ДООП объединения кружка "Природа - наш дом"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

ДООП объединения кружка "Природа - наш дом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Шарангского муниципального  района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щенниковская основная школа

Принято

 на педсовете  

«__»____________2017 г.                

Протокол № _________                                          

Утверждаю

Директор школы    

  _______________ Г.Н. Бобыкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

объединения

«Природа – наш дом»

Возраст учащихся: с 11 лет

Срок реализации: 3 года

Разработал педагог

дополнительного образования:

учитель географии и биологии

Ольга Сергеевна Колбина

Село Щенники

2017 год

Пояснительная записка

        Методологическая основа программы. Как приобщить школьников к научному познанию и вовлечь их в практическую деятельность по изучению и восстановлению окружающей природной среды родного края? На этот вопрос отвечает предполагаемый школьный экологический кружок для учащихся, обучающихся по типовым и альтернативным программам по биологии для средней и основной  школы. Программа кружка полезна для учителя биологии в разных типах общеобразовательных учреждений: в гимназиях, лицеях, колледжах с экологическими классами или эколого-биологическим профилем обучения Нижегородской области. В экологической работе с учениками программой кружка может воспользоваться широкий круг учителей биологии:

1. Учителя, ориентирующие в работе на модель общего экологического образования, т.е. занимающиеся экологизацией традиционно сложившихся учебных предметов.

2.  Учителя, работающие по типовой программе специального базового курса по экологии.

3. Учителя, реализующие наиболее перспективную смешанную модель общего экологического образования, согласно которой знакомство школьников с экологией осуществляется при изучении предметов биологии и экологии самостоятельно.

        Вполне логично использование предлагаемой программы учителям – разработчикам программ по экологической тематике.

        Объектом работы учащихся на учебных занятиях в школе, природе и дома является растительный и животный мир Нижегородской области.

        Экология и охрана фауны и флоры рассматривается в программе во взаимосвязи и взаимообусловленности, что позволяет широкое применение учебного краеведческого материала для решения экологических ситуаций местного значения.

        Экологическое образованием необходимо охватывать людей всех возрастов. Начинать его надо с юных граждан страны, которые своими действиями и поведением оказывают определённое негативное или позитивное влияние на экологическое качество и состояние локальных уголков родного края. Этим объясняется перспективность регионального подхода к общему образованию школьников.

        Обширность территории, богатство Нижегородского края биологическими ресурсами ставит проблему охраны на принципы формирования и развития экологической культуры учащихся, поэтому программа содержит базовые социально-значимые  экологические знания о растениях и животных Нижегородской области, которые, в первую очередь, определяют экологическую культуру школьников.

        Кружковые занятия обеспечивают огромные возможности для приобщения учащихся школ области к экологическим традициям населения Нижегородской области, имеющим многовековые корни. Они могут научить ребят умениям общения с природой, а в будущем помогут решать социально-экологические задачи производства, жизни и быта без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

        От руководителей данного кружка зависит качество экологического воспитания молодого поколения, которому необходимо уже сейчас решать экологические проблемы на уровне нового мышления о взаимоотношениях человека и окружающей среды.  

        Программа экологического кружка рассчитана на учащихся 5, 6, 7 классов, и рассчитана на 105 часа (три года по 35 часа на год) и может изучаться школьниками последовательно в течение всех этих лет обучения.

        В целях обеспечения формирования у учащихся современного представления о мире растений и животных Нижегородского края специально отобраны учебные темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растений и животных, усилены связи экологии растительного и животного мира области с общением школьников с природой родного края.

        Темы экологического практикума указаны ориентировочно и могут быть изменены в связи с особенностями местных условий, контингента школьников по усмотрению учителей.

Программа не диктует: она предлагает и подсказывает учителю биологии, как облегчить свою задачу по организации и проведению экологического кружка в школе.

        Она ориентирована на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к биологии, умений правильно проводить опыты и исследования, способствует выбору профиля обучения, развитию творческих способностей учащихся.

        Курс имеет биолого-экологическую направленность: способствует формированию целостного представления о природе и месте человека в ней, знакомит с экологическими проблемами своего района, развивает практические умения в проведении опытов и исследований.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа – наш дом»  разработана на основе:

  1. Федеральный  Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. N 41)
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844
    "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"
  5. Устав МБОУ Щенниковской ОШ.
  6. Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

            Целью данного курса является создание условий для развития личностных качеств детей посредством воспитание изучения растительного и животного мира Нижегородской области.

            Основные задачи:

1.  Расширить интерес в области знаний о природе своего края.

2.  Способствовать развитию творческой личности.

3.  Развивать чувство патриотизма, любви к окружающей природе.

4.  Воспитывать  нравственно- бережного отношения к природе.

5.  Воспитывать сострадание к братьям нашим  меньшим.

     Работа проводится по трем направлениям:

1. Теоретическое:

        Задачи:

а) Закрепить, расширить, углубить знания по растительному и животному миру Нижегородской области.

б) Выяснить экологические проблемы своего края.

в) Воспитывать интерес и любовь к родной природе.

2. Практическое:

        Задачи:

а)  Организовать участие в мероприятиях по охране и преобразованию природы.

б)  Изготовить наглядный материал для уроков биологии.

в)  Прививать трудовые навыки и умения.

