Дополнительная образовательная программа "Культура и быт восточных славян"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Вельма Евгения Викторовна

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kultura_i_byt_vostochnyh_slavyan.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «КУЛЬТУРА И БЫТ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН»

Дополнительная общеобразовательная программа

Срок реализации: 1 год  

Возраст детей: 11-12 лет

Составитель:

Вельма Евгения Викторовна,

учитель истории и обществознания

пгт. Высокий


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.  

Понятие патриотического воспитания широко, охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни:

  • приобщение учащихся к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, в том числе с помощью литературы и искусства; 
  • воспитание потребности в освоении ценностей отечественной и мировой культуры, стремление к участию в культурной жизни общества;
  • формирование интереса к истории и культуре своего края, своей родины;
  • формирование у ребят представлений о природном многообразии и ресурсах Отечества и своего края, воспитание любви к природе, окружающему миру и бережного отношения к нему;
  • воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны;
  • помощь молодежи в выборе смысла жизни в новых условиях, в раскрытии потенциала личности, формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству;
  • воспитание положительного отношения к труду как важной ценности в жизни;
  • формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить в обществе, поддерживать благоприятный микроклимат в микрогруппе и т.д.

Чтобы оказать помощь школе и семье в воспитании завтрашних граждан России, ответственных за будущее своего государства и свою судьбу в исторической судьбе России, разработана программа патриотического просвещения "Культура и быт восточных славян".

Патриотизм — это не слепая фанатичная вера, а уважение к Родине. Нам хотелось бы остановиться на некоторых аспектах его проявления, а именно — на приобщении учащихся к русской культуре. 

Почему именно культура русского народа выбрана нами для патриотического просвещения?

Во-первых, спокойное, некрикливое отношение к патриотизму — это вопрос культуры. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Достойный гражданин — это культурный гражданин.

Во-вторых, культурное бытие человека неотделимо от его природного и общественного бытия. Возникая на самых ранних стадиях развития общества, культура неотделима от его истории. Каждая эпоха, каждый народ вносят свою лепту в фонд мировой культуры, образуя процесс исторической преемственности, сочетание традиций и новаторства. Культура прошлого органически входит в жизнь современного человека.

Кроме того, и понятие культуры разнопланово. Особенности культуры русского народа проявляются во всем, начиная от устройства младенческой колыбели до сложных религиозных ритуалов и многоступенчатых производственных процессов. Это быт и фольклор, язык и общественная мысль, литература и искусство.

Наконец, в состав культуры как сферы, охватывающей всю жизнь человечества, мы должны поместить и духовные ценности: истину, добро, красоту, справедливость, веру, надежду, любовь. В них как в фокусе сходятся все лучи культурного человеческого бытия. И приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Цель программы — создание условий для воспитания у подрастающего поколения уважения к традициям истории и культуры своего народа, равно как и духовному наследию всего человечества, формирование у детей устойчивой потребности черпать «новое — хорошо забытое старое из неиссякаемого источника народной культуры». Это попытка воссоздать связь времен, связь поколений и культур, которая изрядно ослабла.

Задачи программы:

  • приобщение учащихся к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества и своего народа;
  • формирование в сознании и чувствах ребят социально значимых патриотических ценностей и взглядов, познавательного интереса и уважения к культурному и историческому прошлому России, к её традициям;
  • развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, потребности поддерживать благоприятный климат в микрогруппе;
  • воспитывать интерес  и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.
  • использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
  • объединяя усилия библиотеки, школы и семьи в работе с познавательной литературой, вызвать интерес к самостоятельному изучению истории и культуры России.
  • привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
  • создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.

Направления работы по приобщению детей к славянской культуре:

  • Создание атмосферы национального быта.
  • Широкое использование фольклора.
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
  • Знакомство с народным искусством.
  • Знакомство с русскими народными играми.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Все составляющие темы программы взаимосвязаны, поэтому существенная роль отводится интегрированному курсу, рассчитанному на укрепление межпредметных связей и содействие целостному отражению действительности. Развивая интерес детей к истории Отечества, его традициям и культуре.

Программа определяет мероприятия, которые расскажут о Родине, помогут поднять интеллектуальный и общекультурный уровень школьников, духовно обогатить и, кроме того, развить их творческую и познавательную активность. 

