Сценарий фестиваля военно-патриотической песни "Говорим и поем о войне"
материал на тему

Коткина Вероника Михайловна

   Вопросы понимания цены Победы в Великой Отечественной войне с каждым годом становятся все острее. Все больше приходится педагогам прикладывать сил, умения, фантазии для изобретения различных форм мероприятий, методов и подходов к впросу привлечения молодого поколения к истории нашей страны, ее великому прошлому.

  Наша работа представлена в форме литературно-музыкального вечера с элементами театрализации. Такая форма дает участникам возможность наиболее полно раскрыть художественное содержание, продемонстрировать вокально-исполнительские, хоровые и танцевальные навыки, свои тврческие способности.

  Яркий тематический  атериал, основанный на последовательном освещении городов-героев, основных сражений ВОВ, показ слайдов и кадров военной кинохроники с использованием регионального компонента, декорации, создающие атмосферу военного времени, ребята в военной форме способствовали активации восприятия происходящего.

  Взаимодействие искусств (художественное слово, песня и танец) позволяет открыть новые оттенки героического прошлого, проникнутьсядухом того времени. Подобранный энергетически насыщенный, эмоциональный материал наиболее остро отражает эпоху ВОВ. Работа над ним требует от участников вечера большой внутренней концентрации, духовного усилия, чтобы добиться понимания литературного и музыкального содержания.

   Творческое мероприятие оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, вызывает искреннее глубокое переживание о днях боевой славы нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx62.04 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.73 КБ
Файл prilozhenie_2.docx12.88 КБ
Файл prilozhenie_3.docx13.64 КБ
Файл prilozhenie_4.docx13.53 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc40.5 КБ
Файл gramota_hor.docx477.04 КБ
Файл gramota_chtetsy.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ НАО «СШ с. Несь»

C:\Users\User\Desktop\i.jpg

Сценарий фестиваля

военно-патриотической песни

«Говорим и поем о войне»

   

                                      Разработали:

                                Варанкина Анна Алексеевна (педагог-организатор)

                                 Коткина Вероника Михайловна (учитель истории и обществознания)

2017 г

с. Несь

Вопросы понимания цены Победы в Великой Отечественной войне с каждым годом становятся всё острее. Всё больше приходится педагогам прикладывать сил, умения, фантазии для изобретения различных форм мероприятий, методов и подходов к вопросу привлечения молодого поколения к истории нашей страны, её великому прошлому.

Наша работа представлена в форме литературно-музыкального вечера с элементами театрализации. Такая форма даёт участникам возможность наиболее полно раскрыть художественное содержание, продемонстрировать вокально-исполнительские, хоровые и танцевальные навыки, свои творческие способности.

Яркий тематический материал, основанный на последовательном освещении городов-героев, основных сражений ВОВ, показ слайдов и кадров военной кинохроники с использованием регионального компонента, декорации, создающие атмосферу военного времени, ребята в военной форме способствовали активизации восприятия происходящего.

Взаимодействие искусств (художественное слово, песня и танец) позволяет открыть новые оттенки героического прошлого, проникнуться духом того времени. Подобранный энергетически насыщенный, эмоциональный материал наиболее остро отражает эпоху ВОВ. Работа над ним требует от участников вечера большой внутренней концентрации, духовного усилия, чтобы добиться понимания литературного и музыкального содержания.

Творческое мероприятие оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, вызывает искреннее глубокое переживание о днях боевой славы нашей Родины.

Цель: привлечение молодого поколения к великому прошлому нашей страны, воспитание искреннего чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого чувства благодарности участникам Великой Отечественной Во

Задачи:

  • Знакомство учащихся с героическим прошлым нашей страны; силой слова и музыки воздействовать на души детей.
  • Отдать дань уважения погибшим в годы ВОВ, выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.
  • Развитие навыков выразительного исполнения произведений о войне (стихи, песни, проза), умения донести до слушателя художественное содержание произведений.
  • Пропаганда песен военных лет, прозы и стихотворений военной тематики.

Форма: литературно-музыкальный вечер.

Техническое оснащение: экран, кинопроектор, звукоаппаратура, микрофонная система.

Оформление: логотип военной тематики, декорации, костюмы (военная форма и одежда военного времени).

Предварительная работа:

  • написание сценария;
  • подготовка концертных номеров;
  • создание презентаций;
  • репетиции мероприятия.

Сроки и место проведения: 05.05.2017г. спортивный зал ГБОУ НАО «СШ с. Несь».

Участники: учащиеся школы 5-11 класса

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий 1

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые, гости нашего праздника! От всего сердца поздравляем вас с праздником Победы, желаем доброго здоровья, счастья, благополучия, чистого неба и мира над головой.

