Методическая разработка "Времена года"
методическая разработка на тему

Смирнова Ирина Юрьевна

Из материалов методической разработки "Времена года", следуя поэтапному выполнению работы, можно познакомиться с техникой составления полуобъемног пейзажа из природного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_vremena_goda.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

        Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детский санаторно-оздоровительный образовательный центр «Лазурный»

(круглогодичного действия)

ПРИНЯТА                                                УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                Директор

методического совета

ДСООЦ «Лазурный»                                ГБОУ ДОД ДСООЦ "Лазурный"

                

Протокол № _______                                ____________А.В. Вздышкин

«___» ______________ 2014г.                        «___» ______________ 2014г.

Методическая разработка раздела

«Времена года»

дополнительной общеобразовательной программы художественно – эстетической направленности

«Фантазия»

Методическая разработка рассчитана на краткосрочное обучение

(4 занятия) учащихся с 11 до 15 лет

                                                

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

И.Ю.Смирнова

городской округ г. Выкса

2014г.

Введение

                                                                                                        

Наша родина – Россия. Это город или село, в котором мы живём. Это наш дом, наша семья. Россию называют краем белоствольных берёз и бескрайних полей. У нас есть чем гордиться и восхищаться. У нас богатое природное наследие и надо его сохранять. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к родной стране» писал К.Г. Паустовский. Нельзя любить природу, не живя с ней одной душой. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимаем за  «чистую» лирику природы, пейзажной зарисовки, на проверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых не возможны бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранении и преумножении её богатств.

Создание поделок из природного материала берёт своё начало в глубокой древности. Постоянное общение с природой способствовали развитию художественного вкуса людей, обеспечивали связь с прекрасным. Мера духовного, единое вселенское чувство добра и красоты, народное мировоззрение пронизывали всё бытие предков, которое было устроено по принципу «не навреди себе, природе, миру». Простота  изготовления, сохранение и выявление природной красоты материала имеют в наш век техники и урбанизации особую привлекательность.                                                                                

Однажды, я увидела простейшее панно: дерево, растущее на утёсе, декорированном  маленькими камешками. Эта незатейливая картинка навела меня на мысль об использовании в изображении пейзажа природного материала. Многим детям трудно даётся изобразить то или иное  дерево, не имея художественных способностей, поэтому рисование дерева я  заменила  аппликацией. Из сухих сосновых веток  составила ствол и ветки дерева, а крону  выполнила из древесной стружки и опилок. Образ дерева получился оригинальный, полуобъёмный. Самое главное такое изображение понравилось детям. Мы продолжили фантазировать, применив  технику художественной флористики в оформлении пейзажа, каждый раз используя новый природный материал. В итоге получился полуобъёмный пейзаж из природного и дополнительного материала. Так образовался раздел «Времена года» в дополнительной общеобразовательной программе художественно – эстетической направленности «Фантазия».                  

Пояснительная записка

Наличие природного ландшафта в зоне расположения ГБОУ ДОД ДСООЦ «Лазурный» позволяет ощутить красоту времени года, её неподражаемость, создаёт атмосферу духовного диалога ребёнка с целостностью природы. Разнообразие и доступность природного и дополнительных материалов, находящихся рядом с нами, предоставляет возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов. Необычная фактура применяемых материалов, своеобразная техника исполнения, позволяет создавать оригинальные творческие работы. Работа с различным по происхождению и фактуре материалом учит детей быть наблюдательными, способствует развитию творческих способностей и самосовершенствованию умения создавать образы, гармонизирует отношение ребенка с окружающей действительностью и собственным «Я».

Методическая разработка раздела «Времена года» дополнительной общеобразовательной программы художественно – эстетической направленности «Фантазия» рассчитана на обучающихся 11 до 15 лет, независимо от уровня их художественных способностей и предполагает  состав группы 15-20 детей.  Данная методическая разработка рекомендуется к использованию педагогам дополнительного образования, работающим во временном детском коллективе, и рассчитана на краткосрочное обучение детей в течение четырёх занятий. Общее количество разделов учебно-тематического плана программы – 8, количество тем занятий – 18.Занятия проводятся в специально отведённом помещении. Длительность одного занятия -1,5 часа.

Цель: способствование развитию творческих способностей детей через изготовление полуобъёмного пейзажа из природного и дополнительного материала.

Задачи:

Образовательная:

  • обучить детей приёмам и методам нетрадиционного изображения пейзажа.

Развивающая:

  • способствовать развитию фантазии, воображения, самостоятельной творческой активности.

