Главные вкладки

    Литературный праздник по произведениям К. И. Чуковского «Путешествие в Лимпопо» (посвящается Году литературы в России, 70-летию Великой Победы и Международному дню детской книги)
    план-конспект по теме

    Антонова Лариса Ивановна
    Литературный праздник по произведениям К. И. Чуковского «Путешествие в Лимпопо» (посвящается Году литературы в России, 70-летию Великой Победы и Международному дню детской книги)
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл limpopo.docx35.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

    Литературный праздник по произведениям                         К. И. Чуковского

    «Путешествие в Лимпопо»

    (посвящается Году литературы в России, 70-летию Великой Победы и Международному дню детской книги)

    Подготовила воспитатель

    отделения приёма и перевозки

    несовершеннолетних ОСРЦдН

    Антонова Л.И.

    апрель 2015г.

    Литературный праздник по произведениям К. И. Чуковского

     «Путешествие в Лимпопо»

    (посвящается Году литературы в России, 70-летию Великой Победы и Международному дню детской книги)

    Цель: в рамках литературного праздника вспомнить произведения Корнея Чуковского, расширить представление воспитанников о его творчестве.

    Задачи:

    • развитие читательского интереса и формирование круга чтения воспитанников;
    • воспитание чувства коллективизма и патриотизма;
    • развитие речи, памяти, воображения и артистических способностей воспитанников;
    • обогащение словарного запаса;
    • создание атмосферы праздника.

    Предварительная работа: чтение произведений К. И. Чуковского в группах, заучивание с воспитанниками его стихотворений, подготовка кукольного спектакля по сказке «Муха-Цокотуха», разучивание песни «Африка» и танца к этой песне, проведение конкурса детских рисунков по мотивам произведений поэта и сказочника, подборка книг для выставки «Сказки дедушки Корнея», изготовление презентации, наглядности, костюмов, кукол для спектакля, подбор реквизита, подбор звукоряда.  

    Оборудование: презентация по творчеству К. И. Чуковского, выставка книг «Сказки дедушки Корнея», выставка детских рисунков, иллюстрации из произведений автора для оформления праздника, костюмы героев (Робин Бобин, сказочница), куклы для представления по мотивам сказки «Муха-Цокотуха», реквизит (самовар, спички, телефон, бинты и градусник, подушка), компьютер для показа презентации, ширма для кукольного спектакля.

    Мероприятие рассчитано на воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста. В организации праздника принимают участие воспитанники среднего и старшего школьного возраста.

    Ход праздничного мероприятия

    I. Организационный момент (1 минута).

    Звучит мелодия песни «Где водятся волшебники?» Появляется волшебница.

    Сказочница: - Здравствуйте, дорогие ребята. Вы любите сказки? А загадки? Тогда отгадайте загадку про сказочника.

    II. Сообщение темы и цели (2 минуты).

    Сказочница: - Началась эта сказка аж в 19 веке, а точнее, в 1882 году, ровно 133 года тому назад. 14 апреля родился мальчик, которого родители назвали Николай, а фамилия у него была Корнейчуков. Рос этот мальчик, как и все мальчишки в его дворе, почти в самом центре Санкт-Петербурга, очень любознательным, храбрым и непоседливым. А ещё, как и у всякого мальчишки, у него была заветная мечта: путешествовать. Но как, если тебе всего 10 лет? Конечно, он полюбил книги о путешествиях в разные страны и в разные эпохи. А вскоре придумал свою страну-фантазию, которую много лет спустя назвал Лимпопо.

    Ну как, догадались, о каком сказочнике пойдёт речь? (Ответы детей) (Слайд 1)

    Ну конечно, это Корней Иванович Чуковский, а для большинства детей нашей страны это дедушка Корней, добрый сказочник. Ребята, а вы любите сказки? (Воспитанница младшей группы читает стихотворение).

    В гости дедушка Корней

    Приглашает всех детей!

    Но особенно он рад

    Пригласить таких ребят,

    Кто умеет слушать сказки

    Или любит их читать!

    Приглашаем всех в сказочное путешествие по творчеству К. И. Чуковского, которое мы посвящаем трём важным событиям в жизни нашей страны. 2015 год объявлен в России Годом литературы, и в этом же году мы празднуем 70-летие Великой Победы, и конечно же, Международный день детской книги.

    III. Основная часть (30 минут).

    Презентация (слайд 2– «Корней Чуковский - сказочник»)

    1). Корней Чуковский — сказочник.

