Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления «Воспитание молодых югорчан» в Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО-Югры
материал на тему

МБОУ "Варьеганская ОСШ"

Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления

«Воспитание молодых югорчан»

в Концепции развития воспитания в системе общего образования

 ХМАО-Югры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_05.04.13.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Курманалиева

Гузель Хайрулловна,

заместитель директора по ВР

МБОУ ЦДОД «Радуга» пгт. Новоаганск

05.04.2013г.

Доклад: Разработка воспитательного компонента образовательной программы для реализации направления

«Воспитание молодых югорчан»

в Концепции развития воспитания в системе общего образования

 ХМАО-Югры

 « Человек может стать человеком

только путем воспитания.

Он-то, что делает из него воспитание.»

И. Кант.

Воспитание мы рассматриваем, как процесс развития личности через создание благоприятных условий. То есть управлять развитием личности  - это значит создавать благоприятные условия для его всестороннего развития (по В.Караковскому). В современном российском обществе, мыслящем в рамках так называемой общемировой цивилизации, приоритетными признаются гуманистические ценности: Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура, Человек, Семья.

Ценностное отношение выражается в таких признаках личностного роста как гражданственность и патриотизм, миротворчество, неприятие насилия, трудолюбие, стремление к творчеству, любознательность, гуманность и милосердие, толерантность, забота о природе и здоровый образ жизни.

         В концепции модернизации российской системы образования определяется важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и подростков.

В настоящее время реформируется вся система образования в России. Происходящие изменения, прежде всего касающиеся становления вариативного образования, придают дополнительному образованию особую активность. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов деятельности, формирования его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Следовательно, сфера дополнительного образования учащихся может рассматриваться как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы  вариативного образования, а дополнительное образование центром мотивационного развития личности, ее самореализацией и профессиональным самоопределением.

Дополнительное образование не может рассматриваться как придаток к школе. Этот вид образования – самостоятельный и самоценный, так как чем выше уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, который сама школа в полной мере удовлетворить не может.

Дополнительное образование  -  необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и профессиональной ориентации.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного пространства, так как включает личность в  многогранную, интеллектуальную и психологически положительную насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Л.С.Выготский), помогает ребенку в изменении его статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, который ребенок выбрал самостоятельно, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Создание активной жизненной среды, в которой развивается ребенок, формирование союза единомышленников – учителей, учащихся и их родителей, максимальное соответствие содержания и форм учебно- воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся, позволяет учащимся самореализоваться.  Активным инновационным поиском личности является развитие системы дополнительного образования.

Дополнительное образование – соответствующий процесс обучения и способных, одаренных детей, уже имеющих в своем потенциале активное желание к нетрадиционным способам обучения.

Основные направления воспитательной работы в МБОУ ЦДОД «Радуга» пгт. Новоаганск (согласно Распоряжению Правительства ХМАО-Югры «О Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года» приоритетными объявлены – жирным выделено):

 

Гражданско-патриотическое воспитание:

- Проведение тематических классных часов, посвященных изучению истории

  Отечества, Великой Отечественной войны, Государственной символике,

- Ежегодные уроки мужества, посвященные истории Великой Отечественной

  войны и встречи с ветеранами,

Духовно-нравственное:

- классные часы, просмотр и обсуждение фильмов на морально-этические темы,

- диспуты, круглые столы.

Культурно-массовая и творческая деятельность:

- организация и проведение коллективно-творческих дел и концертов,

- литературная гостиная,

- участие в мероприятиях района и округа,

- конкурсы рисунка,

- конкурс чтецов.

Воспитание здорового образа жизни:

- классные часы, круглые столы, акции «Мы за здоровый образ жизни», «Улицы, свободные от никотина»,

- сотрудничество с поликлиникой (проведение мероприятий с приглашением сотрудников МУ «РБ»)

Правовое воспитание:

- работа клуба «Молодежь и право»,

- сотрудничество КДН и ЗП, сотрудниками ОДН, ОУ гп. Новоаганск,

- участие в работе родительского патруля

Также при программировании воспитательного блока в образовательной программе мы уделяем внимание следующим направлениям организации воспитательной деятельности:

Работа по сохранению и формированию новых традиций центра:

«День открытых дверей», выставка-конкурс творческих работ среди жителей гп. Новоаганск  «Поселок  мастеров», районный фестиваль детского творчества «Радуга», поселковый конкурс юных модельеров «Ее величество Мода», новогодние праздники, поселковая научно-практическая конференция учащихся «Юный исследователь».

Профориентационная работа:

 - классные часы на тему профориентации,

- беседы коллективные и индивидуальные,

- встречи с выпускниками центра,

Экологическое воспитание:

- работа школьного лесничества «Друзья природы» - экологические акции, викторины участие в различных мероприятиях.