Воспитательные:

  • прививать любовь к красоте природы и бережное отношение к ней.
  • формировать в обучающихся такие качества, как  гражданственность и патриотизм.

Особенность данной методической разработки раздела программы состоит в том, что она интегрирует такие образовательные области, как изо, аппликация, художественная флористика, экология и дополняет такие общеобразовательные дисциплины, как естествознание, краеведение, географию.

Раздел «Времена года» является самым объёмным в дополнительной общеобразовательной программе «Фантазия» и имеет большую значимость в  развитии творческих способностей детей. В процессе обучения дети учатся анализировать и понимать целостность родной природы, оценивать её значение в современной действительности. Творческая работа обусловлена простотой изготовления изделия при использовании нетрадиционных материалов. В процессе самостоятельной творческой деятельности, у детей формируются способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать свои художественно-творческие способности.

Образовательный процесс данного раздела дополнительной образовательной программы строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает проводить обучение дифференцировано. В целях повышения интереса к занятиям используются дидактические беседы, игры и викторины, красочные наглядные пособия, технологические карты поэтапного составления образа дерева, музыкальное оформление.

Основными подходами к развитию творческих способностей детей являются:

  1. Программный подход (в результате освоения раздела программы ребенок должен обладать определенным набором знаний и умений).
  2. Объективно-ориентировочный подход  (учитывая возрастные и психологические особенности детей, обучение проводится дифференцированно).
  3. Творческий подход (формирование творческих способностей детей, использования  дидактических игр, наглядных пособий, музыкального оформления).
  4. Комплексный подход (развитие личностных качеств ребенка, таких как: трудолюбие, коллективизм, доброжелательность и помощь товарищу в работе).
  5. Альтернатива выбора (ребенок имеет возможность сам принять решение в выборе своей предстоящей творческой работы).

         Обучение по разделу «Времена года» реализуется в направлениях – изобразительное искусство, аппликация, художественная флористика, экология и предполагает изучение начальных знаний по цветоведению, основ композиций, совокупности и сочетания различных материалов.

Условия реализации

Методическая разработка будет успешно реализована при наличии просторного помещения для занятий, необходимого материала и инструментов для работы, дидактического материала, а также при условии хорошей посещаемости занятий обучающимися.

Применение дидактического материала и наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми учебного материала. Средства наглядности позволяют дать детям разносторонние знания о каком-либо образце, способствует более прочному усвоению материала, а также подводит детей к индивидуальном восприятию, к творчеству.

Дидактический материал:

  1. Памятка « Правила техники безопасности при работе с природным материалом».
  2. Технологические карты поэтапного выполнения образа дерева из веток опилок методом «посыпка» и «кашка».
  3. Репродукции пейзажей.
  4. Творческие работы – образцы.
  5. Дидактическая игра «Слушая звуки музыки», викторина «Всё о погоде».
  6. Музыкальное оформление. П. И. Чайковский «Времена года».

Материалы

Для изготовления полуобъёмного пейзажа необходимо наличие разнообразных природных и дополнительных материалов.

Природный материал:

  1. Древесные опилки и стружка.
  2. Сухие сосновые ветки.
  3. Речной песок.
  4. Мелкие камешки и ракушки.
  5. Мох, сухоцветы, плоды кустарников и деревьев, скорлупа орехов, сухие злаки, семена растений.

Дополнительный материал:

Пенопласт.

Инструменты и материалы:

Успешно составить и выполнить творческую работу помогут специальные инструменты и приспособления.

Инструменты:

  1. Ножницы.
  2. Шило.
  3. Карандаш Т.М.
  4. Кисти для клея и рисования №4.

Материалы:  

1.Дощечки ДСП (20-35, 25-35, 30-40 см.).

2.Лист бумаги для эскиза.

3.Клей ПВА, канцелярский.

4.Гуашь 12 цветов.

5.Поролоновый тычок.

Емкости для хранения:

  1. Картонные коробки.
  2. Карандашницы.
  3. Ёмкость для воды.