г)  Воспитывать ответственность за порученное дело.

3. Исследовательское:

        Задачи:

а) Формировать умения и навыки при  научно-исследовательской работе по изучению флоры и фауны своего края.

б)  Изучить фольклор своего села, в котором говорится о растениях нашей местности.

в)  Воспитывать ответственность за порученное дело.

             Актуальность программы кружка «Природа – наш дом» вызвана значимостью рассматриваемых экологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

        Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность;
  • целостность;
  • объективность;
  • научность;
  • доступность для учащихся основной школы;
  • реалистичность;
  • практическая направленность;
  • региональность.

        Кружок предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных, ИКТ и развивающих.

        Усвоение материала по программе курса прослеживается через отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты, проекты, сочинения, поделки

        Формы организации учебной деятельности в рамках курса кружка: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, встречи с приглашёнными специалистами, круглые столы, экскурсии. Программа включает работу на учебно-опытном участке.

          Особенности содержания.   В программу курса включён как теоретический материал, так и практические занятия, кроме этого входит дополнительный материал по истории, биологии, географии, литературе краеведческого характера, то есть, занятия интегрированные. Следует сотрудничать с библиотекой, районным краеведческим музеем, со старожилами села.

        Способы определения результативности

        Средства контроля позволяют выявить результат усвоения образовательной программы. Для дополнительной общеобразовательной программы «Природа – наш дом» разработана система контроля и оценки. Проводиться промежуточная и итоговая аттестация.

        Первая промежуточная аттестация - проводиться для определения начального уровня у общающихся.

        Формами проведения является: тестовые задания. По результатам диагностики проводиться оценивание по пятибалльной шкале, которая является критериями оценки.

        Вторая промежуточная аттестация - проводится в конце года, по каждому разделу программы.

        Формами проведения является: тестовые задания. По результатам диагностики проводиться оценивание по пятибалльной шкале, которая является критериями оценки.

Учебный план

Раздел

1 учебный год

2 учебный год

3 учебный год

Введение

1

-

-

Растения и осень

5

-

-

Леса Нижегородского края

22

-

-

Размножение и уход за растениями

5

-

-

Аттестация

2

-

-

Введение

-

1

-

Растения и осень

-

5

-

Реки – основные водоемы Нижегородской области

-

9

-

Птицы – друзья человека

-

3

-

Размножение и уход за растениями

-

15

-

Аттестация

-

2

-

Введение

-

-

1

Осенние явления

-

-

6

Биоиндикация

-

-

11

Болота Нижегородской области

-

-

6

Птицы друзья человека

-

-

4

Размножение и уход за растениями

-

-

5

Аттестация

-

-

2

Всего

35

35

35

Рабочая программа (учебно – тематический план)

1 учебный год

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

-

Растения и осень

5

3

2

Леса Нижегородского края

22

17

5

Размножение и уход за растениями

5

1

4

Аттестация

2

-

2

Итого

35

22

13

Рабочая программа (учебно – тематический план)

2 учебный год

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

Растения и осень

5

2

3

Реки – основные водоемы Нижегородской области

9

8

1

Птицы – друзья человека

3

-

3

Размножение и уход за растениями

15

2

13

Аттестация

2

-

2

Итого

35

13

22

Рабочая программа (учебно – тематический план)

3 учебный год

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

-

Осенние явления

6

2

4

Биоиндикация

11

5

6

Болота Нижегородской области

6

3

3

Птицы друзья человека

4

2

2

Размножение и уход за растениями

5

2

3

Аттестация

2

-

2

Итого

35

15

20

Основное содержание программы

1-й год работы кружка

Введение (1 ч.)

Тема № 1. Растения и осень. (5 ч.)

Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к осени. Плоды, их классификация. Природный материал. Правила сбора. Правила сушки.

Лабораторная работа «Плоды, их классификация».

Тема № 2. Леса костромской области. (22 ч.)

    Экологические проблемы наших лесов. Ель – основная хвойная порода. Берёза – символ России. Берёзовый сок – правила заготовки. Волчье лыко,

Венерин башмачок, Купальница европейская, Ландыш майский. Причины их исчезновения.

    Виды кормушек. Правила изготовления кормушек.

    Разнообразие лесных ягод. Правила сбора. Лесные ягоды в поговорках, пословицах и поверьях.

    Лекарственные растения леса. Правила сбора, сушки и хранения

лекарственного сырья.    

    Витаминные растения леса. Растения – красители.

    Лес – место труда и отдыха человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу.

    Паспорт дерева.

    Приспособление растений к условиям совместного существования в лесу. Животные – распространители плодов и семян. Насекомые опылители.  Насекомые вредители растений леса.

    Охраняемые насекомые костромской области. Охраняемые птицы. Дятлы: чёрный, седой, зелёный, белоспинный, трехпалый.  Совы: филин, белая сова, ястребиная сова, бородатая неясыть, длиннохвостая неясыть, ушастая сова, мохноногий сыч, воробьиный сычик. Охраняемые млекопитающие. Заяц-русак. Барсук. Росомаха. Ёж обыкновенный. Причины их исчезновения.

    Виды кормушек, скворечников. Правила изготовления кормушек, скворечников.

    Лес – богатство нашей области.

Тема № 3. Размножение и уход за растениями (5 ч.)

