Реализация регионального компонента посредством музейной педагогики
статья на тему

Лукина Наталья Александровна
Что такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Культура родного края – это удивительный феномен, воздействие которого на духовный мир человека трудно переоценить. Культура и природа малой Родины помогает нам в формировании нравственно-ценностных отношений, исторического и патриотического сознания. В процессе приобщения к истокам Родины душа раскрывается, развиваются способности к образному мышлению, наблюдательность, эмоциональная и волевая сфера. В организации образовательной и воспитательной работы с учащимися, уделяется большое внимание изучению истории, приобщению детей к народной культуре. Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогический технологий, одна из которых - музейная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent_lukina_so_slaydami.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Реализация регионального компонента посредством музейной педагогики

Подготовила:

 Методист МАУ ДО «ЦРТДЮ»

 ПГТ.ЧЕРНОМОРСКОГО

МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

Лукина Н.А.

«К памяти предшественника будь справедлив и почтителен, ибо иначе этот долг наверняка отдадут ему после тебя»
                                                                              Ф.Бекон

Слайд 2

Что такое музей? Это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений.

Культура родного края – это удивительный феномен, воздействие которого на духовный мир человека трудно переоценить. Культура и природа малой Родины помогает нам в формировании нравственно-ценностных отношений, исторического и патриотического сознания. В процессе приобщения к истокам Родины душа раскрывается, развиваются способности к образному мышлению, наблюдательность, эмоциональная и волевая сфера.

В организации образовательной и воспитательной работы с учащимися, уделяется большое внимание изучению истории, приобщению детей к народной культуре. Данная работа осуществляется путем реализации различных педагогический технологий, одна из которых - музейная педагогика.

Слайд 3

Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения.

Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у учащихся духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Слайд 4

Одним из приоритетных направлений нашего Центра является краеведение.

Краеведение – это региональный компонент, который направлен на то, чтобы прививать детям знания и любовь к традиционной истории и культуре, традициям, обычаям и природе; формирование личности ребенка, прежде всего как гражданина Краснодарского края - Кубани, который любит, уважает и ценит свой край и пропагандирует его культуру.

Слайд 5

Малая Родина начинается с того поселка, в котором живет ребенок, следовательно, изучение своего края начинается с изучения истории поселка. В нашем Центре региональный компонент прослеживается уже с фойе: это стенды об истории возникновения нашего поселка Черноморского и история Северского района. Также у нас можно найти всевозможные справочники, брошюры, буклеты с описанием природы Северского района, туристских маршрутов, которые проходят в пределах Северского района или Краснодарского края, карты поселков, станиц и хуторов Северского района. Все это, а также магнитики с достопримечательностями поселка Черноморского, учащиеся и их родители могут приобрести для домашнего самостоятельного изучения.

Слайд 6(…1…2)

Двигаясь дальше по нашему Центру мы можем увидеть стенды «Кубань военная» и «Летопись Победы», с помощью которых как взрослые так дети увидят и узнают какие военные действия разворачивались в годы великой Отечественной войны 1941-1945г.г. на территории Кубани.

Слайд 7

В рамках реализации регионального компонента дети посещают наши музейные комнаты: «Кубань – Родина моих предков», «Выставочный зал Боевой славы», выставку кубанского художника А.И. Дисского, а также посещают памятники и мемориальных комплексы Северского района, которые помогают воссоздать в их сознании картины истории поселка и района, знакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой и традициями предков.

Дополнительное образование, в основе которого лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися не подменяет собой урок, а дополняет его, создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Слайд 8

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках  музейных комнат необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия;

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Слайд 9

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Слайд 10

Все эти требования и принципы педагоги нашего Центра стараются отразить и применить и в наших музейных уроках. Я предлагаю вам интерактивно посетить мероприятие нашего Центра «Юные герои Кубани», которое подготовили педагоги дополнительного образования Золотухина С.В. и Проценко Н.В.

Данное мероприятие проводится для учащихся 3-5 классов, продолжительностью около 30 минут, рассчитано на посещение одного класса с количеством учащихся 25- 30 человек.