В результате освоения данного раздела обучающийся должен обладать определенным набором знаний и умений:

Знать:

Уметь:

  • виды природного материала, их свойства, правила обработки и хранения;
  • правила заготовки природного материала без ущерба природе;
  • правила сбора, засушивания и хранения растительного материала;
  • приемы работы с хрупким материалом;
  • инструкцию по технике безопасности при работе  с природным материалом и колющими, режущими инструментами;
  • жанры изобразительного искусства – пейзаж;
  • основы композиции;
  • понятие эскиз; пейзаж; флористика;
  • основные цвета и оттенки;
  • свойства гуашевой краски;
  • изобразительные  приемы - рисование тычком, кистью;
  • технологию составления образа и поэтапного изготовления изделия из природного и дополнительного материала;
  • технологию выполнения фона композиции из природного материала;
  • технологию соединения деталей конструкции друг с другом;
  • приемы оформления творческих работ;
  • технологию покрытия лаком и краской - спрей.
  • заготавливать природный материал без ущерба природе;
  • засушивать природный материал в плоскости;
  • работать с хрупким материалом;
  • выполнять эскиз на бумаге;
  •   составлять композицию в жанре пейзаж;
  • самостоятельно составлять оттенки цветов на палитре;
  • правильно пользоваться инструментами: тычком, стекой, пинцетом;
  • рисовать тычком и кистью;
  • творчески составлять фон композиции из природного и дополнительного материала;
  • сочетать свойства разных материалов;
  • пользоваться технологическими картами поэтапного составления и изготовления изделия;
  • анализировать зрительный образ;                  
  • узнавать объект на основе описания отдельных признаков;
  • красиво оформлять творческую работу;
  • правильно покрывать изделия лаком и краской – спрей.

Методика диагностики

        Специфика творческой работы по разделу «Времена года» дополнительной общеобразовательной программы заключается в выборе пейзажа разного времени года и суток. В ситуации выбора у ребенка формируется замысел выполнения творческой работы по цветовому решению, по применению определённого природного материала, по оформлению пейзажа.

      Таким образом, обучающийся может реализовать свои творческие способности.

Для определения результативности творческой деятельности каждого обучающегося и оценки уровня результативности раздела « Времена года» педагогом используется следующий методический инструментарий.

На организационном этапе работы по программе проводятся входное анкетирование и тестирование обучающихся:

  • анкетирование позволяет выявить первоначальную мотивацию детей на занятия, дает педагогу начальную информацию о ребенке (Приложение 11);
  • тестирование призвано определить первичные знания, умения, навыки обучающихся, либо их отсутствие, а также уровень творческого мышления (Приложение 11).

Итогом работы по данному разделу программы являются:  мини-выставка, анализ творческих работ. Форма подведения итогов - самооценка или оценка работы товарищем. Обучающимся предлагается рассказать о своём замысле и реализации его в работе, о предназначении используемого природного материала в полуобъёмном пейзаже, о цветовой гамме определённого времени года.  Однако выявляются дети, у которых практические умения и навыки невысоки, но развито творческое воображение. При оформлении  пейзажа у многих детей наблюдается оригинальное творческое мышление. Оно порождает неожиданные и непривычные решения. В течение всего обучающего процесса педагогом отслеживается индивидуальный творческий рост обучающегося.

В целях повышения уровня мотивации детей на достижение определенных результатов организуется работа по системе «Ступени творческого роста» (приложение13). Происходит поэтапное продвижение воспитанников в номинациях: ученик, подмастерье, мастер, творец.  В результате усвоения определенных знаний и умений   по разделу «Времена года»  обучающимся присваивается звание «Подмастерье».

На заключительном  этапе работы по программе:

  • проводится итоговое анкетирование, позволяющее узнать: оправдались ли ожидания детей, степень их удовлетворенности от занятий, уровень востребованности того или иного раздела программы (Приложение 12);
  • итоговое тестирование выявляет уровень знаний, умений и навыков, полученных от занятий  в творческом объединении (Приложение 12);

- анализируются итоги работы по системе «Ступени творческого роста». Все обучающиеся награждаются дипломами с номинациями (Приложение 13). Лучшие работы участвуют в итоговой выставке, фотографируются и помещаются в альбом.

По итогам анкетирования обучающихся в 2013 году наибольшее предпочтение отдаётся  разделу «Времена года».  Это объясняется применением в работе разнообразного природного материала, нетрадиционным изображением  пейзажа, новизной и необычным внешним видом выполненной творческой работы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Всего/

ч

Теория/мин

Практика/мин

1

Презентация деятельности творческого объединения в рамках экскурсии отрядов по ЦДТ

1,5

90

2

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Многообразие природного мира. Жанр изобразительного искусства-пейзаж

1,5

30

60

3

«Воздушные деревья»

4,5

3.1

Композиция. Составление образа дерева из природного материала.

30

60

3.2

Цветоведение. Нетрадиционное рисование.

15

75

3.3

Оформление творческих работ.