    Сказочница: - Давайте вспомним сказки Корнея Ивановича Чуковского. Если вы правильно назовёте сказку, отрывок из которой вы услышали, то на экране появится иллюстрация к этому произведению. (Чтение отрывков из произведений сказочника воспитанниками среднего школьного возраста).

    1). А в большой реке

    Крокодил лежит,

    И в зубах его

    Не огонь горит -

    Солнце красное,

    Солнце краденое

    (Ответы детей. Слайд 3. «Краденое солнце»)

    2).  Давайте же мыться, плескаться,

    Купаться, нырять, кувыркаться

    В ушате, в корыте, в лохани,

    В реке, в ручейке, в океане -

    И в ванне, и в бане,

    Всегда и везде

    Вечная слава воде!

    (Ответы детей. Слайд 4. «Мойдодыр»)

    3). Муха, Муха-Цокотуха,

    Позолоченное брюхо!

    Муха по полю пошла,

    Муха денежку нашла.

    Пошла Муха на базар

    И купила самовар.

    (Ответы детей. Слайд 5. «Муха-Цокотуха»)

    4). Добрый доктор Айболит!

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и червячок,

    И медведица!

    Всех излечит, исцелит

    Добрый доктор Айболит.

    (Ответы детей. Слайд 6. «Айболит»)

    5). - Я кровожадный,

    Я беспощадный,

    Я злой разбойник Бармалей!

    И мне не надо

    Ни мармелада,

    Ни шоколада,

    А только маленьких (Да, очень маленьких!)

    Детей!

    (Ответы детей. Слайд 7. «Бармалей»)

    6). Мыши кошку изловили,

    В мышеловку посадили.

    А лисички взяли спички,

    К морю синему пошли,

    Море синее зажгли.

    Море пламенем горит,

    Выбежал из моря кит:

     «Эй, пожарные, бегите!

    Помогите, помогите!»

    (Ответы детей. Слайд 8. «Путаница»)

    7). А за ними вдоль забора

    Скачет бабушка Федора:

    «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

    Воротитеся домой!»

    Но ответило корыто:

    «На Федору я сердито!»

    И сказала кочерга:

    «Я Федоре не слуга!»

    (Ответы детей. Слайд 9. «Федорино горе»)

    8). Вдруг из подворотни

    Страшный великан,

    Рыжий и усатый

    Та-ра-кан!

    Таракан, таракан, тараканище!

    Он рычит, он кричит

    И усами шевелит:

    «Погодите, не спешите,

    Я вас мигом проглочу!

    Проглочу, проглочу, не помилую!»

    (Ответы детей. Слайд 10. «Тараканище»)

    Сказочница: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А вы знаете, что Корней Чуковский поселил всех своих сказочных героев в удивительной воображаемой стране Лимпопо. Все его сказочные герои живут там дружно, весело и очень любят учиться, так же, как и их автор.

    (Слайд 11 – «Корней Чуковский - переводчик»).

    2). Корней Чуковский — переводчик

    Сказочница: - Наш любимый сказочник смог осуществить свою мечту — он много путешествовал. А чтобы понимать жителей других стран, Корней Иванович самостоятельно, без всякой помощи изучил английский и французский языки. Это ему очень пригодилось, когда он жил и работал в Англии. Там он познакомился с английским народным творчеством, ему понравились народные английские песенки и смешные считалки, и он захотел познакомить с ними и русских ребятишек. Первой на русский язык была переведена «Скрюченная песенка». Давайте поиграем: я буду читать текст песенки, а там, где я хлопну в ладоши, вы будете говорить недостающее слово. Смотрим на экран...

    (На экране слайд 12 - текст «Скрюченной песенки»)

    Жил на свете человек,

    Скрюченные ножки,

    И гулял он целый век

    По скрюченной дорожке.

    А за скрюченной рекой

    В скрюченном домишке

    Жили летом и зимой

    Скрюченные мышки.

    И стояли у ворот

    Скрюченные ёлки,

    Там гуляли без забот

    Скрюченные волки.

    И была у них одна

    Скрюченная кошка,

    И мяукала она.

    Сидя у окошка.

    А за скрюченным мостом

    Скрюченная баба

    По болоту босиком

    Прыгала, как жаба.

    И была в руке у ней

    Скрюченная палка,

    И летела вслед за ней

    Скрюченная галка.

