Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Сазоненко Елена Александровна

В открытом  уроке по дополнительному образоваию на тему "Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке", преподаватели акцентрую внимание на том какие материалы используются при выполнении работ по кружевоплетению на коклюшках и вышивке, а также продолжают формировать  у детей навыки в анализе образца, планировании и контроле при выполнении своей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение

Ростовской области

«Таганрогская санаторная школа-интернат»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Элементы экологии

в кружевоплетении на коклюшках и вышивке»

Преподаватели: Сазоненко Е.А.

                            Галустян С.Н.

г. Таганрог

2017 год

Разработка открытого занятия

по кружевоплетению и вышивке

«Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке»

План – конспект

открытого занятия по кружевоплетению на коклюшках и вышивке

преподаватели: Сазоненко Е.А.        

                            Галустян С.Н.

Место проведения: ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат», интерактивный кабинет

Дата проведения: 20.04.2017г.

Тип занятия: открытое

Форма работы: индивидуальная

Тема: Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке

Цель занятия: ознакомить с натуральными материалами, применяемыми в изготовлении кружевных и вышитых изделий.

Задачи:

Образовательные

 Формировать представления о экологичности материалов, применяемых в изготовлении кружевных и вышитых изделий.

 Познакомить с технологией изготовления салфетки круглой с кружевным краем и вышивкой

 Продолжать формировать у детей навыки в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.

Воспитательные

 Воспитывать бережное отношение к материалам.

 Развивать эмоциональную отзывчивость.

 Развивать коммуникативные навыки.

 Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие

 Совершенствование сенсорной сферы

 развитие образного логического мышления

 развитие его пространственных представлений

 развитие конструкторских и творческих способностей

 развитие памяти, воображения, внимания и речи

Оборудование: образец изделия, инструменты (ножницы, иглы, пяльцы, подставки, барабаны, сколки, коклюшки, крючки)

Материалы: нитки и ткани льняные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные.

План занятия:

I. Орг. момент

II. Сообщение темы, постановка цели

III. Подготовка рабочего места

IV. Предварительная подготовка к практической работе

-Анализ конструкций образца

-Анализ технологии выполнения изделия

V. Итог занятия

Ход занятия

Орг. момент

-Здравствуйте! Как вы настроены на предстоящую работу?

-Рядом друг с другом вы садитесь

И друг другу улыбнитесь!

Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом.

Молодцы!

Сейчас я хочу представить вашему вниманию презентацию ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Элементы экологии в кружевоплетении на коклюшках и вышивке».

Сообщение темы, постановка цели

- Одной из основных проблем человечества является экология нашей планеты.  Во всем мире проводятся различные мероприятия по экологической тематике. В нашей стране 2017 год по указу президента В.В. Путина объявлен годом экологии.

В последнее время люди стали задумываться о том, что мы едим, чем мы дышим, какие предметы нас окружают и что мы носим на нашем теле. С развитием промышленности стали развиваться различные сложные производства. В металлургической промышленности у человека появились возможности делать различные приспособления, такие как иглы и булавки, что дало толчок для развития более сложных видов рукоделия, таких как вышивка и кружевоплетение на коклюшках.

Вышивка возникла в те самые незапамятные времена, когда один из первобытных людей сделал первый стежок. С тех пор она стала неотъемлемой частью жизни человека. Первые вышитые рисунки были весьма непривлекательными. Но стремление к совершенству исправило эти недостатки, явив миру вышивку гладью. В музеях хранятся изделия, вышитые этим способом, которым уже более 2 тысяч лет. По сей день гладь сохраняет свою актуальность.

На Руси мастерицы активно использовали приемы вышивки, которые применяются и в современном мире. Это говорит о высоком уровне развития этого искусства. Рисунки, которые вышивались на рубахах, скатертях, шторах наделялись сакраментальными свойствами. Некоторые области создавали свой уникальный и неповторимый способ вышивания.

Вышивальщицы в своих работах использовали цветочные и животные мотивы. С годами сознание человека стало изменяться и работы вышивальщиц стали более сложными. Вышивка в одежде перестала нести только обереговый смысл. Она стала более художественная, сложная и стала выполнять эстетическое предназначение. Вышитые изделия стали применять и в быту. Простота растительных мотивов позволяла создавать более художественно значимые изделия, такие как панно и картины. Вышивка стала объемной. В ней стали примять различные материалы, шерсть, шелк, хлопок. Вышивать стали не только нитками, но и лентами, бисером и полудрагоценными камнями.

Что мы можем понимать под словом «кружево»? Оно имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать»; им в России определялись самые разные отделки в виде койм на подолах, полах и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства, и вероятно, оно имеет тот же корень.

В понятие «кружево» включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, и вязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых — шитое и плетеное. Третий представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.

Кружево — искусство европейское. Когда оно появилось? Без применения металлических булавок сложные и тонкие изделия выполнить невозможно, а булавки стали известны с середины XVI века, вероятно, с этим временем и следует связывать его возникновение. От второй половины XVI столетия сохранились многочисленные памятники плетеного кружева. Тогда и появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые до сих пор оспаривают друг у друга называться родиной кружева.

Именно с развитием коклюшечного кружева связано все разнообразие типов, известных по местам их создания: «брюссельское», «малин», «валансьен». Творческие находки русских мастериц настолько самобытны, что вошли в общую историю культуры под названием «русское кружево». Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, в изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже можно говорить о проявлении ярких особенностей, характерных для отдельных мест его производства, таких как Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и Елец и других.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон. Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора. В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки. Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

- Сегодня тема нашего занятия: Элементы экологии в декоративно-прикладном творчестве кружевоплетении на коклюшках и вышивке.

