Тренинг "Я-лидер?"
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Тренинг для участников программы "Школа Лидер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_ya_-lider.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Я – лидер?»

Цель: знакомство участников тренинга,  определение понятий: лидер и типы лидеров, выявление лидерских качеств у участников.

Содержание

Участ-

ники

Примеча-ние

1

Вводная часть

- Доброе утро, всем участникам тренинга. А утро действительно доброе. Во-первых, потому что мы собрались вместе на очередную сессию «Школы «Лидер»; во-вторых,

вы сегодня официально не учитесь, а в-третьих, у вас есть возможность выяснить являетесь вы лидером или вам еще надо над собой поработать? Тема тренинга так и называется «Я – лидер?»

 1. Знакомство. Упр. «Снежный ком». Упражнение проводится в кругу. Первый участник называет свое имя, а второй участник называет имя того участника, который представился перед ним, а затем называет свое имя. Третий участник должен повторить уже 2 имени и назвать свое имя и т.д. Последнему участнику нужно будет повторить имена всех сидящих в кругу.

  1. Упр. «Поменяйтесь местами». Участники сидят или стоят в кругу. Ведущий предлагает поменяться местами тем, у кого есть что-то общее.

- Тем, кто знает, что такое тренинг?

- Тем, кто принимал участие в тренингах?

- Тем, кто знает,  кто такой лидер?

- Тем, кто считают, что лидеры обществу не нужны?

- Тем, кто считает, что лидеры важны для общества?

- Тем, кто хотя бы 1 раз организовал мероприятие или дело?

- Тем, кто хотел бы организовать какое-либо интересное школьное или городское дело?  

- Тем, кто считают, себя лидером?  

- Тем, кто знает, зачем он пришел сегодня сюда?

- Тем, кто готов к работе?

3. «Правила работы тренинговой группы»

Анализ – Как  вы  себя чувствуете после такого активного знакомства?

Работа в круге

Общ.кр.

5 мин.

10 мин.

Правила

2

Основная часть.  

Кто такой лидер? Задача нашего тренинга определить понятие «лидер», рассмотреть типы лидерства, определить качества лидера и выяснить, какие качества нужны каждому из вас, для того, чтобы стать лидером?

1. Упр. «Золотой список». Составьте список из не менее 5 лидеров прошлого и настоящего (политики, военоначальники,  представители власти, продюсеры и т.д.) и укажите по одному качеству, которые помогли стать им успешными лидерами.

Каждый участник озвучивает имя лидера и качество, ведущий записывает качества на ватмане. Затем каждому участнику предлагается выбрать по одному из названных ими качеств, отсутствующее у него, но которое он хотел бы в себе развить.

Обсуждение:  какими качествами, по вашему мнению, обязательно должен обладать лидер.  

2. Определение понятия «Лидер», типология лидерства. Мы составили портрет лидера, а теперь нам нужно дать определение понятию «лидер».

 (авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним). (Приложение 2)

Давайте разберемся с типами лидерства. В социуме, в котором мы живем, существуют разные лидеры. Давайте вспомним какие?

С какими лидерами мы встречаемся в школе, в городе?

(С руководителями: мэр города, директор школы, председатель ученического самоуправления – формальные (официальные) лидеры. В среде сверстников всегда найдется лидер, которого никто на эту должность не назначал – это неформальный лидер. А бывает и так, что один человек может быть и назначенным на должность и быть неформальным лидером в определенных кругах – такой тип лидера называют смешанным).

Различают следующие типы лидеров, по реализуемым ими функциям (функции мы с вами вместе определим):

  • лидер-инициатор;
  • лидер-организатор (деловой);
  • лидер-эрудит;
  • лидер-генератор эмоционального настроения (эмоциональный лидер);
  • лидер-умелец.  (приложение 3)

3. Упр. «Переправа».  Берутся листы бумаги формата А-4 по количеству людей в группе плюс 1. Листки выкладываются поровну в две шеренги друг напротив друга на расстоянии двух шагов (примерно 1 метр) посередине кладется 1 листок.

Инструкция: Сейчас вы должны стать друг напротив друга, каждый на свой листочек. Лист посередине остается свободным. Представьте себе что вы находитесь по обе стороны обрыва между вами пропасть и есть лишь маленький островок посередине. Ваша задача поменяться местами с человеком, который сейчас стоит напротив вас, соблюдая следующие условия:

  • переправа должна происходить в полной тишине;
  • вы все время должны стоять на листках, на пол наступать нельзя.

У вас есть 5 минут на обсуждение способа переправы, во время обсуждения вы должны оставаться на своих листках. Переправиться вы должны будете за 10 минут. Время пошло.

За каждое нарушение правил штраф 10 секунд.

Обсуждение:

- что было сложным в выполнении задания;

- определился ли лидер среди вас? Назовите его?

- вы довольны тем, как выполнили задание?

- какую роль сыграл лидер в выполнении этого задания?

- смогли бы вы выполнить задание, если бы среди вас не было лидера?

Вывод: для руководства группой нужен лидер, а для успешного лидера – нужна команда.

Работа

 со (списком

приложение 1)

Типы лидеров

15 минут

10 минут

20 минут

3

Заключительная часть

  1. Упр. «Ай, да мы!». Каждый участник по кругу продолжает фразу:

«Я сегодня узнал… или я сегодня научился», а все вместе отвечают, «ай, да мы!»

Составители: педагоги-психологи ДДТ Интер О.В., Кравцова С.Н.

Приложение 1

Имя лидера

Качество

Имя лидера

Качество

Приложение 2

Лидер – член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий.

Лидер – член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы.

Лидер – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов и организует их вокруг себя, при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми и способствует организации и управлению этой группы при решении групповых целей.

Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре межличностных отношений членов группы и способствует своим примером, организацией и управлением группой достижению целей группы наилучшим образом.

Приложение 3

Выделяют следующие типы лидеров, по реализуемым ими функциям:

- лидер-инициатор;

- лидер-организатор (деловой);

- лидер-эрудит;

- лидер-генератор эмоционального настроения (эмоциональный лидер);

- лидер-умелец.