    Сказочница: - Веселая песенка у нас получилась и сразу развеселила всех мальчишек и девчонок. Перевод этой английской песенки-шутки был первым опытом К. И. Чуковского в качестве переводчика. А вы умеете читать по-английски? Тогда догадайтесь, о каком известном герое идёт речь? (Чтение стихотворения на английском языке воспитанницей старшей группы)

    Robin the Bobbin the big-bellied Ben,
    He ate more meat than fourscore men;
    He ate a cow, he ate a calf,
    He ate a butcher and a half;
    He ate a church, he ate a steeple,
    He ate the priest and all the people!
    (Ответы детей)

    (Слайд 13)

    Сказочница: - Молодцы, конечно, это Робин Бобин. А теперь послушайте, как звучит эта считалочка по-русски. (Костюмированное представление английского перевода в исполнении воспитанника средней группы).

    Робин Бобин Барабек
    Скушал сорок человек,
    И корову, и быка,
    И кривого мясника,
    И телегу, и дугу,

    И метлу, и кочергу,
    Скушал церковь, скушал дом,
    И кузницу с кузнецом,
    А потом и говорит:
    «У меня живот болит!»

    Сказочница: - А как вы думаете, ребята, такой сосед очень понравился жителям Лимпопо? (Ответы детей). Какая вредная привычка высмеивается в этой считалочке? (Ответы детей). Конечно, обжорство – это очень плохая привычка, которая наносит вред здоровью.

    А с какими ещё недостатками, вредными привычками помогал бороться добрый сказочник?

    Игра «Бюро находок». (слайд 14)

    Давайте поиграем в игру «Бюро находок». Я буду показывать вам предметы, утерянные кем-то из сказочных героев, а ваша задача — угадать не только того, кому они принадлежат, но и назвать недостаток, требующий немедленного искоренения.

    1). Спички(«Путаница»)

    А лисички

    взяли спички,

    К морю синему пошли,

    Море синее зажгли. (шалости со спичками)

    2). Телефон(«Телефон»)

    Я три ночи не спал,
    Я устал.
    Мне бы заснуть,
    Отдохнуть...
    Но только я лёг -
    Звонок!
    - Кто говорит?
    - Носорог.
    - Что такое?
    - Беда! Беда!
    Бегите скорее сюда!
    - В чём дело?
    - Спасите!
    - Кого?
    - Бегемота! Наш бегемот провалился в болото...(пустые разговоры по телефону)

    3). Самовар(«Федорино горе»)

    Мы поломаны, побиты,
    Мы помоями облиты.
    Загляни-ка ты в кадушку -
    И увидишь там лягушку.
    Загляни-ка ты в ушат -
    Тараканы там кишат,
    Оттого-то мы от бабы
    Убежали, как от жабы,
    И гуляем по полям,
    По болотам, по лугам,
    А к неряхе-замарахе
    Не воротимся!"
    (неряшливость)

    4). Бинты и градусник(«Айболит»)

    И прибежала зайчиха
    И закричала: «Ай, ай!
    Мой зайчик попал под трамвай!
    Мой зайчик, мой мальчик
    Попал под трамвай!
    Он бежал по дорожке,
    И ему перерезало ножки,
    И теперь он больной и хромой,
    Маленький заинька мой!» (нарушение правил дорожного движения для пешеходов)

    5).Подушка(«Мойдодыр»)

    Одеяло
    Убежало,
    Улетела простыня,
    И подушка,
    Как лягушка,
    Ускакала от меня.(несоблюдение правил гигиены)

    Сказочница: - Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Надеюсь, что никто из вас не будет похож на героев этих сказок. Поэтому предлагаю вам немного заняться спортом. А поможет нам Робин Бобин, который хочет исправиться. (Звучит бодрая музыка)

    Физкультминутка (Стихотворение «Старушка и пудель» в исполнении воспитанника средней группы в костюме Робина Бобина)

    Однажды старушка

    Отправилась в лес. (ходьба на месте)

    Приходит обратно,

    А пудель исчез. (повороты налево-направо с подниманием плеч)

    Искала старушка 14 дней, (повороты головой влево-вправо)

    А пудель по комнате

    Бегал за ней. (Прыжки на месте)

    Сказочница: -  Молодцы, с такой хорошей спортивной подготовкой вы станете настоящими путешественниками. (Слайд 15)

    (На экране появляются обложки книг Артура Конан Дойла, Вильяма Шекспира, Джозефа Киплинга, Оскара Уайльда, а также Марка Твена, О’Генри, Уолта Уитмена, Даниэля Дефо).

    Сказочница: -  Что за странная компания? Кто догадался, почему эти книжки пришли к нам в гости? (ответы детей)

    Конечно, их перевёл на русский язык Корней Чуковский. И сегодня, в Международный день детской книги мы говорим этому замечательному человеку огромное спасибо!

