Главные вкладки

    Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»
    план-конспект по теме

    Кукушкина Елена Николаевна

    Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_1.docx29.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока

    по предмету живопись

    в подготовительном классе

    2 год обучения

    по теме «Натюрморт. Рисование

    натюрморта с натуры»

     

                                                       Выполнила: Кукушкина Е.Н.

                                                                             преподаватель

                                                                             МОУ ДОД ДХШ г. Неи

                                                                             Костромской области

            

    2013 год

    Тема урока: «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры .

    Цель

    Выполнить несложный натюрморт с натуры

    Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

    Развивающие:  развивать приёмы работы красками, последовательность работы над натюрмортом.

    Воспитательные:  воспитывать эстетическую восприимчивость.

    Оборудование:

    Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

    Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

    Зрительный ряд:

    И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

                                                      План урока

    1. Организационный момент
    2. Вводная беседа
    3. Работа учащихся над заданием
    4. Итоги урока

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Проверка готовности учащихся к уроку. Позитивный настрой детей на урок.

    1. Вводная беседа.

    Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

    Если видишь на картине

    Чудо-вазу на столе,

    В ней стоит букет красивых

    Белоснежных хризантем;

    Стоит множество посуды,

    И стеклянной и простой,

    Может, чашка или блюдце

    С золочёною каймой.

    А ещё и так бывает:

    Нарисована там дичь.

    В завершении положим

    Спелых персиков и слив.

    А ещё в картине может

    Нарисованным быть торт.

    И поэтому картина

    Назовётся натюрморт.

    Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

    Натюрморт выполняет различные функции. Например:

    - декоративный – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

    -тематический – изображаются предметы, объединённые одной темой (детский – включает игрушки, спортивный – атрибуты спорта и т. д.

    Натюрморт говорит  о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

     - Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт? (демонстрация  репродукции)натюрморта

    Загадки:

    Шесть фарфоровых подруг

    На скатёрке встали в круг,

    Захотели вечерком

    Нас попотчевать чайком. (Чашки)

    Блестит ярко мой мундир,

    На столе я – командир.

    Знают чашки, чайник;

    Я большой начальник. (Самовар)

    Две сестры: одна большая,

    Кашу манную мешает.

    Ну а меньшая сестрёнка

    Чай помешивает звонко. (Ложка)

    Само с кулачок,

    Красный бочок,

    Потрогаешь – гладко,

    А откусишь – сладко! (Яблоко)

    Золотая голова

    Велика, тяжела.

    Золотая голова

    Отдохнуть прилегла.

    Голова прилегла,

    Только шея тонка. (Тыква)

    Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

    Летом в огороде, свежие, зелёные,

    А зимою в бочке жёлтые, солёные.

    Отгадайте, молодцы,

    Как зовут нас? (Огурцы)

    На сучке висят шары,

    Посинели от жары. (Слива)

     - Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

    - Что такое натюрморт?

    - Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?  Назовите авторов картин.

    - Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

    - Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность)

    - Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

    - Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень).Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

    Рефлексия

    - Для закрепления материала предлагаю игру «Составь натюрморт». Из предложенных предметов, находящихся перед вами, предлагаю составить натюрморты и дать им названия.( участвуют как сильные, так и слабые дети)

    Физкультминутка

    Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

    Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

    Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

    Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

    Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

    Она удивилась (развести руки)

    Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

    1. Работа учащихся над заданием

    Натюрморт с натуры.

        - У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

    Последовательность выполнения работы:

    1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

    1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
    2. На втором  этапе живописи моделируется  объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

    1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета.  Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

    1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся  из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

    IV. Итоги урока

    Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

    Анализ общих ошибок.

    Уборка рабочих мест.

    Использованная литература:                                                                                                                                                              

    • Б. М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год
    • Е. Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе»  Москва «Просвещение» 1980 год

            

    Самоанализ урока

    в подготовительном классе ( 2 год обучения )

    «Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из двух

    предметов»

    Цель и задачи:

    Образовательные:   познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширить знания о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре, учить изображать различные предметы.

    Развивающие:  развивать приёмы работы красками.

    Воспитательные:  воспитывать эстетическую восприимчивость.

    Оборудование:

    Для учителя – натурная постановка (натюрморт из двух предметов), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

    Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

    Зрительный ряд:

    И. Машков «Фрукты на блюдце», А. Лентулов «Натюрморт», В. Ван Гог «Подсолнухи», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

    В соответствие с программой данная тема входит в раздел рисование с натуры. На тему «Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов» отводится 2 часа.

    Основная цель данного урока –дать учащимся знания о натюрморте; научить изображать предметы в натюрморте как графическими, так и живописными средствами. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, закрепление изученного материала, самостоятельной работы детей.

    К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.

    Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок.

    Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации репродукций. На данном этапе урока раскрыла перед учащимися понятие «натюрморта», познакомила с видами натюрмортов. Для повышения эффективности учебного процесса и чтобы интерес к уроку у детей этого возраста не угас, применила в беседе загадки.

    Закрепление нового материала провела в форме игры «Составь натюрморт». В этой работе принимали участие как сильные дети, так и послабее. На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.

      Перед самостоятельной работой, в целях сохранения здоровья детей провела физкультминутку.

      На этапе самостоятельной работы урока я объяснила детям последовательность работы над натюрмортом.

    В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей. Для лучшей последовательности выполнения самостоятельной работы была применена учебная таблица «Последовательность выполнения натюрморта в цвете».

    По окончании урока провела выставку работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.

      Выбранные формы работы не случайны, они увлекательны для детей этого возраста, представляют интерес для них. Считаю, что восприятие цели учащимися состоялось в полной мере.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме "Живопись" в 9-ом классе

    Методическая разработак по теме "Живопись " для 9 классов с использование лексических упражнений,аудирования и кроссворда...

    Методическая разработка урока по предмету: «История» в 8 классе

    Методическая разработка урока по предмету: "История" на тему: "Русско-турецкая война 1877-1878 г.г."...

    Методическая разработка урока по английскому языку в 5 классе с использованием икт по теме «Мой дом. Мебель в доме»

    Знакомство учащихся с употреблением оборота there is/there areРазвитие навыков устной речи по теме "My home", " Furnitura"Вовлечение учащихся в активную речевую деятельность и разл...