Ведущий 2:

Сегодня на нашем фестивале военной песни «Говорим и поём о войне» прозвучат разные по жанру и содержанию литературные и музыкальные композиции. Они будут посвящены основным сражениям ВОВ.

Ведущий 1: Все выступления оценивает жюри в составе:

Руководитель хора в ДНТ – Красильникова Н.Г., Директор школы – Широкая Е.В., сотрудник сельской библиотеки – Золотых В.И.

Танец в исполнении 1,5,9-х классов  «Все ещё живы»

Фонограмма выступления  Левитана о начале войны

Ведущий 2:

22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее - каникулы, экзамены, свадьбы... Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом ВОЙНА.

БРЕСТ

Ведущий 1.

Первыми приняли на себя удар фашистского нашествия советские пограничники. Они оказали врагу героическое сопротивление. Небольшой гарнизон Брестской крепости свыше месяца вел ожесточенный бой с огромными силами вражеских войск. Гитлеровцы обрушили на нее массу бомб и снарядов.

Ведущий 2:

В  крепости  горело  всё,  что  могло  гореть.  Огонь  проникал  даже  в  подвалы.  Температура  была  такой  высокой,  что  плавился  кирпич.  Не  хватало  пищи!  Не  было  медикаментов.

Ведущий 2:

Менять  повязки  было  нечем,  и  тяжелораненые  умирали  от  заражения  крови.  Другие  оставались  в  строю,  несмотря  на  потерю  крови  и  мучительную  боль.  

Ведущий 1.   Последнее  сообщение  о  защитниках  Брестской  крепости  относится  к  12  апреля  1942  года.  Неизвестный  красноармеец,  истратив  все  патроны,  истощённый  от  голода  и  жажды,  вышел  из  своего  укрытия.  Немецким  солдатам  он  назвал  себя  Николаем  Плужниковым,  упал  и  скончался  на  месте.

Ведущий 2:

Имена  многих  героев  остались  неизвестны.  А  имена  некоторых  остались  навечно  запечатлены  на  оплавленных  крепостных  стенах.

Чтец Рочева Алина

«Брестская крепость» Сто рассказов о войне Сергей Петрович Алексеев (Приложение 1)

Песня 10 класс «Брестская крепость»

МОСКВА

Ведущий 1.   Одним из важнейших событий Великой Отечественной войны Московская битва, которая началась в конце сентября 1941 года и продолжалась по апрель 1942 года.

Ведущий 2:Фашисты собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал окружить город кольцом и захватить. Он так и сказал: “Я сотру этот город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро”. План наступления на Москву получил название “Тайфун”.

Ведущий 1.   Москва сдаваться не собиралась. «Наше дело правое, победа будет за нами!» - эти слова звучали на всех языках всех народов Советского многонационального государства.

Ведущий 2:Гитлер планировал провести 7 ноября парад на Красной площади. Да, 7 ноября на Красной площади состоялся парад – парад советских войск. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт, на передовые позиции. Весь мир воочию убедился, что Москва не только не пала, о чем немецкое командование неоднократно объявляло, но и проводит традиционный парад своих войск.

Ведущий 1.   Мысли и чувства всех защитников Москвы выразил политрук роты 316-й стрелковой дивизии В.Г. Клочков, возглавивший группу истребителей танков в районе разъезда Дубосеково, в 7 километрах юго-восточнее Волоколамска. Это ему принадлежат слова, облетевшие всю страну: “Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва”. Выдающийся подвиг 28 бойцов их дивизии, которой командовал генерал-майор И.В. Панфилов, подбивших в четырехчасовом бою 18 вражеских танков, золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. Почти все воины пали в этом сражении. Всем им присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Чтец Хозяинова Алина

«Подвиг» Сто рассказов о войне Сергей Петрович Алексеев

(Приложение 2)

Песня 8 класса «Битва под Москвой»

Оленно - транспортные батальоны

Ведущий 1.    Героическая оборона Заполярья вошла в историю нашего Отечества, как одна из самых ярких, самых запоминающихся страниц.

Ведущий 2.   На подступах к Мурманску враг был остановлен осенью 41-го, здесь находился участок, где врагу в течение всей войны не удалось перешагнуть линию нашей государственной границы.

Ведущий 1.   Война… В горнило войны были втянуты миллионы людей. Наш округ отправил  на  фронт  9 383 человека.