 Условия прорастания семян. Способы вегетативного размножения. Пикировка – для чего она нужна. Фиточай.

Лабораторная работа «Условия прорастания семян».

Лабораторная работа «Способы вегетативного размножения».

Аттестация (2 ч.)

Второй год работы кружка

Введение (1 ч.)

Тема № 1. Растения и  осень (5 ч.)

Работа с природным материалом. Простой и сложный лист; дуговое, параллельное, сетчатое жилкование. Строение листа.

Лабораторная работа «Определение жилкования листьев».

Тема № 2. Реки – основные водоёмы Нижегородской области. (9 ч.)

    Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах. Значение водных ресурсов в жизни области. Основные представители водных и прибрежно-водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения водоёма.

Бобры, ондатры, утки, выдры – животные рек. Их приспособление к жизни в воде.

Воздействие человека на экологическое состояние рек. Меры по охране растений и животных рек. Водный источник – основа жизни растений,

животных и людей. Пробы воды.

Исследовательская работа «Жизнь  малой реки – Уста».

 

Тема № 3. Птицы – друзья человека. (3 ч.)

Ремонт и изготовление кормушек и скворечников.

Тема № 4. Размножение и уход за растениями (15 ч.)

    Определение всхожести семян. Условия необходимые для прорастания семян.

    Комнатные растения в легендах и мифах. Уход за комнатными растениями, их вредители, меры борьбы с вредителями.

    Пикировка. Что это? Для чего она нужна.

Аттестация (2 ч.)

 

Третий год работы кружка

Введение (1 ч.)

Тема № 1. Осенние явления (6 ч.)        

Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к

осени. Работа с природным материалом. Подведение итогов опытов на

пришкольном участке.

Тема № 2.  Биоиндикация (11 ч.)

Биоиндикация Растения биоиндикаторы. Загрязнение воздуха. Лишайники нашей местности, их классификация.

Лабораторная работа  «Определение лишайников».

Лабораторная работа  «Определение площади покрытия лишайниками деревьев».

Лабораторная работа «Определение примесей в воздухе».

Тема № 3. Болота Нижегородской области (6 ч.)        

Характеристика лекарственных, съедобных, медоносных растений болота.

Охраняемые растения болота. Клюква – ягода болота. Рациональный сбор и охрана ягодных ресурсов. Правила поведения в местах массового посещения болот.

Лабораторная работа  «Изучение морфологии и анатомии мха сфагнума».

Тема № 4.  Птицы друзья человека (4 ч.)

Ремонт и изготовление кормушек и скворечников.

Тема № 5. Размножение и уход за растениями (5 ч.)

 Преимущества семенного размножения. Определение всхожести семян. 

Лабораторная работа «Определение всхожести семян Тагетеса Высокого»

Аттестация (2 ч.)

Тематическое планирование

1 год работы кружка

Тема

Количество

часов

Из них

Опорные понятия

Форма

проведения

Форма

контроля

т

п

1.

Введение

1

1

-

1. Наметить план работы кружка.

Мозговой штурм

План работы

2.

«Осенние явления в жизни растений»

1

0,5

0,5

1. Признаки осени.

2. Отличия осенней погоды от летней.

3. Подготовка растений к осени.

4. Сбор природного материала.

Экскурсия

Сочинение

3.

«Осенние фантазии».

2

1

1

1. Природный материал. Правила сбора. Правила сушки.

Мастерская

Поделка из природного материала

4.

«Плоды, их классификация»

2

1

1

1. Плоды, их классификация.

2. Подведение итогов работы на участке

3. Сбор разнообразных плодов для  оформления коллекции.

Экскурсия

1. Оформление коллекции «Плоды».

2.Оформление опытов.

5.

«Леса нашего района».

1

1

-

1. Экологические проблемы наших лесов.

Круглый стол

Составление листовки «Правила поведения в лесу»

6.

«Лесообразующие породы Нижегородских лесов».

2

2

-

1. Ель – основная хвойная порода.

2. Берёза – символ России.

3. Берёзовый сок – правила заготовки.

Устный журнал

Доклады

7.

«Редкие и исчезающие растения леса».

2

2

-

1. Волчье лыко, Венерин башмачок, Купальница европейская, Ландыш майский.

2. Причины их исчезновения.

Проект

Оформление Красной книги Костромской области  и её презентация.

8.

«Покормите птиц зимой».

1

-

1

1. Виды кормушек.

2. Как правильно изготовить кормушку.

Акция

Изготовление кормушки.

9.

«Лесные ягоды».

2

2

-

1.Разнообразие лесных ягод.

2. Правила сбора.

3. Лесные ягоды в поговорках, пословицах и поверьях.

Проект

Презентация проекта.

10.

«Лесные травы».

2

2

-

1. Лекарственные растения леса. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.

2. Витаминные растения леса.

3. Растения – красители.

Проект

Презентация проекта.

11.

«Охрана леса».

1

1

-

1. Лес – место труда и отдыха человека.

2. Охрана лесов.

3. Правила поведения в лесу.

Устный журнал

Памятка как вести себя в лесу

12.

«Составление паспорта дерева».

4

2

2

1. Выбор дерева для наблюдения. Его фотографирование.

2. Схема наблюдения

3. Сбор легенд, сказаний о дереве.

4. Оформление материала.