Слайд 11

Цель данного мероприятия: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край, своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. 

Задачи: вызвать чувство гордости за юных земляков-героев, желание быть похожими на них, воспитывать активную жизненную позицию.

Слайд 12 (…1…2…3)

Итак, ребята приглашаются в зал и слушают небольшой рассказ о детях - юных Героях войны с использованием презентации.

Учитель: Счастливая мирная жизнь советских людей на рассвете 22 июня 1941 года была прервана нападением фашистской Германии. На войне тяжело всем, но особенно противоестественно, когда в войну втягиваются дети, которые должны радоваться, дружить, учиться и обязательно - жить.  
Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. 
Слайд 13

Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом. 
В годы войны зародилось и развернулось массовое, поистине всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников. Юные герои вписали замечательные, беспримерные страницы в летопись боевой славы.

Слайд 14 (…1…2)
Рассказывая о таких ребятах как: ЛЁНЯ ОБЪЕДКО, ЛЁНЯ ТАРАННИК, КОЛЯ ШУЛЬГА, МУСЯ ПИНКЕНЗОН и других особое внимание обратим на ВОЛОДЮ ГУКОВА. Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. В августе 1942 года в Северский район вошли немецкие и румынские войска. Разрозненные части Красной армии отступили в горы. Здесь же расположились и партизанские отряды. В верховьях реки Зыбза базировался отряд «Орел» из станицы Холмской. При выполнении задания мальчик был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года. 

Слайд 15
Позже в посёлке Октябрьском захоронили и лётчика, подбитого возле посёлка 28 апреля 1943 года. Из документов выяснили: это был командир 148 истребительного авиаполка старший лейтенант Леонтий Тимофеевич Зажаев. Героя-летчика похоронили в парке табаксовхоза со всеми воинскими почестями. К 20-летию великой Победы дирекция совхоза приняла решение перезахоронить останки Володи Гукова к памятнику-могиле пилота и соорудить мемориал «Они сражались за Родину».

Слайд 16

Автором проекта этого мемориала  был Дисский Андрей Иванович. Кстати, и подробности гибели Володи Гукова стали известны тоже от него.

Слайд 17

После рассказа ребята проходят к выставке художника Дисского Андрея Ивановича.

Слайд 18 (…1…2) 

В 2014 году в нашем учреждении была открыта выставка художника-летописца Дисского А.И. Все материалы и картины нашему учреждению были преподнесены в дар его сестрой, которая позже присутствовала и на открытии выставки.

Слайд 19 (…1…2….3….4)

Андрей Дисский родился в 1928 году в ст. Крепостной. Голод, холод, разруха, раскулачивание,  людей сажали в тюрьмы и высылали в Сибирь… Тяжелые времена, тяжелое детство. Дисский учился в одной из школ пос. Октябрьского. В школе был скромным, аккуратным учеником. Когда началась война, и Кубань оккупировали гитлеровцы, попал в партизанский отряд «Орел», который находился под Холмской. Один раз был ранен и дважды контужен. В 1953 году Дисский А.И. работал в Доме культуры художником - декоратором, оформителем. В 1960 году окончил Краснодарский педагогический университет по специальности рисование, черчение, трудовое обучение. В 1967 году открыл кружок изобразительного искусства в художественной студии. Работал корреспондентом районной газеты. Но самое главное в его жизни  - живопись. В коллекции Дисского около 600 картин. Каждая картина отражает событие или путешествие художника. А. Дисский не раз открывал свои выставки. И всегда получал хвалебные отзывы. Последние его работы посвящены Великой Отечественной войне и нашему времени. Он писал историю поселка Октябрьского, в том числе нашего поселка Черноморского - книга самиздат «Флагман передового табаководства». Андрей Иванович Дисский умер в 2005 году.

Слайд 20 (…1…2)

Возвращаемся к нашей экскурсии. Ребята проходят в музейную комнату «Выставочный зал Боевой славы».