 В числе их были и наши земляки в составе  оленно-транспортных эшелонов, внесшие свой неоценимый вклад в великую победу над фашистами.
Ведущий 2.   Ненцы и коми воевали с фашистами, были меткими снайперами, совершали диверсионные рейды, доставляли на оленьих упряжках  на передовую грузы и боеприпасы везли бойцов на передовую, увозили обратно раненых.

Чтец (11 класс)    Поправив ушанки, ременные пряжки…

Частушки 11 класс

СТАЛИНГРАД

Ведущий 1.   Переломным моментом в ходе Второй мировой войны стала великая Сталинградская битва.

Ведущий 2.   Крупный промышленный город на берегу самой длинной в Европе реки - Волги. Транспортный узел важных речных и сухопутных маршрутов, объединявших центр страны с южными регионами.

Ведущий 1.   Гитлер, захватив Сталинград, не только перерезал бы важную транспортную артерию СССР и создал серьезные трудности со снабжением Красной Армии, но и надежно прикрыл бы наступающую на Кавказ немецкую армию.

Ведущий 2. Все воины, принимавшие участие в знаменательной битве, проявили себя мужественными и отважными сынами Родины.

Ведущий 1.   Снайпер Зайцев Василий, Герой Советского Союза, прицельными выстрелами уничтожил 225 противников.

Ведущий 2. Михаил Паникаха - бросился под вражеский танк с бутылкой горючей смеси. Спит вечным сном на Мамаевом кургане.

Ведущий 1.   Николай Сердюков - закрыл собой амбразуру вражеского дота, заставив замолчать огневую точку.

Ведущий 2. Матвей Путилов, Василий Титаев - связисты, которые наладили связь, зажав зубами концы провода.

Ведущий 1. Все сегодня знают о доме Павлова. …но таких домов в городе было немало, и в каждом были примеры ни с чем не сравнимого героизма

Чтец Ванюта Марина (7 класс)

«Данко» Сто рассказов о войне Сергей Петрович Алексеев

(Приложение 3)

Песня «10 наш десантный батальон»

Фонограмма выступления  Левитана

КУРСК

Курская Дуга, одно из судьбоносных сражений, ознаменовавшее окончательное овладение нашими дедами и прадедами стратегической инициативы. С этого времени немецких оккупантов стали громить на всех рубежах. Началось целенаправленное перемещение фронтов на Запад. С этого времени фашисты забыли, что значит «вперед на Восток».

Победа в Курской битве показала Германии силу Красной армии. Над вермахтом навис призрак поражения в войне. Более 100 тысяч участников битв на курской дуге были награждены орденами и медалями

Чтец (6 класс)   Канюкова Светлана

«Трубка» Сто рассказов о войне Сергей Петрович Алексеев

Приложение 4

Песня «Курская дуга»

Фонограмма выступления  Левитана

БЕРЛИН

Ведущий 1.   Война добралась до Германии. Покоренная Европа, встала, воспрянула, союзники открыли, наконец, второй фронт. Но главной силой, сокрушившей фашизм, был весь наш народ.

Ведущий 2.   Сколько мыслей пронеслось в голове в те радостные минуты! И тяжелейшая битва под Москвой, где наши войска стояли насмерть, не пропустив врага в столицу, и Сталинград в руинах, но непокорённый, и славный Ленинград, выдержавший тяжелейшую блокаду, и Севастополь, так героически сражавшийся против отборных гитлеровских войск, и торжество победы на Курской дуге, и тысячи разрушенных сёл и городов, многомиллионные жертвы советского народа, героически выстоявшего в суровые годы.

Ведущий 1.   Все стремились вперёд. Будто и не было четырёх лет тяжёлой войны: все воспрянули духом, чтобы свершить великое дело - водрузить знамя Победы в Берлине.

И вот, наконец, самое главное, ради чего перенёс великие страдания наш народ, - полный разгром фашистской Германии, торжество нашего правого дела!

Ведущий 2.   30 апреля 1945 года над рейхстагом было водружено знамя Победы. 8 мая в Берлине подписан акт о полной капитуляции Германии. А 9 мая невиданным салютом - 30 залпами из 1000 орудий - Москва салютовала победителям.

Чтец (5 класс) Протопопова Людмила

«Как Серёжа на войну ходил» Ю.Яковлев.

Приложение 5

Песня «О той весне»

Фонограмма выступления  Левитана

Ведущий 1.  Ушла война, оставив списки

в суровом праведном бою,

Застыли скорбью обелиски

в подвижном каменном строю.

«Пал смертью храбрых» - отвечаем.

 И вновь живем грядущим днем,

Минутою скорбного молчанья

 давайте павших помянем!