 

Рассмотрим сложившиеся проблемы в последние годы  перед образовательными учреждениями и муниципальными образованиями в области  воспитания и возможные пути их решения на примере деятельности центра дополнительного образования детей «Радуга» пгт. Новоаганск.

1. Географические проблемы: Большая удаленность от  центра, ограниченность (в т.ч. сезонная) транспортной системы создают проблемы с обеспечением повышения квалификации педагогов, обменом опытом, его распространением, использованием воспитательного потенциала региона.

Решение: использование дистанционного обучения, проведение конкурсов, конференций, круглых столов в он-лайн и видео режиме, .

2.Экономические проблемы: учреждения дополнительного образования имеют слабую материально-техническую базу.  Недостаточно используется потенциал органов общественного управления для развития отношений социального партнерства  с окружающим социумом.  

Решение или опыт работы центра: для улучшения материально-технической базы творческих объединений центра педагоги дополнительного образования участвуют в конкурсах в рамках реализации ПНПО, конкурсах вариативных программ (1 место - конкурс вариативных программ «Молодежь Нижневартовского района», 2010 год (25000 рублей, 3 место – смотр-конкурс на лучшую организацию спортивной и профилактической работы на дворовых площадках и подростковых клубах, 2010 год (4000 рублей), Грант Главы Нижевартовского района «Лучшее ОУ в номинации «Информационные технологии», 2011 год (80000 рублей),  окружной заочный конкурс дополнительных образовательных по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России среди образовательных учреждений ХМАО-Югры, 2012 год (62000 рублей)).  Большую материальную поддержку центру оказывает Администрация Нижневартовского района, Дума Нижневартовского района, партия «Единая Россия». ОУ необходимо самим выходить на различные структуры по привлечению спонсорских средств, например нам была оказана спонсорская помощь со стороны ОАО «АНГГ».

МБОУ ЦДОД «Радуга» проводится работа по взаимодействию с учреждениями  и организациями гп. Новоаганск по различным направлениям: организация и проведение совместных мероприятий для детей и подростков гп. Новоаганск  (научно-практическая конференция, поселковая экологическая викторина, поселковые конкуры выставки творческих работ – в выставках принимают участие не только дети, но и взрослое население – проходят при материальной поддержке Администрации гп. Новоаганск; в центре с 2012 года работает клуб выходного дня для работников учреждений образования, вышедших на заслуженный отдых – статья в газете «Новости Приобья», и др.). Организация и проведение мероприятий экологического характера, направленные на формирование навыков экологически грамотного, нравственного  поведения в природе, понимание необходимости охраны окружающей среды проводится совместно с Новоаганским лесничеством (Новоаганское лесничество неоднократно являлось спонсором в организации и проведения мероприятий экологической направленности среди подростков гп. Новоаганск, осуществляло материальную поддержку руководителю школьного лесничества в участию в окружных конкурсах). Совместная деятельность в рамках работы студии детского телевидения «НТВ-шка», освещение всех социально-значимых мероприятий, проходящих в гп. Новоаганск (поддержка ветеранов ВОВ, акции по здоровому образу жизни и др.).   Содержание современного дополнительного образования детей активно обновляется. Нового содержания требует, например, появление в УДО дошкольников.         В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении центре дополнительного образования детей «Радуга» пгт. Новоаганск с 2012-2013 учебного года введена реализация дополнительных образовательных программ «Мастерская ДПИ» и «Юный инспектор движения» на базе детских садов пгт. Новоаганск.

3.Социальные проблемы:  Процесс объединения усилий ОУ и семьи в интересах ребенка в округе пока идет медленно. Слабо развивается деятельность педагогических коллективов по взаимодействию с семьей, возрождению национальных традиций в семейном воспитании.

Решение или опыт работы центра:  Педагоги д.о. активно привлекают родителей в образовательный процесс через посещение занятий совместно с детьми, работу по обеспечению материалами для проведение занятий, привлечение  к общественной жизни центра – организуем мероприятия для родителей  (День матери, конкурсы-выставки  творческих работ, проведение мастер-классов детьми для взрослых  и др.). В 2009-2010 учебном году в центре функционировал клуб «Подросток», основным направлением деятельности клуба была работа с детьми группы риска (занятия проводились в компьютерном классе, обучающиеся посещали тир при МБОУ «ДЮСШ», подростки были вовлечены в мероприятия центра и поселка). Данная работа была прекращена из-за слабой материально-технической  базы, но тем не менее нужно сказать, что подростки группы риска продолжают посещать творческие объединения центра (11 человек, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в КДН и ЗП – популярными являются творческие объединения «Радиант», «Компьютерные технологии», «Семицветье»). Организовано сотрудничество с ЦСПСД «Родничок» - дети, приехавшие в пгт. Новоаганск, находящиеся в трудной жизненной ситуации, посещают творческие объединения центра (4 человека); организуем мастер-классы для детей с ограниченными возможностями и их родителей, 6 человек данной категории  посещают творческие объединения центра.

