Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме

Федорова Наталья Ивановна

Конспект открытого занятия с педагогом-психологом по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи для подростка с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по индивидуальной программе психолого-педагогической помощи

для девочки-подростка с ОВЗ.

Составила педагог-психолог ППМСЦ АР Федорова Наталья Ивановна.

Занятия проходят в условиях сенсорной комнаты.

Методическое оборудование: стол, стул; мягкий модуль; клубочки с петельками из набора «Дары Ф.Фребеля»; карточки с примерами правил и обязанностей; бланк с буквами алфавита; небольшие фигурки людей и животных (произвольный набор);  массажный ребристый мячик; большой мяч-фитбол; музыкальный центр или ПК; музыка для медитации (например, Secret Garden «The Promise»)

Особенности подростка: заключение ПМПК: развитие в условиях множественных нарушений: дефицитарности опорно-двигательного аппарата (с грубыми нарушениями функций передвижения), парциальной недостаточности когнитивного и регуляторного компонента деятельности, тотального недоразвития высших психических функций легкой степени, недостаточности зрительного анализатора, нарушение языковых и речевых функций тяжелой степени.

Тема занятия «Правила нашей семьи. Мои права и обязанности».

Основная цель занятия:

- Познакомить подростка с семейными правилами, правами и обязанностями. Осознать свой вклад в правила семьи и комфорт каждого члена семьи.

 

Задачи занятия:

- осознавание  и смягчение телесных ощущений с помощью приемов релаксации;

-развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;

-обучение навыкам взаимодействия с окружающими;

- развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации;

- развитие уверенности в себе и принятие своих особенностей через осознавание их позитивных аспектов;

- создание условий для формирования внутренних ориентиров поведения;

- развитие уважительного отношения к членам своей семьи;

- развитие чувства благодарности и способов проявления заботы о своих близких.

Структура занятия:

1.Приветствие

Упражнение «Пожми руку в ответ»

Упражнение «Мячик здоровается»

2.Разминка

Упражнение с фигурками

3. Основная часть

Упражнение «Функции каждого члена семьи»

Упражнение «Отгадай слово»

Упражнение «Правильные и неправильные правила»

Игра «Правила кошки Симы»

Игра «Футбол»

Упражнение «Медитация- релаксация»

4. Рефлексия

5. Прощание

Ход занятия

1.Приветствие.

- Как ты себя чувствуешь сегодня? Какое твое настроение? Давай поздороваемся руками.

Упражнение «Пожми руку в ответ» 

(Попеременное осознанное расслабление и напряжение  кистей рук. При выполнении упражнения психолог напоминаеет ребенку, что участвуют только кисти рук, а остальное тело, лицо, плечи, ноги расслаблены. Кисти рук ребенка в руках педагога-психолога).

 Сжатие и расслабление правой и левой руки.

Упражнение «Мячик здоровается» (Массаж ладоней ребристым массажным мячиком)

2. Разминка

Сегодня мы познакомимся с правилами. Правила есть везде, даже в той игре, в которую мы только что поиграли. Например, напрягать только кисти рук и расслаблять все тело.

- В каждой семье есть правила. Семейные правила - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды.

- Какие правила есть в твоей семье?

- Давай вспомним членов твоей семьи.

Упражнение с фигурками.

 (Для этого упражнения подойдут небольшие фигурки- игрушки зверей, людей, деревянные брусочки, камешки, природный материал или пуговицы разных размеров и фактуры. Упражнение может быть использовано с диагностической целью для анализа ролей и характера взаимоотношений в семье).

Обозначаем и поименовываем членов семьи, выбираем  фигурки для каждого из них (мама, папа, бабушка, девочка, кошка). Даем  краткую характеристику каждому.

3. Основная часть

Упражнение «Функции каждого члена семьи».

- У каждого члена семьи есть свои правила, обязанности   и права.   (Обязанности - это то, что каждый должен делать во благо себя и других.  Права - это то, что я могу или хочу делать для себя или других, это и удовольствия в том числе ;  или то, что другие могут делать для меня. Например,  я обязана делать уроки или в выходной день я могу сходить в кино.)

 У тебя тоже есть свои правила. (Выбираем примеры обязанностей, написанных на карточках, которые соответствуют каждому члену семьи, выкладываем к каждой фигурке).

- Сейчас мы узнаем, у кого в доме больше всех обязанностей, кто устает больше других, кому требуется помощь или эмоциональная поддержка. Какие правила подходят тебе и что хотелось бы изменить в лучшую сторону? (Обсуждение)

Примеры обязанностей на карточках:

- Готовит еду
- Обижается на других

- Выносит мусор

- Заботится о других

- Лечит меня

- Помогает маме

- Отдыхает
- Смотрит телевизор
- Мусорит

- Убирает за собой

- Убирает за другими

- Сильнее всех устает

- Часто бывает недоволен

- Ловит мышей

- Любит поспать

- Устраивает праздники

- Зарабатывает деньги

- Делает подарки

- Часто болеет

- Самый веселый

- Покупает продукты

- Кричит на других

- Тот, кому требуется моя помощь и т.п.