Минута молчания. В это время слышен звук метронома

Ведущий 2: Быстро крутится колесо истории, проходят десятилетия, сменяется мода, но и в наше время стоит раздаться звукам песен военных лет, песен, где славится наша Россия, как распрямляются крылья, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.  

Ведущий 1: Так пусть наша страна, сильная своим народом, Россия шла только вперед, во благо своим детям.  

   Ведущий 2: Песня «Вперед, Россия» в исполнении 1 класса

Подведение итогов. Выступление жюри.

Слово предоставляется директору школы (Церемония награждения).

Ведущий 1: Подходит к своему логическому завершению фестиваль военно-патриотической песни. И сегодня мы через песенное творчество смогли прочувствовать и понять то, что пережили наши отцы и деды в непростое военное время, и нашему поколению не хотелось пережить это в реальной жизни. Мы голосуем за мир на земле!



Предварительный просмотр:

Сто рассказов о войне

Сергей Петрович Алексеев

Глава первая

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

Брестская крепость стоит на границе. Атаковали ее фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдается, сражается Брестская крепость.

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

– Воды!

– Воды!

– Воды! – несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.

Посмотрел пулеметчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.

– Эх, была не была.

Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

– Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат – по глотку хотя бы.

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.

– Подходи, – произнес пулеметчик.

Шагнули бойцы вперед, да вдруг…

– Братцы, ее бы не нам, а раненым, – раздался чей-то голос.

Остановились бойцы.

– Конечно, раненым!

– Верно, тащи в подвал!

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.

– Братцы, – сказал, – водица…

Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взял боец кружку, осторожно налил на донышко, смотрит, кому бы дать. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.

– Получай, – протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:

– Нет, не мне, – произнес солдат. – Не мне. Детям тащи, родимый.

– Детям! Детям! – послышались голоса.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети – жены и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

– А ну, подходи, – обратился боец к ребятам. – Подходи, становись, – и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.

Смотрят ребята – в каске вода.

– Вода!

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.

– На, – протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

– Папке, – сказал малыш. – Он там, он стреляет.

– Да пей же, пей, – улыбнулся боец.

– Нет, – покачал головой мальчонка. – Папке. – Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.

Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.

Ждут фашисты – вот-вот, и запросят пощады люди. Вот-вот, и появится белый флаг.

Ждали, ждали – не виден флаг. Пощады никто не просит.

Тридцать два дня не умолкали бои за крепость «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене штыком один из последних ее защитников.

Это были слова прощанья. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

Поклонилась за это страна героям. И ты на минуту замри, читатель. И ты низко поклонись героям.



Предварительный просмотр:

Сто рассказов о войне

Сергей Петрович Алексеев

ПОДВИГ У ДУБОСЕКОВА

В середине ноября 1941 года фашисты возобновили своё наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришёлся по дивизии генерала Панфилова.

Разъезд Дубосеково. 118-й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь.

Их было 28. Возглавлял бойцов политрук (была в те годы такая должность) Клочков. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов.

Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:

— Батюшки, двадцать штук!

Усмехнулся Клочков:

— Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.

— Меньше, — сказал рядовой Емцов.

— Конечно, меньше, — сказал Петренко.

Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.

Вступили герои в бой.

— Ура! — разнеслось над окопами.

Это солдаты первый подбили танк.

Снова гремит «Ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул бронёй и замер. И снова «Ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевших шесть.

Рассмеялся сержант Петренко:

— Поперхнулся, видать, разбойник.

— Эка же, хвост поджал.

Передохнули солдаты. Видят — снова идёт лавина. Сосчитали — тридцать фашистских танков.

Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе всё танки, ближе.

— Друзья, — произнёс Клочков, — велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.

— Понятно, товарищ политрук, — ответили солдаты.

— Москва!

Вступили солдаты в битву. Всё меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов. Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Всё меньше и меньше солдат и гранат.

Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.

Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.

Разъезд Дубосеково. Поле. Холмы. Перелески. Где-то рядом петляет Лама. Разъезд Дубосеково — для каждого русского сердца дорогое, святое место.



Предварительный просмотр:

Сто рассказов о войне

Сергей Петрович Алексеев

Данко

Данко — сказочный герой одного из рассказов Максима Горького. Спасая людей в тёмном лесу, Данко вырвал из своей груди сердце. Вспыхнуло сердце ярким пламенем, осветило дорогу людям.

Сталинград необычный город. Длинной полосой на 65 километров протянулся он с севера на юг вдоль правого берега Волги.

К исходу сентября 1942 года наиболее грозные бои развернулись в северной части города. Тут заводской район. Вот завод «Красный Октябрь», вот «Баррикады», а вот и знаменитый Сталинградский тракторный. Гордились сталинградцы своими заводами, славой своей рабочей. Сюда в заводской район и рвались теперь фашисты. С утра до вечера гудела здесь страшная битва. Сила ломила силу. Упорство сошлось с упорством.