Слабо развито взаимодействие образовательных учреждений  с организациями (общинами) традиционных конфессий, не используется их потенциал для работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

Решение или опыт работы центра:  в центре организовано взаимодействие  с Воскресной школой (мастер-классы для воспитанников и преподавателей Воскресной школы, проведение совместных мероприятий с прихожанами Новоаганского Православного храма – Рождественские встречи, Пасхальный перезвон, Весенний благовест и др.), приглашаем представителей различных  традиционных конфессий на мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, пропаганде здорового образа жизни.

В некоторых муниципальных образовательных учреждениях оформились детские общественные организации, которые объединяют в своих рядах большое количество детей и подростков. Ими накоплен интересный опыт по различным направлениям творческого развития   личности, досуга, здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания. Кроме того, детские общественные организации доказали свою значимость как социальный институт, признаны действенной школой формирования, в первую очередь, навыков коллективной творческой деятельности, лидерских качеств молодых людей, их самореализации. Но при этом необходимо решать проблему   их разобщенности.

Решение или опыт работы центра: На протяжении уже многих лет в центре дополнительного образования детей  «Радуга» действует клуб «Молодёжь и право». Здесь собрались инициативные ребята, которые принимают участие в различных правовых мероприятиях, изучают законы и права. Важно знать и применять законы на практике, об этом свидетельствуют турниры, в которых они принимают участие.  В течение прошлого  года ребята  выступали инициаторами различных мероприятий поселкового уровня, которые проводились на базе центра. Такие как: ток-шоу «За здоровый образ жизни», «Турнир знатоков права»- посвящённый 80-летию автономного округа,  театрализованного представление для учащихся 2-х классов Новоаганской ОСШ №2 «Я имею право», «Рождественские встречи»,  «Книжкина неделя».  Неоднократно испытали свои силы и в игре КВН, посвящённым выборам депутатов в Государственную Думу, пропаганде ЗОЖ.

 Организационно-структурные проблемы: серьезным препятствием развития системы воспитания  является  старение и  сменяемость педагогических кадров, недостаточная подготовленность  в вопросах современных   технологий воспитания и развития детского самоуправления.  Для многих учреждений образования все еще  важным фактором остается количество проведенных воспитательных мероприятий.    

Решение или опыт работы центра: В центре наряду с опытными педагогами д.о. работают молодые специалисты; немаловажным фактором значения дополнительного образования является то, что многие  выпускники центра выбирают профессию по направлению деятельности обучения в центре, выпускники центра возвращаются в наше учреждение уже в качестве педагогов; мы постоянно изучаем мнение родительской общественности, потребности детей и подростков, учитываем сложившиеся социальные и экономические условия, и поэтому  стараемся вводить новые направления в свою деятельность (4-й год в центре работает детско-молодежная телевизионная студия «Нтv-шка». В это учебном году для студийцев была приобретена новая аппаратура: профессиональная видеокамера в комплекте со штативом и компьютер для монтажа на средства, полученные в рамках Гранта Главы Администрации Нижневартовского района; в перспективе развитие направления - аэрография).  Педагоги дополнительного образования нашего центра являются активными участниками курсов повышения квалификации, районных семинаров и конференций.

Таким образом, необходимость решения отмеченных выше проблем требует консолидации усилий всех здоровых сил общества, обновления содержания и форм воспитательной деятельности, перехода к открытым демократическим моделям воспитания и гуманистическим воспитательным системам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Концепция развития воспитания в системе образования". Выступление на педагогическом совете

Уважаемые коллеги!Современный период развития системы образования отличается с одной стороны прорывными идеями, а с другой – возможностью и главное, необходимостью, вернуться к опыту школы, посм...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

Возможности технологического компонента основной образовательной программы в реализации ФГОС НОО (из опыта работы школы)

В статье представлен перечень технологий,применяемых в начальной школе. Дана характеристика и методические возможности технологическому компоненту основной образовательной программы ФГОС НОО....

«Разработка фрагмента индивидуальной образовательной программы в рамках работы по профилактике возникновения и развития нездоровых интересов и увлечений воспитанников 5-6 классов»

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокульту...

Авторская разработка. Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР

В АРОП отображены цели и задачи, психолого - педагогическая характеристика и образовательные потребности обучающегося с ЗПР (вариант 7.2), планируемые результаты, особенности оценки планируемых резуль...