Практическое занятие

Реферат

13.

«Связь растений леса со средой обитания и жизнью животных».

2

2

-

1. Приспособление растений к условиям совместного существования в лесу.

2. Животные – распространители плодов и семян.

3.Насекомые опылители.

4. Насекомые вредители растений леса.

5. Охраняемые насекомые костромской области.

Устный журнал

Тестирование

14.

«Редкие и исчезающие животные леса».

3

3

-

1.Охраняемые птицы. Дятлы: чёрный, седой, зелёный, белоспинный, трехпалый.  Совы: филин, белая сова, ястребиная сова, бородатая неясыть, длиннохвостая неясыть, ушастая сова, мохноногий сыч, воробьиный сычик.

2. Охраняемые млекопитающие. Заяц-русак. Барсук. Росомаха. Ёж обыкновенный,

3.Причины их исчезновения.

Проект

Защита проекта «Красная книга Нижегородской области» по подтеме «Редкие и исчезающие животные леса».

15.

«Встреча пернатых друзей».

2

1

1

1. Виды скворечников.

2. Правила изготовления скворечников.

Творческая мастерская

Ремонт старых скворечников. Изготовление и развешивание скворечников.

16.

«Лесные сюрпризы».

1

-

1

Заключительное занятие по теме «Лес – богатство нашей области».

Игра

17.

«Каким я вижу учебно-опытный участок своей школы».

1

1

-

1. Планирование отделов пришкольного участка.

2. Выбор опытов.

3. Анкетирование (Что я хотел бы вырастить на пришкольном участке).

Мозговой штурм

Составление плана работы на пришкольном участке.

18.

«Семенное размножение».

1

-

1

1. Условия прорастания семян.

Лабораторная работа

Посев семян астр, бархатцев, цинний, декоративного подсолнечника, томатов на рассаду.

19.

«Вегетативное размножение растений».

1

-

1

1. Способы вегетативного размножения.

Лабораторная работа

Озеленение учебных кабинетов, коридоров школы.

20.

«Пикировка».

1

-

1

1. Пикировка – для чего она нужна.

Трудовой час

Рассаживание рассады.

21.

Работа на пришкольном участке.

1

-

1

Трудовой десант

1. Уборка прошлогодней  листвы.

2. Обрезка старых ветвей у деревьев, кустарников.

3. Обкопать кусты.

22.

«Делу - время, потехе – час».

1

-

1

1. Подведение итогов работы кружка.

2. Чаепитие

3. Конкурс «Чей чай вкуснее». (Чай из травяных сборов).

3. «Жалобная книга природы»

гостиная

Выставка работ, выполненных учащимися за год.

Проведение мероприятия «Жалобная книга природы»

2 год работы кружка

Тема

Количество

часов

Из них

Опорные понятия

Форма

проведения

Форма

контроля

т

п

1.

«Как здорово, что мы сегодня собрались»

1

1

-

1. Наметить план работы кружка.

2. Выбор темы для исследовательской работы.

3. Экскурсия на учебно-опытный участок школы.

4. Сбор природного материала и закладка его на сушку.

5.  Результаты работы на участке.

6. Оформление опытов.

Мозговой штурм, экскурсия.

1.План работы кружка.

2.Оформление альбома «Учебно-опытный участок МБОУ Щенниковской ОШ».

2.

«Жизнь малой реки – Уста».

2

1

1

1. Взятие проб воды, проведение исследований.

2. Определение чистоты воды.

3. Изучение растительности реки.

4. Изучение животного мира реки.

Экскурсия

сочинение

3.

«Осень, очей очарованье».

1

-

1

1. Изготовление поделок из природного материала.

Творческая мастерская

Конкурс поделок

4.

«Простые и сложные листья. Жилкование листьев».

1

1

-

1.Простой и сложный лист; дуговое, параллельное, сетчатое жилкование.

2. Строение листа.

Лабораторная работа

1. Оформление раздаточного материала по темам «Простые и сложные листья», «Жилкование листьев»

5.

«Осенний калейдоскоп»

1

-

1

2. Награждение самых активных учащихся за работу на пришкольном участке..

3. КВН «Осенний калейдоскоп»

КВН

1. Подведение итогов работы на учебно-опытном участке.

6.

«Растительный и животный мир рек Нижегородской области».

3

3

-

1. Особенности распределения растений в проточных и непроточных водоёмах.

2. Значение водных ресурсов в жизни области.

3. Основные представители водных и прибрежно-водных растений, их значение в природе и жизни человека, влияние на них загрязнения водоёма.

4. Бобры, ондатры, утки, выдры – животные рек. Их приспособление к жизни в воде.

5. Воздействие человека на экологическое состояние рек.

6. Меры по охране растений и животных рек.

7. Водный источник – основа жизни растений, животных и людей.

Устный журнал

Доклады

7.

«Покормите птиц зимой».

1

1

-

Составление экологической сказки

Литературное творчество

Экологическая сказка

8.

«Жизнь нашей малой реки».

3

3

-

1. Подбор литературы по данной теме.

2. Обработка результатов, полученных в ходе осенней экскурсии на реку.

Исследовательская работа

Реферат

9.

«Паспортизация комнатных растений».

2

1

1

1. Определение видового названия комнатных растений школы.

2. Выяснить родину растений.

