Программа "Хозяюшки"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

иванова марина михайловна

Программа по дополнительному образованию по кулинарии расчитана на 3 года для детей от 12-18 лет. Занятия проводятся раз в неделю по 45 минут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hozyayushki.docx391.91 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБУ центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Центр содействия семейному воспитанию №15»

   

                                Программа по кулинарии « Хозяюшка»

C:\Users\User\Desktop\все наши фото\jAo-TqglSCg.jpg

                                                        Воспитатель: Иванова Марина Михайловна

Возраст детей 12-18 лет

Срок реализации 3 года

Содержание программы

  1. Пояснительная записка;
  2. Учебно - тематическое планирование;
  3. Содержание курса;
  4. Методическое обеспечение;
  5. Список литературы;

                                                                   C:\Users\User\Desktop\все наши фото\85s02hwFvHI.jpg

                                                           

 

Паспорт  программы

                               

Наименование программы

«Хозяюшки»

Основания для разработки программы

Социальная адаптация детей детских домов , оказание дополнительной помощи воспитанникам в производственном обучении и профессиональной подготовке. На формирование общей  культуры личности.

Разработчик программы

Воспитатель группы № 14 Иванова М.М.

Цели и задачи программы

ЦЕЛИ: -  Социальная адаптация детей детских домов.

Подготовка детей к самостоятельной жизни, формирование у воспитанников детского дома навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи.  

ЗАДАЧИ: формировать знания умения и навыки технологии приготовления блюд.

ОСВОЕНИЕ: технологических знаний, основ культуры представление о технологической культуре.

ОВЛАДЕНИЕ: специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, создание продуктов труда, введение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов, безопасными приёмами труда.

РАЗВИТИЕ: познавательных интересов пространственного воображения интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.

 ВОСПИТАНИЕ: трудолюбие, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости. Ответственности за результаты своей деятельности, уважительное отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Основные направления деятельности   по  реализации программы

-Личностное развитие, социальная адаптация воспитанников.

-Трудовое воспитание.

-Художественное – эстетическое воспитание.

Ожидаемые результаты

РЕЗУЛЬТАТЫ: обучения предоставлены в требованиях к уровню подготовки и содержит три компонента:

Знать- Понимать – перечень необходимых для усвоения каждым ребенком знаний.

Уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а так же компонент, включающий знания и умения ориентированный на решение разнообразных задач.

Результаты обучения сформированы в требования в обобщенном виде.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: по данной программе  сформированы трудовые  и технологические  знания и умения по преобразованию материалов, необходимых  для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми  функциональными и эстетическими свойствами умения оценивать свои интересы и склонность к изучаемым видам трудовой деятельности, навыки самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства. Формирование культуры труда, уважительное отношение к труду и результатам труда. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

                                                   

                             

                                                          Пояснительная записка.

     Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах, которые остаются  основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство ,  приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков.

Образовательная программа  « Хозяюшки» направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам детского дома в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании  детей-сирот, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость воспитанников.    Занятия  позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У воспитанников формируются навыки в приготовлении блюд и их  эстетического оформления.

   Основными целями и задачами программы является получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту.

   Особенностью данной  программы является то, что у воспитанников появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им  могут быть полезны после выпуска из детского дома.          

 В результате занятий дети должны получить на только знания и умения, отвечающих стандарту общего образования, но и закрепить свои практические навыки в условиях дома.

План  составлен с учетом разновозрастной группы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

   Программа ориентирована на воспитанников 12-18 лет. Практика показала, что  дети данного возраста успешно и с интересом занимаются  кулинарией. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Срок реализации дополнительной образовательной программы- 3 года.

        1 год - блюда первого уровня сложности.

        2 год - блюда второго уровня сложности.

        3 год - блюда  третьего уровня сложности.

          На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая     ( разделение на мини группы для выполнение определенной работы);

Воспитанники изучат  правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с кулинарным оборудованием и инструментами;  познакомятся с историей, обычаями и традициями национальной кухни; узнают различия кухонь; будут иметь представления об  организации современных предприятий общественного питания; усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь  и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам.