15

75

4

«Времена года»

6

4.1

Полуобъемный пейзаж. Эскиз. Составление фона.

30

60

4.2

Выполнение в цвете. Нетрадиционное рисование

20

70

4.3

Составление образа дерева из природного материала.

15

75

4.3

Оформление творческих работ. Покрытие лаком.

15

75

5

«Войти в образ»

3

5.1

Обереги. Выбор творческой работы. Основные приемы работы

20

70

5.2

Оформление оберега. Изготовление атрибутов

15

75

6

«Креативный дизайн»

3

6.1

Панно «Абстракция». Технология креативного оформления панно природным материалом. Грунтовка и изготовление рамки для основы панно

15

75

6.2

Составление абстрактной композиции из природного материала на плоскости. Метод наклеивания. Покрытие аэрозольной краской

15

75

7

«Мир, в котором мы живем»

4,5

7.1

«Сказочный домик». Выбор творческой работы. Подготовка основы для декоративного строения. Расположение деталей на основе. Способ наклеивания джутового шпагата

15

75

7.2

Способы выполнения из природного материала основных частей изделия

15

75

7.3

Приемы оформления декоративного строения

15

75

8

Проведение итоговой выставки творческих работ

3

180

Итого

27

(6 ч10 м)

(21 ч50 м)

Содержание программы

  1. Презентация деятельности творческого объединения в рамках экскурсии. Запись в творческое объединение. (1ч. 30 мин.)

Теория: знакомство с творческой деятельностью объединения. Демонстрация изделий – образцов, выполненных педагогом и детьми. Анкетирование. Тестирование.

  1. Разнообразие природного мира (1ч. 30 мин.)

Теория: наблюдения за природой. Породы деревьев. Виды природного материала, их свойства, правила обработки и хранения. Методическая беседа о заготовке природного материала без ущерба природе. Жанр изобразительного искусства – пейзаж. Демонстрации иллюстраций, репродукций, слайдов. Инструктаж по технике безопасности (Приложение 1)

Практика: поиск красивого пейзажа через пустую рамку на экскурсии в природу. Исследование природного материала. Сбор природного материала:

  • в теплое время года – сбор сухих веток деревьев, заготовка шишек, мха, листьев, полевых цветов, плодов декоративных кустарников, ракушек, мелких камешек, коры деревьев;
  • в зимние время года – сбор сухих веток деревьев.

  1. «Воздушные деревья» (4 ч. 30 мин.).

Тема: «Образ дерева из природного материала».

Теория: основы композиции. Выбор фона. Определение плоскостей на основе  - картон. Технология  составления и наклеивания на картон образ дерева из веток и кроны из опилок методом "посыпки" (приложение 3). Основные цвета и оттенки. Свойства гуашевой краски.  Изобразительный прием: рисование тычком. Техника рисования рамки.

Практика: дидактическая игра: "Знаешь ли ты деревья?"                        (приложение 2). Составление и наклеивание образа дерева с кроной из веток и опилок на основу - картон. Упражнение «На радуге»  (приложение 4). Выполнение композиции в цвете. Техника рисования тычком (фон, облака, крона образа дерева). Прорисовка кистью мелких деталей в композиции (трава, цветы, опавшие листья, солнце). Рисование рамки.

  1. Тема: «Полуобъёмный пейзаж «Времена года» (6 ч.).

Теория: понятие эскиз. Компоновка на плоскости. Технология выполнения композиции на плоскости с использованием природных материалов (ветки, кора, опилки, стружка дерева, ракушки, мелкие камушки, солома, сухоцветы, мох, плоды деревьев и декоративных кустарников), дополнительного материала: пенопласт.

Технология создания фона. Изобразительный прием – рисование тычком. Способ составления и наклеивания образа дерева из веток и кроны из древесной стружки методом "кашка" (приложение 5). Приемы оформления творческих работ. Технология покрытия лаком.

Практика: дидактическая игра: "Слушая звуки музыки»    (приложение 4). Викторина «Все о погоде» (приложение 6). Выполнение эскиза на листе бумаги. Составление фона композиции с использованием природных материалов. Составление образа дерева из веток и древесной стружки методом «кашка». Выполнение в цвете гуашевыми красками. Оформление пейзажа природными материалами.

  1. «Войти в образ» (3 ч.).

Тема: «Обереги».

Теория: знакомство с народными традициями и историей  предназначения оберегов. Демонстрация оберегов: «Домовенок», «Домоводка», «Баба Яга». Выбор творческой работы. Основные приемы работы. Приемы оформления.

Практика: изготовление оберега по предпочтению. Формирование базовой формы из древесных опилок. Способ оформления формы в отрезок мешковины. Изготовление деталей из джутового шпагата и других природных материалов. Оформление образа оберега тканью, цветами, лентами. (приложение 7)

  1. Креативный дизайн (3 ч.)

Тема: панно «Абстракция».

Теория: знакомство с технологией креативного оформления панно. Демонстрация различных абстрактных панно. Выбор материала для творчества.

Практика: грунтовка основы базовым цветом. Составление композиции с зеркалом. Размещение материалов для оформления (ракушки, соломинки, скорлупки фисташек, бусины). Приготовление бумажной или опилочной массы. Способ наклеивания запланированных материалов. Тонировка панно золотой аэрозольной краской. (приложение 8)

  1. «Мир, в котором мы живем» (4,5ч.).

Тема: «Сказочный домик».

Теория: выбор творческой работы. Исследование декоративного строения. Способ наклеивания джутового шпагата на стеклянную основу. Способы изготовления из природных материалов (мочало, скорлупки орехов, ветки деревьев, деревянные палочки и др.) основных частей декоративного строения. Приемы оформления сказочного домика.

Практика: подготовка основы для работы. Расположение основных деталей на основе, маркировка. Изготовление основных частей домика (крыша, фундамент, забор). Наклеивание джутового шпагата. Рисование витражными красками. Оформление сказочного домика различными материалами(травными злаками, плодами растений, тканью, тесьмой, цветами и т.д.) (приложение 9)

  1. Проведение выставки творческих работ (3 ч.).

Практика: оформление и проведение итоговой выставки творческих работ. Анкетирование, тестирование. Вручение дипломов с номинациями. Фотосессия. (приложение 14)


Методическое обеспечение.

4.

«Времена года»

Форма занятия

Приёмы и методы организации

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведение итогов

4.1.

Полуобъемный пейзаж. Выбор фона.

Поисковое занятие

Метод иллюстрационный. Прием: удивления и новизны. Дидактическая игра.

Творческие работы-образцы. Иллюстрации, репродукции.

Музыкальное оформление.

Текущее наблюдение.

4.2.

Составление образа дерева из природного материала.

Занятие открытий

Метод демонстрационный. Прием: ситуация успеха. Викторина.

Таблица по теме.

Музыкальное оформление.

Текущее наблюдение.

4.3

Выполнение работ в цвете

Поисковое занятие

Метод демонстрационный

Прием: ситуация успеха.

Творческие работы-образцы

Музыкальное оформление

Текущее наблюдение

4.3.

Оформление творческих работ.

Занятие открытий

Метод словесный. Прием: свобода выбора.

Творческие работы-образцы.

Музыкальное оформление.

Самооценка, Оценка работа товарищем


Методические рекомендации

Совокупность психолого-педагогических установок определяет специальный набор и компоновку форм, методов и приемов обучения, воспитательных средств. Умелое использование вышеизложенных «инструментов» при оптимальном сочетании имеет решающее значение в реализации учебно-воспитательных задач, в повышении результативности учебно-воспитательного процесса.

Каждое  занятие  включает в себя теоретическую и практическую часть. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией наглядных материалов. Необходимо использовать для показа готовые образцы, выполненные педагогом и детьми. Объяснение сопровождается показом поочередного выполнения тех или иных технологических приемов и методов выполнения. Последовательность выполнения изделия целесообразно объяснить с помощью таблиц, технологических карт. В целях повышения интереса к процессу и наибольшего представления о внешнем виде того или иного вида образа используются дидактические беседы, игры и викторины, работы – образцы, предварительная экскурсия на природу,  знакомство с яркими красочными иллюстрациями пейзажей и популярными изданиями. Педагог не ставит задачу точного выполнения образа, а с его помощью стремится вызвать у ребят желание творить самому, рассуждать, изменять, усовершенствовать.

Самостоятельная деятельность обучающегося включает в себя преобразующее начало элементарного творчества, побуждает заниматься самообразованием.

Прием «удивления и новизны» доказывает обучающимся очевидность и полезность выполнения той или иной практической задачи.

Прием «свобода выбора» позволяет детям работать на занятиях более продуктивно. Увлечение ведет к развитию творческих способностей.

Прием «переключение внимания» дается в качестве разрядки, в целях избежание переутомления и снижения интереса к работе.

Прием «ситуация успеха» рождает у обучающегося уверенность в себе, помогает преодолеть недоумение, непонимание, затруднение.