    3). (Слайд 16) Загадки Корнея Чуковского.

    Корней Иванович очень много времени проводил с детьми, играл с ними, загадывал загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас мои самые маленькие помощницы прочитают загадки, а я вас попрошу отгадать их. (Чтение воспитанницами младшей группы загадок)

    1).Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет —
    Заплачет она и умрет. (сосулька)

    2).Ax, не трогайте меня:
    Обожгу и без огня! (крапива)

    3).Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нём.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо,-
    Такое тёплое, такое
    Пушистое и золотое. (Цыплёнок и яйцо)

    4).Вот иголки и булавки
    Выползают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят. (Ёжик)

    5).Паровоз
    Без колес!
    Вот так чудо-паровоз!
    Не с ума ли он сошел — 
    Прямо по морю пошел! (Пароход)

    6).Мудрец в нём видел мудреца,
    Глупец — глупца,
    Баран — барана,
    Овцу в нём видела овца,
    И обезьяну — обезьяна,
    Но вот подвели к нему Федю Баратова,
    И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)

    7).Красные двери
    В пещере моей,
    Белые звери
    Сидят у дверей.
    И мясо, и хлеб — всю добычу мою — 
    Я с радостью этим зверям отдаю. (Рот и зубы)

    8).Вдруг из черной темноты
    В небе выросли кусты.
    А на них-то голубые,
    Пунцовые, золотые
    Распускаются цветы
    Небывалой красоты.
    И все улицы под ними
    Тоже стали голубыми,
    Пунцовыми, золотыми,
    Разноцветными. (Салют)
     (Слайд 17)

    Сказочница: - Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились. Последняя загадка мне особенно понравилась, потому что в этом году мы отмечаем          70-летие Великой Победы. И конечно, во всех городах нашей страны в небо полетят многочисленные салюты.

    4). (Слайд 18) Корней Чуковский — корреспондент.

    Сказочница: - Во время войны Корней Чуковский стал военным корреспондентом. Но не переставал заниматься любимым делом — писать о детях и для детей. На страницах журналов «Пионер» и «Костёр» появлялись его стихи и стихи его друзей, которые помогали бить фашистов. Школьники читали их в госпиталях для раненых бойцов. (Чтение стихотворения – посвящения «Детям Ленинграда» воспитанницами старшей группы) (Слайд 19)

    (1 чтец)Промчатся над вами
    Года за годами,
    И станете вы старичками…
    С такими большими очками,
    И чтоб размять свои старые кости,
    Пойдете куда-нибудь в гости, -
    Или тогда же, - в две тысячи двадцать
           четвертом году; -
    - На лавочку сядете в Летнем саду. 
    (2 чтец)Или не в Летнем саду, а в каком-нибудь
           маленьком скверике 
    В Новой Зеландии или в Америке, 
    - Всюду, куда б ни заехали вы, всюду,
           везде, одинаково, 
    Жители Праги, Гааги, Парижа, Чикаго
           и Кракова - 
    На вас молчаливо укажут 
    И тихо, почтительно скажут: 
    "Он был в Ленинграде... во время
           осады... 
    В те годы... вы знаете... в годы
           ... блокады"
    И снимут пред вами шляпы.

    Сказочница: - Прошло 70 лет со дня окончания той войны, отгремели залпы орудий. Снова на нашу мирную землю пришла тишина, снова звучит радостный детский смех. (Слайд 20) И снова жители Лимпопо приветствуют новые поколения читателей, которые стали героями его новой книжки с интригующим названием «От двух до пяти». А вот как это было…

    5). Корней Иванович — журналист.

    Сказочница: - Корней Иванович выступал на радио и прочитал несколько диалогов между родителями и детьми, которые он услышал на улице. Что тут началось! Со всех уголков нашей огромной страны полетели к нему письма с смешными детскими нелепицами. Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти». (Выбираются 4 команды. Воспитанники разных возрастов разыгрывают диалоги):

    Карточка 1(диалог мамы и сына)

    — Вот выпадет снег, ударят морозы...

    — А я тогда не выйду на улицу.

    — Почему?

    — А чтоб меня морозы не ударили.

    Карточка 2(серьёзный разговор между сыном и отцом)

    — Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

    — Если вырасту тетей, то буду врачом. А вырасту дядей — инженером.

    Карточка 3(диалог мамы и сына)

    — Мама, ты была девочкой?

    — Да, была.

    — В школу ходила?

    — Ходила.

    — А с кем я дома оставался?

