Занятие "Хантыйская игольница - намт"
план-конспект по теме

Самигуллина Мунира Фаиловна

Знакомство с народно-прикладным творчеством народов Севера позволяет детям почувствовать  неразрывную связь с жизнью своего региона. С этой целью предусмотрены занятия  знакомства с орнаментальным искусством народов Севера. Дети научатся не только  изготовлению сакрального женского предмета - игольниы, но и ознакомятся с  эпосом месного наряда.  Введение регионального  компонента считаю важным, чтобы привить детям понимание о том, что  народное искусство на региональном уровне рассматривается как часть  художественной отечественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

                   Тема  « Хантыйская игольница – намт»                                         

  Цель: освоение опыта народных умельцев в технике бисероплетения и внедрение его в деятельность учащихся с целью дальнейшего развития собственной фантазии детей.

Задачи:- продолжить ознакомление детей с культурой и творениями коренных народов Севера;

-развитие  таких технических навыков как глазомер, ритм,  чувства симметрии,  умения находить композиционное решение и  выбирать цветовую гамму в украшении изделий  народного быта.;

-воспитание уважения к труду и культуре народов Севера.

Инструменты и материалы: иглы для бисера, нитки, ножницы, цветная бумага для изготовления шаблонов, ткань, бисер.

Наглядные пособия: демонстрационный материал с образцами северных орнаментов, образцы игольниц и их модели.

                                           Ход занятия:

  1. Организационный момент(1-2 минуты):

Определяем цель и задачи занятия. Создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку игольниц. При прилежании и аккуратности каждый из детей к концу занятия изготовит такую красивую игольницу в подарок маме.

  1. Теоретическая часть:

а) повторение изученного ранее материала;

б) изучение нового материала

  1. Практическая часть.

а) создание модели будущей игольницы путём аппликации на бумаге

б) перенос деталей аппликации на ткань в качестве трафарета и вырезание их на ткани;

в) аппликация орнамента  на ткани;

г) вышивка  контуров узоров бисером

Перед практической работой повторить технику безопасности. Во время работы с бисером нужна пауза для  гимнастики для глаз.

  1. Подведение итогов  методами рефлексии и коллективного оценивания результатов труда.

               ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент:

Определяем цель и задачи занятия. Создаем мотивацию к занятию, продемонстрировав выставку игольниц. При прилежании и аккуратности каждый из детей к концу занятия изготовит такую красивую игольницу в подарок маме.

II.Теоретическая часть урока.

У народов Севера трудовое воспитание начиналось с самого раннего возраста.причём мальчиков и девочек воспитывали совершенно по-разному. Мальчик-это будущий кормилец, охотник, рыбак.  Девочка – это будущая хранительница очага, хозяйка дома, мать. Первое, что дарят взрослые мальчику,-это аркан и нож; а девочке-мешочек с набором сухожильных ниток, кусочками ткани и меха.

Женщина – представительница обско-угорских народов умела многое. Однако её главное призвание-быть искусной мастерицей- одна из главных функций женщины традиционного общества. Именно поэтому символом женского начала является игла. Не случайно в фольклоре эпитетом женщин и женских божеств является выражение «йинтуп катлты ар наем» - «иглу держащие многие наи» («най»-божество женского рода). Из фольклора обско-угорских народов видно, что женщины-хозяйки пользовались большим уважением и что особенно высоко ценилось женское умение шить, поскольку одежда в условиях Севера имела большое значение. «Богатырь остяцкий гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». О вещи, искусно сшитой, в вогульской сказке говорится:  «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет». Женщина умела делать многое. Рукоделие женщина хранила в узорной берестяной коробке йиуак, либо мешочке тутчау хир, сшитой из шкур и сукна, украшенной аппликациями и подвесками. Тутчау-очень дорогой для женщины предмет, он переходил от матери к дочери; в некоторых случаях мать шила дочери новый тутчау к свадьбе. Женщина-рукодельница в мешочке тутчау хир всегда имела игольницу(«игольник»). Эта вещь у неё всегда при себе, даже если она находится даже в пути, на рыбалке и т.д. «Игольник» относится к числу сакральных предметов и подчёркивает сакральность женского мира по отношению к мужскому. Как правило-игольник – это небольшой кусочек сукна круглой или квадратной формы, расшитый бисером; в центре чаще всего вышивается  бисером крест, который является указанием  на сакральность предмета.

 «Иголку втыкали в тряпочку, когда рождалась девочка, и уносили на культовое место»

Характерен отрывок одной из хантыйских сказок:

«Бабушка Таись и дедушка Портя, собрав вокруг себя внуков и правнуков, давали в руки каждому нож, кому иголки с нитками. Кому красивый лоскуток, и внуки вырезали из дерева стрелы, а внучки вышивали узоры» Кажется невероятным, но девочка в 2-3 года умела уже собрать браслетик, в 4-5 уже составляла орнаменты. В 6-7 лет она различала традиционные узоры домашней одежды.

В сказке «Маснэ и Зайчонок» :

«..И решила бабушка :  «Надоучить Маснэ шить».