По итогам работы  рассуждаем, чем подросток (с ОВЗ) может помочь.

Т.к. у ребенка есть физические ограничения, делаем вывод, что можно быть  более чутким к своим близким, контролировать проявление своих эмоций, благодарить за оказанную помощь. Обсуждаем, как можно проявить благодарность.

Упражнение «Отгадай слово».

 Психолог  рисует на спине девочки буквы, выводя их пальцем. Перед подростком бланк с буквами алфавита. Девочка угадывает и показывает, какую букву нарисовали. Складываем слово «СПАСИБО».

Упражнение «Правильные и неправильные правила».

(Примеры семейных правил написаны на карточках)

Рассуждаем, какие правила из предложенных подходят, а какие - нет.

Формируем две группы семейных правил.

 -Гости должны заранее договориться о своем приходе        

- Все двери в доме должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения      

-  Нужно хранить вещи на своей полке и в своей комнате        

- У каждого есть свои обязанности по домашнему хозяйству, соответствующие его возможностям        

- Мама жалуется, что никто ей не хочет помогать        

- В семье необходимо пользоваться правилом договора        

- При конфликте все дуются друг на друга и не разговаривают      

- Утром первым встает папа, он всех будит

- Кошку кормит мама

- В нашей семье все друг друга любят поддерживают

- Хлеб всегда покупает бабушка

- Ужин всегда в 18.00

- Свет во всем доме выключают в 23.00.

- В воскресенье вся семья едет на дачу

- Новый год отмечаем дома всей семьей

- В нашей семье каждый может попросить о помощи

- Мама обо всех заботится

- Я должна хорошо учиться

- Мусор выносит папа

- В нашей семье все друг друга благодарят и т.п.

Игра «Правила кошки Симы». (игра авторская)

(для игры понадобится мягкий модуль; клубочки с петельками из набора «Дары Ф.Фребеля»)

-Какие правила есть у твоей кошки?

-Кошка Сима долго спать, свернувшись клубочком, любит потягиваться после сна, лакать молоко. Она - охотница и ловит мышей. Покажи, как потягивается кошка.

- Давай покажем как Сима охотится.

Для этого нужно хорошо спрятаться (за мягкий модуль) и приготовиться к прыжку.

(Разноцветные клубочки с петельками назначаются съедобными и несъедобными «мышками». Психолог медленно ведет клубочек перед ребенком. Девочка в полуприседе, опираясь на мягкий модуль должна поймать мышку. Игру можно усложнить, ускорив темп передвижения «мышки», или, взяв несколько клубочков, поймать клубок только определенного цвета («съедобный»). Можно еще усложнить задание, составить небольшую задачку по результатам «охоты»: например, если Сима съедает по одной мышке в день, а клубочков по числу дней недели, сколько дней она будет голодна, а сколько сыта? Сколько ей нужно поймать мышек еще, чтобы быть сытой всю неделю?)

Игра «Футбол» 

(Для игры потребуется большой мяч-фитбол и два стула- это передвижные футбольные ворота, которые могут сужаться и расширяться).

В этой игре тоже есть правила. Какие они? (Бить по мячу только ногами, руками не помогать.  Нужно попасть в ворота. Ворота могут перемещаться и становиться шире или уже. Игра продолжается до 10 забитых голов. В игре можно менять правила и передоговариваться).

Упражнение «Медитация- релаксация»

- Мы хорошо поработали и теперь можем отдохнуть.

(Выполняется лежа на мягком модуле, с музыкальным сопровождением Secret Garden «The Promise»)

-Ляг так, чтобы тебе было удобно. Твоя поза спокойна, комфортна. Никто не мешает , ничто не стесняет твоего дыхания. Тело расслаблено, спина чувствует, как она спокойно лежит на подушке, руки удобно расположились вдоль туловища. Ноги расслаблены и лежат удобно. Все тело отдыхает. Закрой глаза.

Прислушайся к своему дыханию. Ты дышишь ровно и спокойно. Делаешь глубокий вдох - и медленный, плавный, глубокий выдох... Вдох - медленный выход... Сосредоточься на дыхании. Оно становится еще более глубоким и спокойным. Вдох - и медленный, спокойный выдох...

Представь, что ты гуляешь по летнему теплому лесу.  Твои шаги спокойные, размеренные, неторопливые. Ты медленно и ровно, в ритм своих шагов, вдыхаешь чистый приятный лесной воздух.  С каждым вдохом мягкие струи воздуха наполняют легкие... Все твое тело, весь организм… Ты слышишь пение птиц, легкое движение листвы, тебе хорошо и спокойно.