Практическая работа

Создание карточек - паспорта для каждого растения.

10.

«Встреча пернатых друзей»

2

-

2

1. Ремонт старых и изготовление новых скворечников.

2. Конкурс рисунков «Наши пернатые друзья»

Акция

1.Выставка рисунков.

2. Развешивание скворечников

11.

«А знаешь ли ты?»

1

-

1

Экологическая обстановка в мире.

Круглый стол

Сообщения детей на экологическую тему.

12.

«Каким я вижу учебно-опытный участок своей школы».

1

-

1

1. Планирование отделов учебно-опытного участка.

2. Выбор опытов, которые будем закладывать.

3. Анкетирование (что хотели бы вырастить на участке).

Мозговой штурм.

Составление плана работы на пришкольном участке.

13.

«Семенное размножение».

1

-

1

1. Определение всхожести семян.

2. Условия необходимые для прорастания семян

Практическая работа

Посев семян цветочных культур, томатов, перцев на рассаду.

14.

«Комнатные растения».

4

2

2

1.Комнатные растения в легендах и мифах.

2. Уход за комнатными растениями, их вредители, меры борьбы с вредителями.

Проект

Книжка – раскладушка о комнатных растениях.

15.

«Пикировка рассады»

4

-

4

Пикировка. Что это? Для чего она нужна

Практическая работа

Рассаживание рассады.

16.

Школа наш дом, а я хозяин в нём.

5

-

5

Трудовая вахта

1. Уборка территории у школы.

2. Подкормка кустов органическим удобрением.

3. Обрезка кустов.

4. Разбивка клумб.

17.

До новых встреч». Заключительное занятие

2

-

2

1. Подведение итогов работы кружка.

2. Игра «Экологическая биржа»

Игра

Выставка работ, выполненных за учебный год.

3 год работы кружка

Тема

Количество

часов

Из них

Опорные понятия

Форма

проведения

Форма

контроля

т

п

1.

«Добро пожаловать»

1

1

-

Вводное занятие.

Наметить план работы кружка.

Мозговой штурм

план работы кружка.

Выбор темы для исследовательской работы.

2.

«Осенний лес»

2

1

1

1. Признаки осени.

2. Отличия осенней погоды от летней.

3. Подготовка растений к осени.

Экскурсия

Сбор природного материала.

3.

«Осенние узоры»

3

1

2

Работа с природным материалом

Творческая мастерская по изготовлению поделок из природного материала.

Конкурс поделок.

4.

«Наш учебно-опытный участок»

1

-

1

1.  Результаты работы на участке.

2. Оформление опытов.

Экскурсия

Оформление альбома «Учебно-опытный участок МБОУ Щенниковской ОШ».

5.

«Биоиндикация».

2

1

1

1 Биоиндикация

2. Растения биоиндикаторы.

3. Загрязнение воздуха.

Лекция

Тестирование

6.

«Состояние воздуха села Щенники».

5

2

3

1. Экскурсия «Лишайники нашей местности». (Сбор лишайников на территории села Щеники).

2. Определение лишайников.

3. Оформление коллекции «Лишайники».

4. Определение площади покрытия лишайниками деревьев.

5. Определение примесей в воздухе.

6. Обработка полученной информации.

Исследовательская работа

Оформление исследовательской работы

7.

«Покормите птиц

зимой».

2

1

1

1. Ремонт кормушек.

2. Изготовление кормушек.

Акция

Развешивание кормушек в парке у школы, детского сада.

8.

«Живи, мой край»

2

1

1

1. Конкурс рисунков.

Выставка рисунков

9.

«Болото – это экосистема».

2

1

1

1. Взаимосвязь растений животных, почв, вод в экосистеме болота.

2. Типы болот.

Лекция

Тестирование

10.

«Основные растения болота».

2

1

1

1. Характеристика лекарственных, съедобных, медоносных растений болота.

2. Л/Р. «Изучение морфологии и анатомии мха сфагнума».

3. Охраняемые растения болота.

4. Клюква – ягода болота.

5. Рациональный сбор и охрана ягодных ресурсов.

6. Правила поведения в местах массового посещения болот.

Устный журнал

Сообщения

11.

«Животные болота».

2

1

1

1. Ондатра, кулики, кроншнеп. Их приспособления

к жизни на болоте.

Беседа

Сообщения

12.

«Встречаем пернатых друзей»

2

1

1

1. Ремонт скворечников.

2. Изготовление новых скворечников.

Акция

Развешивание скворечников в парках у школы, у Дома культуры.

13.

«Природа нашего края».

2

1

1

1.Природа в кадре.

2. Оформление материала.

Стенд

14.

«Каким я вижу учебно-опытный участок своей школы».

2

1

1

1. Планирование отделов учебно-опытного участка.

2. Выбор опытов, которые будем закладывать.

3. Анкетирование (Что хотели бы вырастить на участке).

Мозговой штурм

Плане работы пришкольного участка

15.

«Семенное размножение».

1

-

1

1. Преимущества семенного размножения.

2. Определение всхожести семян Тагетеса Высокого.

Лабораторная работа

Посадка семян цветов, томатов на рассаду.

16.

«Что? Где?

Когда?»

1

1

-

Игра.

17.

Работа на пришкольном участке

1

-

1

1. Уборка территории у школы.