Возможны самые различные формы просвещения и в первую очередь те, которые расширяют традиционные рамки урочной и внеурочной деятельности: беседы, беседы-игры, беседы-викторины, праздники, турниры, семейные праздники, обзоры для родителей и выставки.

        Программа учитывает определенные Федеральным Государственным образовательным стандартом направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, отраженные в учебном плане школы. Программа  построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения и интеллектуального развития, рассчитана для обучающихся 11-12 лет. Срок обучения – 1 год.

Формы и режим  проведения занятий:

Формы занятий:

  • урок-объяснение;
  • беседа;
  • экскурсия;
  • выставка работ;
  • театрализованные представления;
  • лекция;
  • работа с книгой;
  • прослушивание записей;
  • просмотр видеофильмов;
  • уроки творчества
  • исследование.

Способы организации учебной деятельности:

  • индивидуально;
  • в парах;
  • в группах;
  • коллективно;
  • фронтально.

Формы подведения итогов реализации Программы:

  • фестиваль детского творчества;
  • выставки рисунков;
  • проекты;
  • выставки поделок;
  • ярмарки;
  • конкурсы;
  • тестирование;
  • диспуты;
  • круглые столы.

Работа с родителями:

        Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».        

        День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов).

        Предполагаемые результаты реализации программы:

-        раскрывать на конкретных примерах роль и место культуры восточных славян в мировой культуре;

-        уметь проанализировать и дать свою оценку произведениям народного и профессионального творчества (народная и профессиональная музыка и живопись);

-        иметь опыт общения с народным и профессиональным искусством: посещение концертов, художественных выставок, краеведческих и этнографических музеев;

-        осознавать, что в жизни, быту наших предков, было много возвышенного, поэтического (особенно свадебные и праздничные обряды), доброго (забота о малоимущих и детях, почитание родителей, особенно матери, трудолюбие, честность),  желание хранить эти ценности в современной жизни;

-        понимание: быт славянской   семьи был (к этому стремились) по возможности украшен, эстетичен (расписные подносы и прялки, многоцветные сундуки и разного вида самовары, бураки, ведра, расписанные дома),  даже крепостное право не уничтожило тяготение к прекрасному и не убило живую душу, хотя жили отнюдь не богато;

-        убеждение: человек даже в нелегких социальных условиях должен жить духовно красиво, учиться гармонии супружеских отношений;

     - осознание: нет плохих религий и наций, нам нечего делить с национальными меньшинствами - их культура обогащала и обогащает уникальную славянскую культуру.

      - высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России; использовать знания об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

В перспективе:

  1. В кабинете создать специальную среду с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

- «Полочка народного декоративно- прикладного искусства»,

- Мини-музей народной старины «Русская горница».

2.Составить картотеку: русских народных, малоподвижных, подвижных игр.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество учебных часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Всего

1

Вводный урок. Происхождение восточных славян

1

-

1

2

Повседневная жизнь славян

3

-

3

3

Славянское язычество

3

-

3

4

Православный календарь и православные праздники

3

3

6

5

Народные праздники и игры

4

5

9

6

Семейные обряды и обычаи

4

1

5

7

Литература и искусство восточных славян

4

2

6

8

Итоговое занятие

-

2

2

Итого:

22

13

35

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Происхождение восточных славян

Основные понятия: индоевропейская группа народов, славянская языковая семья.

Важнейшие даты: V- IV вв. до н.э. – формирование первых племен у славян; VIII-IХ вв – расселение славян на обширных территориях Восточной Европы.

2. Занятия восточных славян

     Распорядок дня. Отношение русских людей к труду как добродетели.  «Хлеб - всему голова». 

     Отделение ремесла  от сельского хозяйства. Домашнее ремесло — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран.

     Одежда, риза, порты. Детская одежда. Рубаха. Ворот. Рукав. Пояс. Штаны. Понева. Вышивки. Лапти. Кожаная обувь. Поршни. Башмаки. Сапоги. Шапка. Женский головной убор. Венец. Повая. Кика

3. Славянское язычество.

Анимизм. Фетишизм. Язычество. Пантеон богов. Культ Перуна. Боги. Богини. Герои. Мифические существа.Демоны. Нечисть. Славянские руны.