Представь, что пришла к лесной поляне.  Здесь можно немного отдохнуть и набраться сил. Ты удобно устраиваешься на мягкой, теплой траве... Твои ноги, туловище, руки подставлены солнечным лучам, а лицо находится в тени. Мысленно посмотри на себя как бы со стороны: как удобно ты лежишь на траве, как твое тело впитывает солнечный свет, а твое лицо - в тени дерева, и только мягкие солнечные блики, проходя сквозь листву, едва заметно касаются его. Твое дыхание ровное и спокойное.

Постепенно, с каждым выдохом, в области груди появляется тепло. Каждый выдох - и солнечное сплетение наполняется внутренним теплом... Представьте, что теплые солнечные лучи согревают все тело, как будто проникают внутрь и образуют вокруг солнечного сплетения мягкую теплую зону... Каждый выдох - и приятные волны тепла и расслабления от солнечного сплетения растекаются по всему вашему телу... Выдох - и теплые волны растекаются в стороны, по мышцам грудной клетки, к спине... Выдох - и приятное тепло наполнило руки... Выдох - расслабляющая теплота спустилась вниз, к ногам, до кончиков пальцев ног... Почувствуй, где в теле самое теплое место, более отчетливо. Ты отдыхаешь...

А сейчас твое внимание сосредоточилось на ногах. Солнечные лучи согревают ступни ног, и поднимаются выше, согревают икры, голени, бедра...

Ноги постепенно становятся теплыми и приятно-тяжелыми... Прислушайтесь к этим ощущениям тепла и тяжести. Ноги теплые, очень теплые и тяжелые. Ноги полностью расслаблены. Ноги отдыхают...

И ты чувствуешь, как теплая волна от прогретых ног поднимается вверх, и сливается с теплом в грудной клетке, постепенно достигая плеч... Солнечные лучи мягко согревают все тело...

И теперь внимание остановилось на руках. Представь, что кисти рук поворачиваются ладонями к солнечному свету. И ловят ладонями теплые лучи. И ладони становятся теплыми, и правая, и левая… И каждый пальчик руки наполняется теплом. И постепенно теплая волна поднимается вверх по рукам, к плечам. Руки становятся теплыми, и тяжелыми... Руки отдыхают...

Волна тепла и расслабления достигла плеч - солнечные лучи согревают плечи. Впитывая тепло, плечи становятся мягкими, расслабленными, теплыми... Тепло и расслабление поднимаются от области плеч к шее... Мышцы шеи постепенно теплеют, расслабляются... Плечи и шея отдыхают...

Ты прислушиваетесь к себе: сейчас все твое тело, согретое теплыми лучами, мягкое и расслабленное... Ты отдыхаешь…

И теперь твое внимание - на области лица. Ты как солнечные лучи сквозь листву мягко согревают твое лицо, и оно расслабляется…И ты улыбаешься себе... Мышцы лица расслабляются... Подбородок чуть опускается вниз, щеки становятся мягкими, губы расслабляются... Веки мягко прикрывают глаза, мышцы вокруг глаз полностью расслаблены... Лицо ровное и спокойное... Лоб ровный и разглаженный... И ты чувствуешь легкое дуновение приятного, освежающего ветерка, и  лоб ощущает легкую прохладу. Лоб становится ровным и приятно - прохладным... Все лицо отдыхает...

Прислушайся к себе: ощущение расслабления глубокое и полное... Ты отдыхаете... и набираешься сил.

(Пауза 2 - 3 минуты)

Ты отдыхаешь... Твое тело становится очень легким... почти невесомым... Легкий поток воздуха подхватывает тебя, и ты плавно покачиваешься на воздушной волне...

Ты настолько легкая, что движения тела подчинены ритму дыхания: на вдох воздушный поток чуть приподнимает тебя вверх, на выдохе - слегка опускает вниз... Прислушайся к ритму своего дыхания и мысленно покачивайся в такт дыханию. Вдох - вверх, выдох - вниз...

Ты чувствуешь, что хорошо отдохнула и восстановила свои силы. И этого времени вполне достаточно, чтобы почувствовать спокойствие, уверенность , прилив сил и хорошее настроение. И теперь можно потянуться, сделать глубокий вдох, открыть глаза и вернуться в нашу комнату, чтобы продолжить работу.

4.Рефлексия

- Давай вспомним, с чем мы познакомились на сегодняшнем занятии (перечисляем).

- Сможешь ли ты соблюдать те правила в своей семье, о которых мы говорили?

- Что тебе в этом поможет?

- С каким настроением завершаешь сегодняшнее занятие?

5.Прощание

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков в условиях семейного воспитания

Предоставление методических и практических рекомендации для родителей по сопровождению процесса нравственного развития и воспитания подростков....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения образования ребенка-инвалида...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"

Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...