Конспект занятия «Изучение нетрадиционной техники рисования - граттаж»
план-конспект занятия (5 класс)

Ольга Николаевна Косьяненко

  Методическая разработка представляет собой конспект занятия на тему: «Изучение нетрадиционной техники рисования - граттаж», является методическим обеспечением к программе «Волшебная палитра» (художественного направления) для проведения занятий с детьми младшего школьного возраста, носит рекомендательный характер. Занятие проводится в период первого года обучения, включено в раздел «нетрадиционные приёмы рисования», целью которого, является знакомство с техникой «граттаж» путем освоения изобразительных навыков, развития воображения, фантазии.Занятие предполагает работу с учащимися 8-10 лет.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» СТАНИЦЫ БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект занятия

«Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Сухая кисть»

(для педагогов дополнительного образования)

Составитель: Косьяненко Ольга Николаевна,

   педагог дополнительного образования

Ст-ца. Брюховецкая, 2017

Пояснительная записка.

 Конспект занятия «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «сухая кисть» относится к художественной направленности. Занятие включено в содержание учебного плана дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Волшебная палитра», носит рекомендательный характер и адресован  педагогам  дополнительного образования в работе с детьми.    Возраст учащихся - младший школьный.

Новизна данного материала - в оригинальных приёмах, методах, педагогических технологиях, что приемлемо для работы с детьми в учреждениях дополнительного образования.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

         Конспект занятия «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «сухая кисть» состоит из 2-ух частей: теоретической и практической. На изучение данной темы отводится 2 часа по 45 минут, с перерывом 15 минун.

Тема занятия: «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «сухая кисть»

Цель занятия: создание условий для формирования целостного представления об изобразительном искусстве, через знакомство с нетрадиционной техникой рисования «сухая кисть».

Задачи:

- формировать умение учащихся изображать белок, ежей, зайцев, котов, одуванчики, передавать пропорции фигуры животных;

- формировать умение учащихся передавать фактуру шерсти животных, окраску.

- воспитание у детей интереса и любви к животным.

- расширить знания учащихся о художниках-анималистах;

- формирование навыка работы с художественными материалами.

Техническое обеспечение: проектор, ноутбук, экран.

Информационное обеспечение:

- иллюстрации с изображением животных, выполненных в технике «сухая кисть»; видео фрагмент анималистического мультфильма с животными;

- технологическая карта поэтапного выполнения рисунка данной техники;

Раздаточный материал: бумага для акварели - формат А4,

акварельные, гуашевые краски, кисти - щетина, белка 1,2; емкость с водой, палитра.

Содержание занятия:

1. Цели и задачи;

2. Теоретическая часть. Из истории возникновения техники «сухая кисть», разнообразие приёмов рисования. Просмотр фрагмента мультфильма «Маугли».

3. Изучение изобразительных приёмов методом изучения технологических карт поэтапной работы «сухой кистью».

4. Физкультминутка.

5. Практическая часть. Выбор фигуры животного, подбор цветовой гаммы,   выполнение практической работы.

6. Поведение итогов. Релаксация. Просмотр - итоги проделанной работы.

Ход занятия

1.Приветствие, изложение темы занятия.

2. Теоретическая часть. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать, научиться наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Сегодня мы познакомимся с творчеством художников анималистов (жанр), изучим нетрадиционную технику рисования «сухой кистью». Представим себя в роли художника анималиста и выполним рисунок в этой технике.  

Видеоряд:  Показ иллюстративного материала сопровождается теоретической беседой: (10 мин.)

- Данное направление живописи начинается со времен первобытных людей. Именно они являлись первыми художниками анималистами, создавали наскальные изображения животных. Особое развитие анимализм получил в Древнем Египте. В этой стране многие Боги, которым поклонялись жители, имели головы зверей или птиц (Слайд 1). https://perstni.com/magazine/history/naskalnyie-risunki-pervobyitnyih     (наскальные рисунки первобытных людей).

(Слайд 2). В средние века художники в основном изображали животных на картинах, как составляющую часть фольклора. Ю.Васнецов (русский фольклор) https://doriandecor.ru/yurij-vasnecov-illyustracii/ (Ю. Васнецов)

- Художники анималисты обычно изображают животных, ищут их художественные образы. Главной задачей анималиста могут быть точность в изображении животного, выразительность или наделение животных присущим людям чертами, поступками, переживаниями (в баснях, сказках).

Известные анималисты Василий  Алексеевич Ватагин (1883 -1969гг.) создал более 400 живописных и около 100 скульптурных работ. В творчестве художника, ученного-зоолога, скульптора мы видим птиц, лесных зверей, хищных животных. Художник изучал среду обитания, строение, исчезающие виды птиц и животных. Рисовал иллюстрации к литературному рассказу «Маугли» (Слайд 3).  www.sivatherium.narod.ru/postcard/vatagin1/   (В.А. Ватагин) https://www.pinterest.ru/  (В. А. Ватагин «Маугли»

Валентин Александрович Серов(19в.) В 1892 г. у Серова родился сын, и чтобы прокормить семью, он рисовал на заказ портреты, где рядом с человеком всегда присутствие собаки, кошки, лошади. Это говорит о том, что художник очень любил животных, наблюдал за их поведением и находил интересные характерные черты, свойственные им. (Слайд 4.)  http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/index.php/animalisticheskij-zhanr-v-a-serova - Анималистический жанр Серова

Дмитрий Горлов – ученик Серова, их творчество сближала любовь к животным. Горлов создавал фигуры животных из дерева и камня, подход к творчеству был другой – изображение целостного изображения, декоративности и обобщенности форм. Горлов иллюстрировал около 60 книг о животных (Слайд 5.) https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/40287.html   Д. Горлов

Евгений Михайлович Рачев (1906 – 1997гг.) Окончил Кубанский художественно-педагогический техникум в 1928г., участник ВОВ. Иллюстрировал сказки (народный фольклор), любовь к животным зародилась в Сибири, где художник провел своё детство (Слайд 6.) https://www.pinterest.ru/pin/  Е.М. Рачев, иллюстрации к русским сказкам

        Настоящим художником-анималистом может стать человек, обладающий природным даром чувствовать природный и животный мир (Слайд 7.)          http://sibforum.sfu-kras.ru/ Современные анималисты

Современные художники анималисты – настоящие мастера. Ведь так реалистично изобразить животное или птицу очень трудно, так как животное невозможно заставить позировать, но у мастера все получиться, ведь он рисует разными изобразительные способами, использует жесткие кисти, растирают сухую краску, не разводят её водой.