4. Православный календарь и православные праздники

Православие. Иерархия православных праздников, двунадесятые праздники, основные праздники православной церкви: переходящие и непереходящие. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судией или земным Царем, а кротким Младенцем? Кто из пророков предвозвестил о рождении Христа? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят, где хранятся. О песнопениях праздника. О чем рассказывает икона праздника? О православных традициях праздника Рождества Христова. Отражение событий праздника Рождества в русской литературе. Богоявление. О чем говорил людям праздник Крещения Господня. Креститель Господень Иоанн. Почему его называют Предтечей? Песнопения праздника. О чем рассказывает икона праздника? Православные традиции праздника. Великое освящение воды. Самый вели кий праздник православного календаря. Пасха — переход от смерти к жизни. Русские поэты и писатели о Воскресении Христовом. Как праздновали Пасху в православной семье. Народные традиции праздника на Руси. Иконография праздника.

5. Народные праздники и игры

Сочельник.Колядки.Святочные гадания. Крещение. «История блина». «Кулачные бои». «Катание с ледяных гор». «Катание на тройке лошадей». «Медвежья потеха». «Сжигание чучела». Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»): сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы.

6. Семейные обряды и обычаи

     Строительство дома. Влозины.Освящение жилища. Задаривание домового. Домовой-доможил. Домовой-Дворовый.

     Свадебный цикл. Сватовство. Смотрины. Прощание с косой. Девичник. Обручение. Накануне свадьбы. Венчание. Свадебные чины. Свадебный пир. Свадебные приметы.  

     Наречение именем. Именины. Ангел-хранитель. Первое купание. Охранительный пояс. Обычаи послеродовых дней.

7. Литература и искусство восточных славян

     Развитие летописания в 12-13 вв. Летопись – жанр древнерусской литературы. «Повесть временных лет»: о чем она? Произведение, пронизанное патриотизмом и любовью. Первые летописцы Руси.

      Истоки народного творчества, народные промыслы игрушек (Дымково, Филимоново, Каргополь, Хлуднево) и жанровое многообразие русского фольклора (сказки, легенды, загадки, пословицы, считалки) и развитие речи учащихся по литературе.

     Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков, возникновение славянской письменности и ее появление на Руси. Первые памятники книжности. Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания.    

      Устное народное творчество. Былины. Письменная культура. Первые берестяные грамоты.

Развитие русской иконописи,  строительство и роспись храмов, фрески, мозаика, декоративно-прикладное искусство.

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема

Кол-во часов

Цели

Содержание темы

Оборудование

Формы контроля

Раздел I. Происхождение восточных славян

1

Происхождение восточных славян

1

-Сформировать у учеников общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племен и их соседей в древности; осветить вопрос о происхождении названия «Русь».

Основные понятия: индоевропейская группа народов, славянская языковая семья.

Важнейшие даты: V- IV вв. до н.э. – формирование первых племен у славян; VIII-IХ вв – расселение славян на обширных территориях Восточной Европы.

Карты «Расселение восточных славян», «Византийская империя и славяне». 

Устный опрос

Раздел II. Повседневная жизнь славян (3 часа)

2

Земледелие на Руси

1

-Сформировать у учащихся целостное представление о повседневной жизни земледельцев;

-расширить представление учащихся о значении  хлеба в нашей жизни;

 - дать знания учащимся об истории хлеба;

 - воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к труду;

-формировать нравственные ориентиры на примерах уважительного отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни.

Распорядок дня. Отношение русских людей к труду как добродетели.  «Хлеб - всему голова».

Высказывания  о хлебе.  Выставка хлебных изделий, самовар с чаем.

Оформление в виде русской избы (рушники, половики, скатерти, прялка).

Задания с развернутым ответом

3

Ремесло

1

-Познакомить обучающихся с разнообразием ремесел на Руси;

- воспитывать любовь к труду;  чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за его культуру.

Отделение ремесла  от сельского хозяйства. Домашнее ремесло — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран.

Картина «Ремёсла в древней Руси»,  музейные экспонаты, компьютер, мультимедиа проектор, экран, магнитофон

Задания с развернутым ответом

4

Национальный костюм

1

-Расширять представления детей об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения).

Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи. Активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор.

Способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа. Расширять кругозор, развивать любознательность.

Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за ее культуру.

Одежда, риза, порты

Детская одежда. Рубаха. Ворот. Рукав. Пояс. Штаны. Понева. Вышивки. Лапти

Кожаная обувь. Поршни

Башмаки. Сапоги. Шапка.

Женский головной убор

Венец. Повая. Кика

Иллюстрации с изображением одежды разных сословий, рисунки с изображением элементов вышивки, предметы русской национальной одежды с вышивкой, карточки с изображением русской национальной и современной одежды

Тестирование  по теме: «Хозяйство и быт людей Руси».

Раздел III. Славянское язычество (3 часа)

5-6

Славянские боги, идолы, святилища

2

-  Познакомить с наиболее известными славянскими символами, элементами языческих верований;

-   провести сравнительный анализ полученных данных с обычаями и традициями, вошедшими в обиход современных русских людей.

Анимизм. Фетишизм. Язычество. Пантеон богов. Культ Перуна.

Компьютер,  слайдовая презентация.

Тестирование «Славянские верования».

7

Славянская мифология

1

-   Дать общее представление о славянских мифах;

-   познакомить со славянским мифом о сотворении мира;

-   дать общее представление о космогонических мифах.

-   развивать связную речь учащихся путем требования полных и развернутых ответов на вопросы;

-   развивать мыслительные способности учащихся (работа над значением слов; анализ текста)

Боги. Богини. Герои. Мифические существа.Демоны. Нечисть. Славянские руны.

Устный опрос

Раздел IV. Православный календарь и православные праздники (6 часов)

8

Православный календарь

1

- Познакомить детей с православными праздниками;

- сформировать представление обучающихся об иерархии православных праздников;

- воспитывать нравственные качества.

Православие. Иерархия православных праздников, двунадесятые праздники, основные праздники православной церкви: переходящие и непереходящие.

Православный календарь, проектор, слайды.

Устный опро

9-10

Рождество Христово

2

-Познакомить детей с рождественскими обычаями и традициями;

 - познакомить детей со святочными гаданиями; 

 - развивать умение общаться в коллективе,  в группе через игры и  конкурсы.

Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судией или земным Царем, а кротким Младенцем? Кто из пророков предвозвестил о рождении Христа? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят, где хранятся. О песнопениях праздника. О чем рассказывает икона праздника? О православных традициях праздника Рождества Христова. Отражение событий праздника Рождества в русской литературе.

Плакаты:

«И было чудо на земле,

и чудо в небесах:

Как солнце, вспыхнуло в лучах,

Звезда в полночной мгле.

Она плыла над миром, и свет её сиял

И бедным пастырям, вещал,

что родился Христос»

Иллюстрации                                                      

Иконы – Рождество Христово

Репродукции фотографий

Задания с развернутым ответом.

Творческая работа.

11

Крещение

1

- Познакомить детей с православным праздником Крещения, с его обычаями и традициями;

- воспитывать любовь к культуре своего народа.

Богоявление. О чем говорил людям праздник Крещения Господня. Креститель Господень Иоанн. Почему его называют Предтечей? Песнопения праздника. О чем рассказывает икона праздника? Православные традиции праздника. Великое освящение воды.

Компьютер,  слайдовая презентация.

Устный опрос.

Творческая работа

12-13

Пасха

2

- Закрепить знания детей по теме «Пасха»;

- воспитывать любовь к культуре своего народа;

- формировать нравственные качества (дружелюбие, взаимоподдержка).

Самый вели кий праздник православного календаря. Пасха — переход от смерти к жизни. Русские поэты и писатели о Воскресении Христовом. Как праздновали Пасху в православной семье. Народные традиции праздника на Руси. Иконография праздника.

Репродукции  картин и икон:  «Тайная Вечеря»  «Распятия».  

