Практическая работа ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
статья на тему

Коврикова Валентина Васильевна

На сегодняшний день дополнительное образование – это деятельность по формированию образов, а образ будем определять как набор ожидаемых характеристик.

В нашем случае характеристика человека включает две составляющих образа.

В первую очередь это общий образ. Это набор характеристик, который должен быть у всех по мнению нации, государства: мы ожидаем что любой человек, который прошел образовательную систему РФ, владеет русским языком, знает, кто такой Пушкин и т.д.

Но а кто прошел систему образования внутри какой либо корпорации после этого любит ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_detey_novoe_soderzhanie_novye_vozmozhnosti.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Поселковая средняя  общеобразовательная школа

 п.Новополтавский Азовского района Ростовской области

Практическая   работа 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ:

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

         

Выполнила Коврикова Валентина Васильевна

учитель технологии  1-категории

Для учащихся 6 класса

специализация: Педагогика дополнительного образования в изобразительной деятельности и декоративно-прикладном искусстве

Домашний адрес: п. Новополтавский пер. Юбилейный 11

2017-2018 учебный год

Коврикова Валентина  

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ:

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

На сегодняшний день дополнительное образование – это деятельность по формированию образов, а образ будем определять как набор ожидаемых характеристик. В нашем случае характеристика человека включает две составляющих образа. В первую очередь это общий образ. Это набор характеристик, который должен быть у всех по мнению нации, государства: мы ожидаем что любой человек, который прошел образовательную систему РФ, владеет русским языком, знает, кто такой Пушкин и т.д. Но а кто прошел систему образования внутри какой либо корпорации после этого любит ее.

Это набор характеристик, которые формируют общий образ. Соответственно, формированием этого образа занимается сфера общего образования. Обратите внимание на схему, по которой это все работает: есть некий заказ, который появляется откуда-то из вне и который оформляется в стандарт общий для всех. Есть преподаватель, который трансформирует заказ и обеспечивает его, когда ученик следует этому стандарту и после усвоения программы начинает соответствовать .

Логично, что если есть общие характеристики, которые удерживаются всей нацией, то есть еще и дополнение к образу. Это такие характеристики, которые в первую очередь важны для человека, конкретного, который может оформить заказ к тому,  как он хочет выглядеть, что он хочет знать, уметь, делать к определенному моменту. Какой из него должен сложиться образ. И формированием этого дополнительного образа занимается дополнительное образование.

Возникает вопрос: является ли разделение дополнительного образования и общего образования закрепленным в образовательной сфере?

Да, является, обратимся к закону об образовании (ст.2 п.14) и увидим что ДО -это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека. Обратите внимание, именно человека, а не социума. А система ДО работает с пожеланиями, стремлениями, тенденциями конкретного человека, которому не хватает общего образования, который понимает, что после получения общего образования ему будет чего-то не хватать.

И в этом случае меняется схема взаимодействия. Появляется некий пользователь, тот, кто будет получать пользу из полученной образовательной услуги. Этот пользователь,  так или иначе, оформляет заказ, который воплощается в программе ДО, которую преподаватель собственно и реализует на данного пользователя. Можно сказать, что здесь начинают действовать рыночные механизмы. С одной стороны – есть желание некоего потенциального пользователя, а с другой стороны - есть представления профессии о том,  что людям может быть интересно. На стыке этих двух полей и возникает сфера довольно достаточная, рыночная, современного ДО.  Современная система образования состоит из двух больших блоков, первый - ОО, второй - ДО.

 Принципы обучения в ДО – основные руководящие идеи, нормативные  требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Работа учреждения дополнительного образования детей должна учитывать закономерности образовательного процесса и следовать принципам, соответствующим этим закономерностям.
Первая закономерность: единство целей, содержания и методов образовательного процесса.                                                                                       

 Вторая закономерность: единство образования и воспитания. Образование формирует общую культуру человека в ходе его индивидуального развития, обретения социального опыта, формирования комплекса  знаний и способностей.
Третья закономерность: 
обязательная включенность обучающихся в различные виды деятельности на основе осознанного выбора и учета личностных особенностей. 
Данные закономерности определяют принципы деятельности учреждения дополнительного образования детей, т.е. основные требования к содержанию, формам и методам его работы, обеспечивающим реализацию основных целей и задач.
Принцип воспитывающего обучения - в ходе учебного процесса педагог 
должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.
Принцип научности – в содержание обучения можно включать только 
объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки и направления творческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо 
строить так, чтобы дети использовали полученные теоретические знания в решении практических задач .                                                                            

Принцип систематичности и последовательности – содержание учебного 
процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе).

Принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не 
должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.                                                                                                                   Принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации .                                                            

Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания.    

 Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности.
На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:

  • Художественное. В основе этого направления лежит развитие различных творческих талантов детей, поощрение их тяги ко всем видам искусства;
  • Техническое. Подходит для детей с техническим составом ума, с детства готовых работать со сложными задачами;
  • Краеведческое. Направлено на изучение родного края и его истории;
  • Естественно-научное. Основано на детальном изучении естественных наук;
  • Спортивное. Развивает спортивные качества детей, их силу духа и выносливость.
  • Социальное. Связано с работой с детьми, которым нужно особое обращение (одаренные дети либо же требующие дополнительного внимания).      Статистка показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. По мере появления новых потребностей развития личности будут формироваться и новые виды целенаправленного обучения, которые превышают или дополняют основное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый закон об образовании для родителей: новые требования, новые возможности, новая ответственность

Материалы для обсуждения в творческой группе на педагогическом семинаре "Современное образование: новые требования, новые возможности, новая ответственность"...

Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения

Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых ф...

Выступление из опыта работы «Интерактивная доска. Новые технологии - новые возможности обучения детей со слуховой депривацией»

Использование учителями интерактивных образовательных систем создает новые развивающие возможности, как для школьников адаптивных школ, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень обра...

презентация ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Обратимся к закону об образовании (ст.2 п.14) и увидим что ДО -это вид образования,который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека.Обратите внимание, именно чело...

Практический опыт образования детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках математики

1.СодержаниеВведениеОсобенности детей с ограниченными возможностями здоровьяПрактический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках матема...