2. Обрезка кустов.

3. Подкормка кустов органическими удобрениями.

Трудовой десант

18.

«До скорых встреч» заключительное занятие

2

-

2

1. Подведение итогов.

2. «Угадай растение»

Игра

Презентация работ.

                               

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие бережного отношения к природе родного края, любви к окружающему миру, чувств патриотизма.
  2. Расширение кругозора по растительному и животному миру Нижегородской области.
  3. Умение правильно проводить и оформлять исследовательскую работу.
  4. Умение анализировать  результаты исследований и делать выводы.
  5. Знание фольклора своего края.
  6. Развитие эстетического вкуса у детей.
  7. Сплочение разновозрастного коллектива.
  8. Усовершенствование трудовых навыков.
  9. Пополнение демонстрационного и раздаточного материала к урокам биологии.
  10. Оформление папки «Творческие работы учащихся».
  11. Оформление папки «Экологическое воспитание – составная часть краеведения».

Промежуточная аттестация

1 год обучения

ЧАСТЬ А.

А1. Укажи объект живой природы.                    А2. Какие животные делают  запасы на зиму?

1) туман                                      3) Луна                  1) белка                            3) лось

2) насекомое                               4) мороз                2) мышь                            4) барсук

А3. Укажи полное определение понятия линия горизонта.

1) всё, что видно вокруг

2) место, где поверхность Земли как бы сходится с небом.

3) горизонт

4) далёкая даль

А4. Укажи горючие полезные ископаемые

1) гранит                                  3) газ

2) нефть                                   4) каменный уголь

А5. Укажи одно самое правильное значение воды.             А6. Укажи, что такое воздух

1) вода-источник жизни на Земле                                           1) воздух-это твердое вещество

2) вода нужна всем животным                                                 2) воздух- это газообразное вещество

3) вода нужна всем растениям                                                 3) воздух  - жидкое вещество

4) вода нужна каждому человеку                                            4) воздух – это смешанное вещество.

А7. Определи животных водоема.                       А8. Какое животное не характерно для зоны тундры?    

1) суслик                       3) плавунец                            1) бурый медведь

2) водомерка                 4) лещ                                     2) песец

                                                                                       3) северный олень

                                                                                       4) полярная сова

А9. О какой природной зоне идёт речь в стихотворении

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

1) зона тундры           3) зона лесов

2) зона степей            4) Арктика ( Крайний север)

А10. Почему человеку надо соблюдать правильную осанку при ходьбе и сидении?

1) Правильная осанка- залог здоровья человека

2) соблюдать правильную осанку требуют родители.

3) правильная осанка делает человека стройным и красивым

4) соблюдать правильную осанку требуют учителя

ЧАСТЬ В.

В1. Человек вырастил дерево. Дерево это часть природы или изделие?____________________________

В2. Кто является главой Российской Федерации(должность)? ___________________________________

       В каком документе прописаны основные законы нашей страны?______________________________

ЧАСТЬ С.

О чём идет речь в тексте:

Это дерево, хоть и известно всем, имеет свои секреты. Каждый лист составлен из многих  (от 9 до 21) небольших листочков. А плоды, вовсе не ягоды, а маленькие-маленькие яблочки, собранные в гроздья. Зимой эти гроздья плодов красного цвета- прекрасное лакомство для птиц.

Ответ:______________________________________________________________________

Итоговая  работа

Задание 1.  Выбери один правильный ответ.

1.  Наука, изучающая растения, называется: а) микология, б) зоология, в) анатомия, г) ботаника

2.  Скорость движения гепарда определяют методом: а) наблюдение, б) измерение, в) эксперимент, г) рассматривание

3.  Среда обитания голубя: а) наземно – воздушная, б) водная, в) сельская, г) почвенная

4.  Оплодотворением называют процесс: а) питания клеток кожи, б) деления клеток кожи, в) слияния половых клеток, г) движение клеток крови по сосудам

5.  К органическим веществам клетки относятся: а) белки, б) минеральные соли, в) вода, г) металлы

6.  Клетка бактерии не имеет: а) цитоплазмы, б) ядра, в) наружной мембраны, г) нуклеиновых белков

7.  Семена необходимы растениям для: а) размножения, б) питания, в) переживания неблагоприятных условий, г) привлечения животных

8.  Съедобный гриб – это: а) аспергилл, б) мукор, в) мухомор, г) подосиновик

9.  Ламинария – это: а) животное, б) бактерия, в) бурая водоросль, г) ядовитый гриб

10.  У папоротников отсутствуют: а) цветки, б) споры, в) стебли, г) листья

11.  Пищевыми растениями являются: а) лилия и тюльпан, б) хлопчатник и лён, в) подсолнечник и пшеница, г) чистотел и тысячелистник

12.  Кислород, необходимый для жизни на Земле, выделяют: а) растения, б) почвенные бактерии, в) животные, г) грибы

13.  Животные не способны к: а) активному  передвижению, б) размножению, в) фотосинтезу, г) пищеварению

14.  Таймень, налим, сиг являются: а) пресмыкающимися, б) земноводными, в) рыбами, г) млекопитающими

15.  В Антарктиде живут: а) пингвины, б) ленивец, в) большая панда, г) белый медведь

16. В тайге обитают: а) белка - летяга, соболь, кедровка, б) зебра, лев, антилопа, в) сойка, кабан, землеройка, г) тушканчик, джейран, скорпион

17. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой растение растёт: а) покровная, б) проводящая, в) основная, г) образовательная.

18. Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют: а) организмом, б) неживой природой, в) живой природой, г) тканью.

19. К наукам о природе относится: а) математика, б) биология, в) история, г) литература

20. Растения, Бактерии, Грибы, Животные – это…а) государства, б) царства, в) сообщества, г) виды

21. Биология – это наука: а) о веществах, б) о явлениях природы, в) о живых организмах, г) о звёздах.

Задание 2.

В 1. Выбери три правильных ответа.  Семенами размножается: а) сосна, б) мох, в) морковь, г) водоросль, д) огурец, е) папоротник

В 2.  Установите соответствие между организмом и характерной для него средой обитания:

СРЕДА  ОБИТАНИЯОРГАНИЗМ

А.  Наземно – воздушная        1.  Северный олень

Б.  Почвенная        2.  Рябчик

В.  Водная        3.  Карась

        4. Дождевой червь

В3.Установите соответствие между животным и средой его обитания

Животное                                                Среда обитания

А) Крот                                                 1) Водная

Б) Тюлень                                             2) Почвенная

В) Стриж                                              3) Наземно-воздушная

Г) Заяц

Д) Акула

А

Б

В

Г

Д

В4. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.

сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль

Ответ: ____________________________________________________________

 _________________________________________________________________

В5. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы

А. В какой среде обитания живет рысь: а) водная, б) почвенная, в) наземно-воздушная

Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях: а) Южная Америка, б) Евразия, в) Африка, г) Антарктида

2 год обучения

Итоговая работа

А 1. Какие органы растений относятся к вегетативным?

а) цветки, плоды и семена                      б) корни и побеги

в) цветки и побеги                                      г) только цветки

А 2. Побег растений состоит из:

а) стебля и почек                                       б) стебля, почек и листьев

в) листьев и корня                                     г) стебля с цветками

А 3. Неорганическими веществами в состав клеток растений являются:

а) только минеральные соли                 б) вода и минеральные соли

в) минеральные соли и углеводы         г) белки, минеральные соли, вода

А 4. Изменение окраски листьев осенью обусловлено:

а) обилием дождей                                   б) разрушением хлорофилла

в) понижением температуры воздуха  г) другой ответ

А 5. В какой части клетки происходит фотосинтез?

а) цитоплазме                                            б) ядре

в) хлоропластах                                          г) вакуоле

А 6. Перенос органических веществ в организме большинства животных и человека из пищеварительной системы в клетки осуществляется:

а) гормонами                                              б) ферментами

в) кровью                                                      г) нервными импульсами

А 7. Каково значение дыхания для организма?

а) за счёт окисления органических веществ организм обеспечивается энергией

б) обеспечивает организм питательными веществами

в) защищает организм от неблагоприятных условий

А 8. Процесс поступления веществ в организм из окружающей среды, их превращение, удаление из организма продуктов жизнедеятельности, называется:

а) питанием                                       б) обменом веществ

в) дыханием                                      г) пищеварением

А 9. Наружный скелет имеют:

а) простейшие            б) некоторые простейшие, большинство моллюсков, членистоногие

в) только простейшие и моллюски          г) позвоночные

А 10. Клеточное строение организмов всех царств свидетельствует:

а) об отличии растений от животных

б) о разных уровнях организации живой природы

в) о единстве органического мира

г) о сходстве живой и неживой природы

В 1. Какие утверждения верны?

1.   Вода – хороший растворитель.

2.  Любая клетка снаружи покрыта мембраной.

3.  Пищеварение – это процессы переваривания пищи.

4.   Кислород нужен для дыхания.

5.   Для дыхания необходимы дыхательные движения.

6.   У растений вещества,  полученные  в результате фотосинтеза,  откладываются в  запас.

7.   Кровь состоит из плазмы и клеток.

8.   Человек удаляет отходы из организма через лёгкие, кожу и почки

9.   Обмен веществ   происходит только у животных.

10.  У  лягушки обмен веществ  протекает активнее, чем у рыб, благодаря более высокой температуре тела.

11.  Скелет позвоночных животных состоит из сухожилий.

12.  Инфузория – туфелька передвигается благодаря ресничкам.        

С 1. Зимой Ванин папа ловил рыбу и из проруби случайно достал веточку элодеи. Ваня поместил её в стакан с водой и принёс в класс. Рассмотрев лист под микроскопом, ребята поняли, почему её листья зелёные. Что увидели ребята?

3 год обучения

Итоговая работа

Часть А. Задания 1-15 с выбором одного правильного ответа

  1. Что происходит с амебой в неблагоприятных условиях среды?