 А.А. Иванов «Явление Христа народу»

 Декорации:

  Ваза с вербой и бумажными херувимчиками

  Блюдо с крашенками (по числу участников), подставки с писанками

  Пасхальные открытки (расположены на алой драпировке, на стене)

 Веточки берёзы (искусственные)

Термины с разъяснениями:

Талант, лепта – монеты в Иудеи

Седмица – неделя по церковному календарю

Мир – масло, благовоние

Причастие – православный обряд, после прощения грехов, принятие в лоно церкви

Кесарь – император Римской Империи

Понтий Пилат – главный первосвященник

Кулич и пасха – блюда пасхального стола

Антипасха – воскресенье через неделю после  Пасхи

Творческая работа

Раздел V. Народные праздники и игры (9 часов)

14

Многообразие народных праздников

1

Сформировать у учащихся представление о народных праздниках, их символическом значении для жизни наших предков, с обычаями и традициями, - познакомить с репродукциями картин художников:  Б. М. Кустодиева, В. И. Сурикова и др., добиться усвоения учащимися знаний, умений и навыков,  добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы.

- формировать творческую личность учащихся средствами народной культуры, развивать творческие способности, умения применять знания на практике, умения и навыки учебного труда, познавательные умения, эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, творческую фантазию,  умение работать в коллективе.

 - воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой, интерес к традициям русского народа, ответственность, самостоятельность, активность, внимательность, дисциплинированность, любовь и уважение к культурному наследию своей страны.

Многообразие народных праздников.

Репродукции картин Б. М. Кустодиева, В. И. Сурикова, П. Н. Грузинского, К. А. Трутовского, И. И. Соколова, А. Н.

Компьютер

презентация по теме урока; проектор;

экран.

Устный опрос

15-16

Зимние колядки

2

- Дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании;

- развивать у подростков навыки критического мышления;

- расширить представления школьников о культурном наследии;

- формировать у учащихся русский национальный духовный характер,

качества личности.

Сочельник.
Колядки.
Святочные гадания.
Крещение.

Запись церковного хора и фонограммы народных песен, украшенный ленточками шест со звездой, нарисованный костёр, искусственные ёлочки, костюмы, угощение.

Задания с кратким ответом.

Творческая работа

17-18

Весенние праздники

2

- Познакомить учащихся с праздником “Масленица”, его обычаями и обрядами;

- воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.

 «История блина»
«Кулачные бои»
«Катание с ледяных гор»
«Катание на тройке лошадей»
«Медвежья потеха»
«Сжигание чучела».

Предметы художественных народных промыслов (Павловские платки, хохломская посуда, матрёшки, дымковские игрушки и т. д. ).

Плакаты “Весёлая ярмарка”, рисунки детей с изображением проводов Масленицы, рецепты блинов; статьи, иллюстрации о Масленице, декорации деревни.

Магнитофон с записями народной музыки.

Задания с кратким ответом.

Творческая работа

19-20

Летние праздники

2

- Познакомить учащихся с праздником “Ивана Купала”, его обычаями и обрядами;

-  развивать творческое воображение у учащихся,

- воспитывать уважение к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремиться сохранить то ценное, что ещё осталось от несправедливо забытого.

Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»): сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы.

Компьютер,  слайдовая презентация.

Задания с кратким ответом.

Творческая работа

21-22

Русские народные игры

2

- Познакомить с играми восточных славян;

 - развивать умение общаться в коллективе,  в группе через игры и  конкурсы.

Взятие городка

Коняшки

Моргалочки

Ящер

Компьютер,  слайдовая презентация.

Устный опрос.

Ролевые игры

Раздел VI. Семейные обряды и ритуалы (5 часов)

23

Новоселье

1

- Описать семейную обрядность, выявив общерусские моменты обрядности;

- воспитывать чувство гордости своим народом, его историей и культурой, интерес к традициям русского народа, ответственность, самостоятельность, активность, внимательность, дисциплинированность, любовь и уважение к культурному наследию своей страны.

Строительство дома

Влозины

Освящение жилища

Задаривание домового

Домовой-доможил

Домовой-Дворовый

Компьютер,  слайдовая презентация.

Творческая работа

24-25

Свадьба

2

Свадебный цикл. Сватовство. Смотрины.

Прощание с косой. Девичник. Обручение

Накануне свадьбы.

Венчание.

Свадебные чины.

Свадебный пир.

Свадебные приметы.

Ролевые игры

26-27

Рождение младенца

2

Наречение именем. Именины. Ангел-хранитель. Первое купание. Охранительный пояс. Обычаи послеродовых дней.

Ролевые игры

Раздел  VII . Литература и искусство восточных славян (8часов)

28-29

Летопись

2

- Показать отличительные черты русской культуры от других культур.

