Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС в хореографии
учебно-методический материал на тему

Алымова Галина Ивановна

Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное изменение психических, физических и социальных параметров свойств и качеств личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Хореография для детей с ОВЗ50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Первомайская средняя общеобразовательная школа"

Первомайского района Тамбовской области

ДОКЛАД

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья  с учётом требований ФГОС в хореографии.

Педагог дополнительного образования:

Алымова Галина Ивановна

2016

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья  с учётом требований ФГОС в хореографии.

Сегодня образование находится на новом этапе развития, когда приоритетным направлением государство называет не определенные образовательные области, а воспитание. Если быть точнее, то воспитание в том виде, в котором оно существует уже очень много лет, но до последнего времени не выделялось в отдельное звено, а было сопутствующим обучению процессом. Тенденции нынешнего времени таковы, что в современном образовательном пространстве достаточно большое количество программ, методических пособий, книг, научных трудов о том, чему и как необходимо учить. Но, к сожалению, большая часть этих трудов посвящена самым обычным детям, которые учатся в массовых школах, занимаются в музыкальных и спортивных школах, участвуют в различных ансамблях и коллективах. Но, как быть с остальными детьми, с теми, у которых имеются серьезные заболевания, с теми у которых с детства поставлен диагноз "ребенок-инвалид"?

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья.  Правительство РФ разрабатывает различные программы, способствующие адаптации детей с ОВЗ в социум. Ярким примером тому может служить государственная программа «Доступная среда». Согласно этой программе детей с ограниченными возможностями здоровья приравнивают к обычным, здоровым детям.

Это же касается и ФГОС, особенностью которых является их нацеленность на первоочередное решение воспитательных задач. ФЗ «Об образовании» говорит о том, что воспитание – это, в первую очередь, целенаправленная деятельность по созданию условий для развития духовных ценностей детей, как общечеловеческих, так и отечественных, этнокультурных.

Нельзя не согласиться с тем, что традиции отечественной культуры, отечественного образовательного опыта являются национальным достоянием. Бесспорным остается и тот факт, что в сохранении культурного наследия ученые, исследователи, педагоги особое значение придают искусству.

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой,  находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Хореография для детей с ограниченными возможностями здоровья является специфической областью их развития и коррекции, в которой происходит положительное изменение психических, физических и социальных параметров свойств и качеств личности.

Для обозначения процесса формирования личности в танце используется два понятия – «танцевальное образование» и «танцевальное воспитание».

Понятия «образование» и «воспитание» тесно взаимосвязаны. Их общим семантическим полем является «процесс обучения». Как танцевальное образование, так и танцевальное воспитание призваны обеспечивать условия для всестороннего развития личности воспитанника: психофизического, социального, эстетического, нравственного становления учащихся.

Метод Танцевально-двигательной терапии использует образы или символы в работе с телом. Танцевально-двигательная терапия применяется с целью развития у детей самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия.

Пуртова Т.В. в книге «Учите детей танцевать» пишет: «Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее».

Действительно, на занятиях хореографией ребенок учится, в первую очередь, соблюдать нормы этики и эстетики. Этому способствует воспитание культуры танца, культуры взаимоотношения в коллективе и с педагогом, которые невольно проецируются детьми в повседневную жизнь. Дети, танцующие в коллективе, с первых дней знают о том, что они должны стараться, должны двигаться вперед, должны на каждом занятии работать в полную силу, потому что от каждого из них зависит успех выступления всего коллектива.

Еще одним немаловажным аспектом является то, что хореографы годами воспитывают в детях терпение, трудолюбие, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность, которые необходимы не только в хореографическом зале. Наличие именно этих качеств личности в дальнейшем будет способствовать личностному и профессиональному росту ребенка вне зависимости от выбранной им профессии.

Одним из критериев ФГОС, который предъявляют к результативности работы педагога, в частности педагога дополнительного образования, является развитие творческой, креативной личности ребенка. Достаточно большое количество людей считают, что творчество является исключительной особенностью избранных. Однако, еще в 1930 году в своем психологическом очерке «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский писал, что «… творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». Но хореография сама по себе невозможна без творческого развития. Хореографическая постановка по сути своей является театрализацией, только без слов. Подтверждением высказывания Выготского Л.С. является тот факт, что как на занятиях хореографией, так и в процессе работы над постановкой дети с огромным удовольствием принимают на себя образы хореографической композиции, особенно если они им понятны и близки, если эти образы носят яркий эмоциональный характер.