На другое утро бабушка говорит внучке:

-Маснэ, вставай, солнце осветило все углы нашей избушки. Сегодня будем учиться шить. Усадила она внучку. Взяла узорный ватлан, сняла с него крышку, достала вышитую подушечку – игольницу, нитки и разноцветные лоскутки.

-Внученька, говорит бабушка Петось, - прежде надо знать, что иголку в рот нельзя брать, в своё платье втыкать нельзя, на пол бросать тоже нельзя. Иголку надо на место прибирать - в подушечку – игольницу втыкать».

 Для самой женщины орнаментация не тяжёлый монотонный труд. Это скорее «священнодействие». «Ёнтты хурам»-шить узоры.

- Сегодня на занятии мы с вами уподобимся хантыйским мастерицам и изготовим важную вещь каждой хантыйской женщины-игольницу. Данный предмет пригодится и вам, чтобы иглы, которыми вы работаете, находились там, где им положено быть.

-Итак, приступаем:

Первое, что должны мы с вами сделать-это эскиз готового изделия. Для этого берём бархатную бумагу, т.к. она подходит по своей фактуре на сукно, из которого шьют игольницу и путём вырезания различных узоров, попробуем сделать каждый свой орнамент.

-Вспомним чтотакое орнамент?

Орнамент – это узор из одинаковых повторяющихся элементов.

-Какие виды орнаментов вы знаете?

Орнамент из линий и геометрических фигур называется геометрическим орнаментом.  Орнаменты бывают растительные, зооморфные ( если изображают животных).

- Глядя на образцы орнаментов на доске, скажите, к каким видам относятся представленные северные орнаменты.

III. Практическая часть:

Вспомним  технику безопасности при работе с ножницами.

В процессе работы постоянно опираемся на схемы:

                        Приёмы изображения элементов орнамента

                                  в процессе аппликации

«Ромб» («головки»)

Складывание прямоугольника пополам развернув, разрезанием по линии сгиба. Затем складываются в гармошку «квадраты», стороны квадрата делятся простым карандашом пополам, а точки соединяются и получается ромб. Ромб вырезается.(В данном случае получается несколько ромбов).

«Треугольники»

(«щучьи зубы», «чумики»)

Складывание полоски бумаги на квадраты, отметить опорные точки и их соединить линией, срезать уголки с двух сторон к центру.

«Заячьи ушки»

Сначала вырезаются треугольники, а затем полоска бумаги складывается гармошкой на равные квадраты. Разрезаются на отдельные квадраты. Квадрат делится на 4 квадратика. Один из них вырезается. Получились «заячьи ушки».

- Таким же принципами вырезания на шкуре оленя  пользуются и хантыйские мастерицы, когда украшают одежду аппликацией. Вспомните, принцип зеркального отражения при вырезании сложных орнаментов, о которых нам рассказали на предыдущем занятии работники музея. Скажите, какие цели достигаются при таком способе вырезания?

(- Правильно, экономии рабочего материала, бережного отношения к шкуре оленя. Ведь ни один вырезанный  кусочек  шкурки умелая мастерица не выбрасывала, находила  ему применение при украшении одежды)

-(Работа по составлению эскиза собственной игольницы с последующей рефлексией и коллективным оцениванием работы).

-Вырезание на ткани деталей орнамента путём накладывания готовых трафаретов.

- Осуществление композиционного решения на ткани путём расстановки вырезанных деталей орнамента на  круглой основе игольницы (для закрепления их нашить обмёточным швом на основу). - Техника безопасности при работе с иголкой.

-Выбор бисера с использованием таблицы  «Сочетаемости цветов при работе с бисером».

-Пришивание бисера по контуру примётанных деталей с целью декорирования изделия и с соблюдением народных традиций.

IV.Подведение итогов 

 методами рефлексии и коллективного оценивания результатов труда.

               

                                       

                                         Самоанализ проведённого  занятия                        

1.Тема: «Хантыйская игольница- намт»

2. Дата проведения: 29.04.2016г.

3. Тип занятия: урок  комплексного применения знаний и получения новых  навыков (вышивка бисером вприкреп)

4. Форма проведения: индивидуально-коллективная работа

5. Аудитория: занятие проведено  в   группе (кабинет 110)

6. Дидактическая цель занятия: освоение опыта народных умельцев в технике бисероплетения и внедрение его в деятельность учащихся с целью дальнейшего развития собственной фантазии детей.

7. Задачи, решаемые на занятии:

- продолжить ознакомление детей с культурой и творениями коренных народов Севера;

-развитие  таких технических навыков как глазомер, ритм,  чувства симметрии,  умения находить композиционное решение и  выбирать цветовую гамму в украшении изделий  народного быта.;

-воспитание уважения к труду и культуре народов Севера.

8 Реализация целей и задач занятия проведена через организационную и обучающую деятельность уч-ся на занятии: рациональная организация деятельности уч-ся, логическая последовательность этапов занятия, выбор приемов, способов, способствующих эффективности работы.