От страшного дыма, огня и пыли день превращался в ночь. От бескрайних ночных пожаров ночь превращалась в день.

Ничем особо не приметен комсомолец матрос Михаил Паникаха. Роста среднего. Силы средней. Матрос как матрос. Бескозырка. Тельняшка. Правда, матросские клёши убраны в сапоги.

Михаил Паникаха морской пехотинец. Вместе со своим батальоном он сражался здесь в заводском районе.

Бросили фашисты против морских пехотинцев танки. Завязался неравный бой.

У танков броня, пушки и пулемёты. У матросов одни гранаты. И те на исходе.

Михаил Паникаха сидел в окопе. Как и все, отбивался от пулемётов, брони и пушек. Но вот наступил момент — нет у Паникаха больше гранат. Осталось лишь две бутылки с горючей смесью. А танки идут и идут. И бою конца не видно.

Один из танков движется прямо на Паникаха. Не уйти от судьбы солдату. В схватке сошлись человек и сталь.

Прижался матрос к окопу. Подпускает поближе танк. Держит в руках бутылку с горючим. Приготовился. Лишь бы не промахнуться. Лишь бы попасть. Вот и рядом фашистский танк. Приподнялся матрос в окопе. Занёс бутылку над головой, только хотел швырнуть в стальную громаду, как вдруг ударила пуля в стекло. Разлетелась на осколки бутылка. Воспламенилась жидкость, хлынула на Паникаха. Мгновение — и факелом вспыхнул матрос.

Замерли люди. Замерло небо. Остановилось на небе солнце…

Остальное случилось в одну секунду.

— Нет, не пройти фашистам! — прокричал матрос.

Схватил Паникаха вторую бутылку с горючей смесью. Живым пламенем выскочил из окопа. Подбежал к фашистскому танку. Занёс бутылку. Ударил по решётке моторного люка. Взревел, поперхнулся фашистский танк. К небу брызнул огонь фонтаном.

Давно отгремели бои. Разошлись по домам солдаты. Многое стёрла память. Но бессмертны дела бесстрашных. Живёт, не старея, память о подвиге Паникаха.

Сталинградский Данко — назвали его товарищи. Таким он вошёл в историю.



Предварительный просмотр:

Сто рассказов о войне

Сергей Петрович Алексеев

Трубка

Старший лейтенант Алихан Гагкаев командовал артиллерийской батареей. Четыре орудия в батарее.

Любили батарейцы своего командира: молодой, задорный, всегда веселый. Родом он был с Кавказа. О горах, водопадах любил лейтенант рассказывать, о милой своей Осетии.

Была у Гагкаева трубка – память о доме. Не расставался Гагкаев с трубкой. Сам не курил. Просто носил в кармане.

– В Берлине раскурим, – шутил Гагкаев.

Во время Курской битвы батарея Гагкаева сражалась южнее города Обояни. С редким упорством здесь рвались вперед фашисты. Особенно возле села Яковлева, у шоссе, ведущего из Белгорода на Курск. Тут и стояла батарея Гагкаева. Не она одна прикрывала шоссе. Левее, правее стояли другие. Но сложилось так, что один из главных ударов фашистов пришелся как раз на батарею Гагкаева.

Держит Гагкаев по рации связь с командиром полка майором Котенко.

– Вижу танки.

– Сколько?

– Десять.

Через минуту:

– Двадцать.

Через минуту:

– Тридцать…

Семьдесят танков рвалось сюда, на Яковлево.

Вступили солдаты в бой. Обрушили артиллеристы огонь на фашистские танки. Удачно они стреляли. Выходят из строя фашистские машины. Но бой есть бой. Тут взаимны всегда потери. Подбили фашисты одну из советских пушек. Было четыре, осталось три.

Продолжается жаркий бой. Снова выходят из строя фашистские танки. Но и снова потеря на батарее. Гибнет вторая пушка. Было четыре, осталось две. Но и две это тоже сила.

– Как дела? – спрашивает по рации майор Котенко.

– Нормально, – отвечает ему Гагкаев.

Все сильнее, все упорнее бой. Бой есть бой. Снова потеря на батарее. Было четыре пушки. Одна осталась. Но и одна это тоже сила.

– Как дела? – опять запрос от майора Котенко.

– Держимся, – отвечает ему Гагкаев.

Держатся герои. Не пропускают вперед фашистов. Погибла последняя пушка. Взяли батарейцы гранаты в руки. Перешли к рукопашному бою.