  Для  контроля  за усвоением изученного материала будут использоваться - тесты, проверочные,  практические работы.

   Система контроля знаний будет осуществляться после каждого года обучения,  а также после прохождения основных блоков программы с целью проверки знаний, умений, навыков. Программа предполагает использовать   формы контроля: собеседование, тестирование  и творческие задания.

     Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого воспитанника, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

 Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта.

   

.

                        Краткое содержание курса

Сентябрь

Техника безопасности

Основные  теоретические  требования- правила техники безопасности при пользовании электроприборами, ножом и кухонными  приспособлениями, правила техники безопасности при работе с горячей жидкостью.

Практические работы –  работа с электроприборами: плита электрическая, микроволновая  печь, чайник,

Варианты объектов труда –как правильно пользоваться электроприборами, ножами и кухонными принадлежностями.

Октябрь

Блюда из овощей.

Основные теоретические требования- Виды овощей, содержание в них минеральных веществ белков, жиров, углеводов, витаминов. Влияние экологии на качество овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.

Практические работы.- Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности. Выполнение эскизов, оформление салатов для различной формы салатниц; круглой, овальной, квадратной. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда.- Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и варёных овощей. Овощные гарниры.

НОЯБРЬ

Блюда из рыбы.

Основные теоретические требования. - Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой рыбы.

Практические работы - Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка, и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда- блюда из вареной и жареной рыбы

ДЕКАБРЬ

Блюда из мяса

Основные теоретические требования - Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов.

Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.

Практические работы - Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов movoa – Блюда из мяса и субпродуктов.

ЯНВАРЬ

Бутерброды и горячие напитки

Основные теоретические сведения - Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы - Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и различных досок. Сервировка и подача к столу

Варианты объектов труда  Бутерброды и горячие напитки к завтраку.

ФЕВРАЛЬ

Блюда из птицы

Основные теоретические сведения - Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые  при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.

Практические работы - Определения качества птицы. Первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Блюда из птицы.

МАРТ

Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного

и слоеного теста.

Основные теоретические сведения - Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.

Практические работы - Выполнения эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформления из теста. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные

АПРЕЛЬ

Блюда из яиц

Основные теоретические сведения - Строение яйца. Приспособления и оборудование для приготовления  блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц.

Практические работы - Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц. Выполнения эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу.

Варианты объектов труда - Омлет, яичница, вареные яйца.

МАЙ

Блюда из круп и макаронных изделий.

Основные теоретические сведения - Виды круп и макаронных изделий. Правило варки. Крупных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранения в них витаминов группы «Б». Причины Увеличения веса и объёма при варки.

Практические работы- Подготовка к варки круп, бобовых и макаронных изделий.
Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной
консистенции и гарниров их крупы, бобовых и макаронных изделий. Сервировка
и подача к столу.        

Варианты объектов труда - Каши, гарниры из риса и макаронных изделий.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

3

3

2

Гигиена приготовления пищи

3

2

1

3

Техника безопасности на занятиях по кулинарии

3

1

2

4

Сервировка стола. Правила поведения за столом

6

2

4

5

Первичная обработка овощей.

3

1

2

6

Заготовка продуктов

6

2

4

7

 Блюда из рыбы

4

1

3

8

Мясные блюда

15

3

12

9

Бутерброды и  горячие напитки

9

3

6

10

Блюда из птицы

12

3

9

11

Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста.

18

3

16

12

Блюда из яиц

9

3

6

13

Блюда из круп  и макаронных изделий.

12

3

9

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации, ст. 43

2.Конвенция о правах ребенка

3.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания

4.Л.К. Сидорова. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Москва, 2003

5.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Рыбинский Г.М. возрастные стандарты социализации детей-сирот, Москва, 1991

6.Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 1998

7.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.

8.Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд:

 Обществ. питание.

9.Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.

10.Национальная и зарубежная кухня. Похлебкин В.В

11.Из истории русской кулинарной культуры. –М.:  Центрполиграф, 1996.