- Доказать, что “Повесть временных лет” - вершина раннего русского летописания.

Пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства русских земель, чувства уважения к их творцам.

Развивать умения учащихся работать с источниками, с различной справочной литературой.

Воспитывать гордость к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.

Развитие летописания в 12-13 вв. Летопись – жанр древнерусской литературы. «Повесть временных лет»: о чем она? Произведение, пронизанное патриотизмом и любовью. Первые летописцы Руси.

 

Выставка книг по темы.

Тестирование по теме «Летописание на Руси».

30-31

Фольклор и устное народное творчество

2

- Обобщить и систематизировать знания учащихся по данному материалу в яркой праздничной форме, развить чувство патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества, учить применять фольклорные традиции в письменных работах, используя его жанровое многообразие, богатое цветовое решение, гармонию красок и формы.

Истоки народного творчества, народные промыслы игрушек (Дымково, Филимоново, Каргополь, Хлуднево) и жанровое многообразие русского фольклора (сказки, легенды, загадки, пословицы, считалки) и развитие речи учащихся по литературе.

Плакаты и детские рисунки с наименованием промыслов с двух сторон от эпиграфа на доске. Отдельно на столе образцы игрушек, пироги, калачи, пряники, жаворонки, баранки на красивой скатерти с самоваром посередине.

Конкурс  «Устное народное творчество».

32

Литературные памятники Руси

1

- Выяснить историческое значение “Слова о полку Игореве” и других литературных памятников;

- способствовать более глубокому изучению вопросов культуры древней Руси, развивать литературные и художественно-эстетические склонности учащихся, стремление к творческому самовыражению личности, воспитывать уважение к истории прошлого нашей страны, развивать умения активной поисково-исследовательской деятельности.

Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков, возникновение славянской письменности и ее появление на Руси. Первые памятники книжности. Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания. Устное народное творчество. Былины. Письменная культура. Первые берестяные грамоты.

Выставка книг по теме.

Первая симфония П.И.Чайковского (Iч.). Опера А.П. Бородина “Князь Игорь”.

Репродукции с картин В. Перова “Боян”, К. Васильева “Плач Ярославны”.

Устный опрос

33

Зодчество и изобразительная культура

1

- Познакомить обучающихся с фасадом и планом храма, архитектурными памятниками, древнерусскими иконами и живописцами XIY-XY в.в;

-развивать умения учащихся анализировать, сравнивать и делать выводы.

Воспитание любви к Родине, духовно-нравственное воспитание.

Развитие русской иконописи,  строительство и роспись храмов, фрески, мозаика, декоративно-прикладное искусство.

Компьютер

Проектор

Схема церкви;

Набор открыток: Успенский собор во Владимире и в Московском Кремле, Архангельский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого, церковь Фёдора Стратилата на Ручью, церковь Василия на Горке, Соловецкий монастырь, церковь Петра и Павла в Кожевниках;

Набор открыток “Башни Московского Кремля”;

Иллюстрации А.Васнецова “Московский Кремль”;

Иллюстрации икон А.Рублёва и Ф.Грека;

Мультимедийный фильм “Шедевры русской живописи”;

Записи церковного песнопения и колокольного звона “Благовест”

Задания с кратким ответом.

34-35

Итоговое занятие «Культура и быт восточных славян».

1

Обобщение и систематизация знаний

Презентации детей по пройденным темам.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афанасьев А.Н.  Древо жизни. Избранные статьи. - М., 1982.

3. Булкин В.А., Дубов И.В. Археологические памятники Древней Руси. Т. 2. – М., 1961.

4. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991.

5. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. – М., 1974.

6. «Календарные обрядовые праздники». Учебное пособие. Составители: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Изд.: Педагогическое общество России. - М., 2007. 

7. Мифы народов мира. М., 1980.

8. Неретина Л. В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору.-  М., 2004.

9. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси». – М., 2002.

10. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М., 1979.

11. Седов В.В. Восточные славяне в VI–XII вв. – М., 1982.

12. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в. М., 1957.

13. Трубачев А.Н. Этногенез и культура древнейших славян. – М., 1991.

14. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб.,1996г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Словарь "Восточные славяне. Первые князья"

Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...

Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.

Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы....