«Работа с начинающими в классе гитары».
методическая разработка на тему

Мордасова Ирина Васильевна

Первая встреча с учеником – это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чтобы ученик доверился вам, с желанием и искренне рассказывал о себе, друзьях, своих увлечениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervaya_vstrecha_s_uchenikom.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с начинающими в классе гитары».

Первая встреча с учеником – это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чтобы ученик доверился вам, с желанием и искренне рассказывал о себе, друзьях, своих увлечениях.

Надо заинтересовать ученика так, чтобы он шел на урок с радостью и приподнятым настроением. Чтобы ребенок на первых порах не потерял веру в себя, получал удовольствие и удовлетворение от каждой встречи с музыкой, необходимо соизмерять предлагаемые задания с интересами и возможностями ученика, а методический материал давать, не перегружая его внимания, рационально и последовательно.

Большое влияние на музыкальное развитие ученика оказывает осмысленное понимание содержания песенок. Музыкальный язык неизменно связан с бытовым языком и речью. Бывает, что дети не могут прочитать короткое стихотворение, пословицу, поговорку достаточно выразительно. Если они не в состоянии воспользоваться данным им самой природой речевым аппаратом, то каким образом они смогут произнести что – либо ясное или даже просто вразумительное языком музыкального инструмента? Вот почему работа над выразительным художественным чтением так важна в классе.

                            Несколько примеров

«Динь – дон, динь – дон, загорелся кошкин дом». Слова этой песенки следует прочитать ученику и попросить его повторить, внимательно и терпеливо убеждая, что слова следует произносить звонко, громко, четко, а главное тревожно.

«Светит солнышко к нам в окошечко»  - совершенно  другой характер произношения: ласково, не спеша, тихо.

«Детский сад -  у реки. А вокруг – цветники», - короткое стихотворение произносится с удивлением. Первая фраза – весело, достаточно громко. Вторая часть фразы – протяжно и тише.

                        Следующие примеры можно дать ученику на дом.

«Дует ветер озорной, лает пес Буянка».

«Тра – та – та, тра – та – та, мы везем с собой кота».

«У кота Воркота колыбелька хороша».

«Бьют часы, бьют часы: динь – дон, динь – дон».

«Польку спляшем поскорей, танца нету веселей».

Если примеров недостаточно, то их можно отыскать в учебниках по сольфеджио.

Затем мы эти же примеры начинаем прохлопывать и понимаем, что есть частые и редкие хлопки, ученику показываем, как это можно записать:

  «Пе – ту - шок, пе –ту - шок, зо – ло – той гре – бе – шок»

Хлопки есть короткие и долгие: короткие соединяют друг с другом палочкой (восьмые), а долгие записываются отдельными палочками (четверти). На первых порах можно помочь сделать правильную запись песенок. Можно также написать ритм нескольких песенок, затем прочитать песенки 3 – 5, а ученик должен выбрать для каждого своего ритма.

Гитаристам полезно ритм даже не похлопывать. А отстукивать пальцами по системе.

Когда ребенок с этим справится, можно предложить еще такой пример для освоения и приобретения навыков усвоения ритмических структур. На отдельных карточках написать ритмические схемы – от самых простых. Карточку на несколько секунд показать ученику. Ученик запоминает и простукивает по памяти.

Затем необходимо познакомить ученика с нотным станом, нотными знаками, ключом «соль»; научить ученика правильно записывать на нотном стане ключ и нотные знаки.

         Положение корпуса на стуле, выбор скамейки.

На первом этапе обучения игре на гитаре нужно отработать посадку ученика на стуле без инструмента. Наиболее рациональное положение корпуса на стуле – это на краю стула и ближе к правому краю сиденья, что предупреждает изоляцию правой ноги во время игры на гитаре.

Под левую ногу нужно поставить скамеечку. Высота ее зависит от роста ученика. Главное – чтобы левая нога была под острым углом по отношению к корпусу. Сохранению естественного положения корпуса помогает уверенная опора на ноги. Если у ученика правая нога не достает до пола или колено «смотрит» в пол, следует подложить дощечку для полной устойчивости ноги и чуть отодвинуть ногу вправо.

Гитара один из самых «неудобных» для формирования осанки ребенка инструмент. Заботясь о здоровье учащегося, преподаватель должен сформировать у него правильную посадку, чтобы во время игры не возникло искривление верхней части туловища.

Для развития и естественности движений начинающего гитариста можно предложить следующие упражнения:

  • руки положить на колени, наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево. Следить за осанкой, ноги от пола не поднимать. После каждого наклона фиксировать корпус в исходное положение;
  • повороты туловища вправо, влево. Плечи не поднимать, положение головы – естественное. Фиксировать все повороты и исходное положение, следить, чтобы ученик не снимал ног со скамейки.

В идеале, гитару следует держать так, чтобы правая и левая части спины сохраняли свое естественное положение, постараться их выровнять. Позвоночник немного вогнут в районе поясницы. Известный французский гитарист Филипп Вилла рекомендует использовать, так называемую «позу наездника», когда ученик садится на стул, повернутый таким образом, что спинка его находится спереди. Ощущая подобную позу. Локти ложатся на спинку стула свободно, спина прямая. Внешне такая посадка как бы имитирует посадку наездника на лошади. Учащийся должен запомнить это наиболее свободное и комфортное ощущение с тем, чтобы затем сохранить его при освоении стандартной посадки.

Эти упражнения проделывать до тех пор, пока корпус не будет раскрепощен и не будет выработана устойчивая посадка.

При выполнении этих упражнений дышать спокойно, не задерживая дыхания. Глубокое и спокойное дыхание невозможно без ровной, естественной посадки; тем более, что мышцы нельзя расслабить, если нет ровного, глубокого дыхания.

                 Посадка с инструментом.

После того как ученик научился осознанно, свободно и раскованно сидеть на стуле и освоил упражнения, необходимо приступить к занятиям с инструментом (к этому периоду ученик должен знать название частей гитары).

Гитара имеет пять точек соприкосновения с телом, которые мы назовем опорами;

  1. Вырезом обечайки она ложится на левое бедро, ближе к колену, которое приподнято вследствие того, что левая нога находится на подставке.
  2. Правая нога, как ей и положено, смещается вправо настолько, чтобы нижняя часть корпуса гитары нашла удобное положение. Если мысленно провести линию вдоль грифа, и через всю верхнюю деку (как бы продолжая струны) мы найдем вторую точку соприкосновения с инструментом. Эта точка очень важна для устойчивого положения инструмента, поэтому правую ногу не следует слишком  уводить в сторону.
  3. Третья точка находится на уровне грудной клетки.
  4. Предплечье должно лечь на выпуклую часть корпуса довольно естественно, не изменяя ровного положения плеча и своим весом и небольшим усилием как бы вдавливать во вторую точку опоры, то есть в то место, где инструмент соединяется с правой ногой.
  5. Последняя точка соединения – это контакт с левой рукой. Очень важно, чтобы рука была расслаблена, как бы «висела» на грифе. Необходимо следить за тем, чтобы плечо не напрягалось и не меняло своего естественного положения, а локоть не «уходил» в сторону и не «прилипал» к корпусу гитариста.

И так, при правильной посадке гитариста с инструментом гитара становится устойчивой, «сливаясь» с телом исполнителя.  При такой посадке головка грифа располагается не ниже левого уха исполнителя, а пальцы левой руки, находящиеся в первой позиции, будут на уровне глаз, что позволяет лучше просматривать весь гриф.

Для фиксации инструмента используют кусок поролона или замши.

Если у ученика появляется зажатость, скованность, следует проделать упражнения с инструментом: наклоны вперед, назад, влево, вправо и т. д.

                                 Положение правой руки.

Рука чуть ниже локтевого сустава опирается на самую широкую часть гитары. Кисть положить ладонью на струны таким образом, чтобы палец m оказался около розетки справа, то есть на уровне окружности инкрустации. Ладонь и все пальцы располагаются на струнах параллельно ладам. Большой палец находится впереди на шестой струне. Это положение является исходным для начального обучения.  Не меняя положения кисти, постепенно округлить ее и пальцы i m a поставить на первую струну. Расстояние между декой и кистью должно соответствовать примерно ширине ладони ученика. Четыре пальца должны свободно проходить между запястьем и декой.        

                                   Апояндо.

Как показала практика, звукоизвлечение нужно начинать с освоения приема игры апояндо. Прежде чем извлекать звук, необходимо проделать следующие упражнения:

- поставить пальцы i m a на 3 – 2 – 1 струны и поочередно нажимать, ощущая напряжение и сопротивление струны, после чего расслабить пальцы и вернуть в первоначальное положение.

Затем извлечь пальцами i. m. a. на первой струне звук. Палец, извлекая звук, доходит до второй струны и по инерции подтягивает ее к третьей. Очень важно вернуть палец и вторую струну в исходное положение, расслабить и раскрепостить мышцы пальца, кисти, предплечья, почувствовать, проконтролировать и понять расслабление.

С первых занятий необходимо ученика приучить контролировать качество звука: громкость, длительность, штрихи. Для этого необходимо ставить ученику конкретные задачи при извлечении звука. К примеру, описанный ранее способ звукоизвлечения апояндо организовать следующим образом:

  • определить силу, с которой требуется извлечь предполагаемый звук, допустим, это будет mf( предварительно рассказать ученику, для чего музыке нужны динамические оттенки, и продемонстрировать на гитаре звуки различной громкости);
  • далее играть ритмически организованно: восьмая – звучание, восьмая – пауза. Во времени это выглядит так: на «раз» - i. извлекает звук, на «и» палец m «ловит» звук и прячет в «тишину».

Педагогу всегда следует помнить, что пальцы правой руки разные как по степени подвижности, так и по силе. В упражнении приучайте ученика слушать и добиваться одинакового звучания независимо от извлекающего пальца.

Апояндо применяется только при игре пассажей отдельными нотами, когда нужно подчеркнуть силу звука, либо выделить мелодические ноты в потоке арпеджио.

Исполнение приема апояндо пальцем р производится посредством удара струны левым углом большого пальца с последующей опорой на соседнюю.

                                    Тирандо.

Тирандо – это удар (щипок) по направлению к деке, не прикасаясь при этом к соседней струне. Пальцы правой руки поставить на струны, как при упражнениях на поджатие: р -  на шестой струне, i. -        на третьей, m -         на второй, а – первой. Начнем с поджатия. Третью струну подтягиваем к четвертой, вторую к третьей, первую ко второй. Это важные ежедневные упражнения и на начальном этапе не следует их забывать. Тирандо очень легко получается на основе упражнения «поджатие».

В самом деле, кончик пальца от третьего сустава с силой нажимает и подтягивает третью струну и соскальзывает со струны, но не попадает на струну, как при апояндо, а проходит рядом с четвертой струной в направлении к пятой. Направление пальца при щипке должно быть параллельным плоскости струн и стремиться внутрь кисти, то есть к первой фаланге большого пальца. Здесь следует обратить внимание на то, чтобы кисть в процессе щипка не делалась плоской, а, скорее напротив, становилась более округлой, мягкой и проследить, чтобы ученик ставил пальцы на струны краем подушечки.

Для пальца р прием тирандо применяется в большинстве случаев.

Удар большим пальцем происходит сверху параллельно деке к пальцу и, и заканчивает движение, опираясь на указательный палец в месте соединения крайней и средней фаланг. Прием выполняется прямым, не сгибающимся пальцем.

Также отметим, что в отработке первых приемов звукоизвлечения, не стоит стараться извлекать громкие звуки, особенно тирандо, т. к. это может вызвать захват струны пальцем и «шлепанье» ею о гриф. Лучше начинать с тихого или не очень громкого звука.

                      Постановка левой руки.

Упражнения для постановки левой руки на грифе гитары следует начинать с большого пальца. Опыт показывает, что с детьми 7 – 8 лет  лучше начинать освоение грифа с 5 позиции. Это связано прежде всего с физическими возможностями ученика, в частности с малой растяжкой пальцев. В первой позиции прижимать струны гораздо труднее, чем в пятой, и на начальном этапе это может вызвать излишнюю скованность, зажатость не только левой руки, но и правой.

Большой палец поставить тыльной стороне грифа на уровне 6 лада так, чтобы ладонь не соприкасалась с грифом и была параллельна ему. Не отрывая от грифа большой палец, покачать кистью влево и вправо, еще раз убеждаясь, что левая рука свободна и раскована. Затем положить пальцы правой руки по принципу баре на все струны, таким образом зафиксировать положение левой руки на грифе.

После того как пальцы левой и правой руки заняли исходное положение следует сделать легкий разворот корпуса с инструментом влево.

Для более свободного перемещения пальцев левой руки от 1 струны к 6 и обратно следует выполнить следующие упражнения:

- пальцы левой руки расположите параллельно ладам

- затем пальцы приподнять над струнами и собрать их к третьей фаланге – основанию пальцев, после чего опять вытянуть.

Также можно поиграть упражнения:

  1. пальцы поставить на лады и понажимать.
  2. поочередно нажимать лады и передвигаться по грифу в 5 позиции, 6 и т.д.
  3. поочередно нажимать лады и передвигаться из 3 в 7 позицию.