– Как дела? – снова слышится голос майора Котенко.

– Нормально, – кричит Гагкаев. – Держимся. Перешли к рукопашному бою.

– Понял. Идем на помощь.

Прибыла помощь: танки, отряд пехоты. А с ними и сам Котенко. Повернулся к командиру полка Гагкаев. Руку поднес к фуражке.

– Товарищ майор, держит рубеж батарея.

– Орлы! Молодцы! – похвалил Котенко.

Улыбнулся Гагкаев. Продолжает стоять, все руки не отводит от фуражки, все прижимает ее к правому боку. И вдруг побледнел, качнулся и рухнул на землю. И только тут увидел майор Котенко – весь правый бок у артиллериста залит кровью. Бросились к нему батарейцы, наклонился майор Котенко.

– Держит рубеж бата… – вновь произнес герой.

И больше ни слова. Мертвым лежал Гагкаев.

Погиб Гагкаев. А трубка осталась. Сохранили ее солдаты. Раскурили ее батарейцы в Берлине. В день нашей Победы. Как и мечтал Гагкаев.

 



Предварительный просмотр:

Ю.Яковлев. Как Серёжа на войну ходил

Как это случилось? Как произошло?
Вдруг ударил гром, словно с неба на крышу посыпались большие камни и разлетелись в разные стороны: все загрохотало, зазвенело. Сиреневая молния ослепила глаза и тут же погасла.
Сереже показалось, что дверь распахнулась и кто-то вошел в комнату. Мальчик оглянулся - перед ним стоял незнакомый старик. Седая борода, усы подпирают нос, светлые глаза. Одет он был в  военное.
- Кто вы? - удивился мальчик.
- Твой дед, - ответил старик.
- Так мой дед был молодым.
- Лет-то много с тех пор прошло.
- Много, - согласился мальчик. - Я давно жду тебя.
- Так ведь путь был долгим, - в оправдание сказал Дед, и Сережа заметил, что гимнастерка на Деде совсем выцвела, стала почти белой, а на запыленных сапогах сбиты каблуки. - Чего ради ты меня ждешь?
- Хочу войну увидеть. Ты дорогу туда знаешь?
- Знаю,- согласился Дед. - С закрытыми глазами найду.
Снова громыхнуло. На этот раз поодаль. И камни были помельче - не так сильно загремели по крыше.
- Не хотелось бы мне возвращаться на войну, - признался Дед. - Может быть, не надо?
- Надо!
Дед посмотрел на внука - глаза мальчика были полны решимости.
- Ладно! - сказал Дед и глубоко, вздохнул. - Надо, так надо.

В солдатских сапогах шагать тяжело, не то, что в кедах. Сапог велик и как бы дышит, а если прибавить шагу, звенит о камни железной подковой, прибитой, чтобы не сбивался каблук.

И они зашагали на войну, благо дорога была хорошо знакома старому солдату.
Дождик прошел, солнце пригрело, город ожил. Запахло свежей травой и теплым хлебом. Зазвучали голоса, откуда-то доносились обрывки песни. Как зеленая ракета, вспыхивал огонь светофора. Взрослые спешили на работу, дети бежали в школу. 
А Сережа с Дедом шли на войну.
Когда выходили из дома, Дед был озабочен и встревожен. Теперь что-то изменилось в его лице - оно стало спокойным и задумчивым.
- Неужели мы снова встретимся! - отвечая своим мыслям, воскликнул Дед.
- Ты это про кого? - мальчик с любопытством взглянул на Деда.
Дед как бы очнулся, оторвался от своих мыслей и посмотрел на Сережу:
- Про своих товарищей. Старшину Волчака  вспомнил, Володю Савичева, чукчу Камыкваля. Сколько лет не виделись!
И он стал перечислять имена дорогих ему фронтовых друзей. Нe всех сохранила память, но самые близкие жили, светились - не погасило их время.

- Зачем тебе война понадобилась? - на каком-то далеком километре спросил Дед.
Хочу знать, как совершают подвиги. 
- Герои! Подвиги! -  проговорил Дед. - Это же жизни человеческой стоит!.. А знать, конечно, надо, - неожиданно согласился он.

...Как это случилось? Как произошло?
Не только с Дедом и Сережей происходили перемены на старой военной дороге. Все вокруг неожиданно изменилось. Светило солнце. Зеленела трава. Небо было голубым. А птицы перестали петь. Откуковала, закончила свой таинственный счет кукушка. Затаились звери. Все замерло. Только между деревьями было видно, как мчатся составы кирпичного цвета с пушками, с танками, а из теплушек, из вагонов, в которых ехали солдаты, доносились обрывки печальных песен. Паровозы не гудели, только тяжело дышали на подъемах.
И когда тяжелая поступь военных эшелонов замерла, Сереже вдруг показалось, что они с Дедом одни в целом мире, а все люди, птицы, звери покинули родную землю».