1) усиленно питается

2) быстро делится

3) превращается в цисту

4) начинает активно передвигаться

  1. Среди коралловых полипов есть гермафродиты, то есть животные

1) с признаками женского организма

2) с признаками мужского организма

3) обоеполые

4) однополые

  1. Коралловые рифы образуются в результате жизнедеятельности

1) кишечнополостных

2) простейших

3) бурых водорослей

4) моллюсков

  1. Пресмыкающиеся произошли от

1) кистеперых рыб

2) стегоцефалов

3) ихтиозавров

4) археоптериксов

  1. К не плацентарным животным относится:

1) морская корова

2) гиппопотам

3) муравьед

4) варан

  1. Птенцовые птицы отличаются от выводковых:

1) числом птенцов в выводке

2) тем, что их птенцы появляются на свет зрячими, опушёнными, могут бегать и самостоятельно находить корм

3) растянутой во времени откладкой яиц, птенцы из которых появляются почти одновременно

4) тем, что их птенцы вылупляются слепыми, почти голыми, родители должны кормить их и защищать

  1. У головастика имеются:

1) двухкамерное сердце

2) один круг кровообращения

3) орган боковой линии

4) все перечисленные признаки

  1. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию

1) волосяного покрова и ушных раковин

2) сухой кожи с роговыми чешуями

3) роговых щитков

4) голой кожи, покрытой слизью

  1. Направление и силу течения, глубину погружения рыбы ощущают

1) большими полушариями мозга

2) спинным мозгом

3) боковой линией

4) плавательным пузырём

  1. К классу Паукообразные относится

1) домашний клоп

2) чесоточный клещ

3) циклоп

4) вошь

  1. Нервная система брюхоногих моллюсков

1) окологлоточное кольцо и отходящие от него два крупных нервных ствола

2) брюшная нервная цепочка

3) нервная трубка с расширением в головном конце

4) диффузная нервная система

  1. Сколько пар ходильных ног у паукообразных

1) 3

2) 4

3) 5

4) 6

  1. Среди позвоночных животных ушная раковина появилась у

1) земноводных

2) пресмыкающихся

3) птиц

4) млекопитающих

  1. Какие особенности организации кистеперых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных?

1) чешуя на теле, наличие плавников

2) образование лёгких, особое строение плавников

3) обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств

4) дыхание с помощью жабр, хищничество

  1. Защитных яйцевых оболочек нет у яиц:

1) черепахи

2) страуса

3) сельди

4) гадюки

  1. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных.

ОСОБЕННОСТИ

 

КЛАСС

А) в сердце венозная кровь

Б) в сердце четыре камеры

В) два круга кровообращения

Г) один круг кровообращения

Д) венозная кровь из сердца поступает к лёгким

Е) в сердце две камеры

 

1) сельдь атлантическая

2) большой пестрый дятел

  1. Установите соответствие между позвоночным животным и особенностью температуры его тела.

ЖИВОТНОЕ

 

ОСОБЕННОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

А) домовый воробей

Б) прыткая ящерица

В) обыкновенный дельфин

Г) нильский крокодил

Д) обыкновенный тритон

Е) обыкновенный крот

 

1) постоянная

2) непостоянная

  1. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.

ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО

 

КЛАСС

A) дыхание лёгочное и кожное

Б) оплодотворение наружное

B) кожа сухая, без желёз

Г) постэмбриональное развитие с превращением

Д) размножение и развитие происходят на суше

Е) оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка

 

1) Земноводные

2) Пресмыкающиеся

 

  1. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Комнатная муха в классификации животных, начиная с наименьшей группы


1) отряд Двукрылые

2) тип Членистоногие

3) род Мухи

4) царство Животные

5) вид Комнатная муха

6) класс Насекомые

Рекомендуемая литература:

 

  1. Биология в школе №6 1998год.  Статья  Ремезова Г.Л.  «Экологическая индикация».
  2. Воронцов Л.И. Харитонова Н.З. Охрана природы. – М.: Педагогика, 1988.
  3. Лукянов Н.Н., Попова Л.П. С природой рядом. – Ярославль, 1981.
  4. Матрусов И.С. Педагогика и психология 11\1976.
  5. Михеев А.В., Пашканга К.В., Родзевич Н.Н., Соловьёва М.П. Охрана природы. -  М.: Просвещение, 1990.
  6. Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.: Просвещение, 1991.
  7. Оценка экологического состояния природных комплексов. Практикум для учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ. – Кострома: студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003.
  8. Природа Костромской области и её охрана. – Ярославль, 1973.
  9. Ром В. Дронов В.П. География России 9класс. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 1995.
  10. Сборник методик полевых экологических исследований. – Кострома, 1996.
  11. Стефан, Спурр, Бертон В., Барнес. Лесная экология.  - М.:Лесная промышленность, 1984. Я.
  12. Я познаю мир: Дет. Энцикл.:Авт.– сост. Чижевский. А.Е. «Издательство АСТ», 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДООП "Современная пластика в театральном творчестве"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Современная пластика в театральном творчестве", реализуемая в ГБОУДОД ДШИ "Театральная Семья".Цель программы...

Рабочая образовательная программа по учебному предмету АНСАМБЛЬ ДООП "Фортепиано"

Программа учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (далее – Программа) предназначена для обучающихся клас...

ДООП "Занимательная экология"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная экология»  реализуется в рамках естественнонаучной направленности. Программа построена на принципах развива...

Открытое занятие "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели:1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.2) развивать поз...

Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...

Проведение педагогического контроля, оценки и анализа результатов освоения ДООП «Секреты Марьи Искусницы»

Описание системы контроля, оценки и анализа результатов освоения ДООП «Секреты Марьи Искусницы»...

Рецензия+ДООП театрального объединения "Затейник" 2018-2019

О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя...