего палеолита, когда на планете жили кроманьонцы.

  1. Африканская наскальная живопись.

Африка считается колыбелью человечества, ведь именно на этом материке был найден скелет нашего предка. Черный континент богат наскальной живописью, которую также оставили наши предки. Древние люди Африки жили, охотились, проводили свои обряды.  Они позаботились о том, чтобы их знания не исчезли в сыпучих песках времени, поэтому старательно нанесли на скальную породу самое важное по их мнению. Множество петроглифов по всей Африке говорят об одном, работа древних людей не была напрасной, послание успешно прошло сквозь тысячелетия. Множество неглубоких гротов и пещер испещрены петроглифами, которые описывают жизнь древних африканцев. Как и наскальные рисунки из других регионов мира, на африканских можно полностью проследить историю людей того времени. Сцены охоты достаточно точно передают весь процесс в мельчайших деталях.

Тассили-н-Ажер в Алжире, что означает "Плато Рек" - один из самых известных в Северной Африке, горных массивов с наскальной живописью. Рисунки, найденные там, показывают зеленую Сахару, изобилующую жизнью, которая выглядит абсолютно контрастно по отношению к той засушливой пустыне, которой с тех пор стал этот регион. 

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Узелковый батик"

Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, во­ображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструмен­ты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и...

Узелковый батик (способы сложения ткани)

Схемы сложения ткани в "Узелковом батике"  рекомендую использовать для занятий декоративно-прикладным творчеством как на уроках технологии, так и во внеклассной работе по предмету....

конспект открытого занятия "Технология росписи тканей: Узелковый батик"

Конспект открытого занятия«Технология росписи тканей: Узелковый батик»Педагога дополнительного образования Юдиной Марины НиколаевныСП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Большая Глу...

Мастер-класс "Шейный платок в технике узелкового батика"

Данный мастер-класс проводился в рамках районного семинара-выставки "Наследие наших предков сохраним и приумножим"...

Методическое пособие по технике крашения ткани «Узелковый батик» (для внеклассной работы, проектной деятельности и уроков технологии) 5-8 класс

Учебно-методическое пособие «Узелковый батик» предназначено учителям технологии, педагогам дополнительного образования, организующим декоративно-прикладное творчество детей. В пособии...

Мастер-класс ручная работа в технике узелковый батик "Платочек"

Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних времен. На протяжении многих веков предметы из батика высоко ценились, а мастерство некоторых художников достигало невероятного уровня...

Тема урока: Роспись ткани в технике «Узелковый батик»

Цель урока: познакомиться с искусством техники «Узелковый батик»....