Слайд 21 (…1…2)

В 2015 году к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне на базе нашего Центра ребята члены ККОО «Научно - поискового православного центра «Щит и меч» открыли «Выставочный зал Боевой славы». Руководитель филиала Михаил Муравко, еще в группу входят Александр Копанев, Василенко Андрей, Тяпкин Сергей, Лемешко Святослав, а также регулярно в поисковых работах участвуют школьники. Учащиеся наших объединений тоже участвовали в экспедиции по местам боевых сражений в окрестностях ст. Шапсугской (Абинский район).

Слайд 22 (…1…2…3…4)

Во время экспедиции учащиеся вместе с родителями сначала посетили памятник, установленный у дороги, ведущей в ст. Шапсугскую, где в 1042 году были остановлены немецко - фашистские захватчики. Далее, следуя по маршруту, посетили места, где в январе 1943 года прорывали оборону немцев с целью освобождения ст. Абинской, ныне города Абинск. Также посетили место падения самолета ИЛ-4, сбитого немцами осенью 1942 года. Неожиданностью  для участников экспедиции стал момент обнаружения останков солдат. По сопутствующим предметам и остаткам обмундирования было определено, что погибшие солдаты были из рядов Советской армии.

Слайд 23 (…1…2…3)

В ходе таких экспедиций и раскопок участники этого поискового Центра находят и приводят в соответствующий вид, а затем выставляют в музейной комнате «Выставочный зал Боевой славы» гильзы автоматов и винтовок, осколки разорвавшихся снарядов, мины, гранаты, фрагменты сбитых самолетов, набойки сапог, личные вещи солдат, останки, как советских так и немецких солдат. В музейной комнате экскурсии проводит сотрудник ККОО «Научно-поискового православного центра «Щит и меч» Александр Копанев. Он увлекательно и познавательно рассказывает о каждом экспонате данной музейной комнате, разрешает «прикоснуться» к истории руками.

Слайд 24 (…1…2)

Возвращаемся к нашему уроку. После посещения Боевой комнаты ребята возвращаются в зал, где им предлагают просмотреть небольшой фильм - слайдшоу о ветеранах нашего поселка, созданный методистом МАУ ДО «ЦРТДЮ» ПГТ.ЧЕРНОМОРСКОГО Лукиной Н.А.

Фильм о ветеранах

Слайд 25 (…1…2…3)

После просмотра фильма класс проходит в автобус и вместе с ведущими мероприятия и классным руководителем посещают в поселке Октябрьском мемориал «Они сражались за Родину», на котором высечены слова «Юный партизан В. Гуков 1929-1943 гг.», «Старший лейтенант Зажаев Леонтий Тимофеевич 1909-1943 гг.» Здесь ребята прослушивают историю создания этого мемориала и возлагают цветы.

На этом наше мероприятие заканчивается.

Слайд 26

Таким образом на примере одного мероприятия мы с вами увидели и проследили реализацию регионального компонента посредством музейной педагогики, а также как в одном музейном уроке могут сочетаться все принципы: интерактивность, комплексность и программность.

Систематическая работа позволяет воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами; а также повысит знания у родителей о культурных ценностях и традициях своего края.

Слайд 27

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента в курсе географии

При изучении курса «География России. Природа» целесообразна некоторая структурная перестройка курса, предполагающая незначительное сохранение его общей части, при одновременном расширении регио...

реализация регионального компонента на уроках литературы

Планирование регионального материала на уроках литературы в 7 -11 классах...

Реализация регионального компонента на основе ИКТ в обучении географии

Обобщение опыта работы на уроках географии с  использованием ИКТ....

Разработка урока по реализации регионального компонента по предмету английский язык.

Урок  в 6 классе по теме "Одежда ", "Донской казачий костюм"....

Реализация регионального компонента через различные формы обучения

В работе отмечены основные фнкции,цели, принципы реализации регионального компонента....

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье авторы делятся собственным опытом реализации регионального компонента общего географического образования...

«Методические рекомендации по активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания посредством музейной педагогики»

Цель данного проекта – обобщить практический опыт работы повышения мотивации обучающихся и познавательного интереса к изучению истории и обществознания через потенциалмузейной педагогики.Задачи, поста...