9. Анализ подготовки занятия:

-проведение  выездного музейного занятия   для воспитанников творческого объединения (с приглашением работников МРЦ)  по темам «О чём рассказывает северный орнамент» и «Северные россыпи» (знакомство с бисерным орнаментальным искусством);

-разработка плана-конспекта занятия;

- подготовка наглядности;

-оборудование кабинета.

10. Анализ хода занятия: 

Темой моего самообразования является  «Формирование практических навыков работы в технике бисероплетения посредством орнаментальной культуры коренных народов Севера». Она представляет мне  благодатный материал ко всем темам моей программы. На его основе происходит знакомство с бисером, его происхождением, применением  и значением в жизни людей. Приёмы плетения на леске как простых и сложных изделий отрабатываются  на  опыте северного народа в бисероплетении.

                                                                      «Цель прикладного искусства состоит в том,                                                                                                                                                чтобы  «одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них нехудожественные вещи – художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека».

                                                                        А.Б.Салтыков.

Данное изречение подходит по своей сути к нашему занятию, объясняя его цель и назначение.

Занятие проводилось на основе календарно-тематического планирования программы по бисероплетению. Место данного занятия в разделе «Орнаментальное искусство народов Севера». Данное занятие – одно из звеньев в общей системе работы всего курса по бисероплетению. Выбранная форма занятия способствовала

-развитию творческих способностей и мышления,

- воспитанию в детях чувства коллективизма,

 сопричастности к культуре и духовности коренных народов Севера,

-умения претворять замысел в творения собственных рук посредством создания   игольника, украшенного аппликацией и бисером,

усвоению детьми умения вышивания бисером по ткани, необходимой в дальнейшем для декорирования любой одежды и предметов быта.

Доброжелательный настрой, положительный психологический климат, внимание со стороны педагога каждому ученику способствовало повышению мотивации к занятиям.

На занятии были применены следующие методы и приёмы:

-метод игры, метод упражнения,  наглядный, словесный..

Исходя из возрастных особенностей (дети среднего школьного возраста), опиралась на следующие дидактические принципы:

-индивидуальный подход к каждому ученику;

- активизация восприятия через создание проблемной ситуации.

Работа с игольницей требовала от педагога и детей тщательной подготовки. Дети рассматривали эскизы образцов «игольницы». Они отмечали, что орнамент расположен в центре игольницы, а мелкие орнаменты по краям.

Для изготовления игольницы подбиралась бархатная бумага, внешне схожая с тонким мягким сукном.

Я  показывала как из прямых полосок составить в центре игольницы орнамент.

 Работа выполнялась по образцу педагога, подбор цветовой гаммы дети делали самостоятельно. В конце  данного этапа занятия дети рассматривали работы товарищей и оценивали их.

 Дети занимались с большим желанием, чему способствовала специально созданная «эстетическая среда» и предшествующая ознакомительная работа. Дети узнали, что хантыйское и мансийское орнаменты отличаются по колористическому построению. Дети создавали сложные узоры по мотивам  аппликации хантов и манси не только из готовых деталей, но и самостоятельно овладевали способами вырезывания и изображения элементов, соблюдая симметрию, цветовую гамму и композиционное решение  в украшении изделий быта, одежды.

Учили детей обводить трафарет, а затем на последовательность складывания бумажной заготовки и её разрезания, подводя к тому, что в дальнейшем необходимо самостоятельное освоение приёмов вырезания элементов обско-угорской орнаментики. Размеры бумажной заготовки для элементов определяются формой основы, на которой составляется узор.

Последовательность изображения элементов обско-угорской орнаментовки в декоративно-художественой деятельности детей приведена в таблице (см. план-конспект занятия) Таким образом, дети овладели способами вырезания простейших геометрических элементов обско-угорского орнамента в доступной для них форме-аппликации.

Новый изученный материал на занятии детьми был закреплён на практике изготовлением игольницы, украшенной аппликацией и вышивкой из бисера.

Таким образом, замысел занятия удался. Поставленные  в начале занятия  цели и задачи    были реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство народов Севера Тема: Эскиз игольницы «НАМТ»

Знакомство учащихся с изготовлением игольницы. Последовательность выполнения работы, украшение середины и краев игольницы. Развивать чувство ритма и  цвета. Словарная работа: «намт»- игольн...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГОЛЬНИЦЫ»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГОЛЬНИЦЫ»...

Лоскутная техника. Изготовление игольницы

Технологическая карта по изготовлению игольницы в лоскутной технике...

Урок по технологии. "Изготовление игольницы-цветка"

Урок технологии "Работа с бумагой. Изготовление игольницы-цветка"Рябова Татьяна Николаевна учитель технологииЦели урока:1) Обучающие: научить учащихся изготавливать игольницу:формировать умения учащих...

Изготовление игольницы, мастер-класс

Мастер-класс предназначен как для учителей технологии, так и для учащихся, а также для руководителей кружков по декоративно-прикладному искусству....

Презентация по технологии "Изготовление игольницы "Корзина роз".

   Презентация на тему: « Изготовление игольницы» « Корзина роз"Автор:   Сковоронская Галина Николаевна инструктор по труду   ГКОУ РО для детей-сирот и детей, ост...