Он оглянулся - сзади тоже шли солдаты. А потом и впереди из тумана возникла цепь. Их серебристые, влажные от росы шинели то отделялись от тумана, то снова растворялись в нем. Солдат было много, и от тихих шагов едва заметно вздрагивала земля.
Солдаты держали в руках длинные винтовки с примкнутыми штыками и смотрели вперед. Сережу и Деда они не замечали, а может быть, принимали за своих: большой солдат и маленький.
Сережа посмотрел в лица идущих рядом и удивился. Он думал, что солдаты чужие, незнакомые, а идущие рядом были удивительно похожи на близких людей. И был один солдат похож на соседа Федора Федоровича, и был другой солдат похож на дядю Егора. А санитарка с красным крестом на брезентовой сумке была так похожа на маму, что Сережа хотел окликнуть ее, но в это время кто-то срывающимся голосом крикнул: «Воздух!

Как это случилось? Как произошло?
Вышли они в поле. Дед долго осматривался, что-то прикидывал. Потом выбрал место у одинокого развесистого вяза и сказал:
- Здесь танкоопасное направление. Будем окапываться, рыть окоп!
- Что это такое... окоп? - спросил мальчик. - Яма?
- Окоп - солдатский дом, четыре стены, а вместо крыши небо. 
- А если пойдет дождь? - поинтересовался Сережа.
- Наденем плащ-палатки. Вот и вся крыша... солдатская.  Бери лопату!
Дед поплевал на руки и взял большую тяжелую лопату.
И Сережа поплевал на руки и взял лопату поменьше - малую саперную, так она называется по-военному.
И они стали рыть окоп. Земля была плотная, лопата резала ее ломтями. У Деда ломти были ровные и увесистые. А у Сережи тонкие и часто рассыпались.
- Бери на полный штык, - командовал, учил Дед.
Но «полный штык» не получался у мальчика. К тому же он натер руки.
А Дед был неутомим: помолодев и став снова солдатом, он мог копать без устали. В дороге Дед жалел Сережу, а помолодев, разговаривал с ним как с равным:
- Сам захотел узнать, что такое война. Теперь терпи. Война требует терпения.

Вечером вместе со своими боевыми товарищами, перевалившись через бруствер, ушел в разведку и Дед.
На рассвете Дед вернулся. Без товарищей. Один. Выплыл из тумана, с трудом перевалил через бруствер, упал на дно окопа и долго лежал без движения. Сережа заметил, что рукав дедовской гимнастерки был темным от крови. И вспомнил санитарку, похожую на мать.

Как это случилось? Как произошло?
Солнце стояло прямо над окопом, и окоп раскалился, как печь. А выйти из этой печи нельзя - враг близко.
А у двух солдат, большого и маленького, была одна фляга с водой на двоих. Фляга алюминиевая, в брезентовой рубашке, с нарезной пробкой, которая завинчивалась. И воды в ней было не более половины.
То Дед попьет, то внук утолит жажду, а вода не кончалась.
И вдруг мальчик заметил, что после Деда вода не убывает: раненый не пьет, только прикладывает горлышко фляги к губам - бережет воду для него, для Сережи. И Сереже стало стыдно, что он пьет, а раненый терпит, хотя губы его пересохли и потрескались. И когда Дед снова протянул флягу, мальчик не сделал ни глотка, только поднес алюминиевое горлышко ко рту и подышал водой.
И хотя жажда мучила его и пить ему хотелось еще больше, он вдруг почувствовал радость. Значит, он может терпеть, хоть это очень трудно, может приказать себе и выполнить приказ. Он завернул пробку, вытер рот тыльной стороной ладони, как делают, попив всласть водицы, и вернул флягу Деду.

Как это случилось? Как произошло?
Впереди окопа показался танк. Был он сперва маленьким, безобидным и гудел, как шмель. Но с каждой минутой танк становился все больше. Казалось, он рос на глазах. Мотор грозно ревел, гусеницы лязгали железом. А на броне стали различимы черные кресты. Он тяжело взбирался на пригорки и со скрипом скатывался вниз. Его длинная пушка угрожающе покачивалась, словно ждала удобного момента, чтобы выстрелить.

