Аналитический отчет по теме самообразования
статья (9 класс) на тему

Гранкина Инна Борисовна

Отчет по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития

В. В. Давыдов

Творчество — это умственная гимнастика. Творчество — это ключ для развития мышления. Творчество — это свобода деятельности и мысли.

Творчество — это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в разнообразных жизненных ситуациях в современном мире. И в творческую деятельность необходимо вовлекать детей чем раньше, тем лучше.

Творчество отражает внутренний мир человека, его желания, стремления, переживания. Оно даёт человеку понятие о своей целостности. В момент творчества человек наиболее полно осознает свою индивидуальность, как личность. Способности к творчеству у всех детей разные. Они зависят от наследственности, темперамента, среды, которая окружает ребенка, от особенностей нервной системы, так музыкальный слух будет развиваться у детей с высокой чувствительностью иначе, чем у детей с низкой чувствительностью. Также большое значение, а во многом и определяющее, в развитии способностей к творческой деятельности имеют особенности обучения и воспитания.

Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Так же, творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми.

Детям с ограниченными возможностями здоровья легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально. Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства.

Немалое значение имеет тот факт, что творчество позволяет ребенку выражать негативные чувства, такие как: злость, обида, ненависть, зависть, в социально приемлемой манере, ликвидируя их полностью, или понижая их активность.

Если ребенок нерешительный, боязливый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Дети с ОВЗ несамостоятельны, они постоянно нуждаются в помощи и поддержке взрослого, в следствие чего они лишены обширных контактов и не имеют того опыта от других сверстников, который имеют обычные дети. Эти дети имеют ряд ограничений в различных видах деятельности. Их возможности приобретения навыков и мотивация к различным видам деятельности сильно ограничена. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (боязливость, тревога, страх и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Часто они не могут выразить свои переживания и страхи, например, в игре, как это происходит у обычных детей, что приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация). Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей. С новыми материалами работа необходима, так как она формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоуважение, самоутверждение, снимает страх неудачи. Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое.

Для детей с ОВЗ развитие творческих способностей, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем. 

Заключение

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья  трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

Четвертое условие развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – адекватная особенностям и способностям детей с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной деятельности, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы.

Формы внеурочной деятельности

Задачи

Формирование УУД

Кружки

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие интеллектуальных способностей.

Развитие социально - личностных способностей (коммуникативности, развитие лидерства).

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Личностные: самопознание, самоопределение; (мотивация). 

Познавательные:

логические; постановка и решение проблем; умение работать с информацией.

Коммуникативные:

участие в диалоге; доносить свою позицию до других, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы; сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению предмета.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Личностные: оценивать ситуации и поступки; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределяться в жизненных ценностях.

Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата; преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; чтение и работа с информацией; сотрудничать в совместном решении проблемы; выполнять различные роли в группе.

Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа.

Личностные: самоосознание (объяснять самому себе:

- что я хочу (цели, мотивы)

- что я могу (результаты);

- свои наиболее заметные достижения).

Познавательные: общеучебные; логические; постановка и решение проблем.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблем, осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи c учетом учебных и жизненных ситуаций; чтение и работа с информацией; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила дискуссионной культуры; умение аргументировать своё предложение.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет по теме: "Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка"

Данный материал надеюсь будет интересен многим учителям русского языка и литературы, так как в нем я постаралась проанализировать свою работу по данной технологии. Кроме самого отчета, там имеются при...

Аналитический отчет о теме самообразования

Аналитический отчет о теме самообразования...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии»

Содержание 1.        Принципы и методы активизации познавательной деятельностиучащихся………………………………………………………….. Стр. 3 2....

Информационно-аналитический отчет по теме "Креативное развитие дошкольников средствами детского дизайна"

 В отчете описан опыт работы по теме "Детский дизайн": цель, задачи, мониторинг, диагностические показатели детей дошкольного возраста....

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Аналитическая справка по теме самообразования "Система введения УУД в организацию уроков иностранного языка"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....