Сначала это делать без извлечения звука, затем – извлекая.

  1. покататься на струне расслабленной рукой, в очень медленном темпе.  Особое внимание нужно обратить на то, чтобы во – первых не отставал и не убегал в перед от кисти большой палец; во -  вторых, чтобы все четыре пальца, стоящие на струне, скользили только параллельно ей.

С первых уроков следует добиваться, чтобы пальцы левой руки прижимали струну ближе к ногтю и ближе к порожку.

При проведении первоначальных упражнений следует уделить внимание формированию независимости рук. Можно поиграть такое упражнение: например правой рукой играть форте, левой прижимать очень слабо, и наоборот: с давлением работают пальцы левой руки. А извлечение звука в правой руке пиано.

Довольно часто ученики не могут поставить четыре пальца сразу – мешает ограниченность в растяжке 3 и 4 пальца. Для этого можно поделать такое упражнение:

- поставить первый палец на 3 лад и потянуться вторым до пятого лада, снять первый и потянуться третьим пальцем до7 лада и т.д.

- поставить пальцы на второй струне и поочередно переставляем на третью струну, затем на четвертую, пятую, шестую.

Освоение технических и музыкальных задач, действия и игра от урока к уроку должны приобретать все более уверенные формы. Можно постепенно переходить к освоению первой позиции.

            Работа над песенками с инструментом.

Теперь остановимся на работе над песенками, и уже с инструментом. К этому времени ученик уже должен уметь отличать восьмые и четверти, высокие и низкие звуки, правильно сидеть и держать инструмент. Песенки должны быть очень простыми. И сопровождать их должна другая гитара, на которой играет педагог.

                               Небо синее.

       Небо синее, роща в инее. Утро раннее все румянее.

Песенка исполняется на открытой струне «соль». Сначала песенку пропеть со словами под аккомпанемент учителя – это будет гораздо выразительнее, чем без аккомпанемента. Доступно рассказать о характере песенки. Играть мягко, спокойно, таинственно. Если ученик не сможет сразу представить образную картину, расскажите о ней подробнее, опишите зимнюю природу, синее небо, рощу, иней. После того как ученик представил содержание песенки, начинайте разучивать песенку голосом и со словами. Обратите внимание на выразительное интонирование мелодии.

Как только ребенок правильно споет мелодию,

можно приступать к игре на инструменте. При этом необходимо следить за посадкой и положением рук, за звукоизвлечением и мелодией, за ритмом.

В этой песенке кончики пальцев i m поочередно НЕЖНО нажимают на струну и останавливаются на соседней струне (апояндо). После звукоизвлечения палец расслабляется, происходит смена напряжений и расслаблений.

                       Смелый пилот.

          Вырасту – буду мчаться повсюду

          На самолетах смелым пилотом.

В песенке «Смелый пилот» прежде всего обратить внимание на особенностях звукоизвлечения. Веселая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Чтобы добиться необходимого характера звучания песенки, ученика следует научить извлекать звук более интенсивно, уверенно, ровно. Необходимо обсудить, что если первая песенка исполнялась ласково, таинственно, то теперь надо играть энергично, четко.

Постепенно переходим к исполнению песен на закрытых струнах. Подбор нотного материала должен быть таким, чтобы освоение технических задач проходило наиболее удобно для ученика – не отпугивало бы сложностями. Но вызвало бы у него интерес, увлекало и притягивало.

Работать надо с фантазией и увлеченностью, как педагогу, так и ученику. Просмотрите, спойте, прохлопайте, проясните характер, содержание. Слова, название песенок могут стать ориентиром для выявления содержания и определения характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Организация домашней работы на шестиструнной гитаре в системе дополнительного образования. Cоставитель МетлаС.Г руководитель ГМО педагогов по классу гитары.

Все,что вы найдете в этой методической работе-установки,методические рекоминдации,приемы,пожелания - все это можно принимать или овергать. ...

Открытый урок "Дифференцированный подход в работе с начинающими в классе домры"

Открытый урок в классе домры. Дети с разными музыкальными данными....

Методическая разработка: «Работа с начинающими в классе фортепиано»

Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от ...

Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Некоторые аспекты работы с начинающими в классе балалайки"

  В методической работе подробно раскрыты вопросы по следующим направлениям: формирование полноценного звука, овладение и совершенствование различных приёмов игры на инструменте, посадка и...