Фашистский танк шел на маленькую солдатскую крепость - на окоп, дерзко вырытый на ничейной земле.
Сереже вдруг стало не по себе - сердце забилось тревожно, и мальчик упал на дно окопа рядом с притихшим Дедом.
- Ты что? - спросил раненый.
- Дед, мы погибаем! Дед, пришел конец! Он ползет на нас.
- Танк? - спросил Дед и по растерянному виду мальчика понял: танк.
Солдат с трудом поднялся, навалился грудью на переднюю стенку окопа и стал наблюдать за приближающейся громадой. Не отрывая глаз от танка, он сказал Сереже:
- Времени мало. Слушай и запоминай. Этот танк хочет обойти наш полк слева и неожиданно ударить с фланга. Но у него ничего не выйдет. Я помогу своей роте, зря что ли пришел на войну?
- Дед, он же раздавит тебя!
- Если так рассуждать, никогда не победишь врага, - сказал Дед.
- И он достал из ниши, вырытой в стенке окопа, гранату, похожую на большую  консервную банку.

- Разве гранатой его остановишь? - безнадежно произнес Сережа.
- Остановишь, если к гранате добавишь еще кое-что.
- Что добавишь? - воскликнул мальчик.

Танк был совсем близко. И фашистский заряжающий, вероятно, уже заслал новый снаряд в патронник орудия.  Но выстрелить ему не удалось.
Сережа  увидел,  как рядом  с огромным  танком возникла маленькая и на вид слабая фигура Деда-солдата. И в следующее мгновение что-то грохнуло. И танк, скрежеща, завертелся на месте, как подбитый зверь. Чадящее облако окутало громадину. А потом в черном облаке забилось оранжевое пламя.
Фигурка солдата исчезла.
И тогда Сережа закричал, на всю ничейную землю закричал:
- Дед!.. Дед!.. Дед!..
Фашистский танк замер. Он горел, как деревянный. Временами раздавались взрывы - это рвался боекомплект: снаряды и патроны.

Как это случилось? Как произошло?
Пришел Сережа на войну с Дедом, а домой возвращался один.
Шел по развороченной танками фронтовой дороге, мимо палаток медсанбатов, от которых доносился жутковатый дух лекарства. Шел мимо военно-полевых пекарен с родным, теплым запахом хлеба - запахом жизни. Бойцы попадались ему все реже, а потом их совсем не стало. Теперь Сережа шел мимо заброшенных окопов и землянок, по бывшей «ничейной» земле, навсегда ставшей нашей. И на этом военном пути все было пройденным, пережитым, бывшим.
Шел Сережа один, а ему казалось, что Дед идет рядом и подковки дедовских сапог нет-нет да звякнут о камень.
Он не заметил, как запели птицы, застучал дятел и вещая птичка кукушка начала отсчитывать годы мира. А потом старая безлюдная дорога войны затерялась среди деревьев, полей и селений.
Из прошлого Сережа вернулся в наш день.
Но это был уже не прежний Сережа. В груди у мальчика теперь билось сердце, способное в нужный момент остановить врага. Сердце Деда.

.



Предварительный просмотр:

G:\ГРАМОТЫ Фестиваль\диплом победы\0accce422e5a1b0c7c2f201c84cbb0f9.png

награждается

команда __________за участие

в фестивале «Говорим и поём о войне»,

посвящённому Дню Победы

в Великой Отечественной войне,

в номинации

«____________________________________»

                члены жюри:

                 



Предварительный просмотр:

G:\ГРАМОТЫ Фестиваль\диплом победы\0ee881736d460221d60befa4223c9e42.jpg

награждается

ученица _____ класса

____________________

  участница фестиваля

«Говорим и поём о войне»,

посвящённому Дню Победы

в Великой Отечественной войне,

в номинации

художественное слово,

за ______________________________

________________________________

члены жюри:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий фестиваля военно-патриотической песни

Методическая разработка сценария фестиваля...

Сценарий фестиваля военно-патриотической песни «К подвигу героев сердцем прикоснись…»

Сценарий фестиваля военно-патриотической песни «К подвигу героев сердцем прикоснись…»...

Сценарий фестиваля военно - патриотической песни «Песни военных лет».

Фестиваль  военно - патриотической песни «Песни военных лет». Внеклассное общешкольное меропиятие для учащихся 5-8 классов..Данное мероприятие способствует воспитанию  чувства па...

Сценарий фестиваля военно-патриотической песни "Виктория"

Сценарий фестиваля военно-патриотической песни "Виктория"...

СЦЕНАРИЙ фестиваля военно-патриотической песни «К подвигу героев песней прикоснись…»

СЦЕНАРИЙфестиваля военно-патриотической песни «К подвигу героев песней прикоснись…» Цели и задачи:- Развитие  у обучающихся гражданственности, патриотизма, как в...