    Карточка 4(диалог мамы и Серёжи)

    Сережа четырех лет увидел в журнале картинку с изображением мамонта.

    - Мамочка, - спросил он, - а мамонты теперь бывают?

    - Нет, деточка, мамонтов давно уже нет.

    Сережа задумался.

    - А папонты?

    Слайд(21)

    6). Корней Чуковский — драматург.

    Сказочница: - Многие произведения Корнея Чуковского настолько понравились его читателям, что их стали ставить в театрах, снимать по ним кино и мультфильмы. Вот и мы хотим предложить вашему вниманию инсценировку сказки «Муха-Цокотуха».

    Мы с вами попадаем в кукольный театр страны Лимпопо. А как нужно себя вести в театре? (ответы детей). (Кукольное представление по мотивам сказки силами воспитанников старших групп).

    Сказочница: - Понравилось вам наше представление? Скажем спасибо дедушке Корнею и обитателям его волшебной страны Лимпопо.

    1. Релаксация, подведение итогов(5 минут).

    Сказочница: - Пройдёт много времени, и вы будете знакомить своих детей с этими прекрасными произведениями. Что нового вы узнали о детском писателе? Какие произведения для детей написал Корней Иванович? Какие ещё литературные профессии этого человека мы можем назвать? А в конце нашего путешествия послушайте песенку, посвященную жителям страны Лимпопо.

    Её исполнят для вас воспитанницы средней группы, а станцуют наши малыши.

    (Исполнение песни «Африка» (муз. Альбинаса Циплияускаса, сл. Наталии Шитовой ), танцевальное сопровождение воспитанников отделения приёма и перевозки несовершеннолетних)

    Слова песни:

    Будто в раннем детстве

    Слышится опять:

    «Не ходите, дети,

    В Африку гулять!»

    Сам Корней Чуковский

    Как-то написал,

    В Африку детей бы

    Он не посылал.

    Припев:

    В Африку,

    В Африку спешит

    В Африку –

    Храбрый Айболит.

    Врага-злодея победит

    Наш храбрый доктор Айболит.

    Он сильный, твёрдый, как гранит –

    Враг испугался и бежит.

    (2 куплет)

    Львы и обезьяны,

    Зебры и орлы,

    Лошади, жирафы,

    Тигры  и слоны!

    Расскажите, дети,

    Что у вас болит.

    Вам поможет добрый

    Доктор Айболит.(Припев)

    Наш литературный праздник на этом не заканчивается. Почему? Да потому что встреча с хорошей книгой – это и есть праздник! Пусть таких праздников будет как можно больше в вашей жизни. А в качестве подарка мы дарим каждой группе мультфильмы, в котором вы ещё раз встретитесь с героями произведений Корнея Ивановича Чуковского. Читайте больше хороших и умных книг!

    Список используемой литературы:

    1). Википедия, интернет-энциклопедия.

    2). Воспоминания о Корнее Чуковском, интернет-издание.

    3). Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка, М.: Просвещение, 1980.

    4). Лукьянова И. Корней Чуковский. — М., 2007. — (ЖЗЛ).

    5). Чуковская, Е. «Чукоккала» и около. — М.: Русский мир ; Жизнь и мысль, 2014. 

    6). Чуковская, Л. К. Памяти детства: Мой отец — Корней Чуковский. — М.: Время, 2012. 

    7). Чуковский К. Стихи и сказки. От двух до пяти, М.: Премьера, Астрель – А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    70-летию Великой победы посвящается

    Проект направлен на воспитание гражданственности и патриотизма.          Проект обращен к проблематике тех вопросов истории войны, которые стоят в центре с...

    "70-летию Великой Победы посвящается".

    Разработка сценария праздника для старших дошкольников, посвящённого семидесятилетию Великой Победы....

    Районный конкурс «Лучший урок письма» в честь 70-летия Великой Победы И Года литературы Номинация для учителей

    Тема урока  «Письма с фронта»Подготовка к сочинению «Письма с фронта»; активизация и расширение знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствование умения писать письма, культуры ...

    Литературно-музыкальная композиция "Война гуляет по России, а мы такие молодые..." (70-летию Великой Победы посвящается).

    Великая Отечественная война всегда будет не только источником знаний, но и высоким уроком патриотизма, школой воспитания любви и человечности, нравственной стойкости и благодарной памяти. 70 лет прошл...

    Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России (в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания) «Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно всё!»

    Сценарий мероприятия, посвящённого году литературы в России(в рамках открытия учебного года и первого общего родительского собрания)«Китай-Россия. Путешествие во времени или с книгой возможно вс...