 Основная часть: У большинства насекомых есть крылья. Скажите, а для чего насекомым крылья? (чтобы перемещаться с одного места а другое). Да, они перемещаются с помощью крыльев, но у них так же есть и лапки, значит они могут ещё и бегать, а ещё – прыгать. Какое насекомое ловчее всех прыгает? (кузнечик). Ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой? (нет). Почему? (могут укусить, ужалить). Они не могут жить дома. Насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие. У них так много врагов.

- Вам понравилась презентация? Что нового вы узнали?

Молодцы!

-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физ. минутку на расслабление:

IV. Предварительная подготовка к практической работе

- Итак, мы с вами уже давно познакомились с техникой вышивки и кружевоплетения на коклюшках. Узнали о их происхождении. Как вы думаете какие натуральные экологически чистые материалы мы используем в создании кружевных и вышитых изделий?

Ответ ученика:

Для создания кружевных и вышитых изделий используют натуральный  и отбелённый лен, шелк и хлопок.

Анализ конструкций образца

- Давайте вспомним, что мы с вами узнали нового о кружеве и вышивке. Какие элементы в основном используют в вышивке и кружеве?

- Теперь обратите внимание на образец. Как сочетается вышивка и кружево?

Анализ технологии выполнения изделия

- Сейчас мы продолжим работу над салфеткой «Весна». В данной салфетке мы продолжаем отрабатывать основные элементы в кружевоплетении на коклюшках и вышивке. Девочки, вы помните какие это элементы?

Ответ ученика №1

Для изготовления вышивки мы используем тамбурный шов в цветке и гладевой шов в листике.

Ответ ученика №2.

Для выплетания оплёта нашей салфетки мы используем 4 основных элемента из 5. Это плетешок, полотнянка обыкновенная с перевивом боковых пар и насновка, а также дополнительный элемент для украшения плетешков отвивную петельку.

Практическая часть занятия.

- Для того чтобы приступить к практической части нашего занятия мы должны с вами вспомнить о правилах работы с ножницами и другими острыми предметами.

«иглы, ножницы, ножи колют больно как ежи!»

- Теперь проверьте готовность к практической части занятия

Какие материалы и оборудование потребуются для выполнения нашей салфетки?

Девочки, что вам нужно для вышивки?

 Ответ ученика

Нам нужны ножницы, иголки, запяленые салфетки и нитки.

А для выполнения оплёта салфетки?

Ответ ученика

 Нам понадобятся подставки, барабаны, коклюшки с нитками, иглы-гвоздики, портняжные булавки, крючки и сколки.

Правильно, особенно хочу обратить ваше внимание к булавкам. Они относятся к вспомогательным материалам. Лучше использовать булавки-гвоздики, их называют канцелярские, найти их можно в магазинах канцтоваров и в магазинах рукоделия. Некоторые кружевницы используют булавки с круглыми головками, но это очень неудобно. Нитки зацепляются за торчащие шарики, шарики прикрывают те перевивы, которые находятся вокруг этих булавок и можно просто не заметить слабое натяжение нитей, что конечно же отразиться на качестве будущего изделия. Учиться плести качественно надо с первых элементов, не откладывая на потом, пока формируются и нарабатываются навыки плетения. Новые булавки перед началом работы, как говорят у кружевниц, — надо пропустить через подушку. Что это значит? Наколите булавки в подушку около прикреплённого сколка, тем самым Вы их почистите и не запачкаете остатками технической грязи кружево.

 

- Теперь мы можем приступить к работе.

(во время практической части идет видео ряд кружевных и вышитых изделий, звучит спокойная музыка)

Итог занятия. 

- Чем мы сегодня с вами занимались? Что нового узнали? Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо поработали.

Уборка рабочего места

- Вколите иголки в свою салфетку. Вложите все свои крючки под сколок, по-одному выкиньте мусор в корзину.

Литература и интернет ресурсы:

  1. И.Е. Белозерова, Л.Н. Костромова. Салфетки, цветное кружево, плетенное на коклюшках. РИПОЛ классик. М. 2007;
  2. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/rukodelie/vologodskoe-kruzhevo.html
  3. http://vishivkashop.com.ua/index.php?route=record/record&record_id=69
  4. https://krujevniza-masteriza.ru/material/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии с элементами экологии

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС нового поколения. подроно указаны количество часов на каждую тему, виды самостоятельных работ , опытов, демонстраций....

Элементы экологии в исследовательской деятельности школьников

Применение элементов экологического образования в исследовательской деятельности является позитивным моментом обучения. Данный материал может быть интересен как педагогам,так и учащимся....

Интегрированный урок по математике в 5 классе ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ с элементами экологии

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Н.И. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2006. Разработка представляет собой урок-закрепление умений и навык...

Элективный курс по физике"Физика с элементами экологии"

Предлагаемый курс рассчитан на учащихся девятых классов.Освоение данного курса рассчитано на 17 часов,из них два часа-резервное время.Знание курса приведет к расширению и повышению качества знаний,фор...

Вводное занятие на тему: кружевоплетение на коклюшках По программе « Вологодское кружево»

Целью данной презентации является наглядно ознакомить учащихся творческого объединения с кружевоплетением на коклюшках, с историей и современностью кружева, с инструментом и приспособлениями, а также ...

Тема: «Декоративно – прикладное творчество. Кружевоплетение на коклюшках».

Кружевоплетение исстари было одним из видов женского рукоделия. В Россию этот вид рукоделия проник в конце 17 века, и являлось украшением одежды высшей знати. Основным материалом для изготовления круж...