Дети наравне с педагогом стараются передать образность через музыкальность, пластичность лексики, мимику и другие выразительные средства хореографии. Нередко обучающиеся сами предлагают музыкальное или драматургическое решение, идеи для композиционной постановки, конечно, если в коллективе  царит атмосфера доверия, коллективного творчества и демократии.

Последний аспект, который мы рассмотрим – физическое развитие. Свою книгу «Анатомия танца» Жаки Грин Хаас начинает со следующей фразы: «Танец – это уникальная демонстрация человеком своих физических способностей, выражающая как неуемную энергию, так и нежные чувства… Танец является воплощением безукоризненного баланса, полного мышечного контроля, грации, ритма и скорости». На самом деле, очень сложно назвать группы мышц, связок и суставов, которые не были бы задействованы в процессе обучения хореографии. Красивая осанка, натянутось ног, подъем, выворотность ног, гибкость корпуса и, в итоге, изящность и грациозность не только походки, но и всех движений – все это достигается работой на занятиях.

Педагоги, работающие в детских хореографических коллективах, знают, что родители приводят детей в ансамбль для того, чтобы укрепить общее здоровье, снизить риск появления хронических простудных заболеваний, устранить проблемы позвоночника, для развития координации и двигательной динамики, внимания и памяти, с целью решенья некоторых психологических проблем, существующих у ребенка.

У меня в коллективе занимаются два ребёнка с ОВЗ. Девочка с нарушением слуха и мальчик с врождённой аномалией стоп. Мне повезло, эти дети оказались очень музыкальными, с развитым чувством ритма и танцевальными способностями. Я стараюсь предъявлять к ним такие же требования, как и другим ученикам. Но и естественно к каждому ищу свой подход, так как у них разные диагнозы.

Слабослышащая девочка, Мартынова Юля, мои занятия посещает вот уже три года. Казалось бы, девочка с нарушением слуха, не слыша музыку, а воспринимая только ритм, не может выразить то, что передаёт музыкальное произведение и замысел танца. Но понятный для неё образ животного, с лёгкостью был передан в хореографической композиции. В этом учебном году мы с ней сделали сольный проект, разучили танец «Кошки» с элементами акробатики. С этим танцем на областном конкурсе «На крыльях мечты» для детей с ОВЗ в Котовске, Юля заняла III место. В исполнении танца,  я демонстрацией движений помогаю Юле определить начало танцевальных элементов, а остальное она выполняет сама.

Мальчик с врождённой аномалией стоп (девятиклассник) пришёл ко мне только в этом учебном году, и то уже весной, для подготовки к Последнему звонку. Видя и осознавая, что у него хорошо получается танцевать, не смотря на его диагноз, он быстро влился в коллектив и намерен продолжать заниматься и дальше в моём творческом объединении.

Танцуя вместе с другими детьми, осознавая себя частью коллектива, Юля и Саша  самоутверждаются, самореализовываются, а главное они чувствуют себя принятыми, замеченными и значимыми.

Самый лучший метод работы с моими особенными ребятами, это метод поддержки, похвалы и ободрения. Своим трудолюбием и ответственностью,  отношению к делу и работоспособностью, эти дети с ОВЗ для других являются большим примером.

Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем сделать вывод о том, что в процессе занятий хореографией решается целый комплекс проблем: физическое развитие, развитие эмоциональной и волевой сферы, творческое развитие, духовное и эстетическое воспитание и, в конечном счете, развитие индивидуальных качеств личности. Все вышеперечисленное становится наиболее значимым при обучении хореографии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, опыт работы показывает, что хореография является не только методом коррекции и формирования эстетического воспитания учащихся, но и прекрасно интегрируется с другими общеобразовательными предметами, что повышает значимость ее применения.

Таким образом, можно сделать вывод, что танцевальное искусство – массовое искусство, которое доступно всем. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение. – 1991. – 93с
  2. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос, 2003. – 256с.
  3. Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1994.
  4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца. – Минск: Попурри, 2011. – 200с.
  5. Черепанова Н.Ю. Журнал «В мире науки и искусства философии, искусствоведения и культурологии» Издательство: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга" (Новосибирск) 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

Система организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Получение  детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является  одним из основных неотъемлемых условий...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно р...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...