Просмотр фрагмента мультфильма «Маугли» (10 мин.)

- Ребята обратите внимание на каждого персонажа, как они выглядят, какой у них характер?

Актуализации опорных знаний (опрос-повторение):

- Ребята, давайте вспомним какие материалы относятся к графическим?  (карандаши, мелки, пастель, уголь, сангина)

- А какие материалы относятся к живописным? (акварельные, гуашевые, масляные, акриловые)  

- Сегодня мы выполним работу и карандашом и «сухой кистью».

Физкутминутка (5 мин):

Утром на лесной опушке,

Собираются зверушки.

Все приучены к порядку:

Дружно делают зарядку!

Скачут белочки и зайки,

Скачут, скачут на лужайке

Посмотри, посмотри!

Встали – сели, встали – сели,

Вправо-влево поглядели.

Дружно делают наклоны

Чернобровые вороны.

Приподняли плечики – прыгают кузнечики!

-Перечислите зверей, которые встретились нам в тексте физкультминутки?

Практическая часть.

- Возьмем лист бумаги и простой карандаш. Перед вами лежат контурные рисунки фигуры различных животных. Постарайтесь срисовать (сделать копию) этих изображений, наша задача нарисовать только контур фигуры.

Посмотрите пропорции фигур, сравните части, не забывайте передавать положение, движение (набросок, эскиз).

- Теперь, решите, какой окраски будет ваш кот, белка, собака…

Краски используем акварельные, но воды почти нет, только одну капельку оставьте на палитре. Посмотрите внимательно, как я буду одевать свою кошку в пышную шубку (показ технического приёма).

Влажной, щетинистой кистью «тычком» набираем краску (от светлых тонов к темным) и делаем движения из центра так, чтобы получались такие по краям ворсинки (материальность шерсти). Таким образом, до тех пор, пока не «оденем» своих животных. В глубине ушей, под лапками, шеей прорабатываем еще более темным оттенком. Получаются очень реалистичные животные. Остается подчеркнуть некоторые детали, прорисовать глазки. Получились очень милые у нас друзья!

Подведение итогов:

- Теперь нам необходимо подобрать имена нашим друзьям и поселить на нашей выставке.

Рефлексия (опрос-закрепление):

Составление ключевого слова по заглавным буквам «АНИМАЛИСТ».

1.Краски, которыми передают воздушность, легкость, прозрачность? (Акварель)

2. Быстрый эскиз карандашом? (Набросок)

3. Картинка в книге, а иначе? (Иллюстрация)

4. Нетрадиционный прием в живописи? (Монотипия)

5. Подшивка листов для рисования? (Альбом)

6. Осенний, с ветки опавший? (Лист)

7. Изобразительное?  (Искусство)

8. Графический материал коричневых тонов? (Сангина)

9. Устное народное? (Творчество)

Подсказка: Художник – зоолог – анималист!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Технологическая карта поэтапного рисования «Сухой кистью»

1. Копируем изображение животного на просвет по контуру или срисовываем с изображения;

2. Смочить кисть (щетина) в воде и промокнуть бумажной салфеткой (много воды не должно быть); Затем кистью взять немного черной акварели и излишки оставить на палитре, в итоге кисть полусухая, но с краской;

D:\Users\MK-1\Documents\Косьяненко\Приложение к метод разработке Косьяненко\20190312_145155.jpg

C:\Users\MK-1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190312_145757.jpg

3. Приёмом «тычка» наносим мазки, которые получаются воздушные, передают фактуру шерсти;

D:\Users\MK-1\Documents\Косьяненко\Приложение к метод разработке Косьяненко\20190312_150801.jpg

4. Таким же образом прорисовываем внутри ушка, только другим цветом, тонируем в теневых частях, тем самым выделяя выступающие части фигуры животного;

D:\Users\MK-1\Documents\Косьяненко\Приложение к метод разработке Косьяненко\20190312_151345.jpg

5. Тонкой кистью прорисовываем глаза, оставляя блики, мордочку, лапки.

D:\Users\MK-1\Documents\Косьяненко\Приложение к метод разработке Косьяненко\20190312_161455.jpg

 

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Мастер - класс на тему: "Нетрадиционная техника рисования - Граттаж»

Ознакомление и выполнение графической композиции в нетрадиционной технике Граттаж...

Конспект НООД по нетрадиционной технике рисования во второй младшей группе "Тюльпан"

Рисование.Конспект НООД по нетрадиционной технике рисования  во  второй  младшей группе  "Тюльпан"...

"Нетрадиционная техника рисования "Граттаж""

Из опыта работы. В данной презентации представлена  нетрадиционная техника рисования "Граттаж"....

Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования "Одуванчики"

Занятие в нетрадиционной технике рисования для детей 5-8 лет.Рисуем вилкой и ватными палочками одуванчики....

Мастер – класс по нетрадиционной технике рисования - граттаж

Мастер – класс по нетрадиционной технике рисования  - граттаж...