Главные вкладки

    Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"
    статья на тему

    Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx26.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социальная реабилитация детей- сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

    Автор статьи: Беспалова Наталья Николаевна,

    инструктор по труду

            Конечной целью работы учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является социальная адаптация воспитанников в современных жизненных условиях, установление их психического равновесия и создание для них устойчивого эмоционального климата.

            Современная ситуация в сфере семьи характеризуется  ростом  числа  разводов,  распадом  внутрисемейных связей, увеличением  антисоциальных  семей.  Что является  основой  для  нарушения  внутрисемейных отношений,  для формирования у ребенка различных форм девиантного поведения, приводит к вытеснению его из сферы семьи и возникновению проблемы сиротства при живых родителях – социальному сиротству.

            Дети, поступающие в наше учреждение, как правило, из неблагополучных семей. Большинство из них либо получили психологические травмы, либо имеют различные  деформации  процесса социализации личности. Задачей нашего учреждения является устранение этих деформаций и социальная адаптация воспитанников. Работа детского дома  строится на основепривлечение детей к работе в объединениях по интересам.

            Объединения по интересам – это спортивные секции и кружки, как на базе детского дома, так и за его пределами. Основная цель их работы – максимальное разнообразие, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей, дальнейшая социализация и самоопределение. Объединения по интересам – это особый вид взаимодействия воспитанников и взрослых и воспитанников со сверстниками.

            Главная цель объединений - повысить занятость воспитанников для предотвращения правонарушений, как уголовной, так и административной ответственности, профилактика самовольных уходов, развитие творческой личности, профориентационная работа, снятие внутренних зажимов, самоутверждение.

            Являясь руководителем  кружков прикладного и трудового обучения  хочу сказать, что за последнее время наблюдается тенденция к снижению мотивации у воспитанников к творческой деятельности. В расцвет информационных технологий современных подростков увлечь довольно сложно. Поэтому в своей работе я использую многообразные современные направления творческого искусства. Это  техники работы с бумагой: «комки», «квиллинг», « оригами», «скрапбукинг», «декупаж»; различные виды вышивок: «крестом», «гладью», «лентами», «бисером»; различные виды работ на пенопласте: «валяние», «аппликация» и т.д. С помощью таких особых техник в искусстве воспитанник не только создает поделки своими руками,  но и входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, побыть наедине с собой, снять стресс, внутренние зажимы. И напротив научиться общаться в коллективе сверстников. Все это в целом влияет на улучшение  психо-эмоционального состояния подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Главное, развивая у детей творческие способности самим верить, что художественное творчество и дизайн не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Это помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, помочь в профессиональном самоопределении,  что является актуальным в настоящее время.

                В настоящее время отметилась тенденция поступления в наше учреждение детей,  повторно возвращённых из приёмных семей и от опекунов, которые ранее были усыновлены. Поступают дети  преимущественно из сельской местности. Это дети, так или иначе, приближены к физической работе, возделыванию земли, с плохо развитыми коммуникативными навыками. С этой целью воспитанники сезонно принимают участие в сельскохозяйственных работах. Дети разрабатывают проекты цветников, огорода, участвуют в различных конкурсах и затем воплощают свою проектную деятельность в жизнь на участке своей группы. Мероприятия по озеленению территории детского дома, сельскохозяйственные работы на огороде способствуют снятию напряжения, более безболезненно и легко пройти период адаптации. 

    Для  дальнейшей социализации и адаптации воспитанников детского дома  мною ведется работа по авторской программе «Шаг за шагом». Цель данной программы- сформировать у детей-сирот хозяйственно-бытовые, сельскохозяйственные  умения и навыки, необходимых для самостоятельной жизни, раскрыть значение практических умений и навыков в современной жизни.

            Таким образом, творческая и трудовая деятельности выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Помогает в дальнейшем самоопределиться с выбором профессии. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Я верю, всё, что мальчишки и девчонки  приобретают за период нахождения у нас знания и умения, которые обязательно им пригодятся в дальнейшей жизни за пределами нашего доброго дома!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

    Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....

    социальная коррекция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    предлагаю вашему мниманию наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 11 до 18 лет, которые могут лежать в основе составления  психокоррекционных программ....

    ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

    Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

    Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

    Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

    Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Иркутской области

    Брошюра подготовлена как информационное издание, предназначенное для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, а также специалистов, работающих с у...

    «Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

    Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...