Стимулом в развитии творчества детей являются также следующие формы организации занятий:

  • поисковые;                                                
  • занятия - открытий;
  • выставка творческих работ;                                

В период проведения мини - выставки используется метод коллективного исполнения работ, который развивает навыки совместной деятельности. Сотворчество способствует развитию навыков межличностного взаимодействия детей.

 Здесь очень важны:

  • четкий инструктаж;
  • доступные и увлекательные для обучающихся приемы обучения;
  • личный пример радостного участия в деле самого педагога, его мастерское исполнение дела;
  • сопутствующая позитивная оценка, подбадривание, выражение доверия к воспитаннику и восхищение его успехами, чувство педагогического такта при ошибках и неудачах ребенка.

Для занятий в творческом объединении необходимо помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: хорошо проветриваемым, правильно освещенным, имеющим специально отведенное место для хранения сухого растительного материала. Учебное оборудование кабинета должно включать в себя комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранение и показа наглядных пособий. Рабочее место, предназначенное для практических занятий детей, должно быть достаточно просторным, чтобы все необходимое было под рукой. Природный материал должен быть расположен на доступной высоте для обучающихся, либо собран в коробке на стеллажах.         

Список литературы.                        

                                                

  1. Нормативно-правовые документы.

1.1  Конституция Российской Федерации(12.12.1993)

1.2  Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ.

1.3 Конвенция ООН о правах ребёнка.

1.4 Национальная стратегия действий в интересах детей РФ до 2017 г., утверждённая Указом Президента РФ от 01.06.2012 №761.

1.5 Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утверждённая Постановлением Правительства РФ 27.12.2012

№2567.

        1.6 Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Р. Ф № 1726- р от 0.4 0.9.2014)

1.7 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа2013г. №1008

1.8 Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

1.9 Устав ГБОУ ДОД ДСООЦ «Лазурный».

  1. Общая педагогика.

  1. 2.1 Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита – Пресс 2002.
  2. 2.2 Гримоть А.А., Степанова Т.М., Рачков С.А. Педагогика летнего отдыха, Минск. 2001г.

  1. 2.3 Методика обучения и воспитания.
  2. 2.4 Мочалова З.М. Рекомендации по анализу деятельности системы дополнительного образования. Ж. Проблемы школьного воспитания, Н.Новгород № 1 2001 с.12.14.

  1. Общая и возрастная психология.

  1. 3.1 Брунер Дж. Психология познания. М.Прогресс, 2000.
  1. Теория и история выбранного вида деятельности.

  1. 4.1 Аранжировка сухими цветами. Популярные издания, М. Внешкнига, 2002.
  2. 4.2 Астаман П. Современная флористика, М., Культура и традиции, 2002.
  3. Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества, М. Олма – Пресс, 2000.
  4. 4.3 Голубев А.П. Аппликации из прикладных материалов, М., Культура и традиции, 2002.
  5. 4.4 Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия, - М.: «Рипол Классик», 1997 – 544с. Серия «Ваша тайна».
  6. 4.5 Колесникова Е.Г. Сухоцветы и декоративные знаки, М. Издательский дом. МСП, 2002.
  7. 4.6 Кочанова Н.П. Фантазии и ваших рук творения, Петрозаводск, Карелия 2005.
  8. 4.7 Стецюк В. Картины из сухих цветов, М., Аст – пресс., 2002.

  1. Учебные пособия, методические материалы.

  1. 5.1 Дополнительное образование и воспитание №2., ООО «Витязь – М» 2008.
  2. 5.2 Программа педагога дополнительного образования: от разработки до рекомендации (сост. Н.К.Беспятова) М: Айрис – пресс, 2003 – 176с. – (методика).

5.3 Смекалова Е.М. Дополнительное образование детей в школе (из опыта работы): Методические рекомендации. – М.: АПК и ППРО, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...

Конкурсное испытание "Методический семинар" для конкурса «Учитель года России» в 2021 году. Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготовки к ГИА".

Конкурсное испытание "Методический семинар" . Тема "Формирование познавательных общеучебных УУД школьников при обучении физики с целью повышения качества обучения и эффективной подготов...

Методическая разработка классного часа, посвященного Году памяти и славы- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для обучающихся 10-11 классов

Цель : формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и ...

Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...

Календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года. Методические рекомендации.

Корректировка рабочих программ (на примере программ начального общего  образования) в условиях ограничительных мероприятий, вызванныхвведением режима повышенной готовности .  Кале...